Файл: Курсовая работа по дисциплине Современные методы преподавания биологии Научный регистрации по журналу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.АКМУЛЛЫ»
ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра биоэкологии

и биологического образования
Направление 44.03.05 –

Педагогическое образование

(с двумя профилями подготовки) направленность (профиль)

«География и биология»

Курс IV

ФАКУЛЬТАТИВЫ ПО БИОЛОГИИ, ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Современные методы преподавания биологии»

Научный руководитель:

№ регистрации по журналу

учета курсовых работ ___________

Дата защиты___________________

Оценка________________________

подпись руководителя


Уфа 2022

Содержание


Введение…………………………………………………………………..

3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ………………………..……......................................................

5

1.1. Сущность факультативных занятий………………………

5

1.2. Основные формы, принципы и методы обучения на факультативных занятиях по биологии…………………………………

11

1.3. Педагогическое технологии, применяемые при проведении факультативных занятиях по биологии…………………...

14

ГЛАВА 2. ФАКУЛЬТАТИВЫ ПО БИОЛОГИИ. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ КАРТ ПО БИОЛОГИИ……………………………………………………………….

18

2.1. Разработка технологических карт………………………...

18

2.2. Факультативные занятия по биологии для 7 класса…......

23

Заключение……………………………………………………………......

38

Литература………………………………………………………………...

40


Введение

Актуальность исследования. Факультативные занятия – это занятия, организуемые для углубления и расширения знаний по отдельным курсам, темам или вопросам; занятие в школе, посещаемое по выбору учащегося (в отличие от занятий, которые являются обязательными для посещения).
Факультативные занятия строятся на добровольной основе.

Итогами работы факультативов может быть не только подготовка полеводов, животноводов, механизаторов, фотографов и прочих специалистов, но и изготовление оборудования для кабинета биологии, живого уголка, пришкольного учебно-опытного участка. Итак, формы факультативной и юннатской работы разнообразны, объемны и значимы с прикладной и педагогической точек зрения, поскольку здесь присутствует не только углубление и расширение знаний и формирование умений, но и воспитание трудовое, нравственное, эстетическое, а также воспитание чувства гордости за себя, свою школу и т.д. Факультативные занятия накладывают на учителя повышенную ответственность, т.к. тут мотивированные, интересующиеся и одаренные учащиеся могут получить новое, актуальное, оригинальное знание. Недопустимо, чтобы факультативы превращались в дополнительные внеурочные занятия, например, по решению задач, примеров, упражнений, подготовке к контрольной работе, зачетам, экзаменам. В отличие от обычных предметных классно-урочных занятий на факультативных должны преобладать более активные формы подготовки: лекции, семинары, деловые и ролевые игры, самостоятельная лабораторная и практическая работа с литературой не только учебной, но и специальной дополнительной, написание и защита рефератов и, наконец, самостоятельное выполнение практической и особенно исследовательской экспериментальной работы. Все это в комплексе способствует развитию и формированию умений самостоятельно и творчески применять полученные на факультативе знания на практике, в жизни. (https://kerchtt.ru/hod-zanyatiya-vneklassnaya-rabota-po-biologii-razmnozhenie-akvariumnyh-ryb/)

Целью работы является: рассмотреть влияние факультативных занятий на повышение биологических знаний школьников.

Задачи исследования:

– определить сущность факультативных занятий в результате анализа психолого-педагогической литературы;

– изучить принципы, формы и методы, используемые на факультативах по биологии;

– разработать технологическую карту факультатива по биологии для среднего школьного возраста.

Объект исследования: факультативные занятия по биологии.

Предмет исследования: содержание, методы, формы и принципы факультативных занятий для учащихся средних классов общеобразовательной школы.



Методы исследования: метод анализа (выделение и изучение отдельных частей явления), системный подход (рассмотрение объекта или явления как системы), метод классификации (группировка явлений по определённым признакам), метод сравнения (сопоставление двух и более объектов исследования по отобранным автором признакам), метод контент-анализа (исследование текстов и документов).

Практическая значимость исследования заключается в том, что факультативные занятия имеют огромное значение для усвоения школьниками учебного материала и овладения дополнительными знаниями по биологии с использованием доступных и интересных методов.

Структура работы: курсовая работа изложена 41 странице, состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы. Работа проиллюстрирована 4 таблицами, список использованных источников включает 15 наименований.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ


    1. Сущность факультативных занятий

Факультативный курс – это учебный курс, предмет, изучаемый по желанию учащимися средних специальных и профессионально-технических учебных заведений и общеобразовательных школ.

