Файл: Задача Здесь, следовательно, на севере, в Новгороде, началась Русская земля, началось Русское государство.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задача 3. Советская Россия, несмотря на тяжелейшие испытания гражданской войны, сумела сохранить суверенитет, не раскололась на множество отдельных частей. Советский Союз (1991 г.), несмотря на отсутствие катаклизмов типа войны, сохранить свое единство не сумел. Почему?
На некоторых этапах своей эволюции советская форма правления вырождалась в фактически монархические формы государственности - единоличную диктатуру вождя, Генерального секретаря КПСС.
И как только сломался в начале 90-х годов партийный хребет Советского государства, система парткомов, перестала «работать» партийная ответственность, исчезло правовое, конституционное закрепление партийной власти, столь же быстро зашаталось, а затем и рухнуло само Советское государство.
Советское государство оказалось удобной формой государственности и для организации социалистической, т. е. распределительной экономической системы, обеспечения уравнительной, социально-иждивенческой психологии.
Политический режим был тоталитарным — Советское государство вмешивалось во все сферы жизнедеятельности общества, проникало во все его поры, почти все общественные организации, но вместе с тем создавало практику и идеологию социального иждивенчества. При этой идеологии многие члены общества, соглашаясь на контроль со стороны государства, рассчитывают и на непосредственную помощь, заботу государства в сфере образования, здравоохранения, науки, социального страхования и даже личной сфере, трудовой деятельности (формальное отсутствие безработицы, обеспечения занятости), в других областях жизни общества.
Советская форма правления - позволяла оперативно решать законодательные проблемы, хотя их содержание имело строго функционально классовое, социалистическое направление. Осуществлялось это опять же путем отхода от традиционной парламентской деятельности демократической республики.
Словом, форма правления в Советском государстве, его деятельная сторона являли собой разрыв между формально провозглашенными и даже конституционно закрепленными правами, целями, идеалами, другими характеристиками и фактической практикой организации и функционирования государства.
СССР выступал как антипод Запада на путях индустриального прогресса.
Противостояние шло по всем линиям: политика, экономика, идеология, военная сфера. В самом СССР развивались давно негативные тенденции, которые вели к развалу.
На всех уровнях началось разложение партийно-государственного аппарата.
Нарастающий кризис охватил все сферы общества.
В начале 80-х гг. эрозия системы, ее неспособность обеспечить решение назревших и перезревших проблем были очевидны для многих. С апреля 1985 г., когда Генсеком ЦК КПСС стал М.С. Горбачев, была предпринята попытка модернизации системы на базе марксистской социалистической идеи. Она окончилась, закономерно, неудачей. Страна стремительно шла к распаду.
Сложные политические нововведения и бури отодвинули на задний план проблемы экономики, вызвали разрыв ее закономерных, взаимоподдерживающих связей с политикой. Нарастающий груз экономических и политических ошибок становился неподъемным. На таком фоне разрастались сепаратизм, национализм, вспыхнули противоестественная «война законов» и «противоборство суверенитетов», которые разрушали основы многонационального государства. И хотя в марте 1991 г. на Всесоюзном референдуме народ высказался за сохранение СССР, его распад вскоре стал свершившимся фактом, принесшим ни в чем не повинному народу неисчислимые беды и страдания.
Поражение путча в августе 1991 г. привело к обвальному распаду СССР.
Для распада СССР сыграло решающую роль то, что не все республики добровольно в свое время вошли в его состав (например, прибалтийские государства), и в 80-х годах начался процесс их выхода из состава СССР. Управление республиками фактически осуществлялось из центра путем установившегося обычая направлять в состав руководства республики представителя центра, как правило, русской национальности, что вызывало противодействие у местных политических элит.
Решение национального вопроса, осуществленное в российской государственности в 20-80-х годах XX века, не было эффективным, обанкротилась концепция постепенного исчезновения национальных различий, национально-федеративное устройство не оказалось стабильным, поддерживалось главным образом тоталитарным политическим режимом.
