Файл: Дисциплина Экологические основы природопользования Практическое занятие 2 Обучающийся Матыцина Мария Борисовна Преподаватель Чащинова Анна Вадимовна Задание 1 Максимальное количество баллов 8.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
а) Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений.
15) Обеспечено устойчивое функционирование водохозяйственного комплекса Нижней Волги и сохранение экосистемы Волго-Ахтубинской поймы.
а) Количество построенных, реконструированных водопропускных сооружений для улучшения водообмена в низовьях Волги, нарастающим итогом.
16) Реализация общесистемных мер, обеспечивающих выполнение мероприятий по улучшению качества атмосферного воздуха.
а) Снижение совокупного объема выбросов.
Характеристика глобальной экологической проблемы, на решение которой направлен данный федеральный проект:
Глобальными экологическими проблемами называют проблемы планетарного масштаба, которые влияют на качество жизни всех людей на Земле.
Проект направлен на решение таких проблем, как:
1) Загрязнение воздуха
2) Вырубка лесов
3) Загрязнение воды и водоемов
4) Бытовые отходы
5) Радиоактивное загрязнение
6) Уничтожение заповедных зон и браконьерство
Экологический проект направлен на эффективную переработку отходов, уничтожение свалок, уменьшение загрязнения атмосферы. Предполагается оздоровить ресурсы Байкала и озера Телецкое, создать охранные заповедные зоны.
Задание 3
Максимальное количество баллов — 8.
Представьте следующую педагогическую ситуацию. Вы являетесь педагогом в образовательной организации. Вам необходимо провести внеклассное занятие на тему: «Экологический след жителя планеты Земля». Возрастные характеристики учащихся могут быть определены студентом по собственному выбору.
Изучите предлагаемые далее информационные и тестовые материалы. По приведённой ниже тестовой методике рассчитайте собственный экологический след, а также подготовьте обстоятельный ответ на следующие вопросы:
1. Какие задачи вы как педагог поставите перед собой на внеклассном занятии по теме «Экологический след»?
2. Каким будет тематическое планирование и содержание урока?
В качестве итога подготовьте краткий конспект будущего занятия, на котором в обязательном порядке должны быть представлены предложенные далее материалы.
Определение понятия «экологический след»
Экологический след — это земельная площадь планеты, которая необходима для того, чтобы конкретный человек получил все необходимые ресурсы для создания тех вещей и услуг, которыми он пользуется на протяжении всей своей жизни.
Методика расчёта экологического следа жителя планеты Земля
Для того чтобы вычислить экологический след конкретного жителя планеты Земля, рекомендуется последовательно ответить на каждый из шести вопросов представленного далее теста. Для этого необходимо выбрать из предложенных вариантов ответов соответствующие вашему образу жизни утверждения. В заключении каждого утверждения (справа) представлены конкретные баллы. Необходимо выделить баллы, соответствующие выбранным вами высказываниям. Далее рекомендуется провести сложение/вычитание количества определённых баллов. Суммируя, а затем умножая баллы, вы получите величину экологического следа жителя планеты Земля.
Тест по проведению расчёта экологического следа жителя планеты Земля
1. Жильё:
1.1 Площадь вашего жилья позволяет держать кошку, а собаке средних размеров было бы тесновато +7
1.2 Большая, просторная квартира +12
1.3 Коттедж на две семьи +23
Полученные очки за первый вопрос разделите на то количество людей, которое живёт в вашей квартире или в вашем доме.
2. Использование энергии:
2.1 Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ или уголь +45
2.2 Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или ветра +2
2.3 Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых, поэтому добавьте себе +75
2.4 Отопление вашего дома устроено так, что вы можете его регулировать в зависимости от погоды –10
2.5 Дома вы тепло одеты, а ночью укрываетесь двумя одеялами –5
2.6 Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет –10
2.7 Вы всегда выключаете бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме –10
3. Транспорт:
3.1 На работу вы ездите городским транспортом +25
3.2 На работу вы идёте пешком или едете на велосипеде +3
3.3 Вы ездите на обычном легковом автомобиле +45
3.4 Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом +75
3.5 В отпуск вы летаете самолётом +85
3.6 В отпуск вы ехали на поезде, продолжительность пути — до 12 часов +10
3.7 В отпуск вы ехали на поезде, продолжительность — более 12 часов +20
4. Питание:
4.1 В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых вы сами готовите обед +2
4.2 Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженые готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы +14
4.3 В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому +5
4.4 Вы едите мясо 2 – 3 раза в неделю +50
4.5 Вы едите мясо три раза в день +85
4.6 Вы предпочитаете вегетарианскую пищу +30
5. Использование воды и бумаги:
5.1 Вы принимаете ванну ежедневно +14
5.2 Вы принимаете ванну один или два раза в неделю +2
5.3 Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ +4
5.4 Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете свой автомобиль из шланга +4
5.5 Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете её +2
5.6 Иногда вы берёте книги в библиотеке или одалживаете их у знакомых –1
5.7 Прочитав газету, вы её выбрасываете +10
5.8 Выписываемые или покупаемые вами газеты/журналы/книги читает после вас ещё кто-то +5
6. Бытовые отходы:
6.1 Все мы создаём массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе +100
6.2 За последний месяц вы хотя бы раз сдавали стеклянные бутылки –15
6.3 Выбрасывая мусор, вы откладываете в отдельный контейнер макулатуру –17
6.4 Вы сдаёте в специальные пункты пустые банки из-под напитков и консервов –10
6.5 Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку –8
6.6 Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученную в магазине упаковку используете в хозяйстве –15
6.7 Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения дачного участка –5
Если вы живёте в городе с населением в полмиллиона человек и больше, умножьте ваш общий результат на 2.
Подведение итогов теста
Разделите полученный результат на 100. В итоге вы узнаете, сколько гектаров земной поверхности необходимо, чтобы удовлетворить все ваши потребности, и сколько потребуется планет, если бы все люди жили так же, как вы!
Важно знать следующие факты:
— Чтобы всем нам хватило одной планеты, на 1 человека должно приходиться не более 1,8 га продуктивной земли.
— Имеется следующая информация для проведения сравнения: средний житель США использует 12,2 га (5,3 планеты!), средний европеец – 5,7 га (2,8 планеты), а средний житель Мозамбика — всего 0,7 га (0,4 планеты). Средний житель России использует в с 4,4 га (2,5 планеты).
Требования к оформлению задания
Оформите результаты персонального тестирования и краткий конспект будущего занятия по данному вопросу в виде письменного ответа в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 2 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа
.
Задачи педагога на внеклассном занятии по теме «Экологический след»:
1)познакомить обучающихся с понятием экологического следа, влиянием отдельного человека на окружающую среду;
2)развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
3)способствовать формированию научного мировоззрения обучающихся,
4)воспитанию экологической культуры, бережного отношения к природе.
Тематическое планирование и содержание урока:
В качестве итога подготовьте краткий конспект будущего занятия, на котором в обязательном порядке должны быть представлены предложенные далее материалы.
Тема: «Экологический след».
Цель: формирование экологического мышления, через понятие «экологический след», знакомство с экологическими проблемами и способами их решения.
Задачи:
Образовательные:
-
познакомить учащихся с понятием «экологический след», -
научить обучающихся методике расчета экологического следа, -
продолжить формирование УУД работы с текстом, Интернетом.
Развивающие:
-
развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор учащихся, -
развивать умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, -
формировать коммуникативные УУД (умение выступать перед аудиторией, умение делать выводы), -
формировать у учащихся определённый уровень социальной компетентности.
Воспитательные:
-
осуществлять экологическое и эстетическое воспитание учащихся, -
воспитывать научное мировоззрение, бережное отношение к природе, -
привлечь внимание учащихся к решению проблем ресурсосбережения и рационального природопользования; -
воспитывать чувство ответственности за судьбу родного города.
План урока:
1. Организационный момент (приветствие, отметка в журнале) 4 мин.
2. Актуализация знаний по пройденной теме «Способы решения экологических проблем в рамках концепции»»30 мин
3. Изучение нового материала (презентация: «Экологический след человеческого развития», беседа, конспектирование основных моментов) 30 мин
4. Закрепление нового материала (вопросы по теме) 20 мин
5. Подведение итогов занятия (выставление оценок) 5 мин
6. Домашнее задание (Повторение пройденного материала,) 2 мин
Результат персонального тестирования: 208
Задание 4
Максимальное количество баллов — 6.
Ссылка на обучающее видео на YouTube https://www.youtube.com/watch?v=Mydejojenks
Авторское право на видео принадлежит телеканалу Россия24. Материал видео используется для студентов АНПОО «НСПК» в учебных целях.
Продумайте обоснованный ответ на следующий вопрос:
— О каком необратимом изменении природных комплексов идёт речь?
Далее представьте следующую педагогическую ситуацию. Вы являетесь педагогом в образовательной организации. Вам необходимо на примере данного репортажа объяснить обучающимся содержание экологического термина, который может быть применим в отношении рассматриваемой ситуации. Продумайте персональное краткое выступление по данному вопросу, которое будет основано на информации, представленной в специальном репортаже «Аральские волны».
* Речь идёт о потере водных масс.
* Сегодня большинство морей находятся в сложном экологическом положении, но в наиболее катастрофическом состоянии находится Аральское море. Главной проблемой Арала стала стремительная потеря водных масс.
За последние пятьдесят лет площадь Аральского моря сократилась в шесть раз, а биологическое разнообразие не уменьшилось, а практически исчезло. Какие еще существуют проблемы в Аральском море, и может ли человек спасти Арал от гибели, рассмотрим далее.
* Гибель Аральского моря может иметь непредсказуемые последствия не только для Казахстана и Узбекистана, но и всей Европы. Большой Арал полностью высох в 2014 году, а временный разлив вод, произошедший весной 2015 года, не смог остановить необратимый процесс обмеления. Сегодня власти Казахстана перебросили все имеющиеся ресурсы на восстановление Малого (Северного) Арала.
С древних времен Аральское море привлекало человека и становилось центральным объектом для ведения хозяйственной деятельности. Арал наполнялся водами рек Амударья и Сырдарья, однако, в прошлом столетии были возведены специальные оросительные каналы, и воды этих рек начали использовать для полива земельных участков. Эксперты утверждают, что постройка каналов стала главной причиной высыхания Аральского моря. Также были построены водохранилища, что забирали дополнительный объем речной воды, в которой нуждался бассейн Аральского моря.
В бассейн Арала поступало гораздо меньше воды, отчего ее уровень стал стремительно падать. Площадь Аральского моря сократилась в несколько раз, что повлекло за собой гибель морских обитателей. Потеря воды – одна из проблем, которая усугубила ситуацию и способствовала развитию других процессов. Ранее единое морское пространство было поделено на два водоема. Значительно повысился уровень солености вод Аральского моря, что негативно сказалось на флоре и фауне, так как далеко не все морские жители адаптировались к более соленой воде.