Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 482
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2) Санкции оказывают прямое или косвенное воздействие на партнеров
России, таких как КНР, Индия и другие. Наблюдаются разные подходы
правительств и частного бизнеса к санкциям против России в странах-
партнерах: правительства критикуют санкции, тогда как частный бизнес
вынужден приспосабливаться к санкционному режиму США и в целом
выполнять его.
Наиболее серьезное влияние санкции оказывают на партнерские связи в области ОПК. Санкции США носят экстерриториальный характер, то есть в случае их невыполнения могут пострадать контрагенты российских компаний.В частности, CAATSA может применяться против покупателей российскихвооружений. 2018 год показал, что отношение США к сделкам с Россией будет определяться контекстом отношений Вашингтона с отдельными партнерами Москвы. Американцы пошли на исключения для стран, которые считаются возможными стратегическими союзниками и партнерами США.Такие исключения были сделаны для Индии, Индонезии и Вьетнама с условием, что они сократят российские закупки10. Впрочем, пока ни одна из стран прямо не заявила о готовности выполнять требования Вашингтона.Действующие контракты остаются в силе, хотя стороны пытаются найти
альтернативные средства проведения платежей по ним. Заключаются новые крупные контракты: например Индия заключила с Россией крупный контракт на поставку ЗРК С-400.Иная тональность звучит в подходах США к Китаю. Против Пекина впервые были введены экстерриториальные санкции за оборонные сделки с Россией по самолетам Су-35 и ЗРК С-400. В «черный список» попал Департамент по развитию военной техники Центрального военного совета КНР и его директор Л. Шанфу. Причем обе сделки были заключены еще до появления CAATSA. Санкции вряд ли нанесут ущерб Китаю. Однако они сигнализируют общее отношение Вашингтона к российско-китайскому партнерству и направлены на «предупреждение» других стран. В краткосрочной и среднесрочной перспективе действия Вашингтона по выдавливанию россиян с оружейного рынка вряд ли будут удачными. Там, где речь идет о вопросах безопасности, российские партнеры будут искать обходные пути заключения и выполнения сделок. Конкурентная борьба за качество и цену вооружений будет играть гораздо более высокую роль. То же касается и других направлений сотрудничества на уровне государственных компаний. Там, где правительство имеет непосредственное влияние на бизнес, а торговые сделки с Россией напрямую отвечают национальным интересам, действия Вашингтона будут мало результативными, особенно в случае таких крупных стран как Китай или Индия. Иная ситуация складывается на уровне частного бизнеса. Для него санкции США являются значимым фактором, особенно если у компании есть интерес к американскому рынку или к международной деятельности в целом. Перспектива попадания в «черные списки», штрафов и запретов на долларовые транзакции за отношения с Россией серьезно беспокоит частный бизнес. Возникает ситуация, когда компании предпринимают чрезмерные усилия (overcompliance) по управлению риском санкций – они отказываются от взаимодействия с Россией даже в тех сферах, которые не подпадают под санкции. Ситуация ухудшается наличием в ряде стран регулятивных требований по учету национального и зарубежного режима санкций. Примером такой ситуации стали проблемы российских компаний при расчетах с китайскими контрагентами через банки КНР. В ряде случаев банки отказываются обслуживать транзакции, независимо от их отношения к секторальным санкциям США и других стран. Складывается парадоксальная ситуация, когда правительства РФ и КНР занимаются близкие позиции по неприемлемости односторонних санкций и влияния законов США и других стран на двусторонние отношения, но при этом частный бизнес идет в противоположном направлении.
3) Российское правительство предпринимает шаги по адаптации к санкциям. Сохраняются возможности для работы на российском рынке иностранных компаний, создаются новые механизмы для международных
экономических связей в обход санкций, используются точечные контрсанкции. Вместе с тем предотвращение влияния санкций на Россию
остается крайне сложной задачей в силу значительной асимметрии экономических потенциалов в сравнении со странами-инициаторами, а так-
же доминированием США в мировой финансовой системе.
В 2018 г. обновилось российское законодательство по противодействию санкциям. Ранее политика ответных мер строилась на основе Федерального закона «О специальных экономических мерах» 2006 г.11, а также указа Президента и последующих постановлений правительства 2014 г. Эскалация санкций против России со стороны США (особенно случай 6 апреля 2018 г.)поставил вопрос об обновлении законодательной базы. Подписанный Президентом закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и других государств»14 адаптировал законодательство к новым реалиям, оставляя российскому правительству широкий спектр возможностей по реагированию на происходящие изменений. В целом закон не носит дискриминационного характера в отношении зарубежных компаний и дает полномочия исполнительной власти действовать по ситуации. Позитивным событием стал также отказ от предлагавшихся поправок в Уголовный кодекс России, предполагавших наказание за исполнение санкций. Такие поправки могли серьезно ударить по инвестиционному климату страны. Их заморозка была положительно воспринята российским бизнесом. Министерство финансов России предложило ряд других мер по дальнейшей гармонизации законодательства с целью противодействия санкциями. В его составе образован новый профильный департамент по контролю за внешними ограничениями, а само министерство стало координатором действий по снижению негативного влияния финансовых ограничений против российских юридических лиц. Приняты постановления, направленные на смягчение санкций против страховых компаний и банков.
