Файл: План Введение I. Эфолюция Пенсионного Фонда Российской Федерации эволюция пенсионного фонда российской федерации 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План Введение I.Эфолюция Пенсионного Фонда Российской Федерации 1.ЭВОЛЮЦИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1.История становления Пенсионного фонда в России Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели. Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов [9]. В 1997 году вступил в силу федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня. В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды. На сегодняшний день гражданеинашей страны сами несут ответственность за формирование своей будущей пенсии. Гражданин России может самостоятельно выбрать, кому доверит свои пенсионные накопления: негосударственному пенсионному фонду, государственной управляющей компании или частной управляющей компании. 1.2.Развитие Пенсионного Фонда ПФ РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. В основные задачи ПФ РФ входят[13] : — целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ; — организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; — капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; — контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств; — межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий. На рисунке 1 (Приложение 1) предложена организационная структура Пенсионного фонда Российской Федерации. Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей: — фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность; — денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет; — формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц; — страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными; — на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ; — денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом; — расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда). Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган — Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально — государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств[14] . Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов — по направлениям. Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат. В настоящее время в России используется так называемая накопительная система пенсионного обеспечения[15] . При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за
счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии. Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов. Основные принципы, по которым все большее число стран переходит с распределительной системы на накопительную, следующие: а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на пенсионных счетах – собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается; б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих. в) накопительная система повышает норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения экономического роста, тем более что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации – состояние экономики и производительности труда[16] . Таким образом, результатом десятилетнего развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет. Также при этой системе собираются необходимые статистические данные необходимые для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите. 2. 2.1.Цели, задачи и функции Пенсионного Фонда Российской Федерации. Пенсионный фонд является одной из самых крупных федеральных систем по оказанию социальных услуг в России. Пенсионный фонд Российской Федерации представляет собой форму образования и расходования денежных средств, которая является автономной в отношении к федеральному бюджету. Данная форма, предназначенных исключительно для финансового обеспечения социальной защиты граждан от риска утраты заработка или другого постоянного дохода в результате потери трудоспособности по старости и инвалидности от рождения, смерти кормильца (для нетрудоспособных членов семьи), длительного выполнения вредной для здоровья профессиональной деятельности (для определенных категорий работников) [20, с. 324]. Основная цель создания фонда изначально была определена как реализация государственной функции по пенсионному страхованию и пенсионному обеспечению жителей Российской Федерации. Пенсионный фонд России осуществляет свою деятельность в федеральном масштабе на территории всей России. В 2014 году Фонд расширил географию деятельности за счет новых территорий – Республики Крым и г. Севастополя. Рассмотрим основные функции Пенсионного фонда Российской Федерации. Пенсионный Фонд РФ: * назначает и реализовывает социальные выплаты; * устанавливает и выплачивает пенсии; * реализует программы государственного софинансирования пенсии; * совместно с региональными органами власти оказывает адресную помощь пенсионерам и принимает участие в развитии социальной инфраструктуры; * назначает и реализует Федеральную социальную доплату к пенсиям до уровня прожиточного уровня минимума пенсионера в регионе; * выдает государственные сертификаты на получение материнского капитала и выплачивает его; * формирует и инвестирует средства пенсионных накоплений; * ведёт индивидуальный (персонифицированный) учет пенсионных прав участников системы обязательного пенсионного страхования; * управляет страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование Пенсионный фонд РФ характеризуется как юридическое лицо, имеющее автономный баланс, лицевые счета, которые были открыты в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства, другие счета, которые открываются, опираясь на законодательство РФ. Более того, Пенсионный Фонд имеет собственную печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным официальным наименованием, которая необходима для осуществления деятельности. Участниками пенсионной системы являются: * страхователи; * застрахованные лица. Страхователями являются физические и юридические лица, которые уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование. На настоящий момент времени, в системе обязательного пенсионного страхования зарегистрировано 9,3 миллионов страхователей. Застрахованными лицами являются граждане России и иностранные граждане, застрахованные в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе работающие граждане и пенсионеры. В настоящее время в системе обязательного пенсионного страхования открыто 145 миллионов лицевых счетов. Информационная система Пенсионного фонда РФ, является одной из крупнейших баз данных в России. В ней аккумулируется информация о пенсионных и социальных правах граждан России и иностранных государств, зарегистрированных в системе обязательного пенсионного страхования. Всем зарегистрированным гражданам выдается страховое свидетельство с уникальным номером лицевого счета (далее по тексту – СНИЛС), на котором отражаются сведения о сформированных пенсионных правах. СНИЛС также применяется для идентификации граждан в базах данных других государственных учреждений и системе предоставления государственных электронных услуг. Ежегодно в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда России (далее по тексту – ПФР) регистрируется несколько миллионов граждан. Для достижения цели своей деятельности Пенсионный фонд РФ имеет право приобретать от своего имени имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, самостоятельно выступать истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации при осуществлении деятельности руководствуется: Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Уставом. Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации регулируют Конституция Российской Федерации и иные нормативные правовые акты: * Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»; * Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; * Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Названный Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования. В своей структуре он также имеет шесть глав: 1) общие положения; 2) участники

правоотношений по обязательному пенсионному страхованию; 3) права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования; 4) финансовая система обязательного пенсионного страхования; 5) уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; 6) заключительные и переходные положения; Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Данный Федеральный закон устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения. В своей структуре имеет шесть глав следующего содержания: 1) общие положения; 2) условия назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению; 3) размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению; 4) стаж государственной службы. трудовой стаж. среднемесячный заработок; 5) размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению; 6) порядок вступления в силу настоящего федерального закона: * Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; * Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»; * Федеральный закон от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»; * Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений». 28 декабря 2013 года Президент Российской Федерации подписал два очень важных для каждого россиянина Закона - Федеральный закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральный закон № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», которые разработаны в целях реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 года № 2524–р., определяющей меры по совершенствованию накопительной составляющей пенсионной системы [16, с. 16]. Новые законы содержат нормы права, устанавливающие основания приобретения и порядок реализации прав граждан на страховую и накопительную пенсии. 2.2 Организационно-правовая основа деятельности Пенсионного фонда РФ В современных условиях пенсионная система, основным элементом которой является обязательное пенсионное страхование, представляет собой важнейшую социальную гарантию любого общества [5, с. 14]. Слажено функционирующая система обязательного пенсионного страхования является залогом социальной стабильности и согласия в обществе. На протяжении последних двадцати лет пенсионная система РФ претерпела существенные изменения, связанные с введением в действие принципов пенсионного страхования. Создана единая система регистрации застрахованных лиц, работающих по найму, и индивидуально занятого населения, а также отработан механизм достижения финансовой сбалансированности доходов и обязательств системы 20 государственного пенсионного обеспечения. Пенсионная система РФ - представляет собой совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организованных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий [25, с. 162].Она включает в себя: Государственное пенсионное обеспечение - часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм страховых взносов предоставление базовой части трудовых пенсий, базовой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счёт ассигнований из федерального бюджета - социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством. Согласно сайта Пенсионного фонда, в Российской Федерации имеются следующие виды пенсий: страховая, по государственному обеспечению и накопительная. Содержательная сторона каждого из указанного вида продемонстрирована в приложении А. Обязательное пенсионное страхование (ОПС) - часть пенсионной системы, обеспечивающая компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до выхода на пенсию. Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - особая организационноправовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: • деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ; • деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию; • деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию [32, с. 210] Пенсионное обеспечение в РФ осуществляется за счет средств Пенсионного фонда[28, с. 265]. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) является крупнейшей организацией России по оказанию социально значимых государственных услуг населению. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) является крупнейшей организацией России по оказанию социально значимых государственных услуг населению. ПФР на законодательном уровне определен страховщиком по обязательному пенсионному страхованию. Пенсионный фонд России занимает важное место в системе предоставления государственных услуг. В Пенсионном фонде России сосредоточен большой объем персональных данных граждан, которые могут использоваться не только самим фондом, но и другими органами государственной власти для предоставления услуг гражданам. Кроме того, Пенсионный фонд России выступает организацией, уполномоченной регистрировать и выдавать СНИЛС – уникальный номер, служащий идентификатором персональных данных гражданина в системе оказания государственных услуг[19, с. 91]. В 2017 г. Пенсионный фонд России начал реализацию двух масштабных социальных проектов – создание и ведение федерального регистра инвалидов и Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО)[34, с. 73]. Задачи у них похожие – интеграция информации от всех участников процесса оказания государственных услуг инвалидам и учет всех мер социального обеспечения граждан на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Цель – создать модель «одного окна» для информирования гражданина обо всех его льготах и возможностях по получению мер социальной поддержки со стороны государства. Такая интеграция становится возможной благодаря развитию информационных систем различных ведомств и системы 22 межведомственного электронного взаимодействия, ключевым участником которой является Пенсионный фонд России. Пенсионный фонд Российской Федерации – организация, управляющая внебюджетным фондом финансовых средств социального назначения, призванный обеспечить реализацию одной из важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, т.е. материального обеспечения граждан при наличии соответствующих социальных страховых рисков и наступлении соответствующих страховых случаев. Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица также определяется гражданским законодательством Российской Федерации. Правовой статус Пенсионного фонда России состоит из следующих элементов: юридическое право, юридическая обязанность, законный интерес, правовой запрет, юрисдикция, полномочие, ответственность, правовые преимущества. Закрепление правового статуса Пенсионного фонда России на законодательном уровне поможет обеспечить законодательное регулирование отношений, связанных с деятельностью фонда. Одной из характерных черт правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации является формирование бюджета фонда [15, с. 20]. Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2122-1 [4] , Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. При этом Пенсионный фонд РФ имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации пополняем, но не изымаем. Все средства фонда являются государственной собственностью. 23 Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет страховых отчислений, средств федерального бюджета, отчислений работодателей, за счет пеней и иных финансовых санкций, за счет доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования, за счет добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц, за счет средств выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной пенсии, за счет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата, за счет иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации [1] Федеральным законом от 15.12.2001 г.. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [2] устанавливается, что Пенсионный фонд России и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ. Пенсионный фонд России (ПФР) – один из трех государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих обязательное социальное страхование в России, осуществляющий функции государственного страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Координацию деятельности ПФР осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Пенсионный фонд РФ имеет сложную структуру,
включающую различные подразделения, задачей которых является обеспечение эффективного функционирования российской системы обязательного пенсионного страхования [33, с.39]. Главными органами управления ПФР являются Правление Фонда и Исполнительная дирекция ПФР, которые, как и Центр персонифицированного учета, расположены в г. Москва. На местах Пенсионный фонд РФ представлен отделениями и территориальными управлениями Правление Пенсионного фонда РФ является главным управленческим органом, реализующим общую стратегию управления пенсионной системой согласно российскому законодательству, утверждает перспективные и текущие функции и задачи ПФР, отвечает за их реализацию, в пределах своей компетенции осуществляет нормотворческую деятельность, связанную с вопросами функционирования ПФР. В его ведении находится формирование бюджета ПФР, утверждение отчетов о его исполнении. Исполнительная дирекция ПФР является главным исполнительным органом Пенсионного фонда, находящимся в подчинении Правлению фонда. Исполнительная дирекция ПФР управляет от имени государства средствами пенсионного страхования в рамках российского законодательства и на основе решений Правления фонда. В подчинении Исполнительной дирекции находятся Центр персонифицированного учета, отделения и управления ПФР. Главная цель пенсионного фонда любой страны – обеспечение для нетрудоспособных граждан такого уровня пенсии, который служил бы достойным замещением утраченного дохода[40, с. 42]. Но чтобы достичь его в полной мере, необходимо обеспечить выполнение многих частных целей, которые зачастую лежат даже не в плоскости самой пенсионной сферы и не являются задачами самого пенсионного фонда[26, с. 64]. Целевой задачей Пенсионного фонда РФ является солидарная ответственность поколений, обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве[16, с. 279]. Временная ответственность проявляется в том, что нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние возьмут обеспечение нынешних. Пространственный подход предполагает реализацию такой ситуации, при которой где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и 25 прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем. В целях комплексного изучения организации Пенсионного фонда определим его основные функции и систему задач. Они систематизированы в таблице 1. Таблица 1 - Функции и задачи Пенсионного фонда [39] Функции Задачи Фискальная - Целевой сбор и аккумуляция страховых взносов; - капитализация средств Пенсионного фонда РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц Перераспределительная Финансирование выплаты государственных пенсий в РФ Организационная - Организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья и т.д. - организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета; - - изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в Пенсионный фонд РФ страховых взносов и внесение в органы законодательной власти предложений по ее совершенствованию; Контрольная - Контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Пенсионный фонд РФ страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств; - проведение разъяснительной работы по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ. Из таблицы видно, что основными функциями ПФ РФ можно считать: фискальную, перераспределительную, организационную и контрольную. В соответствии с данными функциями были определены задачи пенсионного фонда. В целях исполнения фискальной и перераспределительной функций были можно выделить конкретные источники и направления средств Пенсионного фонда РФ:[27, с. 231] - страховые взносы работодателей; - безвозмездные поступления из федерального бюджета; - страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов; - страховые взносы иных категорий работающих граждан; - ассигнования из республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и 27 компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий; - средства, возмещаемые ПФР Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным; - средства, взыскиваемые с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; - добровольные взносы (в том числе валютные ценности) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений. Направления использования средств: - выплата в соответствии с действующим на территории РФ законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ; - выплата пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; - оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; - финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов; - другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР. Пенсионный фонд России наделен многими полномочиями, но правовой статус Пенсионного фонда России, к сожалению, выражен не полностью[11, с. 34]. Таким образом, можно сделать вывод, что на протяжении всего периода реформ Пенсионный фонд находится в центре всех социально-экономических противоречий. Управление системой пенсионного обеспечения – сложная область правового регулирования, и в настоящее время имеется много проблем и противоречий по этому поводу. Доказательство тому – неопределенность правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации, постоянное обсуждение необходимости перераспределения прав и обязанностей по сбору и выплате пенсионных средств между различными ведомствами. 3. 3.1.Организация формирования и выплаты пенсионных накоплений По состоянию на конец 2017 года пенсионные накопления в системе обязательного пенсионного страхования формировались у 76,4 млн. граждан, из них 46,5 млн. граждан формировали пенсионные накопления через Пенсионный фонд России. Средства, полученные в результате инвестирования пенсионных накоплений через государственную управляющую компанию «Внешэкономбанк» и частные управляющие компании, которые работают по
договору с Пенсионным фондом России, составили 201,4 млрд. рублей. Страховые взносы на накопительную пенсию в 2017 году поступили в размере 0,6 млрд. рублей (недоимка и задолженность за прошлые годы). 2,98 млрд. рублей получены в виде дохода от размещения ПФР пенсионных накоплений на банковских депозитах. Добровольные взносы граждан по Программе софинансирования пенсионных накоплений за 2017 год поступили в размере 5,7 млрд. рублей, государственное софинансирование добровольных взносов граждан за 2016 год (которое в соответствии с законом выделяется в году, следующим за годом уплаты добровольных взносов) поступило в размере 6,8 млрд. рублей. [13] В течение года из негосударственных пенсионных фондов в ПФР передано 11,2 млрд. рублей и еще 24,4 млрд. рублей передано из Банка России в связи с отзывом у ряда НПФ лицензии на осуществление обязательного пенсионного страхования. В свою очередь Пенсионный фонд передал в негосударственные пенсионные фонды 279,7 млрд. рублей, включая 265 млрд. рублей в рамках переходной кампании по заявлениям 2016 года. Еще 18,4 млрд. рублей было направлено на выплаты пенсионерам и правопреемникам граждан. Застрахованные пенсионные накопления формируются у большинства работающих россиян. Прежде всего это люди 1967 года рождения и моложе (55 млн. человек), участники Программы государственного софинансирования пенсии (2,5 млн. человек) и владелицы сертификата на материнский капитал, которые направили часть его средств на свою накопительную пенсию (3,3 тыс. человек). Общее количество тех, у кого формируются пенсионные накопления, составляет 76,4 млн. человек. Пенсионеры Средства пенсионных накоплений выплачиваются пенсионерам с июля 2012 года. Большинство пенсионеров получают накопления в виде единовременной выплаты, поскольку средства формировались в течение короткого периода и составили небольшую сумму. В 2017 году единовременную выплату пенсионных накоплений получили 1,2 млн. человек. При этом 52,5 тыс. пенсионеров получают средства пенсионных накоплений в качестве ежемесячной пенсии. Основная часть средств в накопительной системе сформирована за счет страховых взносов работодателей в системе ОПС. Эти взносы поступали в накопительную систему с 2002 по 2013 год. В 2018 году в Пенсионной системе произойдет ряд изменений. Так, начиная с нового года, будет произведена индексация пенсий (далее выплат, пособий) пенсионерам и иным льготным категориям граждан (инвалидам, ветеранам и т. д.), введена новая выплата лицам, чьи родители не установлены («подкидышам»), уточнена формула расчета пенсионных накоплений в 2018 году. Основные изменения пенсии в 2018 году в сравнении с 2017 годом представлены в приложении Б. В 2014–2019 годах отчисления новых страховых взносов в накопительную систему законодательно приостановлены. Пенсионный фонд России (ПФР) Выступает страховщиком по формированию средств пенсионных 30 накоплений. Все страховые взносы на накопительную пенсию поступают в ПФР, который затем передает эти средства в управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды в соответствии с выбором гражданами страховщика. Инвестирование пенсионных накоплений граждан, которые выбрали ПФР своим страховщиком, осуществляют государственная управляющая компания «Внешэкономбанк» и 32 частные управляющие компании, предлагающие сегодня 38 инвестиционных портфелей. Пенсионные накопления в них формируют 46,5 млн. человек, а общая сумма средств в управляющих компаниях составляет 2 010 млрд рублей. Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) Так же как и Пенсионный фонд России, негосударственные пенсионные фонды выступают страховщиками по формированию пенсионных накоплений. Они заключают договоры по обязательному пенсионному страхованию с застрахованными лицами и договоры об инвестировании накоплений с управляющими компаниями, администрируют поступающие из ПФР средства. 29,8 млн. человек формируют пенсионные накопления в 41 НПФ. Сумма средств пенсионных накоплений, по данным Банка России, в НПФ составляет 2 115 млрд. рублей. Управляющие компании (УК) инвестируют средства пенсионных накоплений в финансовые активы и получают доход. Если гражданин никогда не переводил пенсионные накопления из ПФР и не выбирал УК, его пенсионные накопления по умолчанию находятся во Внешэкономбанке – государственной управляющей компании, которая является самой крупной по количеству застрахованных лиц (46,1 млн. человек) и объему средств пенсионных накоплений (1 968 млрд. рублей). ПФР также работает с 32 частными УК, предлагающими 36 инвестиционных портфелей, через которые свои пенсионные накопления в размере 42,1 млрд. рублей формируют 430 тыс. человек. Агентство по страхованию вкладов (АСВ) С 2015 года Агентство по страхованию вкладов выступает администратором Фонда гарантирования пенсионных накоплений. АСВ собирает и контролирует поступление взносов в фонд и инвестирует эти средства. При наступлении гарантийных случаев Агентство обеспечивает гражданам гарантийное возмещение. Также выполняет функции ликвидатора НПФ в случае аннулирования его лицензии. Банк России (ЦБ) Выступает регулятором в накопи- тельной системе, контролирует деятельность УК и НПФ в соответствии с установленными требованиями, защищает права и законные интересы застрахованных лиц по формированию пенсионных накоплений. Все поступающие средства на формирование пенсионных накоплений Пенсионный фонд передает в соответствии с выбором граждан в управляющие компании, работающие с ПФР по договору, или в негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие деятельность по обязательному пенсионному страхованию в части формирования пенсионных накоплений. ПФР не только распределяет новые средства, поступающие в накопительную систему, но и перераспределяет уже находящиеся в ней пенсионные накопления, что также происходит в соответствии с выбором граждан. В 2017 году Пенсионный фонд принял к рассмотрению около 12 млн. заявлений граждан о переводе средств пенсионных накоплений – примерно на полмиллиона больше, чем в предыдущем году. В это количество также попали заявления 2015–2017 годов, которые ранее были оставлены без рассмотрения, поскольку указанные в них НПФ на момент вынесения решений в 2016 году не вошли в систему гарантирования пенсионных накоплений. Положительное решение было вынесено по 6,5 млн. заявлений (54,2% от всех), остальные 5,2 млн. заявлений в силу разных причин не были удовлетворены. Наибольшее число отказов, как и раньше, вынесено в связи с дублированием заявлений, то есть подачей гражданином нескольких заявлений, 32 в то время как по закону к рассмотрению может приниматься только одно, поступившее в более позднюю дату. По этой причине не были удовлетворены 2,9 млн. заявлений (55,8% от общего числа не удовлетворенных заявлений). В отношении 1,6 млн. заявлений (30,8% всех неудовлетворенных) отказ вынесен из-за отсутствия договора между застрахованным лицом и НПФ, что является обязательным условием в случае перевода пенсионных накоплений. Около 0,5 млн. заявлений (10,1% неудовлетворенных) подано с различными ошибками, в числе которых неверный тип заявления (0,23 млн.), нарушение порядка подачи (0,15 млн. заявлений), а также перевод средств пенсионных накоплений в фонд, в котором они и так находились (0,15 млн. заявлений). Еще по 0,12 млн. заявлений (2,3% неудовлетворенных) отказ вынесен, поскольку указанные в них НПФ не осуществляют деятельность по обязательному пенсионному страхованию. В соответствии с удовлетворенными заявлениями 4,7 млн. человек (72,3% всех участников переходной кампании) перевели свои пенсионные накопления из Пенсионного фонда России в негосударственные пенсионные фонды, 79,3 тыс. застрахованных лиц (1,2%) заявили об обратном переходе, 1,7 млн. человек (26,2%) сменили один НПФ на другой. Еще 9,1 тыс. человек (0,14%) выбрали новую управляющую компанию или инвестиционный портфель, в которых находятся их пенсионные накопления, сохранив Пенсионный фонд России в качестве своего страховщика. При этом абсолютное большинство участников переходной кампании – 6,45 млн. человек, или 99,1%, – перевели свои пенсионные накопления досрочно, то есть до истечения пятилетнего периода нахождения средств в одном фонде. Из ПФР в НПФ досрочно перешли 4,65 млн. человек (99,1% всех таких переходов), из одного НПФ в другой НПФ – 1,7 млн. человек (99,2% переходов), из НПФ в ПФР – 72 тыс. человек (90,8% переходов). Досрочно переведенные пенсионные накопления в соответствии с установленными правилами передаются новому пенсионному фонду без учета инвестиционного дохода, заработанного предыдущим фондом с года предшествующей фиксации. О срочном переводе пенсионных накоплений заявили 250 тыс. участников переходной кампании, их средства будут переданы новому фонду по истечении пятилетнего периода – в 2021 году – с сохранением всей суммы полученного инвестиционного дохода. Назначение и выплата пенсионных накоплений в 2017 году представлены в таблице 2. Таблица 2 - Назначение и выплата пенсионных средств накоплений в 2017 году (по состоянию на 31 декабря) [13] Виды выплат Количетво назначений, тыс. Количество поулчателей, тыс.чел Средний размер, руб. Сумма выплвт, млн.руб. Накопительная пенсия 10,1 38,,2 802 327,5 Срочная пенсионная выплата 12,0 14,3 1052 158,9 Единовременная выплата 1139,1 1086,5 10184 14505,4 Выплата правопреемникам 235,7 123,7 - 3353,8 Всего 1396,9 1262,7 - 18345,6 Все поступающие на накопительную пенсию взносы передаются Пенсионным фондом России в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды для дальнейшего инвестирования этих средств. В силу законодательно установленного регламента формирования пенсионных накоплений эта передача происходит не сразу, а с определенным промежутком. По этой причине Пенсионный фонд временно инвестирует поступающие средства пенсионных накоплений, что в основном происходит через размещение на депозитах российских банков. В 2017 году проведено 17 депозитных аукционов, по результатам которых заключено 38 договоров. Ставки по депозитам находились в пределах от 9,61% до 11,75%, сроки размещения – от 17 до 129 дней. Совокупный объем средств во временном размещении в течение года составил 311,3 млрд. рублей, фактически полученный доход – 2,98 млрд. рублей. К размещению средств пенсионных накоплений на депозитах допускаются только кредитные организации, соответствующие законодательно определенным требованиям. Анализ, проведенный в данном параграфе, позволяет сделать вывод о том, что произошло увеличение количества граждан, имеющих пенсионные накопления в системе обязательного пенсионного страхования. У большинства работающих граждан формируются застрахованные пенсионные накопления. Все поступающие на накопительную пенсию взносы передаются Пенсионным фондом России в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды для дальнейшего инвестирования этих средств. 3.2 В настоящее время доходы Пенсионного фонда могут образовываться за счёт страховых взносов, средств федерального бюджета, сумм пеней и иных финансовых санкций, за счёт добровольных взносов физических лиц и организаций и других источников, не запрещённых законодательством РФ. На данный момент времени основным источником формирования бюджета ПФ РФ являются обязательные страховые взносы работодателей и работающих граждан, то есть лиц, промышляющих индивидуальным предпринимательством [4]. Зная источники формирования бюджета Пенсионного фонда, проанализируем доходность бюджета ПФР в таблице 1. На основании данных, представленных в таблице 1, можно сказать, что общие доходы Пенсионного фонда с 2014 г. по 2016 г. увеличились, абсолютное изменение составило 1467 млрд. руб., темп роста общего числа доходов составил 123,82 %, а это значит, что темп прироста составляет 23,82 %. Количество поступающих страховых взносов с каждым годом увеличивается так же, как и количество межбюджетных трансфертов. При этом страховые взносы имеют наибольший удельный вес в общей структуре доходности Пенсионного фонда и находятся в пределах 53,04 -59,98 %, что составляет больше половины всех доходов. Но несмотря на это, их удельный вес с каждым годом уменьшается, и это уменьшение с 2014 г. по 2016 г. составило 6,94 %. Межбюджетные трансферты составляют 39 – 45 % от