Файл: Мишукова Екатерина Михайловна Студент 1 курса 15. 29Дпу0222б вшсгн, психология управления Эссе по философии на тему Эрих Фромм Искусство любить. Виды любви.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мишукова Екатерина Михайловна

Студент 1 курса 15.29Д-ПУ02/22б

ВШСГН, психология управления

Эссе по философии на тему: Эрих Фромм «Искусство любить». Виды любви»

Я прочитала книгу Эриха Фромма «Искусство любить» Эта книга не дает инструкций в искусстве любви. Она, как раз напротив, ставит целью показать, что любовь – не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек, что удовлетворение в индивидуальной любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины.

Любовь — это общий настрой человека. Бесполезно годами ждать подходящий для любви объект, это занятие ни к чему не приведет. Это не зацикленность на одном своем партнере, или на ребенке, или на родителе, или на кумире. Это душевное состояние, которое здоровый человек сохраняет в себе всегда.

Мы очень редко рассматриваем проблему любви в контексте умею ли я сам любить. Эрих Фромм как раз поднимает эту тему в своей книге. Множество людей думают, что любить легко, а вот найти подходящий фрагмент любви – это задача не из простых. И получается, что все думают, что все люди в равной степени умеют любить, но это не так. Любовь и влюбленность — это абсолютно разные вещи. Нужно учиться любить и нужно развивать этот навык, как и все другие навыки. По Фромму единственной правильной формой любви является – продуктивная любовь, которая предполагает четыре главных признака: заботу, ответственность, уважение и знание, то есть если мы кого-то любим, то должны делать для него что-то полезное, без каких-либо взаимных ожиданий, ставить объект своей любви наравне с собой, заботиться о нем с учетом его интересов и желаний и уважать его личное пространство.

Фундамент состоит из идеи о том, что настоящая любовь в чистом виде очень редко встречается в условиях современного общества. Капитализм и идея рыночного обмена искажает истинные ценности людей, заставляет их искать во всём выгоду, искореняя искренность и бескорыстность, что даже в таком чистом проявлении, как любовь - человек на подсознании ищет выгоду, строит определенные ожидания по отношению к объекту любви, это уже делает невозможным любить человека таким, какой он есть.

Наша моральная истина говорит о том, что лучше и приятнее давать, чем получать. Это более благородный поступок. Но проблема в том, что человек воспринимает вклад во что-то, как пожертвование.
Если мы считаем, что это лишение чего-то и ограничение, которое вызывает страдания, это и есть настоящая любовь, то надо понимать, что это искривленное представление. Давать и отдавать это разные понятия. Когда мы даем другому свою любовь, то мы получаем радость, мы не надеемся на возврат, так сказать не надеемся на вклад с оплатой. А когда мы отдаем даем другому заботу и любовь, а этом действии и кроется радость. Несчастные люди говорят другим, что потратили всю свою жизнь и всю молодость. Это не есть любовь.

В западном обществе, любовью, принято называть структуру из двух компонентов: командная работа и половое влечение. Фромм считает иначе. Он выделяет несколько объектов любви. Первый объект — это братская любовь. Беспомощный любит своего хозяина, так как от него зависит его жизнь, ребенок любит своих родителей, потому что они ему нужны. И только в любви к тем, кто не служит никакой цели, любовь начинает раскрываться. Сочувствуя беспомощному, человек развивает в себе любовь к брату; и в любви к самому себе он тоже любит того, кто нуждается в помощи, любит беззащитное, хрупкое существо. Второй объект – материнская любовь. Материнская любовь дает ребенку почувствовать: «Это хорошо, что ты родился», это прививает ребенку любовь к жизни, а не просто желание жить. Третий объект - эротическая любовь. Братская любовь есть любовь равных; материнская любовь — любовь к беспомощному. Отличаясь одна от другой, эти две формы любви имеют между собой то общее, что они по самой своей природе не ограничены одним человеком. Если я люблю своего брата, я люблю всех своих братьев; если я люблю своего ребенка, я люблю всех своих детей; более того, я люблю всех детей вообще, всех, кто нуждается в моей помощи. В отличие от этих двух типов эротическая любовь есть страстное желание полного слияния, соединения с одним человеком. Это желание по самой своей природе исключительно, а не всеобще; и это, может быть, самая обманчивая форма любви. И четвертый объект - любовь к себе. В библейском изречении «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» подразумевается, что уважение к своей собственной цельности и неповторимости, любовь и понимание себя самого неотделимы от уважения, любви и понимания другого человека. Любовь к самому себе неразрывно связана с любовью ко всякому другому существу. Мое собственное «Я» должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек. И последний пятый объект - любовь к богу. Ее основа – потребность в единстве и принадлежности. Фромм понимал любовь к богу как саморазвитие личности, поиск себя, прохождение пути от безусловной любви к сознательному выбору. Фромм не поддерживал слепое идолопоклонство.



Еще важным пунктом, который выделяет Эрих Фромм — это познание, узнавание человека. Когда мы что-то любим, например работу, человека, животное, то мы думаем, что мы знаем свой объект любви, как свои пять пальцев, но это не всегда так. Особенно часто это происходит вначале отношений, когда у влюбленной парочки создается впечатление, что они знают друг друга целую вечность. Но в этот момент они прост проецирую на своего партнера образ, который у них в голове. Эрих Фромм считает, что любовь – это познавательная деятельность. Когда мы каждый день узнаем что-то новое о человеке. Невозможно прийти к тому уровню, когда можно сказать, что ты на сто процентов полностью знаешь этого человека. Чтобы происходило это узнавание, нужно пользоваться не только одним инструментом. Чаще всего момент познания происходит логическим путем, путем размышлений приходит к каким-то знаниям. Но важно еще пользоваться путем переживаний, когда вы каждый день взаимодействуете с человеком, вы что-то переживаете, открываете новые горизонты, получаете знания.

Один из самых главных пунктов, по моему мнению – это то, что человек, который не умеет проводить время с самим собой, не сможет любить. Когда человеку с самим собой не уютно и тяжело с собой – это плохой знак. Эрих Фромм считает, что прежде всего, чтобы научиться любить нужно уметь проводить время самим с собой. Фромм считает, что каждый человек в современном мире испытывает одиночество и всячески старается найти спасение от него, зачастую превращаясь в робота, рутина захватывает жизнь, убивается личность, на смену приходит стремление быть таким как все, не выделяться. И всё ради того, что не быть одиноким. Он утверждает, что многие вступают в брак не по любви, а ради спасения от одиночества в толпе. Я согласна с этой идеей, довольно часто и сам приходил к похожим выводам, анализируя поведение общества и отдельных людей.

Также важно понимать, что путь к познанию любви можно пройти только самому. Не существует правильных инструкций и правил о том, как любить. Невозможно не допустить ни одной ошибки, все мы учимся на ошибках, и это совершенно нормально. Мы познаем этот мир, мы познаем себя, и также мы учимся любить.


Как говорится, что тот, кто думает, что все плоды созревают вместе с клубникой, ничего не знает о винограде.

На самом деле я удивилась тому, насколько сама по себе книга очень здраво подходит к вопросу любви. В ней написано о тех идеях, которые психологи озвучивают и по сей день, они нисколько с тех пор не изменились.