В апреле 2018 года США ударили по ряду российских бизнесменов, топ-менеджеров и чиновников. В «черный список» попали, в частности, Олег Дерипаска, Игорь Ротенберг, Виктор Вексельберг, Сулейман Керимов, Андрей Костин, а также связанные с ними компании. Известие о санкциях временно
обвалило российский фондовый рынок, но это было только начало. Опасаясь эскалации, иностранные инвесторы начали избавляться от российских активов. Доля нерезидентов на рынке ОФЗ снизилась с 34,5% в марте до 24,7% в ноябре, что явно не шло на пользу рублю.
По мере того, как санкционная риторика становилась все жестче, напряжение нарастало. В какой-то момент эмоции стали главной курсообразующей силой, подавив все объективные факторы (в том числе высокие цены на нефть).
Пик напряжения пришелся на третий квартал. Среднемесячный курс доллара, в июле составлявший 62,8 руб./$, в августе подскочил до 66,4 руб./$, а еще через месяц достиг 67,6 руб./$. В первой декаде сентября доллар перешагивал психологическую отметку в 70 рублей.
Едва ли удачным третий квартал оказался для Сбербанка — некогда самой дорогой российской компании (теперь этот статус принадлежит «Роснефти»). За 5 месяцев он потерял примерно десятую часть своей рыночной стоимости. Из-за нависших угроз цена обыкновенной акции Сбербанка упала с 210 рублей на 1 августа до 186,5 рубля на 28 декабря.
Конечно, на курс рубля влияли не только санкции, но и другие обстоятельства, сошедшиеся вместе.
Министерство экономического развития, анализируя картину внешней торговли России в 2019 году, указало на примечательный факт: американские санкции против таких стран, как Иран и Венесуэла, помогли России увеличить физический экспорт нефти в 2019 году. По данным таможенной статистики за январь–ноябрь 2019 года, российский экспорт сырой нефти увеличился на 3,8% в натуральном выражении. Существенный вклад в его рост внесли закупки со стороны Турции и самих США — именно из-за санкций против Ирана и Венесуэлы, говорится в комментарии Минэкономразвития относительно платежного баланса, поступившем в РБК.
По данным министерства, физический экспорт нефти в Турцию за 11 месяцев прошедшего года вырос в 4,5 раза к тому же периоду 2018 года «вследствие переориентации ряда турецких нефтеперерабатывающих производств на российское сырье после возобновления американских санкций в отношении Ирана».
За тот же период поставки российской нефти в Соединенные Штаты в натуральном выражении подскочили в три раза после введения американских санкций в отношении Венесуэлы, констатирует министерство.
Экспорт в Турцию и США
Согласно данным ФТС, проанализированным РБК, в январе–ноябре 2019 года поставки нефти в Турцию увеличились до 7,55 млн т с 1,69 млн т годом ранее. В стоимостном выражении экспорт рос чуть медленнее в связи с более низкими ценами на нефть — с $0,84 млрд до $3,41 млрд. Средняя цена российской нефти Urals в 2019 году снизилась на 8,8%, до $63,8 за баррель.Физические поставки в США выросли в 3,1 раза — с 1,38 млн т до 4,28 млн т. В стоимостном выражении экспорт нефти в Америку увеличился с $0,74 млрд до $1,95 млрд. Также Россия в январе–ноябре поставила в США нефтепродуктов на $3,8 млрд.РБК уже отмечал, что Россия с марта 2019 года опередила Венесуэлу по объемам поставок нефти в США, после того как венесуэльский экспорт практически обнулился из-за санкций.
Суммарно экспорт сырой нефти из России в 2019 году, по оценке Банка России (данные за четвертый квартал неполные), снизился на 5,9% и составил $121,6 млрд. На США и Турцию пришлось около 5% российского нефтяного экспорта.В целом топливно-энергетический экспорт (нефть, нефтепродукты, газ, СПГ) сократился на 9,2% — до $237,8 млрд. По данным ФТС, цены на экспортный природный газ снизились на 14% в годовом измерении, на СПГ — на 11,8%. Средняя стоимость нефтепродуктов опустилась на 9,6%.Поставки нефти в Китай (крупнейший потребитель российской нефти) в натуральном выражении за 11 месяцев увеличились на 3,8% (до 63,1 млн т), а в стоимостном снизились на 6,7% (до $30 млрд). Приостановка нефтепровода «Дружба» из-за попадания загрязненной нефти в середине 2019 года привела к изменению структуры поставок в Европу. Из-за увеличения танкерных перевозок экспорт в Нидерланды (второй крупнейший потребитель российской нефти) за 11 месяцев 2019 года вырос на 13%, однако прямые поставки в Белоруссию и Германию снизились, отмечается в обзоре Минэкономразвития.