ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание №1к семинару 06.04.2023
Дать определение следующим понятиям:
-
Мышление - высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений).
Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.
Мышление - психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений.
-
Разум - одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания (Кант, Гегель). Разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах. Разум следует отличать от других форм сознания — созерцания, рассудка, самосознания и духа.
Разум – это высшая степень мыслительного процесса, то есть, способность человека думать и рассуждать творчески, рационально, абстрактно. Собственно, наш вид рода людей называется Homo sapiens (человек разумный).
У разума только один функционал, зато какой! Разум использует всю информацию, которую хранит ум, обрабатывает ее на более высоком уровне, распознавая, что такое хорошо, а что такое плохо, с учетом возможных последствий и перспектив.
-
Рассудок - часть мыслящего сознания, способного логически осмыслять действительность, познавать в понятиях вещи и их отношения, способность составлять суждения (по Канту) превращает восприятия в опыт путём объединения их в категории. Своей этимологией восходит к глаголу рассуждать. -
Ум - это совокупность способностей к мышлению, познанию, пониманию, восприятию, запоминанию, обобщению, оценке и принятию решения кем-либо. -
Сознание - состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события.
Сознание - представление субъекта о мире и о своём месте в нём, связанное со способностью дать отчет о своем внутреннем психическом опыте и необходимое для разумной организации совместной деятельности.
Сознание является формой психической активности и элементом высшей нервной деятельности, основа которой - головной мозг.
-
Рефлексия - способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы. Термин произошел от латинского слова «reflectio» — «отражение». Это обращение внимания на себя, переосмысление, анализ. Человек смещает фокус извне на свои чувства, собственное «Я», переосмысливает происходящее. Сократ считал рефлексию доступным способом познания и совершенствования себя.
Рефлексия - это (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения.
Рефлексия (от латинского reflexio – обращение назад) в педагогике — это самоанализ деятельности и её результатов.
-
Предсознание - разновидность бессознательного, относящаяся к подпороговому восприятию. Это информация, которая была воспринята человеком, но не дошла до сознания, вызывающая слабые подпороговые ощущения. При повышении внимательности эта информация может быть воспринята осознанно.
К предсознанию относятся воспоминания: я их не помню, но если постараюсь вспомнить, то они в моем сознании появятся.
Предсозна́ние - термин психоанализа, обозначающий те восприятия, мысли и воспоминания, которые, не являясь частью нашего нынешнего осознанного опыта.
-
Бессозна́тельное - совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта, то есть в отношении которых отсутствует контроль сознания. -
Систе́ма - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. Претерпев длительную историческую эволюцию, понятие «система» с сер. 20 в. становится одним из ключевых философско-методологических и специально-научных понятий.
Система – это совокупность элементов, связанных между собой и согласованно действующих для достижения определенной цели. Системы строятся на трех обязательных составляющих: элементы, взаимосвязи и назначение (или цель).
-
Структура - определённая взаимосвязь, взаиморасположение составных частей, строение, устройство чего-либо. В философии. Структура - совокупность связей между частями объекта. В физике. Тонкая структура - группа близких уровней энергии и спектральных линий, различающихся из-за спин-орбитального взаимодействия.
Структура - определённая взаимосвязь, взаиморасположение составных частей, строение, устройство чего-либо. В философии. Структура -совокупность связей между частями объекта. В физике. Тонкая структура -группа близких уровней энергии и спектральных линий, различающихся из-за спин-орбитального взаимодействия.
СТРУКТУРА (лат. structura – строение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность; строение, внутреннее устройство, сложение.
Структура лат. - строение, расположение, порядок) - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
-
Эмердже́нтность или эмерге́нтность (англиц. от «возникающий, неожиданно появляющийся») в теории систем — наличие у системы свойств, не присущих её компонентам по отдельности. -
Парадигма - это система теорий, аксиом, понятий и т.п., служащая основной для прочих теорий, выдвижения гипотез и так далее. Термин из философии науки.
Проще говоря, если теория - это научный взгляд (буквально, в переводе с греческого) на какой-то частный предмет, то парадигма - это более общее представление, модель, возникающая из совокупности признанных теорий.
-
Что такое «система», «структура». Когда, при каких условиях хаос элементов/компонентов становится системой?
