Файл: Дать определение следующим понятиям Мышление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальная система может быть представлена в трех аспектах. Первый аспект - как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня и т.д.); второй-как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; третий-как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы.

Первый аспект связан с понятием социальной организации, второй- с понятием социальной организации, третий - с понятием культуры.

Социальная система, таким образом, выступает как органическое единство трех элементов - социальной общности, социальной организации и культуры. В социологии под системой понимается определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. В частности, любая социальная группа представляет собой сложную систему, не говоря уже об обществе и т.п. 

При изучении общества как целостной системы выделяют два основных аспекта: структуру общества и его изменение. Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов. Современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов. Причем, эти части, и элементы тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют. Поэтому общество и существует как единый, целостный организм, как единая система.

Однако вся внешняя сложность и многообразие общественной жизни, в сущности, может быть сведена в ту или иную разновидность совместной деятельности людей. Деятельность определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Каковы же ее составные элементы? Первый элемент, необходимый фактор всякой деятельности – человек. Он ее активная сторона – субъект. Однако чаще в этом качестве выступают объекты другого рода, четко разделяющиеся на две подгруппы: вещи, с помощью которых человек изменяет и приспосабливает окружающую среду к своим потребностям; средства, необходимые для человеческой деятельности, хотя и не имеющие вещественного характера (язык жестов, звуковая и письменная речь и т.д.). Но, кроме названных, имеется еще один элемент, необходимый для всякого социального действия – это связи – отношения между указанными основными компонентами социального действия. Таким образом, существуют четыре элемента всякой человеческой деятельности – люди, физические вещи, символы и связи между ними.


  • Духовная система – культура. Культура сложна и многообразна. Она проявляется по-разному, пронизывает всю человеческую историю, жизнь каждого человека. Именно поэтому ее изучают самые разные науки. Культурология изучает не отдельные проявления культуры, а всю культуру как целостность.

Наука XX века стала рассматривать сложные объекты как целостность, определив их как систему.

Понятие «система» получило чрезвычайно широкую область применения, став одним из ключевых философско-методологических понятий.

Система (в переводе с греческого – целое, составленное из частей, соединение) совокупность связанных друг с другом элементов, образующих определенную целостность, единство.

Понятие системы можно определить через ряд ее признаков. Система представляет комплекс взаимосвязанных элементов, но не сводится к сумме их свойств. В то же время свойства целого не могут быть определены без учета основных свойств элементов, ее составляющих, и наоборот. Любая система может быть подсистемой или элементом системы более высокого порядка. В каждой системе есть системообразующий элемент, придающий системе устойчивость и упорядоченность. В каждой системе наличествует несколько типов связей между элементами. Специфика системы не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана прежде всего с характером их взаимодействия. Устойчивые связи между элементами определяют упорядоченность системы и выражаются через понятие «структура».

Одна из первых попыток рассмотрения культуры как системы принадлежит Л. Уайту. В своих работах «Наука о культуре», «Понятие культуры», «Эволюция культуры» он рассматривает культуру как целостную саморазвивающуюся систему материальных и духовных элементов. Системный подход к изучению культуры применяют Б. Малиновский, П. Сорокин и один из создателей системно-структурного подхода в социологии Т. Парсонс.

Сложность реализации системного подхода к культуре в том, что все элементы культуры сами по себе сложные системы: искусство, наука, религия, мораль, мифология и др.

Культурология как наука стремится выработать целостное представление о культуре. Рассмотрение культуры как системы, использование принципов системного подхода дает возможность наиболее всестороннего изучения культуры.

Культура – сложная саморазвивающаяся система. Но она сама является одной из подсистем более сложной системы – общества. Следовательно, культура как система, как целостность существует и развивается в связи с обществом и в зависимости от общества. В то же время общество испытывает влияние культуры как одного из образующих его элементов.



Но общество состоит из многих входящих в него элементов, имеет много подсистем: экономическую, политическую, социальную и др. Культура связана с ними и взаимодействует прямо или косвенно. И если одна, а тем более несколько подсистем длительное время испытывают запредельные нагрузки, начинает разрушаться сама система. В нашем обществе разрушение экономики, изменение политической системы привело к разрушению всей системы, нарушению функционирования всех ее подсистем, в том числе и культуры. Без учета качественного изменения макросистемы, какой является общество, понять изменения, происшедшие в культуре, и процессы, которые в ней происходят, – невозможно.

Таким образом, рассмотрение культуры как системы дает возможность понять совершающиеся в ней процессы в контексте изменений, происходящих в обществе и в составляющих его элементах.

Системный подход, давая возможность представить культуру целостно, помогает выявить специфику разных ее элементов, их взаимосвязь и влияние друг на друга. Это позволяет понять культуру как специфическую форму жизнедеятельности, принципы культурных связей, культурные институты, культурные образцы, которые определяют систему культуры.

Так как существует много определений культуры, то возникает много представлений культуры как системы – в зависимости от того, какой признак культуры считается определяющим.

Но системный подход – достаточно толерантная концепция, не позволяющая абсолютизировать выводы и противопоставлять их друг другу.

