Файл: 1. Общая характеристика следственного отдела Следственного управления Следственного комитета 7.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
1. Общая характеристика следственного отдела Следственного управления Следственного комитета 7
1.1 Основные цели и задачи следственного отдела 7
1.2 Полномочия руководителя следственного органа 8
1.3 Полномочия следователя 10
2. Предварительное следствие 12
2.1 Общая характеристика предварительного следствия 12
2.2 Производство следственных действий 14
Заключение 23
Список литературы 24
Приложение А 25
Приложение А 28
ВВЕДЕНИЕ
С 06 июля по 02 августа я проходила учебную практику в Октябрьском межрайонном следственном отделе Следственного управления Следственного комитета России по Республике Мордовия. Целью данной практики являлось: во-первых, ознакомиться с организацией работы в следственном отделе внутренних дел, распределением функций между отделениями и сотрудниками, планированием работы отдела в целом и его подразделений, во-вторых, изучение работы следователя.
Октябрьский межрайонный следственный отдел СУ СК РФ по РМ расположен по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Лихачева, 35 А
Руководителем практики был назначен следователь по особо важным делам Октябрьского межрайонного следственного отдела СУ СК РФ по РМ лейтенант юстиции Машков Андрей Юрьевич. Я присутствовала при ряде процессуальных действий, проводимых следователем, таких как: допрос свидетеля, допрос потерпевшего, допрос подозреваемого. Участвовала в производстве следственных действий, предусмотренных УПК РФ: осмотр места происшествия, вещественных доказательств, выемка документов. Так же мною были составлены проекты различных процессуальных документов, в том числе проект постановления об отказе в возбуждении уголовного дела [Приложение А].
По прибытию на место практики, мне было предоставлено рабочее место. Мое рабочее место было оснащено: рабочим столом, креслом, персональным компьютером, набором канцелярских предметов. Рабочий стол отвечал современным требованиям эргоэкономики и позволял удобно разместить на рабочей поверхности оборудование с учетом его количества, размеров и характера выполняемой работы. Поскольку работа сочетает в себе работу за компьютером и бумажную, то стол, помимо места для монитора, клавиатуры, системного блока, содержал еще и дополнительные полочки, ящики, чтобы не загружать бумагой рабочее пространство стола. Рабочее кресло обеспечивало физиологически рациональную рабочую позу, при которой не нарушается циркуляция крови и не происходит других вредных воздействий. У кресла была упругая спинка анатомической формы, которая уменьшала нагрузку на позвоночник. Кресло имело стационарные подлокотники, поверхность сиденья, спинки и подлокотников была мягкая, с нескользящим не электризующимся, воздухонепроницаемым покрытием, легко очищаемым от грязи. Монитор компьютера располагался на рабочем столе прямо, и был удален от глаз на 50-60 см. Клавиатура располагалась в 10-15 см от края стола. В помещении находилась аптечка первой медицинской помощи, корзина для утилизации мусора, также в кабинете имелся служебный телефон.
1. Общая характеристика следственного отдела Следственного управления Следственного комитета
1.1 Основные задачи и принципы деятельности следственного отдела
Основополагающими нормативно-правовыми актами, на основании которых функционируют следственные органы, являются: «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 г. №174-ФЗ; Федеральный закон от 28.12.2010 №404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия»; Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ; Указ Президента Российской Федерации от 14.01.2011 г. № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации».
Основными задачами являются:
1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
3) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
4) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
5) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
6) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.
Следственные органы и учреждения Следственного комитета:
1) осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) действуют гласно в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;
3) информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также население о результатах следственной деятельности.
1.2 Полномочия руководителя следственного органа
В соответствии со статьёй 39 УПК РФ руководитель следственного органа – это должностное лицо, возглавляющее соответствующее подразделение.
Руководитель следственного органа уполномочен:
1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;
2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;
3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;
4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;
5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;
6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;
7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК РФ;
8) продлевать срок предварительного расследования;
9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;
10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой ст. 221 УПК РФ, решения прокурора, вынесенного в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 УПК РФ;
11) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными УПК РФ.
Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.
1.3 Полномочия следователя
Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее УПК РФ), осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
В соответствии со статьёй 38 УПК РФ следователь уполномочен:
1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК;
2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
5) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.
В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.
2. Предварительное следствие
2.1 Общая характеристика предварительного следствия
Предварительное следствие является основной формой расследования преступлений, первоначальный срок ведения которого определен в процессуальном законодательстве. Следователь определяет ход расследования уголовных дел и принимает в связи с этим соответствующее решение. Решение оформляется в форме постановлений, которые вызывают определенные процессуальные последствия и являются обязательными для исполнения, как самим следователем, так и участниками уголовного процесса.
Предварительное расследование - это урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность специально уполномоченных на то органов и должностных лиц по установлению фактических обстоятельств преступления, виновности лица, его совершившего, привлечению его к уголовной ответственности, защите нарушенных преступлением прав и свобод личности, законных интересов общества и государства, ограждении от неосновательного обвинения и реабилитации каждого невиновного. Расследование уголовных дел относится к предварительному расследованию.
Деятельность органов предварительного следствия регламентирована Уголовно-процессуальным кодексом, в соответствии с которым они решают следующие основные задачи: быстрое раскрытие преступления, установление и изобличение всех обвиняемых; всестороннее, полное и объективное расследование уголовного дела; поиск и процессуальное оформление доказательств, как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого; формирование обвинения в соответствии с требованиями закона; соблюдение интересов и прав всех участников процесса в производстве по уголовному делу; принятие мер по возмещению материального ущерба и устранению негативных последствий от преступления; профилактическое воздействие на причины и условия, способствовавшие совершению преступления.