Файл: Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования иэлементов содержания для проведения .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кодификатор
проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования иэлементов содержания для проведения единого государственного экзамена по ФИЗИКЕ подготовлен федеральным государственным бюджетным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Кодификатор
ЕГЭ 2023 г.
ФИЗИКА, 11 класс. 2 / 29
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Кодификатор
проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования и элементов
содержания для проведения единого государственного экзамена
по ФИЗИКЕ
Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по физике (далее – кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (далее – КИМ). Кодификатор является систематизированным перечнем проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определённый код.
Кодификатор показывает преемственность между положениями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской
Федерации от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613, приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24.09.2020
№ 519, от 11.12.2020 № 712) и федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ
Минобразования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009
№ 320, от 19.10.2009
№ 427, от 10.11.2011
№ 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69, от 23.06.2015 № 609, от 07.06.2017
№ 506) по физике.
Кодификатор состоит из двух разделов:
– раздел 1. «Перечень проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования по физике»;
– раздел 2. «Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по физике».
В кодификатор не включены требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементы содержания, достижение которых не может быть проверено в рамках государственной итоговой аттестации.


Кодификатор ЕГЭ
2023 г.
ФИЗИКА, 11 класс. 3 / 29
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Раздел 1. Перечень проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы
среднего общего образования по физике
Перечень требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования показывает преемственность требований к уровню подготовки выпускников на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни) по физике и требований ФГОС СОО к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, достижение которых проверяется в ходе ЕГЭ.
Таблица 1
Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования,
проверяемые заданиями экзаменационной работы
ФГОС СОО
Код
контроли-
руемого
требова-
ния
Федеральный компонент государственного
образовательного стандарта среднего общего
образования
базовый уровень
углублённый уровень
1
Знать/понимать:
1.1 смысл физических понятий
1.2 смысл физических величин
1.3 смысл физических законов, принципов, постулатов
– сформированность представ- лений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Все- ленной явлений; понимание роли физики в формировании круго- зора и функциональной грамот- ности человека для решения практических задач;
– владение основополагающими физическими понятиями, законо- мерностями, законами и теория- ми; уверенное пользование физи- ческой терминологией и симво- ликой
– сформированность системы зна- ний об общих физических законо- мерностях, законах, теориях, пред- ставлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях;
– владение основополагающими физическими понятиями, законо- мерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой
2
Уметь:
2.1 описывать и объяснять физические явления и свой- ства тел
– владение основополагающими физическими понятиями, законо- мерностями, законами и теория-
– владение основополагающими фи- зическими понятиями, законо- мерностями, законами и теориями;


Кодификатор ЕГЭ
2023 г.
ФИЗИКА, 11 класс. 4 / 29
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования,
проверяемые заданиями экзаменационной работы
ФГОС СОО
Код
контроли-
руемого
требова-
ния
Федеральный компонент государственного
образовательного стандарта среднего общего
образования
базовый уровень
углублённый уровень
ми; уверенное пользование физи- ческой терминологией и симво- ликой уверенное пользование физической терминологией и символикой
1 2.2 описывать и объяснять результаты экспериментов; описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики
2.3 приводить примеры практического применения физических знаний, законов физики
– сформированность умения при- менять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни
– сформированность умения приме- нять полученные знания для объ- яснения условий протекания физи- ческих явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни
2.4 определять характер физического процесса по гра- фику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа
– сформированность собственной позиции по отношению к физи- ческой информации, получаемой из разных источников
– сформированность собственной позиции по отношению к физичес- кой информации, получаемой из разных источников
2.5.1 отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры,показывающие, что: наблю- дения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё не известные явления
2.5.2 приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт
– владение основными методами научного познания, используе- мыми в физике: наблюдение, описание, измерение, экспери- мент; умения обрабатывать результаты измерений, обнару- живать зависимость между физи- ческими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы
– владение умениями выдвигать ги- потезы на основе знания осново- полагающих физических закономер- ностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования
1
Здесь и далее включён результат обучения на базовом уровне, так как п. 9.6 ФГОС предполагает, что «требования к предметным результатам освоения углублённого курса физики должны включать требования к результатам освоения базового курса».


Кодификатор ЕГЭ
2023 г.
ФИЗИКА, 11 класс. 5 / 29
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования,
проверяемые заданиями экзаменационной работы
ФГОС СОО
Код
контроли-
руемого
требова-
ния
Федеральный компонент государственного
образовательного стандарта среднего общего
образования
базовый уровень
углублённый уровень
возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать ещё не известные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определённые границы применимости
2.5.3 измерять физические величины, представлять результаты измерений с учётом их погрешностей
– владение методами самостоятель- ного планирования и проведения физических экспериментов, описа- ния и анализа полученной измери- тельной информации, определения достоверности полученного резуль- тата
2.6 применять полученные знания для решения физических задач
– сформированность умения ре- шать физические задачи
– сформированность умения решать физические задачи
3
Использовать приобретённые знания и умения
в практической деятельности и повседневной
жизни:
3.1 для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и теле- коммуникационной связи; оценки влияния загряз- нения окружающей среды на организм человека и другие организмы; рационального природо- пользования и охраны окружающей среды
– сформированность умения при- менять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни
– сформированность умения иссле- довать и анализировать разнообраз- ные физические явления и свойства объектов, объяснять принципы ра- боты и характеристики приборов и устройств, объяснять связь основ- ных космических объектов с гео- физическими явлениями


Кодификатор ЕГЭ
2023 г.
ФИЗИКА, 11 класс. 6 / 29
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования,
проверяемые заданиями экзаменационной работы
ФГОС СОО
Код
контроли-
руемого
требова-
ния
Федеральный компонент государственного
образовательного стандарта среднего общего
образования
базовый уровень
углублённый уровень
3.2 для определения собственной позиции по отноше- нию к экологическим проблемам и поведению в природной среде
– сформированность собственной позиции по отношению к физи- ческой информации, получаемой из разных источников
– сформированность умений прог- нозировать, анализировать и оцени- вать последствия бытовой и произ- водственной деятельности человека, связанной с физическими процес- сами, с позиций экологической безопасности

Кодификатор ЕГЭ
2023 г.
ФИЗИКА, 11 класс. 7 / 29
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Раздел 2. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по физике
Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по физике, демонстрирует преемственность содержания раздела
«Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по физике и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 г.
№ 2/16-з)).
Таблица 2
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы
Наличие позиций ФК ГОС
в ПООП СОО
Код
раздела
Код
контроли-
руемого
элемента
Федеральный компонент государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования
базовый уровень
углублённый уровень
1
МЕХАНИКА
КИНЕМАТИКА
1.1.1
Механическое движение. Относительность механического движения.
Система отсчёта
+
+
1.1 1.1.2
Материальная точка.
Её радиус-вектор:
 
     


t
z
,
t
y
,
t
x
t
r


, траектория, перемещение:
2 1
2 1
( )
( )
( ,
,
),
 

  
   
 



r r t
r t
r
r
x y z
путь.
Сложение перемещений:
1 2
0
r
r
r
    



+
+ траектория
z
O
x
y
1
r

r


2
r