Рост национального самосознания СССР так же во многом обусловил распад СССР.
Немаловажную роль в этом всплеске сыграла и неразумная, иррациональная политика руководства бывшего СССР, примат жестких, силовых методов управления над политическими.
Внешняя политика Российской Федерации в 1991-1999 гг
Внешнеполитические цели: 1. Создание благоприятных внешних условий для проведения реформ, обеспечения стабильности и целостности страны. 2. Восстановление и поддержание статуса великой страны. 3. Обеспечение приоритетного влияния на ближнее зарубежье, поддержка соотечественников, оказавшихся за пределами исторической родины. 4. Соблюдение стратегических интересов (традиционных и новых) 5.Сохранение традиционных рынков сбыта и завоевание новых (в т.ч. рынков вооружений). 6. Обеспечение национальной безопасности, защиты от внешних угроз.
Внешние угрозы: 1.Нестабильность в ряде соседних стран, незащищенность новых границ РФ. 2. Внешнее давление (военно-стратегическое, экономическое, информационное, идеологическое). 3. Наличие территориальных претензий к РФ при огромности и малонаселенности ее территории.. 4. Международный терроризм, контрабанда оружия и наркотиков. 5. Расширение НАТО при враждебном отношении некоторых соседних стран 6. «Исламский фактор»(роль, которую играют исламские страны в международном развитии, об их действиях по консолидации исламского мира, влиянии на внутренние процессы других стран и т.д, процесс формирования исламского полюса мировой системы)
Основные события внешнеполитического характера. 1992-1993 - Россия вовлекается в грузино-южно-осетинский конфликт. Договор об «открытом небе» Миротворческая роль 14-й армии РФ в вооруженном конфликте в Приднестровье. Азербайджан, Армения, Белоруссия, Россия, Грузия разделили обычные вооружения бывшего СССР. Ратифицирован договор о сокращении Вооруженных Сил РФ к 2000 г. с 2,8 до 1,5 млн. чел. Грузино-абхазская война, миротворческая роль России. Ускорение вывода росс-х войск из Германии. Отказ США от программы СОИ (Стратегическая оборонная инициатива). Проблемы с ядерным оружием на Украине. Обострение грузино-абхазского конфликта.
1994-1995. Перемирие Армении и Азербайджана (роль России). Ограничение сообщений с Кавказом в связи с войной в Чечне. Российские войска выведены с территории Германии. Усложнение внешнеполитических позиций РФ в связи с войной в Чечне. Международной признание роли России во Втор. миров. войне в связи с 50-летием Победы. Референдум в Белоруссии – за интеграцию с РФ. Присоединение России к программе «Партнерство ради мира». Франция возобновила ядерные испытания. Конфликт на Балканах, попытка РФ упрочить свои позиции, фактически. усиление роли НАТО. Согласие США на пересмотр договоров об обычных вооружениях в пользу России. Мир в бывшей Югославии под нажимом НАТО. Проблемы Черноморского флота. Сравнительно спокойная реакция Запада на войну в Чечне.
1996-1997: Уход министра иностранных дел РФ А.Козырева в отставку, приход Е.Примакова в МИД. Обострение внутриполитической обстановки в Таджикистане. Удары авиации США по территории Ирака. Талибы взяли под контроль столицу Афганистана Кабул. Решение о расширении НАТО на Восток. Дестабилизация в Албании. Переговоры Ельцин-Клинтон в Хельсинки (НАТО, СНВ, экономическая помощь). Союз Белоруссия-Россия. Декларация России и Китая о многополярном мире. Одобрена концепция о национальной безопасности России. Договор Россия-Украина. Борьба вокруг закона о реституции (возмещение ущерба). Россия в «большой восьмерке». Договор Россия-НАТО; вступление в НАТО как стратегический курс стран Прибалтики и Украины. Новое обострение ситуации вокруг Ирака.