Файл: Язык бродского мать говорит христу ты мой сын или мой.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИОСИФ БРОДСКИЙ

ЯЗЫК БРОДСКОГО

МАТЬ ГОВОРИТ ХРИСТУ:

— ТЫ МОЙ СЫН ИЛИ МОЙ

БОГ? ТЫ ПРИБИТ К КРЕСТУ.


КАК Я ПОЙДУ ДОМОЙ?

КАК СТУПЛЮ НА ПОРОГ,

НЕ ПОНЯВ, НЕ РЕШИВ:


ТЫ МОЙ СЫН ИЛИ БОГ?


ТО ЕСТЬ, МЕРТВ ИЛИ ЖИВ?

ОН ГОВОРИТ В ОТВЕТ:

— МЕРТВЫЙ ИЛИ ЖИВОЙ,

РАЗНИЦЫ, ЖЕНО, НЕТ.

СЫН ИЛИ БОГ, Я ТВОЙ.

МИМО РИСТАЛИЩ, КАПИЩ,

МИМО ХРАМОВ И БАРОВ,

МИМО ШИКАРНЫХ КЛАДБИЩ,

МИМО БОЛЬШИХ БАЗАРОВ,

МИРА И ГОРЯ МИМО,

МИМО МЕККИ И РИМА,

СИНИМ СОЛНЦЕМ ПАЛИМЫ,

ИДУТ ПО ЗЕМЛЕ ПИЛИГРИМЫ.

У ВСЕГО ЕСТЬ ПРЕДЕЛ: В ТОМ ЧИСЛЕ У ПЕЧАЛИ.

ВЗГЛЯД ЗАСТРЕВАЕТ В ОКНЕ, ТОЧНО ЛИСТ —В ОГРАДЕ.

МОЖНО НАЛИТЬ ВОДЫ. ПОЗВЕНЕТЬ КЛЮЧАМИ.

ОДИНОЧЕСТВО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК В КВАДРАТЕ.

КОГДА ТЕРЯЕТ РАВНОВЕСИЕ

ТВОЁ СОЗНАНИЕ УСТАЛОЕ,

КОГДА СТУПЕНЬКИ ЭТОЙ ЛЕСТНИЦЫ

УХОДЯТ ИЗ ПОД НОГ,

КАК ПАЛУБА,

КОГДА ПЛЮЁТ НА ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

ТВОЁ НОЧНОЕ ОДИНОЧЕСТВО, —

ТЫ МОЖЕШЬ

РАЗМЫШЛЯТЬ О ВЕЧНОСТИ

И СОМНЕВАТЬСЯ В НЕПОРОЧНОСТИ

ИДЕЙ, ГИПОТЕЗ, ВОСПРИЯТИЯ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА,

И — КСТАТИ — САМОГО ЗАЧАТИЯ

МАДОННОЙ СЫНА ИИСУСА.

НО ЛУЧШЕ ПОКЛОНЯТЬСЯ ДАННОСТИ

С ГЛУБОКИМИ ЕЁ МОГИЛАМИ,

КОТОРЫЕ ПОТОМ,

ЗА ДАВНОСТЬЮ,

ПОКАЖУТСЯ ТАКИМИ МИЛЫМИ.

МЕТАФИЗИКА

БРОДСКОГО

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.


Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?

За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья.

Только в уборную — и сразу же возвращайся.

О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.

Потому что пространство сделано из коридора

и кончается счетчиком. А если войдет живая

милка, пасть разевая, выгони не раздевая.

Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.


Что интересней на свете стены и стула?

Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером



таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?

БРОДСКИЙ - ПОЭТ РЕСЕНТИМЕНТА

Я вас любил. Любовь еще (возможно,

что просто боль) сверлит мои мозги.

Все разлетелось к черту на куски.

Я застрелиться пробовал, но сложно

с оружием. И далее: виски:

в который вдарить? Портила не дрожь, но

задумчивость. Черт! Все не по-людски!

Я вас любил так сильно, безнадежно,

как дай вам Бог другими — но не даст!

Он, будучи на многое горазд,

не сотворит — по Пармениду — дважды

сей жар в крови, ширококостный хруст,

чтоб пломбы в пасти плавились от жажды

коснуться — «бюст» зачеркиваю — уст!

КРОВЬ МОЯ ХОЛОДНА.

ХОЛОД ЕЕ ЛЮТЕЙ

РЕКИ, ПРОМЕРЗШЕЙ ДО ДНА.

Я НЕ ЛЮБЛЮ ЛЮДЕЙ.

ВНЕШНОСТЬ ИХ НЕ ПО МНЕ.

ЛИЦАМИ ИХ ПРИВИТ

К ЖИЗНИ КАКОЙ-ТО НЕПОКИДАЕМЫЙ ВИД.

ЧТО-ТО В ИХ ЛИЦАХ ЕСТЬ,

ЧТО ПРОТИВНО УМУ.

ЧТО ВЫРАЖАЕТ ЛЕСТЬ

НЕИЗВЕСТНО КОМУ.

ДОРОГОЙ КАРЛ ДВЕНАДЦАТЫЙ, СРАЖЕНИЕ ПОД ПОЛТАВОЙ,

СЛАВА БОГУ, ПРОИГРАНО. КАК ГОВОРИЛ КАРТАВЫЙ,

ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ — КУЗЬКИНУ МАТЬ, РУИНЫ,

КОСТИ ПОСМЕРТНОЙ РАДОСТИ С ПРИВКУСОМ УКРАИНЫ.

ТО НЕ ЗЕЛЕНО-КВИТНЫЙ, ТРАЧЕНЫЙ ИЗОТОПОМ,

— ЖОВТО-БЛАКИТНЫЙ РЕЕТ НАД КОНОТОПОМ,

СКРОЕННЫЙ ИЗ ХОЛСТА: ЗНАТЬ, ПРИПАСЛА КАНАДА —

ДАРОМ, ЧТО БЕЗ КРЕСТА: НО ХОХЛАМ НЕ НАДО.

ГОЙ ТЫ, РУШНИК-КАРБОВАНЕЦ, СЕМЕЧКИ В ПОТНОЙ ЖМЕНЕ!

НЕ НАМ, КАЦАПАМ, ИХ ОБВИНЯТЬ В ИЗМЕНЕ.

САМИ ПОД ОБРАЗАМИ СЕМЬДЕСЯТ ЛЕТ В РЯЗАНИ

С ЗАЛИТЫМИ ГЛАЗАМИ ЖИЛИ, КАК ПРИ ТАРЗАНЕ.