Файл: Исследование физической и умственной работоспособности учеников 10 класса Исполнитель ученица 10 А класса моау сош 52 г. Орска.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ХVII Городская научно-практическая конференция

«Учись, исследуй, просвещай»

Исследование физической и умственной работоспособности учеников 10 класса

Исполнитель: ученица 10 «А» класса

МОАУ «СОШ №52 г. Орска»

Громова Ольга

Руководитель: учитель биологии

1 квалификационной категории

МОАУ «СОШ №52 г. Орска»

Дорофеева Юлия Валерьевна

Орск – 2014

Содержание

стр.

Введение 3

Глава I. Работоспособность в жизни человека

1.1.Понятие «работоспособность» 5

1.2.Физическая работоспособность и факторы,

влияющие на неё 7

1.3.Умственная работоспособность и ее зависимость

от времени суток 9

Глава II. Физическая и умственная работоспособность

учеников 10 класса

2.1. Исследование физической работоспособности путем

определения дыхательных возможностей организма 12

2.2. Определение умственной работоспособности

с учетом психических факторов 15

2.3. Рекомендации по повышению уровня физической работоспособности и профилактике умственного утомления 18

Заключение 22

Список литературы 23

Приложение 1 24

Приложение 2 27

Введение

Работоспособность - это способность организма реагировать на нагрузку и выполнять, таким образом, определенную работу. Работоспособность зависит от состояния здоровья, возраста, тренированности, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности и склонности к данной работе, а также от условий окружающей среды, в которых осуществляется работа.

Проблема исследования характеризуется тем, что в учебно-воспитательном процесс школы, во внеклассной деятельности с учащимися, да и вообще в жизни, учителя, ученики, родители часто не учитывают физические и умственные нагрузки на организм. А ведь известно, что когда нагрузка, независимо от ее природы, становится слишком большой, организм перенапрягается и наступает ухудшения здоровья.

Чтобы составить адекватное представление о своих физических и умственных возможностях, а, соответственно, и о состоянии своего здоровья, важно уметь оценивать собственную работоспособность, то есть определять, как организм реагирует на качественно и количественно разные виды нагрузки. Ведь каждый человек заинтересован в высоком уровне работоспособности. В этом мы видим актуальность исследования.

Объектом исследования является физическая и умственная работоспособность.


Предметом исследования является физическая и умственная работоспособность учеников 10 класса.

Исходя из проблемы, актуальности, объекта и предмета исследования, цель нашего исследования заключается в изучении физической и умственной работоспособности учеников 10 класса.

Гипотеза: мы предполагаем, что у учеников 10 класса существует возможность оптимизировать и даже повысить свою физическую и умственную работоспособность, если каждый ученик будет знать особенности своей физической и умственной работоспособности, что не приведет к ухудшению здоровья.

Задачи исследования:

1. Выяснить, что такое работоспособность, ее виды, зависимость работоспособности от состояния здоровья.

  1. Выявить особенности физической и умственной работоспособности учеников 10 класса.

  2. Дать рекомендации учащимся по повышению уровня физической работоспособности и профилактике умственного утомления с учетом индивидуальных особенностей организма.

Методиками, используемыми в работе для определения физической работоспособности, являются «Проба с задержкой дыхания», «Проба Серкина», «Гарвардский степ-тест».

Методиками, используемыми в работе для определения умственной работоспособности, являются «Корректурная проба», «Тест на исследование смысловой памяти», «Тест на определение темпа мыслительной деятельности».

База исследования: МОАУ «СОШ №52 г. Орска», 10 «А» класс.

Сроки исследования: ноябрь 2013 года - январь 2014 года.

Глава I. Работоспособность в жизни человека

1.1.Понятие «работоспособность»

Раздел прикладной физиологии, изучающий трудовые процессы во взаимодействии с окружающей средой можно представить как часть экологии человека.

В последние годы факторы внешней среды, условия, в которых приходиться трудиться человеку, становятся всё более разнообразными, нередко работа производится в сложных, ранее неизвестных условиях – в экстремальных климатических зонах, на больших высотах (например, при авиа - и космических полётах) и на значительных глубинах (в шахтах или под водой).

Наряду с физическими нагрузками человек испытывает большие умственные и психические нагрузки, что необходимо учитывать и уметь анализировать с точки зрения их влияния на организм человека в целях сохранения его здоровья.

Работоспособность — это сложный процесс, который зависит от интеграции и взаимодействия различных систем и органов на различных уровнях организации: от биохимического и генетического до социального.



В разных источниках информации мы нашли несколько определений работоспособности:

Работоспособность – потенциальная возможность человека выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

Работоспособность человека — способность человека выполнять заданную функцию с той или иной эффективностью.

Работоспособность – это умение быстро включаться в работу и выполнять ее наилучшим образом, получая от этого моральное удовлетворение.

Работоспособность – это волевое качество, непременно сопутствующее жизненному успеху.

Работоспособность – это активность жизненной позиции, ответственность по отношению к порученному делу и высокий творческий потенциал человека.

Работоспособность – это вложение творческих, физических, душевных сил человека в выполнение порученной работы.

Выделяют работоспособность физическую и умственную.

Термином «физическая работоспособность» обозначается ее внешнее проявление — потенциальная способность человека показать максимум физического усилия в статической, динамической или смешанной работе. В более узком смысле физическую работоспособность часто понимают как функциональное состояние кардиореспираторной системы.

Некоторые исследователи считают необходимым в зависимости от длительности работы раздельно оценивать краткосрочную и долгосрочную работоспособность.

Наиболее полно физическая работоспособность проявляется в различных видах мышечной деятельности. Физическая работоспособность — это комплексное понятие.

Термином «умственная работоспособность» определяется способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности.

Умственная и физическая работоспособность тесно связаны с утомлением, но об этом мы расскажем в следующих параграфах нашей работы.

Итак, в первом параграфе мы дали несколько определений понятия работоспособности, выяснили, что выделяют физическую и умственную работоспособность.

1.2.Физическая работоспособность и факторы, влияющие на неё

Физическая работоспособность – способность человека выполнять заданную работу с наименьшими физиологическими затратами с наивысшими результатами.


Физическую работоспособность подразделяют на общую  и специальную.

Общая физическая работоспособность это – уровень развития всех систем организма, всех физических качеств. Например, чем быстрее спортсмен выходит на необходимый уровень подготовленности, тем легче ему удержать уровень работоспособности.

Специальная физическая работоспособность – это уровень развития физических качеств и тех функциональных систем, которые непосредственно влияют на результат в избранном виде спорта. Единицы измерения, нормы и факторы в каждом виде спорта индивидуальны.

Физическая работоспособность всегда связана с утомлением.

Утомление – это временное снижение работоспособности, которое сопровождается субъективным ощущением усталости и является защитной реакцией организма, спасая его от истощения и переутомления. Утомление центральной нервной системы возникает, когда ускоряются или учащаются импульсы. Периферическое утомление работающих мышц происходит по трем причинам:

1) недостаток кислорода;

2) засорение продуктами распада;

3) истощение энергетических ресурсов.

Мышечное утомление – это такое состояние организма, при котором работоспособность человека временно снижена. Понижение работоспособности является главным внешним проявлением этого состояния, его основным объективным признаком. Однако работоспособность может снижаться не только при утомлении, но и во время тренировки в неблагоприятных условиях внешней среды (высокой температуре и влажности воздуха, в условиях высокогорья). Утомление является естественным физиологическим процессом, нормальным состоянием организма. Для результативной тренировки необходимо, чтобы при выполнении каждого упражнения была достигнута определенная степень утомления.

Утомление характеризуется субъективным признаком – усталостью (тяжестью в голове, конечностях, разбитостью состояния).

Утомление – это биологически защитная реакция организма, направленная против истощения функционального потенциала центральной нервной системы. Разучивание упражнений приводит к быстрому утомлению, поскольку оно совершается исключительно под управлением коры головного мозга.

Наиболее полно физическая работоспособность проявляется в различных видах мышечной деятельности. Для реализации любой мышечной активности необходимы определенные качества: сила, выносливость, быстрота, ловкость. Иными словами, физическая работоспособность — это комплексное понятие, обусловленное рядом факторов, среди которых основное значение имеют уровень физического развития, состояние здоровья, масса тела, мощность, емкость и производительность энергетических процессов, состояние нейромышечного аппарата, психическое состояние, мотивация. Значимость этих факторов в процессе работы определяется ее характером, видом, интенсивностью и продолжительностью.


Итак, во втором параграфе мы раскрыли вопрос о физической работоспособности и факторах, влияющих на неё.

1.3. Умственная работоспособность и ее зависимость от времени суток

Умственная работоспособность  определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности, в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.

Основу умственной работоспособности составляют уровень специальных знаний, умений, навыков, а также психофизиологических качеств (память, внимание, восприятие); физиологические функции (особенности сердечно-сосудистой, эндокринной, мышечной систем); психологические особенности (сообрази­тельность, добросовестность).

Кроме того, умственная работоспособность опре­деляется тремя группами факторов:

- физиологического характера: состояние здоровья, половая принадлеж­ность, общая нагрузка, питание, сон, организация отдыха и др.;

- физического характера: воздействующие на организм через органы чувств: степень и характер освещения рабочего места, температура воздуха, шум, вибрация и др.;

- психического характера: самочувствие, настроение, мотивация и т.д.

На работоспособность в любой момент трудового процесса влияет не только каждый из них, но и различные их сочетания.

Исследованиями установлено, что умственная работоспособность на протяжении трудового дня отличается колебаниями продуктивности работы. На основе выявленных колебаний были выделены периоды работы, которые после­довательно сменяют один другого.

1. Период врабатываемости продолжительностью от нескольких минут до часа. Выражается он в постепенном повышении работоспособности с опреде­ленными колебаниями продуктивности работы. Эти колебания в начале работы связаны с поисками адекватных способов действий, выработкой и усвоением оптимального ритма работы и механизмов ее нервной регуляции.

2. Период оптимальной работоспособности отличается стабильными пока­зателями качества работы. Все изменения показателей функций организма адекватны той нагрузке, которую испытывает человек, и находятся в преде­лах физиологической нормы.