Файл: Новосибирский кооперативный техникум имени А. Н. Косыгина Новосибирского облпотребсоюза чпоу нкт им. А. Н. Косыгина Новосибирского облпотребсоюза.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Иными словами целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Физическое воспитание, понимаем мы это или нет, начинается с первых дней после рождения человека.
Основоположником научной системы физического воспитания (первоначально — образования), гармонично способствующей умственному развитию и нравственному воспитанию молодого человека, является в России русский педагог, анатом и врач Пётр Францевич Лесгафт (1837—1909). Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистов физического воспитания, прообразом современной Санкт-Петербургской академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта.
Следует различать термины «физкультурное образование» как профессиональную подготовку в специальных учебных заведениях и «физическое образование» в его первоначальном (по П. Ф. Лесгафту) смысле физического воспитания. В английском языке термин «physical education» может быть употреблён и в том, и в другом смысле. Следует также иметь в виду, что за рубежом не в ходу английский термин «en:physical culture» в смысле нашего широкого понятия «физическая культура». Там в зависимости от конкретного направления физкультурной деятельности используют слова «en:sport», «en:physical education», «en:physical training», «en:fitness».
Физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитие личности. Причём эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самом организованном соответствующим образом процессе физического воспитания.
В высших учебных заведениях процесс физического воспитания студентов осуществляют на кафедре физического воспитания через учебную дисциплину «Физическая культура».
Цель физического воспитания достигают в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.
К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относят:
Считают, что для выполнения этих задач общее время учебно-тренировочных занятий по дисциплине «Физическая культура» и дополнительных самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом для каждого студента должно составлять не менее 5 часов в неделю.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место в системе воспитания. Особенность этого периода состоит в том, что организм дошкольника обладает низкой сопротивляемостью к неблагоприятным воздействиям среды, но вместе с тем быстро увеличивает свои адаптивные и функциональные возможности.
Период от рождения до 7 лет характеризуется большой двигательной активностью. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, жизнедеятельность, всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности. Формируется нервная система, костно-мышечная системы, дыхательный аппарат.
Физическое воспитание способствует умственному, нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников, формируя гармонически развитую личность. Целью физического воспитания является:
В процессе физического воспитания осуществляют оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи:
Основные средства физического воспитания:
Полноценное физическое воспитание достигают при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека.
Физическое воспитание детей осуществляют в соответствии со следующими гигиеническими правилами:
Для поддержания здоровья и отличного самочувствия беременной женщине необходимы физические занятия. Беременным женщинам рекомендуют делать упражнения до получаса в день и до пяти дней в неделю. Перед началом любых упражнений необходимо консультация лечащего врача. Стоит отметить, что при таких заболеваниях, как диабет, заболевания сердца и астма, врачи рекомендуют воздержаться от занятий физической культурой. Так же необходимо воздержаться от нагрузок в следующих случаях: ослабление шейки матки, угроза выкидыша или непроизвольный аборт в предыдущую беременность, кровянистые выделения или кровотечения, преждевременные роды в прошлом, предлежание плаценты. Чтобы начать физические упражнения после родов необходимо проконсультироваться с врачом, он подскажет, какие упражнения будут для вас безопасны, и когда их можно начинать[3][4].
Спорт
Спорт в традиционном выражении «физкультура и спорт» вынесен не только за рамки физкультуры в узком понимании этого термина, но и за рамки физической культуры в широком смысле, так как включает в себя также непосредственно не связанные с культурой физической виды деятельности (например, шахматы, шашки, бридж, бильярд, стрельбу, ряд технических видов спорта), подходящие под первоначальное значение английского слова «sport» как игры, забавы, развлечения. В широком смысле современное понятие физической культуры включает в себя только виды спорта, основанные на выполнении определённых физических упражнений и высокой двигательной активности.
Неотъемлемыми особенностями спорта являются ярко выраженная состязательность, стремление к победе и достижению высоких результатов, требующие повышенной мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека, которые совершенствуют в процессе рациональной тренировки и участия в соревнованиях. Такому выделению двух различных количественных и качественных уровней проявления возможностей и стремлений человека в занятиях массовой физкультурой и спортом и соответствуют известные у нас названия «культурник» и «спортсмен».
Заключение
Итак, рассмотрев основные критерии здорового образа жизни, мы можем подвести некоторый итог.
Мы выяснили, что здоровый образ жизни - это совокупность профилактических мер, направленных на предотвращение заболеваний, укрепление всех систем организма и улучшение общего самочувствия человека.
Есть масса аспектов, которые можно отнести к ЗОЖ, но вот основополагающими являются всего несколько: спорт, здоровый отдых, отсутствие вредных привычек.
Здоровый образ жизни -- индивидуальная система поддержания и укрепления здоровья, общие понятия и определения.
Здоровый образ жизни -- это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья.
Все большее количество людей начинает бережно относится к сохранению собственного здоровья, к его улучшению. Средством для выполнения такой задачи является ведение здорового образа жизни.
Потребность в здоровом образе жизни складывается под воздействием семьи, образовательных учреждений, общественных организаций и многих других факторов. Существуют:
Активные формы здорового образа жизни:
- физическая культура,
- закаливание,
- рациональное питание,
- гигиена труда и отдыха.
Пассивные формы здорового образа жизни, когда человек старается воздержаться от таких привычек, которые отрицательно влияют на его здоровье:
- табакокурение
- алкоголь
- наркомания, токсикомания и др.
Таким образом, используя эти формы, человек стремится сохранить и укрепить свое здоровье.
Список литературы
1. Вахитов Р.Р. Формирование здорового образа жизни как гуманистической ценности личности / Р.Р. Вахитов // Проблемы истории, филологии, культуры. - Магнитогорск, 2006. - С.276.
2. Горбенко П.П. Валеология - наука о качестве жизни и здоровье / П.П.Горбенко. - Санкт-Петербург: НИЗ, 2004. - 96 с.
3. Горелов А.А Социальная экология / А.А.Горелов. - М.: РАН, 2005. - 408 с.
4. Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование на пороге XXI века / Сост. В.И. Жолдак. Томск, 1996. - 56 с.
5. Карякина Т.Н. Социальная экология: Учебно-методическое пособие / Т.Н. Карякина, М.В. Андреева, Т.Л. Яцышена. - Волгоград: ВолГУ, 2005 - 90 с.
6. Лохницкий И.А.Основы социальной экологии: Учебное пособие / И.А. Лохницкий. - М.: Наука, 2007. - 160 с.
7. Слепцова С.Е. Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди учащихся / С.Е. Слепцова. - Якутск, ЯГПУ, 2000. - 85 с.
8.Аюбов Э.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений -М.: ООО «Русское слово-учебник», 2015. -232 с.: ил. - (ФГОС. Инновационная школа).
9. Гурьев С.В. Физическая культура: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – М: ООО «Русское слово-учебник», 2012. – 144 с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа).
10. Зайцева В.В. Зачем учиться физкультуре. – М.: Вентана-Графф, 2014 -40 с., ил. – (Ваш ребёнок: азбука здоровья и развития от 6 до 10 лет).
11. Здоровый я – здоровая страны/сост. Л.Н. Воронецкая, Е.А. Попок. – Минск: Красико - Принт, 2015. – 128с. – (Деятельность классного руководителя).
12. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, изд-во «Просвещение». – 3-е издание. – М.: Просвещение, 2014.
13. Метод определения лишнего веса. Формула Брока. http://diet-clinica.ru/articles/art_02/
14. Синягина Н.Ю, Кузнецова И.В. «Как сохранить и укрепить своё здоровье: психологические установки и упражнения» - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2013 -145с.
15. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015. – 239 с.
16. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений//. – М.: Просвещение, 2014 – 159 с
http://www.ampe.ru/web/guest/russian
http://anty-crim.boxmail.biz
http://zdd.1september.ru/ - газета "Здоровье детей"
http://spo.1september.ru/ - газета "Спорт в школе"
http://www.znopr.ru Безопасность и здоровье: ресурсы, технологии и обучение
http://kzg.narod.ru/ - Журнал «Культура здоровой жизни»
http://b23.ru/hsb9 Учебные атласы по медицинской подготовке.
Оценочный лист
Основоположником научной системы физического воспитания (первоначально — образования), гармонично способствующей умственному развитию и нравственному воспитанию молодого человека, является в России русский педагог, анатом и врач Пётр Францевич Лесгафт (1837—1909). Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистов физического воспитания, прообразом современной Санкт-Петербургской академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта.
