Файл: Практическая Как вы понимаете, что такое методология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Интервьюирование: это метод, при котором данные собираются путем задания определенных вопросов и получения ответов от интервьюируемых. Интервью является основой для изучения мнений, ценностей и убеждений людей. Например, исследователь может провести интервью с представителем малочисленного этнического сообщества, чтобы понять их культурные ценности и обычаи.
Критический анализ: это метод, при котором исследователь рассматривает социальные явления в контексте политической экономии и исследует способы, которыми власть и доминантные группы используют свои ресурсы и влияние для формирования определенной картины мира. Например, исследователь может использовать критический анализ для исследования проблемы социального неравенства или политического доминирования.
Интерпретационные методы используются в различных областях научного исследования. Они позволяют исследователям понимать социальные процессы и явления в контексте культуры, истории и политической экономии. Эти методы помогают создать более глубокое понимание социальных явлений и процессов, что может быть полезным для разработки новых теорий, концепций и практических решений.
Практическая № 2.
Задание: прочитать статью, проанализировать парадигмы психологического исследования, разработать сравнительную таблицу.
https://orgpsiholog.ru/osn.par.htm
В таблице раскрыть следующие вопросы:
•объясните представленную парадигму.
•В чем заключается специфика изучения в контексте данной парадигмы?
•В чем состоят главные ограничения основных парадигм?
Приведите авторов и примеры исследовательских/ теоретических концепций данных парадигм
Парадигма | Специфика изучения в контексте данной парадигмы | Главные ограничения основных парадигм | Авторы и примеры исследовательских/ теоретических концепций данных парадигм |
1.Естественно-научная парадигма | берет в качестве такого образца науки о природе. Из этого следует, прежде всего, познавательное отношение к психологическим объектам, отражение которых в соответствующих категориях и понятиях, выявление сущности (закономерности) поведения исследуемых явлений составляет важнейший, а порой и единственный смысл существования данной ориентации. | 1.проблема применения количественных процедур измерения и категорий, принятых в естествознании, к описанию преимущественно качественных феноменов, изучаемых психологией. 2. возможность однозначно и навсегда определить все допустимые методы математического рассуждения в пределах той или иной области знаний. | 1.В. Вундт основоположник структуралистского подхода. Он и его сотрудники полагали, что изучение простейших психических процессов необходимо вести на основе лабораторного эксперимента путем выделения отдельных элементов и изучения взаимосвязи между ними (структуры). 2. У. Джеймс – основатель функционализма в психологии. Исходя из эволюционной теории Ч. Дарвина, он и его сотрудники стали изучать сознание не через его структуру, а через функцию. Они выдвинули положение о целостности и динамике («поток сознания») сознания. |
2.Гуманистическая парадигма | основана на вере в возможность расцвета каждого человеческого существа, если предоставить ему возможность самому выбрать свою судьбу и направлять ее. Таким образом, стержень гуманистической идеи - оптимистический взгляд на природу человека. | Субъективные переживания человека чрезвычайно трудно измерить, записать и изучить. Акцент на сборе качественных данных делает практически невозможным проверку наблюдений, сделанных в лабораторных условиях. По этой причине очень трудно сравнить качественный набор данных с другими, кроме того, отсутствие количественных данных означает, что фундаментальные теории не могут быть подтверждены эмпирическими данными. Другая критика этого подхода заключается в его недостаточной эффективности при лечении серьезных проблем психического здоровья и обобщениях, сделанных о человеческой природе, а также в полном отказе от некоторых важных бихевиористских и психоаналитических концепций. Хоть гуманистическая психология допускает, что исследования на животных бесполезны при изучении поведения человека, некоторые исследования, проведенные на животных, привели к концепциям, которые применимы к людям. Кроме того, гуманистическая психология фокусируется исключительно на свободной воле и сознании, но исследования показывают, что бессознательное играет важную роль в психологии человека. | У истоков этого направления психологии стояли психологи Карл Роджерс (1902-1987) и Абрахам Маслоу (1908 - 1970). Предметом исследований служил индивидуальный опыт человека, а основным методом был - интроспективный. Феноменология субъективных переживаний — это основа гуманистической психологии. По Роджерсу, в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен силами для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и нормы, установленные обществом, более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах или потребностях и принять ценности, навязанные другими. Другой психолог - Маслоу - создал иерархическую теорию фундаментальных потребностей и самореализации человека, изучая жизнь великих людей и людей, сумевших добиться полной самореализации. Маслоу выдвинул гипотезу, согласно которой по причинам, сходным с указанными Роджерсом, возможности людей удовлетворить свои основные потребности очень часто бывают ограничены, а это препятствует возникновению и удовлетворению потребностей более высокого уровня, таких как самоуважение и самореализация. |
3. Деятельная парадигма | Ориентирована на познание человека как деятеля в событии. Онтологическая и гносеологическая посылка – человек не может непротиворечиво мыслиться вне контекста преобразующей деятельности, вне события, в котором существует. Условно развитая форма психотехнической парадигмы. | Человек здесь – это состояние, которое не может непротиворечиво рассматривается в отрыве от контекста. В прагматическом плане подход нацелен на снятие противоречия между необходимостью в получении, использовании знания и возможностями его получения и использования человеком. Объектом исследования выступает не сама деятельность, психика, а работа с ней, которая рассматривается как «изменяемое». | В отечественной психологии разработан ряд плодотворных концепций деятельности и методологических подходов к ее изучению. Это прежде всего работы общетеоретического плана Ананьева Б. Г. , Абульхановой-Славской К. А., Брушлинского А. В., Ватина И. В. , Зинченко В. П., Кона И.С., Леонтьева А. Н., Мерлина В. С. , Петровского А. В., Рубинштейна С. JL, Смирнова С.Д. и др. Значительный вклад в понимание психофизиологической сущности деятельности внесли работы Анохина П.К., Бернштейна H.A., Павлова И. П., Сеченова И. М., Ухтомского А. А.. |
Вывод: т.о все три парадигмы, как показывает исторический опыт, имеют неисчерпаемый эвристический потенциал и достаточное научное обоснование, чтобы быть используемыми в современных научных исследованиях.
Практическая № 3.
1. Сформулируйте требования, предъявляемые к психологическому исследованию
Существует несколько требований к психологическому исследованию:
Надежность: исследование должно быть достаточно надежным, чтобы результаты можно было повторить в других условиях и при разных обстоятельствах.
Валидность: Исследование должно измерять то, что оно задумывалось измерить. Если исследование не является действительным, то результаты могут быть неверными.
Объективность: Исследование должно быть объективным, то есть не зависеть от личных предпочтений или мнений исследователя.
Репрезентативность: Выборка для исследования должна быть репрезентативной, то есть должна правильно представлять группу людей, которых исследование затрагивает.
Этичность: Исследование должно быть этичным, не должно причинять вреда участникам исследования, и все участники должны давать свое информированное согласие на участие в исследовании.
Конфиденциальность: данные, полученные в ходе исследования, должны быть конфиденциальными, и не должны быть раскрыты другим людям без разрешения участников.
Прозрачность: исследователь должен предоставить подробное описание всех методов, использованных в исследовании, чтобы результаты можно было повторить другими исследователями.
2. Из каких этапов состоит психологическое исследование?
Психологическое исследование состоит из следующих этапов:
Формулирование проблемы: Определение цели исследования, формулирование вопросов, которые требуют ответа.
Подготовительный этап: Сбор информации о предмете исследования, литературный обзор, определение выборки участников, разработка методики, планирование процедуры сбора данных.
Сбор данных: Использование выбранных методов для сбора необходимых данных.
Обработка данных: Анализ, интерпретация и сводка полученных данных.
Представление результатов: Описание полученных результатов, анализ выводов, формулирование рекомендаций, обсуждение в контексте существующих теорий.
Оценка исследования: Оценка качества исследования, анализ возможных ошибок и предложения для дальнейших исследований.
Публикация результатов
: Подготовка и публикация статьи о результатах исследования в соответствующем научном журнале или представление результатов на конференции.
Каждый этап является важным и необходимым для успешного проведения психологического исследования, и неправильное выполнение любого из этапов может привести к ошибкам в результате.
3. Согласно каким методологическим принципам, организуется психологическое исследование?
Организация психологического исследования в значительной степени зависит от методологических принципов, которые лежат в его основе. Некоторые из наиболее распространенных методологических принципов включают в себя:
Эмпирический подход: Психологическое исследование должно основываться на собственных конкретных наблюдениях и измерениях, а не на предположениях или теориях.
Объективность: Исследование должно быть объективным, что означает, что оно не должно зависеть от мнения, предубеждений или желаний исследователя.
Системный подход: Психологическое исследование должно рассматривать человека как комплексное явление, включающее взаимодействие многих факторов, таких как биологические, психологические и социальные.
Репрезентативность выборки: Выборка участников должна быть репрезентативной для целевой популяции, чтобы полученные результаты можно было обобщить.
