Файл: Новосибирский кооперативный техникум имени А. Н. Косыгина Новосибирского облпотребсоюза чпоу нкт им. А. Н. Косыгина Новосибирского облпотребсоюза.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Иными словами целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Физическое воспитание, понимаем мы это или нет, начинается с первых дней после рождения человека.

Основоположником научной системы физического воспитания (первоначально — образования), гармонично способствующей умственному развитию и нравственному воспитанию молодого человека, является в России русский педагоганатом и врач Пётр Францевич Лесгафт (1837—1909). Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистов физического воспитания, прообразом современной Санкт-Петербургской академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта.

Следует различать термины «физкультурное образование» как профессиональную подготовку в специальных учебных заведениях и «физическое образование» в его первоначальном (по П. Ф. Лесгафту) смысле физического воспитания. В английском языке термин «physical education» может быть употреблён и в том, и в другом смысле. Следует также иметь в виду, что за рубежом не в ходу английский термин «en:physical culture» в смысле нашего широкого понятия «физическая культура». Там в зависимости от конкретного направления физкультурной деятельности используют слова «en:sport», «en:physical education», «en:physical training», «en:fitness».

Физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитие личности. Причём эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самом организованном соответствующим образом процессе физического воспитания.

В высших учебных заведениях процесс физического воспитания студентов осуществляют на кафедре физического воспитания через учебную дисциплину «Физическая культура».

Цель физического воспитания достигают в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.

К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относят:

  • Укрепление здоровья и закаливание организма

  • Гармоническое развитие тела и физиологических функций организма

  • Всестороннее развитие физических и психических качеств

  • Обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия


Считают, что для выполнения этих задач общее время учебно-тренировочных занятий по дисциплине «Физическая культура» и дополнительных самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом для каждого студента должно составлять не менее 5 часов в неделю.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста[править | править код]


Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место в системе воспитания. Особенность этого периода состоит в том, что организм дошкольника обладает низкой сопротивляемостью к неблагоприятным воздействиям среды, но вместе с тем быстро увеличивает свои адаптивные и функциональные возможности.

Период от рождения до 7 лет характеризуется большой двигательной активностью. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособностьжизнедеятельность, всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности. Формируется нервная система, костно-мышечная системы, дыхательный аппарат.
Физическое воспитание способствует умственному, нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников, формируя гармонически развитую личность. Целью физического воспитания является:

  • Формирование у детей основ здорового образа жизни

В процессе физического воспитания осуществляют оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи:

  • Укрепление и охрана здоровья ребёнка, закаливание организма

  • Помощь в формировании изгиба позвоночника, развитие сводов стопы, укреплению связочного аппарата, развитию всех групп мышц

  • Формирование жизненно необходимых видов двигательных действий (ходьбыбега, прыжков)

  • Развитие физических качеств (ловкость, выносливость)

  • Совершенствование деятельности «ЦНС», «ОБХ»

  • Воспитательная задача направлена на разностороннее развитие детей

Основные средства физического воспитания:

  • Физические упражнения

  • Природный фактор

  • Естественный фактор

  • Массаж

  • Личная гигиена

Полноценное физическое воспитание достигают при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека.



Физическое воспитание детей осуществляют в соответствии со следующими гигиеническими правилами:

  • Выбор оптимального двигательного режима с учетом биологической потребности растущего организма в движении и его функциональных возможностей

  • Разграниченное применение средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности

  • Систематичность занятий, и комплексное использование всех средств и форм физического воспитания

  • Создание гигиенически полноценных условий внешней среды во время занятий

Физическая культура при беременности[


Для поддержания здоровья и отличного самочувствия беременной женщине необходимы физические занятия. Беременным женщинам рекомендуют делать упражнения до получаса в день и до пяти дней в неделю. Перед началом любых упражнений необходимо консультация лечащего врача. Стоит отметить, что при таких заболеваниях, как диабет, заболевания сердца и астма, врачи рекомендуют воздержаться от занятий физической культурой. Так же необходимо воздержаться от нагрузок в следующих случаях: ослабление шейки матки, угроза выкидыша или непроизвольный аборт в предыдущую беременность, кровянистые выделения или кровотечения, преждевременные роды в прошлом, предлежание плаценты. Чтобы начать физические упражнения после родов необходимо проконсультироваться с врачом, он подскажет, какие упражнения будут для вас безопасны, и когда их можно начинать[3][4].

 Спорт

Спорт в традиционном выражении «физкультура и спорт» вынесен не только за рамки физкультуры в узком понимании этого термина, но и за рамки физической культуры в широком смысле, так как включает в себя также непосредственно не связанные с культурой физической виды деятельности (например, шахматышашкибриджбильярдстрельбу, ряд технических видов спорта), подходящие под первоначальное значение английского слова «sport» как игры, забавыразвлечения. В широком смысле современное понятие физической культуры включает в себя только виды спорта, основанные на выполнении определённых физических упражнений и высокой двигательной активности.