Следует различать термины «физкультурное образование» как профессиональную подготовку в специальных учебных заведениях и «физическое образование» в его первоначальном (по П. Ф. Лесгафту) смысле физического воспитания. В английском языке термин «physical education» может быть употреблён и в том, и в другом смысле. Следует также иметь в виду, что за рубежом не в ходу английский термин «en:physical culture» в смысле нашего широкого понятия «физическая культура». Там в зависимости от конкретного направления физкультурной деятельности используют слова «en:sport», «en:physical education», «en:physical training», «en:fitness».
Физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитие личности. Причём эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самом организованном соответствующим образом процессе физического воспитания.
В высших учебных заведениях процесс физического воспитания студентов осуществляют на кафедре физического воспитания через учебную дисциплину «Физическая культура».
Цель физического воспитания достигают в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.
К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относят:
-
Укрепление здоровья и закаливание организма -
Гармоническое развитие тела и физиологических функций организма -
Всестороннее развитие физических и психических качеств -
Обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия
Считают, что для выполнения этих задач общее время учебно-тренировочных занятий по дисциплине «Физическая культура» и дополнительных самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом для каждого студента должно составлять не менее 5 часов в неделю.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста[править | править код]
Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место в системе воспитания. Особенность этого периода состоит в том, что организм дошкольника обладает низкой сопротивляемостью к неблагоприятным воздействиям среды, но вместе с тем быстро увеличивает свои адаптивные и функциональные возможности.
Период от рождения до 7 лет характеризуется большой двигательной активностью. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, жизнедеятельность, всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности. Формируется нервная система, костно-мышечная системы, дыхательный аппарат.
Физическое воспитание способствует умственному, нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников, формируя гармонически развитую личность. Целью физического воспитания является:
-
Формирование у детей основ здорового образа жизни
В процессе физического воспитания осуществляют оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи:
-
Укрепление и охрана здоровья ребёнка, закаливание организма -
Помощь в формировании изгиба позвоночника, развитие сводов стопы, укреплению связочного аппарата, развитию всех групп мышц -
Формирование жизненно необходимых видов двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков) -
Развитие физических качеств (ловкость, выносливость) -
Совершенствование деятельности «ЦНС», «ОБХ» -
Воспитательная задача направлена на разностороннее развитие детей
Основные средства физического воспитания:
-
Физические упражнения -
Природный фактор -
Естественный фактор -
Массаж -
Личная гигиена
Полноценное физическое воспитание достигают при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека.
Физическое воспитание детей осуществляют в соответствии со следующими гигиеническими правилами:
-
Выбор оптимального двигательного режима с учетом биологической потребности растущего организма в движении и его функциональных возможностей -
Разграниченное применение средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности -
Систематичность занятий, и комплексное использование всех средств и форм физического воспитания -
Создание гигиенически полноценных условий внешней среды во время занятий
Физическая культура при беременности[
Для поддержания здоровья и отличного самочувствия беременной женщине необходимы физические занятия. Беременным женщинам рекомендуют делать упражнения до получаса в день и до пяти дней в неделю. Перед началом любых упражнений необходимо консультация лечащего врача. Стоит отметить, что при таких заболеваниях, как диабет, заболевания сердца и астма, врачи рекомендуют воздержаться от занятий физической культурой. Так же необходимо воздержаться от нагрузок в следующих случаях: ослабление шейки матки, угроза выкидыша или непроизвольный аборт в предыдущую беременность, кровянистые выделения или кровотечения, преждевременные роды в прошлом, предлежание плаценты. Чтобы начать физические упражнения после родов необходимо проконсультироваться с врачом, он подскажет, какие упражнения будут для вас безопасны, и когда их можно начинать[3][4].
Спорт
Спорт в традиционном выражении «физкультура и спорт» вынесен не только за рамки физкультуры в узком понимании этого термина, но и за рамки физической культуры в широком смысле, так как включает в себя также непосредственно не связанные с культурой физической виды деятельности (например, шахматы, шашки, бридж, бильярд, стрельбу, ряд технических видов спорта), подходящие под первоначальное значение английского слова «sport» как игры, забавы, развлечения. В широком смысле современное понятие физической культуры включает в себя только виды спорта, основанные на выполнении определённых физических упражнений и высокой двигательной активности.
Неотъемлемыми особенностями спорта являются ярко выраженная состязательность, стремление к победе и достижению высоких результатов, требующие повышенной мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека, которые совершенствуют в процессе рациональной тренировки и участия в соревнованиях. Такому выделению двух различных количественных и качественных уровней проявления возможностей и стремлений человека в занятиях массовой физкультурой и спортом и соответствуют известные у нас названия «культурник» и «спортсмен».
Заключение
Итак, рассмотрев основные критерии здорового образа жизни, мы можем подвести некоторый итог.
Мы выяснили, что здоровый образ жизни - это совокупность профилактических мер, направленных на предотвращение заболеваний, укрепление всех систем организма и улучшение общего самочувствия человека.
Есть масса аспектов, которые можно отнести к ЗОЖ, но вот основополагающими являются всего несколько: спорт, здоровый отдых, отсутствие вредных привычек.
Здоровый образ жизни -- индивидуальная система поддержания и укрепления здоровья, общие понятия и определения.
Здоровый образ жизни -- это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья.
Все большее количество людей начинает бережно относится к сохранению собственного здоровья, к его улучшению. Средством для выполнения такой задачи является ведение здорового образа жизни.
Потребность в здоровом образе жизни складывается под воздействием семьи, образовательных учреждений, общественных организаций и многих других факторов. Существуют:
Активные формы здорового образа жизни:
- физическая культура,
- закаливание,
- рациональное питание,
- гигиена труда и отдыха.
Пассивные формы здорового образа жизни, когда человек старается воздержаться от таких привычек, которые отрицательно влияют на его здоровье:
- табакокурение
- алкоголь
- наркомания, токсикомания и др.
Таким образом, используя эти формы, человек стремится сохранить и укрепить свое здоровье.
Список литературы
1. Вахитов Р.Р. Формирование здорового образа жизни как гуманистической ценности личности / Р.Р. Вахитов // Проблемы истории, филологии, культуры. - Магнитогорск, 2006. - С.276.
2. Горбенко П.П. Валеология - наука о качестве жизни и здоровье / П.П.Горбенко. - Санкт-Петербург: НИЗ, 2004. - 96 с.
3. Горелов А.А Социальная экология / А.А.Горелов. - М.: РАН, 2005. - 408 с.
4. Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование на пороге XXI века / Сост. В.И. Жолдак. Томск, 1996. - 56 с.
5. Карякина Т.Н. Социальная экология: Учебно-методическое пособие / Т.Н. Карякина, М.В. Андреева, Т.Л. Яцышена. - Волгоград: ВолГУ, 2005 - 90 с.
6. Лохницкий И.А.Основы социальной экологии: Учебное пособие / И.А. Лохницкий. - М.: Наука, 2007. - 160 с.
7. Слепцова С.Е. Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди учащихся / С.Е. Слепцова. - Якутск, ЯГПУ, 2000. - 85 с.
8.Аюбов Э.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений -М.: ООО «Русское слово-учебник», 2015. -232 с.: ил. - (ФГОС. Инновационная школа).
9. Гурьев С.В. Физическая культура: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – М: ООО «Русское слово-учебник», 2012. – 144 с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа).
10. Зайцева В.В. Зачем учиться физкультуре. – М.: Вентана-Графф, 2014 -40 с., ил. – (Ваш ребёнок: азбука здоровья и развития от 6 до 10 лет).
11. Здоровый я – здоровая страны/сост. Л.Н. Воронецкая, Е.А. Попок. – Минск: Красико - Принт, 2015. – 128с. – (Деятельность классного руководителя).
12. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, изд-во «Просвещение». – 3-е издание. – М.: Просвещение, 2014.
13. Метод определения лишнего веса. Формула Брока. http://diet-clinica.ru/articles/art_02/
14. Синягина Н.Ю, Кузнецова И.В. «Как сохранить и укрепить своё здоровье: психологические установки и упражнения» - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2013 -145с.
15. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015. – 239 с.
16. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений//. – М.: Просвещение, 2014 – 159 с
http://www.ampe.ru/web/guest/russian
http://anty-crim.boxmail.biz
http://zdd.1september.ru/ - газета "Здоровье детей"
http://spo.1september.ru/ - газета "Спорт в школе"
http://www.znopr.ru Безопасность и здоровье: ресурсы, технологии и обучение
http://kzg.narod.ru/ - Журнал «Культура здоровой жизни»
http://b23.ru/hsb9 Учебные атласы по медицинской подготовке.
Оценочный лист