Файл: Семинаре учителей математики и информатики по теме "Создание личностно ориентированных ситуаций на уроках".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выступление на районном семинаре учителей математики и информатики по теме "Создание личностно ориентированных ситуаций на уроках"
-
Съедина Наталья Сергеевна, учитель математики и информатики
Разделы: Администрирование школы
Не мыслям надобно учить, а мыслить. И. Кант |
Приложение 1
Сегодня образование должно рассматриваться как процесс и результат целостного становления личности: физического, интеллектуального, духовного. Процесс обучения должен стать лишь одним из составляющих, одним из средств образования человека. Усваиваемые знания и способы деятельности не должны являться самоцелью, а должны стать средством для реализации потребности человека “быть личностью” (А.В.Петровский). Таким образом, главное стратегическое направление образования видится в решении проблемы личностно ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения – познавательская деятельность, – была бы ведущей в системе “учитель – ученик”.
Будущее процветание мира неизбежно связано с творческим мышлением, умением мыслить и находить нестандартные решения ситуаций. Это необходимо, чтобы выжить, добиться успеха и преодолеть жесткую конкуренцию. Поэтому образовательная деятельность должна быть построена как система неких учебных ситуаций, заданий, направленных на реализацию определенных видов деятельности, таких как готовности осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи.
Современная школа должна формировать у учащихся не только целостную систему специальных предметных умений, но и универсальных знаний, а также опыт самостоятельной деятельности, определяющий современное качество образования.
Именно поэтому приобретает все большее значение ориентация на развитие учащихся путем создания определенных ситуаций для формирования умений самостоятельно учиться и добывать необходимую информацию и знания, т.е. на умение учиться самому. Школа не может дать знаний на многие годы, так как они стремительно обновляются и пополняются. Необходимо привить учащимся потребность в постоянном пополнении полученных ранее знаний. А умение учить себя поможет выпускникам школы в реализации своих планов, в
повышении квалификации, в плавном вхождении во взрослую жизнь.
Ключевой стала следующая задача – включение специально организованной деятельности учащихся в образовательный процесс на основе использования личностно ориентированных заданий и ситуаций; путем создания их на уроках помочь ученикам раскрыть себя, реализовать свой творческий потенциал. И это дает возможность решения проблемы, потому что при создании личностно ориентированных ситуаций на уроках применяется способ побуждения детей к объяснению новых явлений (предвидение последствий, объяснение неизвестного, построение гипотез и т.д.). Знания учащиеся получают в ходе собственного исследования. Ведь научиться думать можно, лишь размышляя самостоятельно.
Системаличностно ориентированных ситуаций –это школа мышления,где каждый может развивать свои способности и качества, вести самостоятельный поиск необходимой информации и эффективно применять ее в новых учебных ситуациях через личное отношение, через высказывание, через диалог.
Роль учителя в этом случае ограничивается функциями “дразнящего собеседника”, заранее знающего ответ и провоцирующего учащихся на движение их мысли по заданной траектории. При таком подходе можно имитировать диалог, делая упор на методические приемы, которые обеспечивают обратную связь с классом. Для создания личностно ориентированных ситуаций используются побуждающие и фокусирующие вопросы, соответствующие различным типам мыслительной деятельности.
Общим моментом всех реакций учителя на высказывания детей становится доброжелательное принятие ответов, несмотря на возможные ошибки. Исправлять ошибки ребенка можно, корректно поправив и выяснив, что он имел в виду.
На этапе интерпретации данных для создания личностно ориентированных ситуаций приемлемыми являются вопросы, направленные на припоминание уже известных данных. Учитель побуждает детей к высказываниям. Все ответы детей принимаются в том виде, в каком они были высказаны, а учитель не должен спешить перевести их в ту форму, которая считается более приемлемой. На данном этапе уместны и фокусирующие, и интерпретирующие вопросы (Как связаны скорость, время и расстояние? Как изменится цена товара при увеличении его себестоимости?) Для обоснования ответов ученикам задаются следующие вопросы: можно ли привести пример, подтверждающий твой ответ? Как ты можешь это доказать?
При подведении итогов целесообразно использовать вопросы обобщающего характера, например: какие выводы можно из этого сделать? Если обобщение детей оказывается чрезмерно широким или общим, применяются вопросы “сужающего” типа.
При создании личностно ориентированных ситуаций на уроках применяется способ побуждения детей к объяснению новых явлений (предвидение последствий, объяснение неизвестного, построение гипотез и т.п.) с использованием общих правил и принципов. Активизации мыслительной деятельности учащихся способствуют вопросы, побуждающие их задуматься о причинно – следственных связях и соотношениях. А при проверке выдвинутых предложений, гипотез, выводов, школьники либо приводят примеры, либо указывают условия, при которых можно произвести такую проверку.
Внешне выраженные мыслительные действия, внутренние мыслительные операции и вопросы, способствующие созданию личностно ориентированной ситуации, представлены в таблице. (Приложение 2)
Исходя из выше изложенного, мы делаем следующие выводы: применение личностно ориентированных ситуаций на уроках способствует развитию творческого потенциала школьника, создает ситуацию самоутверждения каждого учащегося, помогает ему раскрыть себя и реализоваться как личности, превращает учение в подлинно творческий процесс.