Термин "факультативный" (от франц. facultatif и лат. facultas – возможность) означает возможный, необязательный, предоставляемый на выбор (напр., факультативный курс), действующий от случая к случаю.

В современной школе факультативные курсы (темы) являются дополнением к основному объёму общеобразовательных знаний, который определяется учебным планом и программами.

Название подчёркивает отличительную особенность этого вида учебной деятельности. Она связана с добровольным выбором учениками для углубленного изучения тех предметов, которые их более всего интересуют. Это сближает факультативные занятия с внеклассными формами познавательной деятельности, например, с предметными кружками [2].

Факультативные занятия – занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.


Факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной и биологической направленности.

Для организации факультативных занятий учащиеся одного или параллельных классов объединяются в группу. Наполняемость групп составляет не менее пяти учащихся.

К факультативам предъявляется ряд требований.

1. Их необходимо проводить с небольшими группами (не более 10-15 человек) учащихся по особым более усложненным, углубленным и расширенным программам Министерства образования или по программам, составленным руководителем (учителем или специалистом) факультатива. (Факультативные занятия как форма образовательного процесса в школе организуется в соответствии с Федеральным законом об образовании, типового положения о введении факультативных занятий в общеобразовательной школе I-III ступеней, уставом школы, санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»). Цель факультативной подготовки - дать учащимся углубленные знания и практические умения по различным разделам биологической, сельскохозяйственной, методической, в объеме, значительно превышающем школьную программу. Другими словами, наиболее целесообразны в настоящее время факультативы следующих профилей: биологический, агрономический (полеводы, овощеводы, садоводы, пчеловоды, механизаторы, фермеры, предприниматели, менеджеры, животноводы), медицинский, экологический, фитодизайн, агродизайн.

2. Весьма целесообразно, чтобы факультативные занятия проводились не только и не столько школьными учителями-предметниками, но и приглашенными учеными вузов и НИИ, опытных станций, высокопрофессиональными практиками специалистами производства –агрономами, зоотехниками, инженерами, врачами и т.д.

Факультативные занятия предусматриваются специальным расписанием, которое утверждается директором школы, и проводятся до или после уроков. Факультативные занятия в 9-11 классах могут проводиться в шестой школьный день. Их следует планировать в дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между обязательными занятиями и факультативами должен быть перерыв: перед пятым уроком для учащихся 2-4 классов не менее 15 минут, перед шестым уроком для учащихся 5-7 классов и перед седьмым уроком в 8-11 классах не менее 20 минут. Продолжительность факультативного занятия во 2-11 классах не должна превышать 45 минут.


Карандашев В.Н. считает, что "факультативный курс: дополняет и развивает содержание, ведущие идеи и научные понятия основного курса" [4, с.104], что в целом совпадает со взглядами Дубровиной И.В. По мнению Мухиной В.С., "факультативные занятия призваны развивать способности учащихся" [7].

Содержание учебной работы учащихся на факультативных занятиях определяется не только предметным содержанием изучаемых тем и разделов, но и различными методическими факторами [11]:

1. Соотношением теории и учебных упражнений;

2. Содержанием познавательных вопросов и задач.

С момента введения факультативных занятий проведена большая поисковая работа в определении наиболее целесообразного построения факультативных курсов, в определении их содержания и системы. Содержание факультатива должно исходить из содержания основного, программного материала, продолжать его посредством использования обобщения, конкретизации, аналогии, что позволит учащимся принимать участие в организации содержания факультативного курса.

Проведение факультативов требует высокого уровня профессиональной подготовки учителя. В ряде случаев для руководства факультативными группами приглашают преподавателей высших (особенно педагогических) или средних специальных заведений.

Выбор факультатива производится школьниками свободно в соответствии со своими интересами. Но возможность свободного выбора накладывает определённые требования на систему факультативных занятий, диктуя ограничения, относящиеся как к содержанию, так и к методике этих занятий.

Так как учащиеся посещают факультатив по своему выбору, то в его основе может лежать в большей или меньшей степени устойчивый интерес к предмету, сформировавшийся для этого выбора [9].

Опора на такой интерес позволяет рассматривать темы, не соотносящиеся непосредственно со школьной программой, но имеющие общеобразовательное значение. У учащихся, которые интересуются дополнительным образованием, возникает потребность, желание заниматься им, а такое желание помогает как ученику, так и учителю. В результате, темы факультативных занятий проходятся этими учащимися быстрее и усваиваются лучше, нежели темы обязательной программы с остальными учениками.

Специфику факультатива как формы организации учебной деятельности обучающихся очень чётко, на наш взгляд, определил Карандашев В.Н. [5]: