Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Санкт-Петербург
2001
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Теоретическая часть
Глава 1 Общая характеристика обязательных резервов как инструмента ДКП . . . . . . . 5
1.1 Денежно – кредитная политика государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Обязательные резервы как инструмент ДКП . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Глава 2 Учёт операций по формированию и регулированию обязательных резервов . . . 17
2.1 Учёт формирования обязательных резервов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.2 Учёт регулирования обязательных резервов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Практическая часть
Глава 3 Проверка правильности составления расчета регулирования
размера обязательных резервов, депонируемых в Банке
России, и достоверности представленных в нем
сведений (на примере банка «АРСЕНАЛ») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Приложения
Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Приложение 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Приложение 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
ВВЕДЕНИЕ
Вступление в XXI век знаменуется переходом мировой экономики в качественно новое состояние. Возникает принципиально новая экономика, отличительные черты которой — глобализация, либерализация, распространение новых технологий, систем телекоммуникации и Интернета, электронного бизнеса, коммерции и бэнкинга. Цивилизация приобретает черты информационного мира. А в нем доминируют не материальные, а интеллектуальные и финансовые ресурсы.
Актуальность темы заключается в том, как в новых условиях изменится роль государства, в частности Банка России, традиционно регулирующих денежное обращение, национальную денежную массу и вообще все денежное хозяйство любой страны? Возможно, тотальная либерализация, самофинансирование и эффективные, планетарно объединенные финансовые рынки постепенно сведут роль национальных монетарных властей к минимуму?
В этой ситуации Банк России должен достаточно тонкими инструментами денежно-кредитного регулирования поддерживать баланс между задачами увеличения денежной массы для обеспечения экономического роста, пополнения золотовалютных резервов, обслуживания внешнего долга, недопущения значительных колебаний валютного курса. При этом чрезвычайно важно не допустить неконтролируемый рост цен и падение жизненного уровня населения.
Для этого необходимо перейти от жесткой политики количественного регулирования денежной массы к регулированию процентных ставок. Плавно снижая процентной ставки, Банк России может добиваться стабильного безинфляционного роста, что и наблюдается в экономике развитых стран в последние 17 лет.
Другим, не столь гибким, но сильнодействующим инструментом денежно-кредитного регулирования является механизм обязательного регулирования средств коммерческих банков в Банке России Обязательные резервы призваны обеспечить стабилизацию процентных ставок денежного рынка и устойчивый спрос кредитных институтов на ликвидность. Они используются практически повсюду в мире; их значение отражено даже в названии Центрального банка страны, где они возникли, который именуется Федеральной резервной системой. В Европе резервы не используются только в Бельгии и Люксембурге. В России норма резервирования относительно выше, чем в странах Европейской валютной системы, где установлен единый норматив обязательных резервных требований 2%.
В дополнение к обязательному резервированию регулировать денежную массу в необходимом для производства направлении могла бы эффективно организованная система Рефинансирования банков. Следующий инструмент монетарного регулирования — операции на открытом рынке, т. е. операции ЦБ на рынке государственных ценных бумаг.
Цель выполнения работы: рассмотреть один из инструментов денежно-кредитного регулирования Банком России денежной массы в обращении - установление норм обязательных резервов коммерческих банков.
Предмет исследования: сущность, оформление и учёт операций по депонированию обязательных резервов кредитных организаций в учреждениях Банка России.
Объект исследования: Положение ЦБР от 30 марта 1996 г. N 37 "Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации" (утв. приказом ЦБР от 30 марта 1996 г. N 02-77) (в редакции от 25 апреля 1997 г., (с изменениями от 18 ноября 1997 г., 25 февраля, 18 декабря 1998 г., 19 марта, 26 ноября 1999 г., 24 апреля 2000 г.)
Глава 1 раскрывает основные понятия, принципы и общую характеристику обязательных резервов как инструмента ДКП.
В Главе 2 показан порядок учёта формирования и регулирования обязателбных резервов.
Глава 3 показывают проведение проверки правильности составления расчета регулирования размера обязательных резервов, депонируемых в Банке России, и достоверности представленных в нем сведений
Методы исследования применяемые для написания курсовой работы: метод синтеза и метод анализа.
При написании данной работы использованы законодательные акты и нормативные документы, материалы специальной экономической литературы ( как учебных пособий, так и монографических изданий ), периодической печати ( журналов и газет).
ГЛАВА 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ КАК ИНСТРУМЕНТА ДКП
-
Денежно – кредитная политика государства
Большинство современных экономистов рассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов.
Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП.
Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента и т.д.
В том или ином случае проводником монетарной политики является центральный банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся в обращении.
Спрос на деньги формируется из спроса на деньги как средство обращения (иначе, деловой, операционный или спрос на деньги для совершения сделок) и как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).
С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.
Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.
Прогнозируя кредитно-денежную политику на следующий год, Банк России ежегодно не позднее 1 октября представляет в Государственную Думу проект основных направлений
единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.
В связи с принципом разделения властей предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на текущий год включают следующие положения:
-
анализ состояния и прогноз развития экономики Российской Федерации; -
основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики.
Главной целью денежно-кредитной политики как в текущем, так и в предстоящем году является последовательное снижение инфляции.
Выше были изложены цели денежно-кредитного регулирования. Рассмотрим теперь основные инструменты с помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам.
В мировой экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении:
-
операции на открытом рынке, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг; -
политика учетной ставки, т.е. регулирования процента по займам коммерческих банков у центрального банка; -
изменение норматива обязательных резервов.
В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда.
Операции на открытом рынке проводятся Центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Суть их заключается в том, что Центральный банк размещает (в ситуации излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке.
Политика учетной ставка (дисконтная политика). Учетная ставка - это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем центральный банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но испытывает временные трудности.
Учетную ставку устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денежного предложения.
Среди инструментов монетарной политики политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики Центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке.
Изменение нормы обязательных резервов банков. Механизм этого инструмента кредитно-денежной политики таков:
-
если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к уменьшению денежного предложения; -
при уменьшении нормы обязательных резервов происходит расширение предложения денег.
Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации (Банка России) являются:1
-
процентные ставки по операциям Банка России; -
нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов; -
операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки); -
рефинансирование банков (кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей); -
валютное регулирование (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег); -
установление ориентиров роста денежной массы; -
прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций).