Файл: Мощность и распределение пассажиропотоков на железнодорожных направлениях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мощность и распределение пассажиропотоков на железнодорожных направлениях
При нормировании и организации пассажирского движения на железно­дорожном транспорте необходимо обеспечить:

■ полное и своевременное удовлетворение потребностей населения в пере­возках;

■ сокращение времени нахождения пассажиров в пути следования;

  • минимально возможное число пересадок пассажиров;

  • прибытие пассажирских поездов на конечные пункты в утренние часы, а отправление - в вечерние;

  • эффективное использование технической вооруженности линий, в том числе подвижного состава.

Размеры движения устанавливаются в зависимости от мощности и харак­тера пассажиропотоков по направлениям, норм масс пассажирских поездов, их категорий, композиции составов и вместимости пассажирских вагонов.

На размеры движения оказывает влияние также административно-хозяй­ственная характеристика станций, расположенных на пути следования пасса­жирских поездов.

Мощность, величины спадов и зарождений пассажиропотоков на желез­нодорожной линии характеризуется диаграммой пассажиропотоков, позво­ляющей при наличии технической базы установить участки обращения пас­сажирских поездов.

Назначение и категории пассажирских поездов
По назначению пассажирские поезда делятся на:

пассажирские из вагонов пассажирского парка для перевозки пассажиров, багажа и почты;

почтово-багажные из вагонов пассажирского и грузового парка для пере­возки почты, багажа и грузобагажа; на участках, где обращение пассажир­ских поездов не предусмотрено, в почтово-багажные поезда могут вклю­чаться отдельные пассажирские вагоны для перевозки пассажиров;

грузопассажирские из вагонов грузового и пассажирского парка для пере­возки грузов и пассажиров на малодеятельных участках;


людские — грузовые поезда, в которые поставлено не менее 10 вагонов, за­нятых людьми.

Категории поездов:

по дальности следования — дальние, следующие на расстояние свыше 700 км; местные — до 700 км; пригородные — до 150 км;

по скорости движения — скоростные, скорые и пассажирские. Скоростные пассажирские поезда имеют маршрутную скорость не менее

85 км/ч (при допускаемой скорости 141—200 км/ч). Стоянки этих поездов предусматриваются только на станциях для выполнения технических опера­ций, а также в республиканских, краевых и областных центрах.

Скорые поезда должны иметь маршрутную скорость не менее 50 км/ч. Она должна быть больше маршрутной скорости самого быстрого пассажирского на данном направлении не менее, чем на 5 км/ч.

Пассажирские поезда назначаются для освоения остального пассажиропо­тока. Они делятся:

  • по регулярности движения - круглогодичные, летние и разового назначения;

  • по периодичности движения - ежедневные, следующие через день (по четным или нечетным числам), по определенным дням недели или числам месяца;

  • по уровню предоставляемого сервиса выделяются фирменные поезда. В со­ответствии с действующим Отраслевым стандартом ОСТ 32-24-93 (28) пассажирским поездам может присваиваться категория «фирменный с индивидуальным наименованием».

Составы пассажирских поездов

Составы пассажирских поездов определяются, исходя из их назначения и категории. В составы скорых поездов обычно включаются по 15- 20 ваго­нов, в том числе вагон-ресторан, мягкие вагоны с двухместными (СВ) и че­тырехместными купе (МК), купейные (К), купейные с буфетом (КБ), купей-





Пассажирский 618/617 Псков - С.-Петербург 12 вагонов мест 710/4

Рис. 4.1. Композиция составов некоторых пассажирских поездов
Составы пассажирских поездов и их вместимость Таблица 4.2


Категория поезда

Состав

Число мест

Скорый

Шесть купейных по 36 мест, восемь мягких с 2-местными купе по 18 мест, один вагон-рес­торан, один купейный с радиоузлом 28/8 мест





Всего 16 вагонов

388/8

Скорый

Восемь купейных по 36 мест, шесть мягких с 2-местными купе по 18 мест, один вагон-рес­торан, один купейный с радиоузлом 24/12 мест