Что же должно объединять учителя и ученика на уроке и во внеурочное время в личностно ориентированной ситуации? Естественно, реальное сотрудничество, партнерство, а не диктат со стороны педагога. При этом не следует забывать, что руководящая роль должна принадлежать учителю: именно он является носителем тех социальных образцов, которые могут быть усвоены учащимися. Без помощи учителя учащиеся не смогут вскрыть ни сущность усваиваемых понятий, ни содержание эффективных методов работы с ними. Еще Л.С. Выготский подчеркивал, что высшие психические функции происходят из высших коллективных форм деятельности, отвечают какой-то его потребности, направлены на предмет, способный ее удовлетворить.
Наши учителя обращаясь к детям, часто предлагают им послушать, посмотреть, запомнить, быть внимательными. Ведь еще И.М. Сеченов писал: чтобы увидеть, надо уметь смотреть, чтобы услышать, надо уметь слушать.
Овладев названными выше умениями, ученик будет сохранять желание учиться. Умение учиться включает в себя действия трех видов: общие, специфические и психологические. Эти действия сначала входят в деятельность учения как предмет усвоения, т.е. ученик должен их усвоить. После усвоения, когда они уже войдут в состав познавательной деятельности учащегося, эти действия могут быть использованы как средство усвоения новых действий и автоматически войдут в состав умения учиться.
Тема “Создание личностно ориентированных ситуаций” особенно глубоко изучена руководителем методического объединения учителей математики, физики и информатики Тихомировой Наталией Николаевной. Наталия Николаевна разработала и провела ряд открытых уроков с применением этой технологии. Ею создан проект по данной теме, выступала с мастер-классом “Создание личностно ориентированных ситуаций на уроках физики” на районном семинаре для заместителей директоров школ, на районном конкурсе “Учитель года-2010”, на педагогическом фестивале “Талант – 2010”.
В процессе реализации личностно-ориентированного подхода на уроке физики в 8 классе по теме “Электрический ток” Наталия Николаевна в пасмурный день зашла в класс и выключила свет. Сразу последовали реплики: Включите! Ничего не видно. Темно. …Учитель обращается с вопросом: Что я сделала? Ответы детей. Прекратили подачу электрического тока. А что такое электрический ток? Вот так начался урок.
На уроке по теме “Электризация тел” учитель начинает урок с легенды о Фалесе Милетском. (Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением этого явления к отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено, и в первый же раз, как к пристани Милета подошел корабль финикийских купцов, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы, подобно тому, как магнит притягивает железо). Тем самым было создано яркое пятно, которое и создало лично ориентированную ситуацию.
В обучении Винникова В.И. часто использует свободную беседу, стимулирующую учащихся высказаться, не боясь ошибиться по поводу изучаемого материала. Дети не просто слушают рассказ, а постоянно сотрудничают с учителем в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают. Она часто обращается к классу с вопросами: – Что вы знаете об этом? – Где наблюдали? – Где в жизни это можно использовать? И нацеливают ребят на то, что в ходе такой беседы нет правильных и неправильных ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения, выделив которые, начинаем отрабатывать с позиции предмета.
При изучении темы “Теплота” Валентина Ивановна начинает урок так. Сегодня у нас необычный урок и тема необычная. Мы ежедневно бываем на кухне и пьем чай. Но порой и не задумываемся над тем, что делаем сами, почему делаем так, а не иначе. Так вот сегодня мы должны будем объяснить многие наши действия на кухне с точки зрения физики. Работать будем в группах, соревнуясь между собой. Мы должны будем объяснить все наши действия, когда ставим кипятить чай.
Вопрос 1 группе: Налили полный чайник воды и поставили на огонь. Что может произойти?
Вопрос 2 группе: Для чего мы накрываем чайник крышкой? Какой чайник быстрее закипит с открытой или с закрытой крышкой?
Вопрос 3 группе: Почему перед кипением чайник шумит?
В результате этого обсуждения рождается и закрепляется научное знание.
На уроках математике особое внимание уделяется развитию мышления и речи учащихся. Предлагаются такие задания, для выполнения которых необходимо, прежде всего, составить алгоритмы. Эта деятельность требует мыслительных усилий, обсуждения. (Например, когда ученик решает задачу у доски, он обязан проговорить каждый свой шаг и доказать его правильность и рациональность).
В начале урока по теме “Длина окружности” Обрященко Л.А. ставит проблему. Предлагает найти расстояние, которое нужно проехать велосипедисту по окружности радиусом 3 м. Девятиклассники вместе с учителей делают вывод о том, что нужно найти длину окружности. Далее формулируется тема урока…
При изучении темы “Уравнения” в 5 классе у детей вызывают затруднения правила нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Учащиеся этого класса для нахождения слагаемого использовали понятия и вычитаемого и разности. Проведение ролевой игры помогло мне справиться с этой проблемой. К доске вызываются 5 человек, каждый получает табличку и, держа табличку впереди себя, встают так, чтобы получилось уравнение: х+слагаемое=сумма. Затем даётся задание: перестроиться так, чтобы выполнялось правило нахождения слагаемого, т.е. х=сумма – слагаемое. (знак действия можно менять, набор нужных карточек лежит на столе). Ролевая игра стала ярким пятном урока, т.е. тема стала личностно значимой.
Технология личностно-ориентированного обучения на уроках информатике предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. При разработке дидактического материала (системы учебных заданий) важно учитывать не только объективную сложность предметного содержания заданий, но и различные приемы их выполнения. В содержание заданий должно входить описание приемов их выполнения, которые могут задаваться непосредственно (в виде правил, предписаний, алгоритмов действий) или путем организации самостоятельного поиска (выполни