Файл: Вредные факторы, влияющие на здоровье.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 322

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки АО

ГБОУ АО СПО «Астраханский государственный политехнический колледж»

Лиманский филиал


Проектная работа

по Физической культуре и Безопасности жизнедеятельности

на тему:

ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ


Выполнил

студент гр. ПСО-2129

Алешин Андрей

Проверил:

преподаватель

Хисамутдинов Р.И.

2023 г.
Содержание

Введение

1 Общая характеристика факторов здорового образа жизни

1.1 Понятие о здоровье и здоровом образе жизни

1.2 Основные факторы, определяющие здоровье

2 Анализ факторов, оказывающих вредное влияние на здоровье человека

2.1 Проблемы, возникающие при воздействии вредных факторов на человека

2.2 Совершенствование системы формирования здорового образа жизни

Заключение

Список использованных источников

Приложение А Факторы, определяющие здоровье человека

Приложение Б Факторы, влияющие на здоровье человека



3

5

5

10

18
18
29
35

37

39

40


Введение

Актуальность избранной темы обуславливается тем, что до 65% всех заболеваний современного человека связано с влиянием вредных факторов, возникающими по его же вине. Разрушая природу, человек разрушал и себя самого, чем создавал многочисленные вредные факторы. В результате такой деятельности он загнал себя в узкие рамки, выйти за которые нельзя без угрозы для жизни. Эти рамки и представляют собой правила здорового образа жизни, нейтрализующего действие вредных факторов.

Следует обратить внимание, что за всю историю своего существования медицина накопила внушительный арсенал средств борьбы с инфекционными болезнями, которые прежде были главными причинами смерти людей всех возрастов, особенно детей. Однако в середине ХХ века произошел так называемый «эпидемиологический переход». Средняя продолжительность жизни значительно выросла, но теперь все большее число смертей в развитых странах вызвано не инфекциями, а заболеваниями сердечно-сосудистой системы, депрессиями, травмами. Несмотря на очевидные успехи медицины в лечении неинфекционных заболеваний, уровень смертности от них практически не снижается, а в России, наоборот, возрастает от года к году. Во многом это связано с чрезмерным злоупотреблением алкоголя, никотина и прочих вредных веществ [5].


Требуется новый тип комплексной профилактики, направленной на снижение риска смерти от заболеваний неинфекционного происхождения (особенно сердечно-сосудистых и рака), а также от несчастных случаев, насилия, самоубийства, курения, алкоголизма и других факторов, непосредственно связанных с поведением населения. Основное условие его формирования - дополнение медицинских знаний в области здоровья знаниями из психологии, педагогики, социологии и целого ряда технических наук. Здоровье теперь понимают как многоаспектный и системный объект исследования, имеющий биосоциокультурную природу. Стало очевидным, что здоровье не может измеряться только показателями заболеваемости, помимо них, должны учитываться психологические характеристики, поведенческие стереотипы, которые значительно влияют как на физическое и психическое здоровье, так и на продолжительность жизни [3].

Объектом изучения являются вредные факторы, которые наносят значительный вред человеческому организму. Предметом проектной работы является взаимосвязь здоровья и вредных факторов, оказывающих негативное влияние на организм.

Целью работы является определение влияния вредных факторов на здоровье человека. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать общую характеристику понятию здоровье и здоровый образ жизни;

- сформулировать основные факторы, которые непосредственно определяют здоровье человека;

- рассмотреть основные проблемы, возникающие при воздействии вредных факторов на человека;

- исследовать пути совершенствования системы формирования здорового образа жизни.

Теоретическая и практическая значимость. По изучению данного вопроса были получены глубокие познания в данной теме, рассмотрены разные точки зрения научных деятелей, а также проанализированы различные учебные пособия, касающиеся предмета и объекта проекта. Проделанная работа может помочь для дальнейшего использования в образовательных организациях с целью популяризации здорового образа жизни.

Проектная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Введение обозначает актуальность темы, объект, предмет, цель, задачи и иные основы проектной работы. В первой главе рассматривается общая характеристика здоровья и здорового образа жизни. Вторая глава посвящена анализу проблем воздействия вредных факторов на организм человека и пути формирования здорового образа жизни.



1 Общая характеристика факторов здорового образа жизни


    1. Понятие о здоровье и здоровом образе жизни


Возникший в процессе эволюции органического мира феномен человека стал предметом исследования огромного множества естественных (биология, генетика, антропология, химия и др.) и общественных (история, философия, социология, психология, экономика и др.) наук. Однако до сих пор человек не может дать окончательные ответы на многие вопросы, касающиеся своей жизни. В полной мере это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности – здоровью. Вместе с тем, сама идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению. При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к обеспечению здоровья, – а на деле именно такой принцип, несмотря на декларируемую идею профилактики, исповедует медицина – и неправильно, и пагубно. Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует [2].

С понятием здоровья связаны представления о факторах риска - состояниях, способствующих возникновению и развитию заболеваний. К числу определяющих здоровье, или главных факторов риска, относят: факторы нездорового образа жизни, загрязнение внешней среды, генетический риск, дефекты, недостатки в организации здравоохранения, медицинской помощи и т.д.

Факторы риска могут быть первичными или внешними: зависящие от социально-экономических, политических, природных условий, и вторичными, и внутренними: зависящие от индивидуальных особенностей индивидуума, характеризующихся прежде всего его генотипом, полом, возрастом, а также патологические состояния, способствующие возникновению и развитию заболеваний.

В большой медицинской энциклопедии понятие «здоровье» трактуется как «состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения». В тоже время живой организм - система неравновесная и все время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм [4].


Самое известное определение «здоровью» дано Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

И.И. Брехман трактует здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации» [1].

Существуют и другие определения здоровья, которые подчеркивают качественные и количественные составляющие, а также индивидуальные и коллективные параметры здоровья.

Более точно здоровье — это способность:

- приспособления к окружающей среде и к собственным возможностям;

- противостояния внешним и внутренним беспорядкам, болезням, повреждениям, старению и другим формам деградации;

- сохранения себя, естественную и искусственную среду обитания;

- увеличения своих возможностей, объем и разнообразие доступной экологической, интеллектуальной, моральной и этической окружающей среды;

- увеличения продолжительности полной жизнедеятельности;

- улучшения возможности, свойства и способности организма, качества жизни;

- производства, поддержания и сохранения собственного вида, а также культурных и материальных ценности [8].

В настоящее время принято выделять несколько компонентов здоровья: соматическое, физическое, психическое, сексуальное, нравственное.

Если говорить более обобщенно, то основными критериями здоровья являются:

- для соматического и физического здоровья - я могу;

- для психического здоровья - я хочу;

-для нравственного здоровья - я должен.

Рассмотрим подробно компоненты здоровья.

Соматическое (физическое) здоровье - текущее состояние органов и систем человеческого организма, а также уровень их структурных и функциональных резервов.

Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития обусловлена базовыми потребностями, доминирующими у человека на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой - обеспечивают индивидуализацию этого процесса.


Основа физического здоровья проявляется в морфологических и функциональных резервах клеток, тканей, органов и систем, обеспечивающих приспособление организма к воздействию различных факторов.

Психическое здоровье - состояние психической сферы человека.

Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние обуславливается потребностями как биологического, так и социального характера, а также возможностями их удовлетворения. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека [3].

Сексуальное здоровье - комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.

Нравственное здоровье — это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.

Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент связан с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты, прежде всего, внутренней. Нравственный компонент здоровья определяется соответствием характера жизни человека общечеловеческим законам.

Отдельно могут быть выделены такие компоненты здоровья, как социальное, репродуктивное, профессиональное здоровье и т.д.

Таким образом, можно заключить, что сущность здоровья — это жизнеспособность индивида.

В определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать два отправных фактора – генетическую природу данного человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности.

Здоровый образ жизни есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

В приведенном определении здорового образа жизни акцент делается на индивидуализации самого понятия, то есть здоровых образов жизни должно быть столько, сколько существует людей. В установлении здорового образа жизни для каждого человека необходимо учитывать как его типологические особенности (тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной нервной регуляции и т.д.), так и возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материального обеспечения, быта и т.д.). Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные особенности данного человека, его жизненные ориентиры, которые сами по себе могут быть серьезным стимулом к здоровому образу жизни и к формированию его содержания и особенностей [8].