Файл: План Введение I. Эфолюция Пенсионного Фонда Российской Федерации эволюция пенсионного фонда российской федерации 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
общей доходности бюджета ПФР, их относительное изменение с 2014 г. по 2106 г. составило 5,56 % в сторону увеличения. ТАБЛИЦА ДОХОДЫ БЮДЖЕТА ПФРФ Все расходы государственных внебюджетных фондов направлены исключительно на осуществление целей, определённых законодательством РФ, законодательством субъектов РФ в соответствии с бюджетами указанных фондов, утверждёнными федеральными законами и законами субъектов РФ. Также в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджета государственного внебюджетного фонда могут предоставляться дотации и другие межбюджетные трансферты бюджету бюджетной системы РФ. Таблица 2 – Расходы бюджета ПФ РФ за 2014 – 2016 года [1], [5] Проанализируем расходы бюджета Пенсионного фонда РФ в таблице 2 Исходя из данных, представленных в таблице 2, можно прийти к выводу о том, что количество расходов бюджета ПФР за 2016 г. по сравнению с 2014 г. возросло и составило 7800,8 млрд. руб. Абсолютное изменение в количественном выражении составило 1610,7 млрд. руб., при этом темп роста составил 126,02 %, следовательно, темп прироста составил 26,02 %. В наибольшей степени расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации направлены на пенсионное обеспечение и составляют более 80 % от общей суммы всех расходов. Наглядно изменение доходов и расходов можно рассмотреть на рисунке Рисунок 1 – Изменение доходов и расходов бюджета ПФ РФ за 2014 – 2016 гг. Сравнив данные по доходам и расходам (таблица 1 и 2) можно прийти к выводу о том, что в бюджете Пенсионного фонда РФ в период 2014 – 2016 гг. образовался дефицит денежных средств, так как расходы бюджета значительно превысили доходы бюджета ПФР [2]. Дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ представлен в таблице 3. На основании представленных данных в таблице 3, можно заключить, что в 2015 году наблюдается резкое увеличение дефицита в бюджете ПФР в сравнении с 2014 годом, но при этом в 2016 году данный дефицит был уменьшен. Не смотря на уменьшение дефицита в 2016 г., его абсолютное изменение по сравнению с 2014 г. составило 143,7 млрд. руб. На рисунке 2 представим распределение отчислений в Пенсионный фонд России [3]. Рисунок 2 - Распределение отчислений в Пенсионный фонд России Далее в таблице 4 представим динамику средней величины пенсий в России и Курской области. Таблица 4 – Динамика средней величины пенсий [1], [5] Из расчетов в таблице 4 можно сделать вывод о том, что средний размер пенсий в целом по России имеет тенденцию к росту. Расчеты показали, что величина данного показателя в 2016 году выросла по сравнению с 2014 годом на 12,48%. Аналогичная динамика прослеживается при изучении среднего размера пенсий по Курской области. Средний размер пенсий по Курской области в 2016 году вырос по сравнению 2014 годом на 20,13%. Данный факт с одной стороны говорит об индексации размера пенсий в России со стороны государства, но с другой стороны темпы индексации пенсий отстают от темпов роста инфляции, что снижает её покупательную способность. На основе материалов публикации С.О. Новосельского [2], можно отметить, что пенсионная система в настоящее время является финансово несбалансированной, а значит, она не в состоянии обеспечить долгосрочную финансовую устойчивость в будущем. Поэтому пенсионная система РФ нуждается в совершенствовании, чтобы в дальнейшем в его бюджете образовывался не дефицит, а профицит денежных средств. Для осуществления модернизации пенсионной системы необходимо оптимизировать и рационализировать нормы и условия пенсионного обеспечения, увеличить взаимодействие ПФ РФ с субъектами РФ для увеличения эффективности администрирования страховых взносов, формировать пенсионную культуру у молодого поколения, а также необходимо четко определить круг лиц, которые нуждаются в гарантиях пенсионного обеспечения, с целью снижения экономической нагрузки на трудоспособное население. Таким образом, тема исследования носит неоспоримый актуальный характер, так как имеет важную значимость для четкого понимания как текущей ситуации в пенсионной системе России, так и оценки основных векторов ей развития на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Вопросы организации и проведения пенсионной реформы в России достаточно широко представлены в материалах научной литературы, особенно в последнее время. Значимость исследования основных механизмов проведения и реализации современной пенсионной реформы в России неоспорима, так как с одной стороны пенсионная реформа является финансово-экономической проблемой, так как бюджет пенсионного фонда в больше своей части является дефицитным и правительству в силу негативной «пенсионной» структуры населения необходимо искать резервы для покрытия дефицита, которые в первую очередь кроются в реализации ряда мероприятий пенсионной реформы, в том числе и увеличении пенсионного возраста. С другой стороны данная проблематика является социально-политической, так как реализация любого аспекта пенсионной реформы затрагивает каждого россиянина, без исключения, либо на данный момент времени, либо в среднесрочной или даже долгосрочной перспективе [4]. 