Исходным понятием в представлении материи как структурно упорядоченного образования выступает понятие «система»: по Л. Берталанфи. Система - это комплекс взаимодействующих элементов. В понимании того, что такое система, решающую роль играет значение слова «элемент». Элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном способе ее рассмотрений. Понятие «подсистема» выработано для анализа сложноорганизованных, саморазвивающихся систем, когда между элементами и системой имеются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система. Они объединяют в себе разные части (элементы) системы, в своей совокупности способные к выполнению единой (частной) программы системы. Будучи элементом системы, подсистема в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Аналогично обстоит дело с отношениями между понятиями «система» и «элемент»: они переходят друг в друга. Иначе говоря, система и элемент относительны. С этой точки зрения вся материя представляется как бесконечная система систем. «Системами» могут быть системы отношений, детерминаций и т.п.
Структура - это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами. Сюда включается общая организация элементов, их пространственное расположение, связи между этапами развития и т.п. По своей значимости для системы связи элементов (даже устойчивые) неодинаковы: одни малосущественны, другие существенны, закономерны. Структура прежде всего - это закономерные связи элементов. Среди закономерных наиболее значимы интегрирующие связи (или интегрирующие структуры). Они обусловливают интегрированность сторон объекта. В системе производственных отношений, например, имеются связи трех родов: относящиеся к формам собственности, к обмену деятельностью и к распределению. Все они существенны и закономерны. Но интегрирующую роль в этих отношениях играют отношения собственности (иначе формы собственности). Интегрирующая структура является ведущей основой системы. Качество системы определяется, во-первых, элементами (их природой, свойствами, количеством) и, во-вторых, структурой, т. е. их связью, взаимодействием. Материальные системы суть единство элементов и структуры.
-
Привести примеры систем:
Системы с одним запасом. Запас и два балансирующих цикла обратной связи (циклы конкурируют между собой) — так работают обогреватели с термостатом. Информация, получаемая за счет обратной связи, может повлиять только на будущее, предстоящее поведение; внутри системы информация распространяется с запаздыванием, и воздействие не может быть настолько быстрым, чтобы моментально скорректировать поведение, вызвавшее текущую обратную связь. Лицо, принимающее решение на основе обратной связи, не может изменить текущее поведение системы, вызвавшее эту обратную связь; все принимаемые решения повлияют только на ее поведение в будущем. Доминирование — очень важное понятие в системном мышлении. Если один цикл доминирует над другим, он в большей степени определяет поведение системы. Системно-динамический анализ не предназначен для того, чтобы предсказывать, что произойдет. Он позволяет выяснить, что может произойти, если те или иные движущие силы поведут себя так или иначе. Запаздывание в балансирующем цикле обратной связи приводит систему к колебаниям. Запаздывания и задержки могут очень сильно влиять на системы — во многом они определяют тип поведения систем.
Система с двумя запасами. Невозобновляемый запас препятствует использованию возобновляемого запаса: экономика нефтяной отрасли. Любая физически растущая система рано или поздно столкнется с тем или иным типом ограничения. Подобное ограничение сыграет роль балансирующего цикла обратной связи, который тем или иным образом обратит доминирование усиливающего цикла, ответственного за рост,— либо за счет увеличения потоков на выходе, либо за счет уменьшения потоков на входе в систему. Рост в среде, которая накладывает свои ограничения, встречается очень часто. Настолько часто, что специалисты по системному мышлению называют это архетипом «пределов роста». Использованию возобновляемых запасов препятствуют ограничения самих возобновляемых запасов: экономика рыболовецкой отрасли. Невозобновляемые ресурсы ограничены объемами запасов. Возобновляемые ресурсы ограничены скоростью производства.
Проанализировать примеры как системы:
-
Живая система - человек. Человеческий организм - это поразительный пример системы. Он способен оказывать сопротивление тысячам видов различных внешних возбудителей заболеваний, выдерживать значительные перепады температур и использовать для питания множество разнообразных продуктов, перераспределять кровообращение, затягивать раны, ускорять или замедлять метаболизм, а также в определенной степени компенсировать отсутствие или повреждение некоторых своих частей. Прибавьте к этому самоорганизующийся интеллект, который способен учиться, социализироваться, создавать технологии и даже трансплантировать органы, и перед вами предстанет потрясающе устойчивая система, хотя и не бесконечно устойчивая, так как по крайней мере на данный момент ни один человеческий организм, наделенный интеллектом, не смог добиться такой устойчивости, чтобы в конечном счете спасти себя или другой организм от смерти. -
Социальная система – общество. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементы-люди, социальная деятельность которых обуславливается определенным социальным статусом, социальными ролями, социальными функциями, которые они выполняют, социальными нормативами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т.д.).