Рассматривая культуру как процесс и результат человеческой деятельности, в ней выделяют основные формы этой деятельности: материальную и духовную. Каждая из них имеет свою специфику и свои формы. Некоторые ученые называют еще социальную деятельность как особую самостоятельную форму культуры. Но традиционно принято считать, что материальная и духовная формы человеческой деятельности составляют основные подсистемы культуры.

  • Неживая система-автомобиль. Если рассматривать автомобиль как систему, значит, он должен подходить под определение системы и отвечать всем ее признакам. Система-это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство.

Таким образом, автомобиль должен:


  1. Состоять из множества элементов.

  2. Элементы должны быть связаны друг с другом.

  3. Элементы должны образовывать целостность, единство.

Рассмотрим 1 пункт: автомобиль состоит из множества элементов такие как: мотор, руль, бензобак, кузов, колеса, тормоза и много других. Значит соблюден признак системы.

Мотор автомобиля приводит в действия колеса, руль автомобиля управляет колесами, из бензобака бензин поступает в мотор, останавливается автомобиль при нажатии на тормоз. Все элементы автомобиля тесно связаны друг с другом, значит выполняется и 2-й признак системы.

Простое наличие элементов не образует автомобиль. Поэтому все детали особенным образом связаны, что подтверждает 3й пункт.

Автомобиль является системой, т.к. если убрать любую деталь, то автомобиль не будет работать как надо. Автомобиль является искусственной системой, т.к. машину изобрел и построил человек, а не природа.

Главная функция автомобиля - комфортное и быстрое передвижение людей и грузов по земной поверхности. Изменение функций системы приводит к изменению самой системы. Т.к. основная функция автомобиля – это комфортное передвижение, то если мы изменим функцию, например на подводное передвижение, то и внешний облик и остальные составляющие тоже изменятся.

Автомобиль-это реальная физическая система, т.к она соответствует следующим высказываниям:

-состоит из материальных элементов

- мы способны их воспринимать

Человек как система, больше всего взаимодействует с системой автомобиль. Автомобиль – это закрытая система, т.к. почти не зависит от других систем и призвана защищать людей. Автомобиль-это динамическая система, т.к. развивается и улучшается во времени. Он не является симметричной системой, т.к. множество элементов, находящихся в ней, расположены не симметрично. Такие как руль, бензобак, бардачок и т.д.

  1. Синергетика – самоорганизация моделей и структур в открытых системах, далеких от термодинамического равновесия. Суть, принципы и категориальный аппарат синергетики.

Синергетика (греч. sinergeia - совместное действие) - одно из ведущих направлений современной науки.

Синергетика - наука о процессах развития и самоорганизации сложных систем произвольной природы. Она наследует и развивает универсальные, междисциплинарные подходы своих предшественниц: тектологии А.И. Богданова, теории систем Л. фон Берталанфи, кибернетики Н. Винера. Однако в отличие от последних ее язык и методы опираются на математику и точное естествознание конкретных дисциплин, изучающих эволюцию сложных систем. В частности, синергетика учит нас создавать уравнения моделирующие реальность, что ранее было позволительно лишь классикам науки.


Суть понятия "Синергетика" - этимологически синергетика происходит от греческого «синергетикос» - совместный, согласованно действующий.

На первом этапе развития под синергетикой понимали область научных исследований, целью которых было выявление общих закономерностей в процессах образования, устойчивости и разрушения упорядоченных временных и пространственных структур в сложных неравновесных системах различной природы: физических, химических, биологических, социальных и т.д.

Здесь «совместная, согласованное действие» может быть как следствием самоорганизации (в результате развития собственных неустойчивостей в системе), так и следствием вынужденной организации за счет внешних воздействий.

Как определили ученые Ю. А. Данилов и Б. Б. Кадомцев в статье «Что такое синергетика?», понятие синергетики на данный момент сложно сформулировать однозначно. Они считали, что эта наука – одно из только зарождающихся исследовательских направлений, изучающих процессы самоорганизации и образования, поддержания и распада структур в разнообразных природных системах.

Понять, что такое синергия в рамках одного определения, для многих сложно. Попробуем обратиться к сути понятия.

Суть процессов в синергетике – это новый диалог человека с природой, т.е. пересмотр всех подходов и процессов. Причем такой подход заложили ученые физики, а подходит он всем направлениям науки и жизни: биологии, химии, социологии, политике и маркетингу. Мир меняется. Материальная сторона жизни инертна – сложно сдвинуть с места устоявшиеся теории, алгоритмы, правила и устои, привычки – все это требует времени и определенных усилий. Проще оставить все, как есть, но факт: как есть часто не работает, как было задумано. Синергетика как раз и предлагает пересматривать то, что перестает работать, то, что сделает жизнь удобнее в изменяющемся мире.

Несколько общих слов о выборе методологических принципов. Во-первых, прин­ципы синергетики могут находиться в отношении кольцевой причинности, т.е. могут быть определяемы друг через друга, что не является порочным логическим кругом, но герменевтическим кругом, с которым мы часто сталкиваемся при описании разви­вающихся систем.

Во-вторых, принципов не должно быть слишком много. Человек, их использую­щий, просто не сможет одновременно уследить за их соблюдением в реальной модель­ной деятельности.