Валидность и надежность: Исследование должно быть действительным и надежным, чтобы полученные результаты можно было считать достоверными и точными.
Этичность: в ходе исследования должны соблюдаться принципы этики, такие как конфиденциальность, защита прав участников исследования и информированное согласие на участие в исследовании.
Контроль над возможными факторами ошибок: Исследование должно контролировать все факторы, которые могут повлиять на результаты исследования, чтобы минимизировать возможные ошибки.
Каждый методологический принцип играет важную роль в организации психологического исследования и помогает обеспечить его качество и достоверность.
4. Дайте определение понятий: «тема научного исследования», «научная проблема», «научное направление».
Тема научного исследования — это область знаний, в которой проводится исследование. Это может быть конкретный вопрос или проблема, которые требуют дальнейшего изучения.
Научная проблема — это вопрос или проблема, которая требует дальнейшего исследования для получения новых знаний. Научные проблемы обычно возникают тогда, когда не хватает информации для объяснения определенных явлений.
Научное направление — это область знаний, в которой проводятся научные исследования. Она может включать в себя различные темы и проблемы, и ученые в этой области стремятся создавать новые знания и разрабатывать новые теории.
Каждое из этих понятий играет важную роль в организации и проведении научного исследования. Тема исследования помогает определить область, которую необходимо изучать, научная проблема показывает, какие вопросы требуют ответа, а научное направление определяет контекст, в котором проводится исследование.
5. Каким требованиям должен отвечать предмет психологического исследования?
Предмет психологического исследования должен отвечать следующим требованиям:
Релевантность: Предмет исследования должен быть актуальным и иметь практическую значимость для психологии и общества.
Определенность: Тема исследования должна быть точно определена и иметь четкие рамки.
Измеримость: Предмет исследования должен быть измеримым, то есть его характеристики должны быть поддающимися количественному описанию с помощью используемых методов исследования.
Новизна: Предмет исследования должен представлять новизну и вносить вклад в развитие существующих знаний.
Объективность: Исследование должно быть объективным, что означает, что оно не должно зависеть от мнения, предубеждений или желаний исследователя.
Возможность проверки гипотез: Исследование должно давать возможность проверки гипотез и формулирования убедительных выводов.
Этичность: в ходе исследования должны соблюдаться принципы этики, такие как конфиденциальность, защита прав участников исследования и информированное согласие на участие в исследовании.
Практическая значимость: Результаты исследования должны иметь практическую значимость для решения актуальных практических задач.
Удовлетворение этих требований поможет обеспечить качество и достоверность проводимого психологического исследования.
6.Определите разницу между объектом исследования и объектом наблюдения
В контексте психологического исследования, термины "объект исследования" и "объект наблюдения" имеют различные значения.
Объект исследования
— это то, что исследуется в рамках проводимого исследования. В психологии объектом исследования могут быть конкретные явления или процессы, такие как внимание, память, мышление, эмоции, поведение и другие аспекты человеческой психики.
Объект наблюдения — это то, что наблюдается в ходе исследования. Это может быть конкретный человек, группа людей или событие, которое происходит в реальном времени. Объект наблюдения может быть использован для изучения объекта исследования, например, для получения информации о проявлении определенных процессов и явлений.
Таким образом, основная разница между объектом исследования и объектом наблюдения заключается в том, что первый является тем, что исследуется, а второй - тем, что можно увидеть или зафиксировать в ходе исследования. Объект наблюдения может быть использован для получения информации о объекте исследования, а исследование обычно проводится с целью получения более глубокого понимания объекта исследования.
Практическая № 5.
Задание 1. Проанализировать понятия:
| методология | метод | методика |
определение | это учение о методах и способах научного исследования. Она определяет теоретические и эпистемологические основы исследования и описывает общие принципы, которые должны следовать при проведении научных исследований | это конкретный инструмент или процедура, используемая для получения данных в ходе научного исследования. Каждый метод имеет свои преимущества и ограничения, и выбор метода зависит от цели исследования. | это система действий, которая описывает, как проводить конкретный метод в рамках научного исследования. Методика представляет собой шаг за шагом инструкцию по использованию метода, которая помогает исследователю получить необходимые данные. |
пример | методика электроэнцефалографии (ЭЭГ) описывает процедуру подключения участника к прибору ЭЭГ и снятие данных. | наблюдение, эксперимент, опрос и тестирование. | Методика опроса должна содержать инструкции по формированию группы испытуемых, выбору вопросов, проведению опроса и анализу полученных ответов. |