Файл: Методические указания к выполнению самостоятельной работы для бакалавров 15. 03. 04 Автоматизация технологических процессов и производств.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
,

где – механический к.п.д. гидропривода, равный произведению механических к.п.д. насоса и гидродвигателя ; – гидравлический к.п.д., равный отношению потерь давления в гидролиниях к давлению на выходе из насоса. − объёмный к.п.д. гидропривода.

К.п.д. гидропривода с дроссельным управлением помимо перечисленных потерь учитывает и к.п.д. системы управления , который равен отношению мощности потока жидкости , подведённого к гидродвигателю, к мощности потока жидкости на выходе из насоса без учёта потерь в гидролиниях.

При последовательном включении дросселя

,

при параллельном включении дросселя

,

здесь Sдр и Sдр max − соответственно текущая и максимальная величина площади проходного сечения дросселя; Qдр − расход через дроссель.

Гидроприводы при расчётах можно рассматривать как сложные трубопроводы с насосной подачей,, а гидродвигатели − как особые местные сопротивления , вызывающие потерю давления . Эта величина считается независящей от расхода жидкости (скорости перемещения выходного звена поршня) . Для гидроцилиндров величина приближённо определяется как частное от деления нагрузки вдоль штока на площадь поршня со стороны нагнетания При расчёте указанных схем следует учитывать то, что расход жидкости на входе в гидроцилиндр с односторонним штоком отличен от расхода на выходе, так как площади поршня различны.

В основе расчёта трубопроводов лежат формула Дарси ,для определения потерь напора на трение по длине потока и формула Вейсбаха для расчёта местных потерь.

При ламинарном режиме ( Re < 2300) удобнее пользоваться формулой Пуазейля

,

где pтр – потеря давления на трение в трубопроводе;
– кинематическая вязкость жидкости; ℓ − длина трубопровода; Q− расход жидкости в трубопроводе; d – внутренний диаметр трубопровода.

При турбулентном режиме ( Re >2300 ) используют формулу Дарси Скорость течения жидкости обычно выражают через расход

,

где − коэффициент сопротивления трения; Q – расход жидкости; dдиаметр трубопровода; ???? − плотность жидкости.

Коэффициент сопротивления трения λт , при турбулентном режиме, в общем случае эависит от числа Рейнольдса Re и относительной шероховатости / d . Если для так называемых гидравлически гладких труб шероховатость на сопротивление не влияет, то коэффициент λт, одноэначно определяется числом Re . Наиболее употребительной для этого случая является формула Блазиуса

.

Универсальной формулой, учитывающей одновременно оба фактора, является формула Альтшуля

.

При малых значениях Re и / d вторым слагаемым в этой формуле можно принебречь. Наоборот, при больших Re и / d первое слагаемое становится ничтожно малым и она принимает вид формулы Шифринсона

.

Суммарная потеря давления Σ∆???? в трубопроводе гидропривода складывается из потерь на трение по длине и местных потерь:

.

Пример расчёта.

В гидротормозной системе автомобиля передача усилия Fот ножной педали к тормозам колёс производится посредством жидкости, вытесняемой поршнем 1 из главного тормозного цилиндра 2 по трубопроводам в рабочие тормозные цилиндры передних 3 и задних 4 колёс. На первом этапе торможения за счёт хода поршней рабочих цилиндров выбирается зазор между тормозными колодками и барабанами. На втором этапе торможения происходит сжатие всего объёма жидкости V в системе, выравнивание давления и прижатие колодок к барабанам. Диаметры всех цилиндров одинаковы. Определить : 1) скорости перемещения поршней колёсных тормозных цилиндров для передних (υ

п) и эадних (υз); 2) ход педали, необходимый для упругого сжатия тормозной жидкости в системе. Плотность жидкости ???? , модуль объёмной упругости 1/????р, жидкость – минеральное масло, вязкостью ????.



Рисунок 4. Схема тормозной системы автомобиля

Дано: F =500 H; dц=22 мм; α/b=5; 1 =2 м; 2 =3м; 3 = 1м;

d1 =4мм; d2 =5мм; d3 =4мм; V=0,5л; ???? = 1000кг/м3; ???? = 0,1∙10-3м2/с;

1/????р =103МПа.

Решение:

Для решения используем формулу сжимаемости жидкости

,

где V – конечный объём жидкости, V0 – начальный объём жидкости,

∆???? – увеличение давления, ????р – коэффициент объёмного сжатия.

Задаёмся режимом течения, основываясь на роде жидкости – значении вязкости (вода, бензин, керосин – режим обычно турбулентный; масла – ламинарный). Потери напора в гидролиниях при ламинарном режиме определяют по закону Пуазейля

.

  1. Определим силу давления F2 на шток поршня главного тормозного цилиндра. Составим уравнение момента относительно оси поворота педали.

.

  1. Определим давление в главном тормозном цилиндре по формуле

Па.

Это давление передаётся во все гидролинии.

  1. Определим расход в гидролинях передних колёс, используя формулу Пуазейля

м3

  1. Определим расход в тормозном цилиндре передних колёс разделив общий расход пополам

м3/с.

  1. Определим скорость перемещения поршня в тормозном цилиндре передних колёс

м/с.

  1. Определим расход Q2 в общей линии задних колёс , используя формулу Пуазейля


м3

  1. Определим расход в линии задних колёс

м3/с.

  1. Определим расход Q4 в тормозном цилиндре задних колёс

Q4 = м3/с.

  1. Определим скорость движения поршня в тормозном цилиндре задних колёс

м/с

  1. Определить суммарный расход масла в главном тормозном цилиндре

+ м3/с.

  1. Определим изменение объёма масла в системе при упругом сжатии по формуле

,

Где ∆V – изменение объёма = V0 – V.

∆V = =0,033 м3

  1. Определим ход педали

см.

Задания и методические указания

к выполнению самостоятельной работы
Самостоятельное задание должно выполняется студентом после проработки изложенного выше материала дисциплины. Студенту предлагается самостоятельно решить четыри задачи. В каждой задаче исходные данные выбираются из соответствующих таблиц по шифру зачётной книжки студента. При выполнении задания необходимо соблюдать следующие требования:

На первой странице тетради привести в табличной форме исходные данные для решения каждой задачи согласно шифру - номеру зачетной книжки студента.

Обязательно перед решением записать условие задачи и содержание контрольного вопроса в тетрадь. Решение сопровождать кратким пояснительным текстом, в котором должно быть указано: какая величина определяется и по какой формуле, какие величины подставляются в формулу (из условия задачи, из учебника, задачника, определена ранее и т.д.). Вычисления представлять в развернутом виде.


Обязательно проставлять размерности всех заданных и рассчитанных величин в международной системе СИ.

Графический материал должен быть выполнен четко, в масштабе и на миллиметровой бумаге, как исключение можно использовать бумагу в клеточку.

При использовании таблиц, формул и других справочных материалов, необходимо непосредственно при решении задачи указывать ссылку на литературный источник в квадратных скобках, например - [6].

После решения задачи должен быть произведен краткий анализ полученных результатов и сделаны соответствующие выводы

Таблица выбора данных к задаче №1

(исходные данные выбираются из таблицы по последней цифре зачётной книжки студента).

Вариант

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А, МПа

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

1

1,2

1,3

1,4

D, мм

250

300

350

400

450

500

550

600

650

700

d,мм

5

5

10

10

10

15

15

20

20

25

ℓ,мм

15

15

20

20

25

25

30

30

35

35

a/b

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9