Неотъемлемыми особенностями спорта являются ярко выраженная состязательность, стремление к победе и достижению высоких результатов, требующие повышенной мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека, которые совершенствуют в процессе рациональной тренировки и участия в соревнованиях. Такому выделению двух различных количественных и качественных уровней проявления возможностей и стремлений человека в занятиях массовой физкультурой и спортом и соответствуют известные у нас названия «культурник» и «спортсмен».

Заключение

Итак, рассмотрев основные критерии здорового образа жизни, мы можем подвести некоторый итог.

Мы выяснили, что здоровый образ жизни - это совокупность профилактических мер, направленных на предотвращение заболеваний, укрепление всех систем организма и улучшение общего самочувствия человека.

Есть масса аспектов, которые можно отнести к ЗОЖ, но вот основополагающими являются всего несколько: спорт, здоровый отдых, отсутствие вредных привычек.

Здоровый образ жизни -- индивидуальная система поддержания и укрепления здоровья, общие понятия и определения.

Здоровый образ жизни -- это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья.

Все большее количество людей начинает бережно относится к сохранению собственного здоровья, к его улучшению. Средством для выполнения такой задачи является ведение здорового образа жизни.

Потребность в здоровом образе жизни складывается под воздействием семьи, образовательных учреждений, общественных организаций и многих других факторов. Существуют:

Активные формы здорового образа жизни:

- физическая культура,

- закаливание,

- рациональное питание,

- гигиена труда и отдыха.

Пассивные формы здорового образа жизни, когда человек старается воздержаться от таких привычек, которые отрицательно влияют на его здоровье:

- табакокурение

- алкоголь

- наркомания, токсикомания и др.

Таким образом, используя эти формы, человек стремится сохранить и укрепить свое здоровье.

Список литературы

1. Вахитов Р.Р. Формирование здорового образа жизни как гуманистической ценности личности / Р.Р. Вахитов // Проблемы истории, филологии, культуры. - Магнитогорск, 2006. - С.276.

2. Горбенко П.П. Валеология - наука о качестве жизни и здоровье / П.П.Горбенко. - Санкт-Петербург: НИЗ, 2004. - 96 с.


3. Горелов А.А Социальная экология / А.А.Горелов. - М.: РАН, 2005. - 408 с.

4. Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование на пороге XXI века / Сост. В.И. Жолдак. Томск, 1996. - 56 с.

5. Карякина Т.Н. Социальная экология: Учебно-методическое пособие / Т.Н. Карякина, М.В. Андреева, Т.Л. Яцышена. - Волгоград: ВолГУ, 2005 - 90 с.

6. Лохницкий И.А.Основы социальной экологии: Учебное пособие / И.А. Лохницкий. - М.: Наука, 2007. - 160 с.

7. Слепцова С.Е. Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди учащихся / С.Е. Слепцова. - Якутск, ЯГПУ, 2000. - 85 с.

8.Аюбов Э.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений -М.: ООО «Русское слово-учебник», 2015. -232 с.: ил. - (ФГОС. Инновационная школа).
9.     Гурьев С.В. Физическая культура: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – М: ООО «Русское слово-учебник», 2012. – 144 с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа).
10.     Зайцева В.В. Зачем учиться физкультуре. – М.: Вентана-Графф, 2014 -40 с., ил. – (Ваш ребёнок: азбука здоровья и развития от 6 до 10 лет).
11.     Здоровый я – здоровая страны/сост. Л.Н. Воронецкая, Е.А. Попок. – Минск: Красико - Принт, 2015. – 128с. – (Деятельность классного руководителя).
12.     Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, изд-во «Просвещение». – 3-е издание. – М.: Просвещение, 2014.
13.     Метод определения лишнего веса. Формула Брока.  http://diet-clinica.ru/articles/art_02/

14.     Синягина Н.Ю, Кузнецова И.В. «Как сохранить и укрепить своё здоровье: психологические установки и упражнения» - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2013 -145с.
15.     Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015. – 239 с.
16.     Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений//. – М.: Просвещение, 2014 – 159 с

http://www.ampe.ru/web/guest/russian  

http://anty-crim.boxmail.biz  

http://zdd.1september.ru/ - газета  "Здоровье  детей"  

 http://spo.1september.ru/ - газета  "Спорт  в  школе"

http://www.znopr.ru Безопасность и здоровье: ресурсы, технологии и обучение

  http://kzg.narod.ru/  - Журнал  «Культура  здоровой  жизни»

 http://b23.ru/hsb9  Учебные атласы по медицинской подготовке.

Оценочный лист