3 Предложение и рекомендации по совершенствованию деятельности Пенсионного фонда РФ 3.1 Предложения по развитию пенсионной системы в РФ Социально-ориентированное государство, стремящееся создать эффективную пенсионную систему должно принимать непосредственное участие в формировании пенсионных накоплений людей, желающих самостоятельно решать свою пенсионную судьбу. [6, с. 14] Государственная пенсионная политика должна не только обеспечить организационно-методическую помощь в принятии решений, но и создать многоуровневую систему гарантий их сохранности, включающую объединенные гарантийные фонды, условия акционирования негосударственных пенсионных фондов и допуска их в систему гарантирования сохранности пенсионных накоплений. Одним из основных направлений социально-экономического развития РФ на долгосрочной основе является повышение уровня и качества жизни граждан. Достойное пенсионное обеспечение граждан свидетельствует не только об уровне социально-экономического развития страны, но и демонстрирует состояние правовой и нравственно-культурной составляющей государства. Нельзя говорить о создании цивилизованного общества без формирования соответствующих предпосылок к созданию и дальнейшему развитию эффективной системы социального обеспечения и вытекающей из него системы пенсионного обеспечения граждан. [7, с. 84] Стратегической целью развития пенсионной системы является обеспечение долгосрочной устойчивости пенсионной системы. Все дальнейшие действия по развитию пенсионной системы должны быть направлены на выработку экономического механизма достижения этой цели. 48 Наиболее острой остается проблема дефицитности бюджета ПФР и его перманентной финансовой зависимости от федерального бюджета. Финансовая самостоятельность бюджета ПФР в настоящее время не может быть достигнута по причине недостаточности тарифа страховых взносов и практики предоставления отдельным категориям страхователей льгот по их уплате в целях стимулирования развития экономики. [9, с. 15] Однако подобные меры ведут к уменьшению пенсионных прав застрахованных лиц, занятых у этих страхователей; снижению коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала и назначенных пенсий для всех застрахованных лиц; снижению коэффициента замещения, а также к увеличению расходов федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов ПФР. Так, в 2015 г. дефицит составил 30 млрд. руб., в 2016 году - примерно столько же. В РФ до настоящего времени пытаются определить идеальную формулу для пенсионной системы, которая при неизменном пенсионном возрасте, нормативах отчислений в социальные фонды должна обеспечить сбалансированность ПФР. Стремясь повысить степень участия граждан в персональном пенсионном обеспечении, а также повысить их доверие к пенсионной системе, параметры которой постоянно меняются, государство проводит реализацию некоторых программ, среди которых и Программа государственного софинансирования пенсии. [31, с. 480] Во исполнение подпункта Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» разработана Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г. После реформы 2001 г., когда пенсионная система России перешла на страховые принципы, и мероприятий 2010 г., когда была проведена валоризация трудовых пенсии и осуществлен переход от ЕСН к прямым 49 страховым взносам в ПФР, в пенсионной системе остался целый пласт нерешенных вопросов: – отсутствие достаточных страховых источников для поддержания размера трудовых пенсии на социально приемлемом уровне в долгосрочной перспективе; – финансовая несбалансированность: снижение численности плательщиков страховых взносов и рост количества получателей пенсий - численность работающих и пенсионеров сравняется в 2028 г., дефицит бюджета ПФР в 2030 г. будет уже 3 трлн. руб., или 2,3% от ВВП); – нарастающие риски, связанные с сохранностью и обесценивание пенсионных накоплений, при неразвитых финансовых институтах; – сохранение института досрочных пенсий в солидарной сис- теме без определения финансового источника страхового Стратегия определяет направления и задачи по обеспечению развития в России пенсионной системы, которая будет адекватна экономическому развитию страны и при этом соответствовать международным стандартам. Основными целями развития пенсионной системы являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы. В 2015 г. была введена новая пенсионная формула, направленная, в том числе на достижение к 2030 г. среднего размера страховой пенсии по старости на уровне 2,5–3 прожиточных минимумов пенсионера и достижения коэффициента замещения до 40% утраченного заработка при средней зарплате, регулярной уплате страховых взносов и стаже не менее 35 лет. Для 50–70% замещения заработка пенсией страхователю необходимо использовать пенсионный доход от трех уровней пенсионной системы: государственного, корпоративного и персонального. [35, с. 258] В рамках Стратегии уже реализованы мероприятия, направленные на совершенствование тарифно-бюджетной политики, реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы, совершенствование 50 формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы. Здесь к ключевым новациям можно отнести, в частности, определение в системе обязательного пенсионного страхования двух самостоятельных видов пенсии - страховой и накопительной и переход к формированию пенсионных прав на страховую пенсию в пенсионных баллах. Кроме этого, ужесточены требования к стажу и объему пенсионных прав для получения страховой пенсии с одновременным предоставлением гражданам серьезных стимулов к обращению за пенсией позже момента достижения пенсионного возраста. Для предприятий с вредными и опасными условиями труда были установлены дополнительные тарифы социальных взносов на обязательное пенсионное страхование. Также была введена специальная оценка условий труда, по результатам которой соответствующие работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в
Пенсионный фонд по дополнительным тарифам, если они такие условия ликвидировали. Были внесены изменения в тарифную политику для самозанятых граждан, с тем, чтобы повысить уровень формирования их пенсионных прав. В части формирования пенсионных накоплений создана многоуровневая система гарантий их сохранности, включающая объединенные гарантийные фонды, условия акционирования негосударственных пенсионных фондов и допуска их в систему гарантирования сохранности пенсионных накоплений. В целом взят курс на перевод накопительных пенсий в добровольный формат, что также предусмотрено Стратегией. При этом Стратегия предусматривает меры, которые осуществляются на постоянной основе с учетом анализа развития экономической ситуации. Регулярно корректируется перечень финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений. [37, с. 217] С учетом темпов роста средней заработной платы ежегодно растет уровень облагаемого страховыми взносами заработка, что способствует формированию большего объема пенсионных прав для высокооплачиваемых 51 работников. Создаются стимулы для добровольного формирования гражданами пенсионных накоплений. Растет охват населения корпоративным пенсионным обеспечением. В то же время, по результатам аудита Счетной палатой внебюджетных фондов за 2017 г., выявлен ряд проблем в том числе: Счетная палата неоднократно отмечала необходимость принятия Правительством методики определения стоимости пенсионного коэффициента. Ее отсутствие не позволяет оценить, каким образом влияет на пенсионные права граждан увеличение пенсионного коэффициента только исходя из уровня инфляции и сколько должен стоить пенсионный коэффициент ежегодно с 1 апреля в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». За указанный период доходность инвестирования средств пенсионных накоплений, рассчитанная в соответствии с приказом Минфина России от 22 августа 2005 г. № 107н «Об утверждении Стандартов раскрытия информации об инвестировании средств пенсионных накоплений», находящихся в расширенном инвестиционном портфеле, составила 8,81% годовых. По инвестиционному портфелю государственных ценных бумаг доходность составила 11,40% годовых. По состоянию на 1 июля 2017 г. в расширенном инвестиционном портфеле формируют свои пенсионные накопления 41851 застрахованных лиц, в инвестиционном портфеле государственных ценных бумаг - 336133 застрахованных лица. По данным Банка России на основании информации Федеральной службы государственной статистики, инфляция за первое полугодие текущего года составила 4,4% в годовом выражении (июнь 2017 г. к июню 2016 г.). Цель по инфляции за 2017 г. составляет 4,0%. За 2016 г. государственная управляющая компания Внешэкономбанк показала доходность по расширенному инвестиционному портфелю - 10,53%, по инвестиционному 52 портфелю государственных ценных бумаг - 12,20%. По данным Росстата инфляция в России за 2017 г. составила 5,4%. Мы считаем, что основными приоритетами совершенствования системы пенсионного обеспечения являются: 1. на государственном уровне сформировать условия для расширения охвата плательщиков социальных отчислений; 2. следует предусмотреть дальнейшее совершенствование механизма функционирования накопительной системы пенсионного обеспечения с приоритетным вниманием, прежде всего, к его инвестиционной составляющей. Перечисляемые на индивидуальные накопительные счета средства должны приносить владельцам доходы, сопоставимые с доходами, которые могли бы быть извлечены по срочным вкладам в коммерческие банки, что позволит в значительной степени снизить отрицательные эффекты инфляционных процессов в отношении пенсионных накоплений граждан; 3. необходимо обеспечить условия для внедрения системы эффективной корреляции между уплачиваемыми гражданами взносами в пенсионный фонд и реальными размерами причитающихся им сумм пенсионных выплат; 4. следует создать условия для усиления конкуренции между финансовыми институтами, привлекающими и размещающими сбережения граждан; 5. способствовать созданию ситуации выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения и места формирования пенсионных накоплений, гарантирование соблюдения прав и воле- изъявления граждан при его осуществлении; 6. повышать эффективность инвестирования пенсионных средств, развитие системы контроля за инвестированием пенсионных накоплений за счет внедрения показателей оценки качества инвестирования и стандартов осуществления указанной деятельности; 7. повышать финансовую грамотность граждан. 53 Таким образом, можно сделать вывод, что пенсионная система России требует дополнительного реформирования. В свою очередь успех этого реформирования зависит от множества условий и факторов, и в частности от экономической ситуации в стране и грамотной экономической политики. Задача государства в данном случае заключается в разработке и реализации комплекса мер, призванных отрегулировать пенсионную систему с целью повышения эффективности её функционирования. Мы считаем, что совершенствование системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации является неотъемлемой частью совершенствования экономики станы в целом. 3.2 Предложения по совершенствованию организации деятельности Пенсионного фонда России Основными направлениями совершенствования организации деятельности Пенсионного фонда РФ являются, на наш взгляд, работа с обращениями граждан, а также информационно-разъяснительная работа. Обратиться в Пенсионный фонд России с предложением, вопросом, заявлением или жалобой можно лично или письменно. Граждане и страхователи могут подать свое обращение на всех уровнях системы ПФР: в 2,5 тыс. клиентских служб Фонда, отделения ПФР в субъектах РФ (84 отделения) или в центральный исполнительный орган ПФР – Исполнительную дирекцию в городе Москве. Для удобства граждан на сайте Пенсионного фонда www.pfrf.ru работает онлайн-приемная письменных обращений в электронной форме. Обращения граждан и страхователей также принимаются Центром консультирования ПФР по круглосуточной телефонной линии и через интернет. В 2017 году число письменных обращений в Пенсионный фонд выросло на 40,5%, или 145,3 тыс., и составило 504,4 тыс. обращений. 54 Из них 49,4 тыс. (9,8%) поступило в Исполнительную дирекцию ПФР, 165 тыс. (32,7%) – в отделения ПФР в субъектах Российской Федерации, 290 тыс. (57,5%) – в территориальные управления ПФР в городах и районах. Примерно четверть полученных обращений касалась вопросов расчета размера пенсии и возможности ее увеличения, 16,8% обращений были связаны с вопросами инвестирования пенсионных накоплений, 14% обращений поступили по теме предоставления мер государственной социальной поддержки и материнского капитала. Вопросы о праве на получение пенсии, ее досрочного назначения, поднимались в 11% обращений. Небольшой рост обращений отмечен по теме уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями, а также по теме индексации размера пенсии. Все поступившие в ПФР обращения граждан и страхователей были своевременно и в полном объеме рассмотрены, заявителям даны разъяснения, а в некоторых случаях оказаны необходимые госуслуги. Поступающие от граждан предложения, заявления и жалобы анализировались специалистами Фонда, по наиболее массовым проводилась специальная работа. Отдельный контроль осуществлялся за сообщениями о возможных проявлениях коррупции в ПФР. Для оперативного ответа на обращения граждан в Пенсионном фонде работали телефонные информационно-справочные службы, через которые в течение года было проконсультировано около 910 тыс. человек. Также в ходе ежедневного личного приема граждан было проконсультировано более 117 тыс. человек. В течение года специалисты ПФР отвечали на жалобы, поступившие через Федеральную государственную информационную систему, обеспечивающую процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органов системы ПФР, а также их должностных лиц при оказании государственных услуг. 55 Всего через указанную систему в органы ПФР поступило 3,5 тыс. обращений. 14 декабря 2016 года Пенсионный фонд в четвертый раз принял участие в Общероссийском дне приема граждан, в ходе которого в органы ПФР на личный прием или дистанционно по видео- и аудиосвязи обратились и получили разъяснения 4 тыс. человек. Приоритетными направлениями информационно-разъяснительной работы в 2017 году стало проведение мероприятий, направленных на повышение информированности граждан о порядке формирования пенсионных прав, расчета пенсии и информационном сопровождении деятельности Пенсионного фонда по оказанию гражданам государственных услуг по пенсионному и социальному обеспечению, в том числе в электронном виде. Особое внимание было уделено содействию процесса легализации рынка труда через формирование у граждан негативного отношения к серой зарплате и нелегальным трудовым отношениям. Проведены мероприятия по разъяснению всех важнейших основ пенсионного законодательства и способов получения государственных услуг ПФР. Использовались наиболее охватные каналы доставки информации – телевидение, радио, периодические печатные издания, Интернет. Совместно с ФНПР и профсоюзными организациями среди членов трудовых коллективов проводились мероприятия по разъяснению основных положений принятых федеральных законов по совершенствованию пенсионной системы. По данным ОПФР, было проведено 12,8 тыс. образовательных мероприятий в сфере пенсионного обеспечения для профсоюзных активистов, свыше 24 тыс. совместных собраний и встреч с членами трудовых коллективов на предприятиях. В них приняли участие более миллиона работников. Кроме того в 47 тыс. организациях сотрудниками ПФР проведены выездные консультации 930 тыс. членов трудовых коллективов по вопросам пенсионного и социального обеспечения. 56 В 2017 году в корпоративных изданиях работодателей и изданиях профсоюзов было опубликовано свыше 8,5 тыс. информационноразъяснительных материалов по вопросам пенсионного и социального обеспечения. ПФР обеспечил проведение информационной кампании на телевидении, радиостанциях, в сети Интернет, печатных СМИ, разработку и распространение тематических брошюр, плакатов по ключевым темам пенсионного и социального обеспечения. В 2017 году продолжен выпуск ведомственных газет ПФР: газеты для сотрудников ПФР «Я работаю в ПФР» и газеты для посетителей и клиентов территориальных органов ПФР «Мой Пенсионный Фонд». Так же в 2017 году продолжена реализация Программы повышения пенсионной и социальной грамотности молодежи «Будущая пенсия зависит от тебя!», начатой в 2011 году. В школах, вузах и ссузах страны проводились учебные занятия с использованием специализированого учебного пособия по пенсионной тематике «Все о будущей пенсии: для учебы и жизни», разработанного и изданного ПФР. Специалистами ПФР было проведено свыше 25 тыс. уроков и занятий в учебных заведениях в более чем 9 тыс. населенных пунктах всех субъектов Российской Федерации. В части взаимодействия со СМИ проводились семинары для журналистов, пресс-конференции, брифинги, интервью руководства ПФР печатным и

электронным средствам массовой информации, регулярно выпускались пресс-релизы. Были проведены «горячие линии» для граждан в ведущих СМИ. Особое внимание было уделено вопросам разъяснения целевого использования средств материнского (семейного) капитала, максимально подробному разъяснению всех вопросов, связанных с получением сертификатов на МСК и направлениями использования средств МСК, с профилактикой нецелевого использования средств МСК. 57 Продолжена активная информационно-разъяснительная работа в социальных сетях и Интернет-блогах. Информация ПФР регулярно публикуется через официальные аккаунты ПФР в социальных сетях Вконтакте и Фейсбук и через сервисы блогов Живой Журнал и Твиттер, регулярно готовяться ответы на вопросы граждан. Системная планомерная информационно-разъяснительная работа проводилась на региональном уровне. В информационно-разъяснительной работе ОПФР использовались все наиболее охватные каналы передачи информации – региональные телеканалы, радиостанции, печатные СМИ, Интернет, возможности наружной рекламы, рекламы в общественных местах и транспорте, выездные консультации членов трудовых коллективов. Все клиентские службы в 2017 году были обеспечены информационными брошюрами. Издано 62 вида полиграфической продукции ПФР по основным направлениям информационно-разъяснительной работы и услугам ПФР (брошюры, плакаты, постеры). В целях повышения пенсионной и социальной грамотности населения Российской Федерации, повышения уровня информированности в 2017 году продолжила работу единая федеральная телефонная служба Пенсионного Фонда Российской Федерации, оказывающая населению Российской Федерации бесплатные консультационные услуги по наиболее часто задаваемым вопросам пенсионного и социального законодательства, предоставлению справочной информации, в том числе посредством СМС-сообщений по запросу граждан, а так же с помощью сервиса интерактивной обратной связи с абонентом в сети Интернет. Таким образом, информационно-разъяснительная работа в период 2017 года по всем направлениям деятельности ПФР проводилась системно и планомерно. С целью достижения максимальной эффективности, все необходимые мероприятия были сформированы в единый сетевой график, при формировании которого учтены как сезонные факторы и охват, так и деление 58 аудитории на различные целевые группы. Информационная кампания с использованием рекламных носителей имела непрерывный характер с ротацией каналов доставки информации в течение всего года. Согласно данным исследования ВЦИОМ, показатель уровня знания гражданами Российской Федерации порядка формирования пенсии вырос с 40,8 % по состоянию на июнь 2016 года до 48 % по состоянию на ноябрь 2017 года. Для решения задач совершенствования, развития пенсионной системы и формирования механизмов достижения целевых ориентиров, а также механизмов устойчивого функционирования пенсионной системы предлагаем следующий комплекс мер. 1) Повышение уровня пенсионного обеспечения лиц старшего поколения и ликвидация бедности среди пенсионеров за счет: – увеличения денежной оценки (валоризации) пенсионных прав, приобретенных к моменту начала пенсионной реформы, позволяющей повысить страховую часть трудовой пенсии нынешним пенсионерам, имеющим продолжительный «дореформенный» трудовой стаж и по возрастным ограничениям не способным заработать существенную часть трудовой пенсии по новым правилам – финансирования указанного повышения страховой части трудовой пенсии в связи с валоризацией и социальной доплаты за счет средств федерального бюджета. 2) Усиление страховых принципов предоставления трудовых пенсий за счет: – перевода базовой части трудовой пенсии в систему обязательного пенсионного страхования, финансируемую за счет средств страховых взносов, и индексации в составе страховой части трудовой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, но не свыше роста среднемесячной начисленной заработной платы, при этом трудовая пенсия (до появления первых назначений ее накопительной 59 части) будет состоять только из страховой части и будет увеличиваться по единым, понятным для нынешних пенсионеров правилам, опережая рост цен; – установления зависимости размера базовой составляющей страховой части трудовой пенсии по старости от продолжительности страхового стажа в момент ее назначения – установления принципа невозможности пересмотра базовой составляющей страховой части трудовой пенсии после ее назначения с учетом дополнительного страхового стажа для стимулирования работающих граждан к более позднему обращению за назначением пенсии по старости в более высоком размере. 3) Изменение источников финансирования системы обязательного пенсионного страхования и создание условий для формирования пенсионных прав застрахованных лиц в необходимом объеме, предусматривающее: – увеличение тарифа страховых взносов, учитываемых на индивидуальных лицевых счетах граждан и определяющих объем приобретаемых пенсионных прав. – введение солидарной части тарифа страховых взносов, которая в совокупности со средствами Фонда национального благосостояния и трансфертами из федерального бюджета должна обеспечивать исполнение солидарных обязательств в системе обязательного пенсионного страхования, целевой источник финансирования которых в настоящее время отсутствует. 4) Совершенствование накопительной составляющей пенсионной системы за счет: – стимулирования добровольного формирования гражданами пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования при софинансировании за счет средств Фонда национального благосостояния; – введения механизмов, гарантирующих передачу в негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании по выбору застрахованного лица сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, начисленных, но своевременно не уплаченных страхователем; 60 – расширения инвестиционного портфеля государственной управляющей компании в целях предоставления возможности повышения доходности инвестирования средств пенсионных накоплений до уровня, не ниже роста цен, при условии обеспечения надежности этих вложений. – реализовывать политику повышения финансовой грамотности населения России путем проведения информационных кампаний в средствах массовой информации, финансовых семинаров для работодателей и работников, введения предметов по изучению финансового рынка со старших классов школьного образования. Итак, мы считаем, что для улучшения деятельности Пенсионного фонда необходим комплекс мер, среди которых можно отметить повышение уровня пенсионного обеспечения лиц старшего поколения, снижение уровня бедности: усиление страховых принципов предоставления трудовых пенсий; изменение источников финансирования обязательного пенсионного страхования. По нашему мнению, реализация мер по развитию пенсионной системы должна сопровождаться масштабной информационной кампанией, с целью побудить работающих граждан к активному участию в формировании своих пенсионных прав на будущую пенсию и дать объективную информацию о состоянии и перспективах пенсионного обеспечения. Реализация предлагаемых мер позволит обеспечить достаточно высокий требуемый рост уровня пенсионного обеспечения старшего поколения и создаст предпосылки для достойных пенсий в отношение ныне работающего поколения.