Всего 16 вагонов

420/12

Скорый

Один багажный, семь мягких с 2-местными купе по 18 мест, девять купейных по 36/20 мест, один купейный с буфетом 12/4, один - передвижная камера хранения, один вагон-ресторан

''**.+


Всего 19 вагонов

458/24

Скорый

Десять плацкартных по 54 места, семь купейных по 36 мест, один купейный с радиоузлом 24/12 мест, один вагон-ресторан





Всего 19 вагонов

816/12

Пассажирский

Два с общими местами по 81 мест, двенадцать плацкартных по 54 места, три купейных по 36/6 мест, один купейный с радиоузлом 36/8





Всего 18 вагонов

946/14

Скорый

Один - передвижная камера хранения, двенад­цать межобластного типа с местами для сидения по 60 мест, один купейный с буфетом 8/8, два ку­пейных по 36 мест, один купейный с радиоузлом 24/4, один вагон-ресторан





Всего 18 вагонов

824/12


Примечание. В вагонах, указанных в книге расписания движения поездов, выде­ляются места для начальников поезда (ЛНП), работников вагонов-ресторанов, для отдыха проводников, поездного электромеханика, специализированные для инвалида в коляске и сопровождающего его лица, работников фельдъегерской связи, милицей­ской охраны; в составах международного сообщения - места для работников паспорт­ных и таможенных органов. Число таких мест отмечено в расписании знаменателем. В некоторых поездах выделяются вагоны с признаком купе «мужское», «женское», «смешанное», «целое». Устанавливаются вагоны повышенной комфортности.
ные с радиоузлом (КР), плацкартные (ПЛ), вагоны-передвижные камеры хранения (ПКХ), иногда багажные (Б), почтовые (П), вагоны-гаражи (В-гар). При небольших расстояниях пробега скорые поезда можно составлять из ва­гонов с местами для сидения (О).

Составы пассажирских поездов отличаются от скорых тем, что в них мо­жет быть включено меньше мягких и купейных вагонов, но больше вагонов с общими местами и межобластного типа (ОБЛ) (табл. 4.2).

В составы поездов международного сообщения включаются вагоны габа­рита «РИЦ» 1 и 2-го классов (Рр Р2, Рь 2).

Расположение вагонов в составе пассажирского поезда определенной ка­тегории называется композицией состава (рис. 4.1).

С целью организации взаимозаменяемости составов в пунктах оборота для лучшего использования подвижного состава, облегчения работы билет­ных кассиров и повышения качества обслуживания пассажиров устанавлива­ются на направлениях унифицированные схемы формирования поездов.

Вагоны в составах располагаются в определенной последовательности с порядковой их нумерацией. Схемы формирования составов указываются в книгах служебного расписания движения пассажирских поездов.

Композиция фирменных поездов может отличаться от унифицированной.

Составы пассажирских поездов некоторых категорий и их вместимость представлены в табл. 4.2.

Нумерация пассажирских поездов

Каждому пассажирскому поезду в соответствии с его категорией и графи­ком движения при отправлении со станции формирования и оборота присва­ивается номе|), который сохраняется на всем пути его следования до станции назначения или, соответственно, до станции, где заканчивается расписание данного поезда.

Изменение номера поезда с четного на нечетный или обратно происходит в пунктах
, предусмотренных графиком движения поездов согласно Инструк­ции по учету выполнения графика движения пассажирских, пригородных и грузовых поездов [25].

Запрещается присваивать поездам нумерацию, не соответствующую кате­гории и назначению.

В графике движения поездам присваиваются следующие номера:

Пассажирские

  • скорые круглогодичного обращения 1-99

  • скорые летние 101-156

  • скоростные 157-169

  • дальние круглогодичного обращения 171- 299

  • дальние летние 301-399

  • разового назначения вывозные 401- 499

  • разового назначения пунктирные 501- 599

  • местные 601- 699

  • туристско-экскурсионные 801- 899

  • пригородные 6001 - 6998 Почтово-багажные, грузо-пассажирские и другие людские поезда

  • почтово-багажные 901- 948

  • грузо-пассажирские (по билетам) 951- 968

  • людские (по грузовым документам) 971- 998

Оперативное управление пассажирскими перевозками в прямом и местном сообщениях








Оперативное управление включает комплекс мероприятий, обеспечивающих рациональное использование пассажирского подвижного состава и пропускной способности железнодорожных направлений при наиболее полном и качественном удовлетворении потребностей населения в перевозках. К числу таких мероприятий относят оперативное регулирование: размеров движения пассажирских поездов; вместимости составов пассажирских поездов; нормы мест на прямую плацкарту и обратный выезд пассажиров; числа вагонов с переменным трафаретом и нормой мест для посадки пассажиров на линейных станциях, а также оперативную корректировку протяженности маршрутов следования пассажирских поездов.

В зависимости от ожидаемого характера изменения пассажиропотока, мероприятия по его освоению могут быть подразделены на две группы:

1) с изменением суммарной вместимости находящихся в обращении поездов;

2) с изменением размеров движения пассажирских поездов.

На практике чаще планируются мероприятия первой группы, так как обычно стараются максимально использовать вместимость уже находящихся в обращении поездов, а только затем ввести дополнительный поезд. Увеличение вместимости отдельных поездов, как правило, достигается за счет частичного изменения схемы формирования составов (путем замены вагонов одного типа другими, имеющими большую вместимость), прицепки факультативных вагонов, перехода на «летнюю» схему формирования составов.


Все перечисленные мероприятия вызывают изменение массы поезда и его провозной способности. Однако систематическое проведение некоторых мероприятий связано с переустройством существующих станций и сооружений.

Так, например, прицепка к составу факультативного вагона на некоторых станциях из-за недостатка длины приемо-отправочных путей вызывает приостановку маневровой работы в горловинах, задерживает прием и отправление других поездов.

Это ведет к необходимости удлинения путей и пассажирских платформ, переносу стрелок и реконструкции горловин, но одновременно позволяет освоить растущий пассажиропоток без увеличения размеров движения пассажирских поездов, т.е. на участках с ограниченной пропускной способностью отдалить во времени затраты на ее усиление.

Ввод в обращение пассажирского поезда дополнительного расписания вызывает съем грузовых поездов пассажирскими, увеличивает время их простоя под обгоном и скрещением, создает дополнительные затруднения на станциях, имеющих достаточное число путей для стоянок грузовых поездов под обгоном, увеличивает объем маневровой работы на пассажирских технических станциях, вызывает необходимость подбора дополнительных вагонов и штата проводников для их обслуживания.

Контрольные вопросы (дайте развернутые ответы на вопросы):

  1. Требования к организации пассажирского движения.

  2. Виды пассажирских сообщений.

  3. Назначения и категории пассажирских поездов.

Скорости движения пассажирских поездов
Допускаемые скорости движения поездов ограничены и нормируются в зависимости от конструкционных характеристик, технического состояния постоянных устройств (пути, искусственных сооружений, электроснабже­ния, систем сигнализации и связи) и подвижного состава.

Нормирование скоростей для железнодорожных линий производится в зависимости от их категории.

На сети железных дорог установлены следующие категории линий.

К линиям первой категории отнесены основные железнодорожные направ­ления, имеющие общегосударственное значение и связывающие между со­бой экономические районы России, с годовой приведенной грузонапряжен­ностью свыше 30 млн т- км/км; железнодорожные линии и участки, где раз­меры дальнего пассажирского движения составляют 20 и более пар поездов в сутки; ближайшие зоны крупных узлов, где размеры пригородного движения превышают 30 пар поездов в сутки. Кроме того, линии первой категории имеют дополнительное деление внутри себя, связанное с допустимыми ско­ростями движения грузовых и пассажирских поездов.