Файл: Паспорт программы срок реализации программы программа рассчитана на 3 года ожидаемые результаты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ, НАРКОТИЧЕСКОЙ И АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЕЙ
Выполнил студент 2 курса
Дурдыев Мекан, группа 0412-01М
2022
Паспорт программы
- срок реализации программы: программа рассчитана на 3 года
- ожидаемые результаты:
- улучшение качества образования за счет повышения уровня здоровья и изменения ценностной ориентации школьников;
- снижение числа курильщиков среди учащихся.
-активное участие школьников в мероприятиях по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения.
1 Введение
В последнее десятилетие для России употребление молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ, превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Злоупотребление алкоголем, наркотиками, табакокурением и другими психоактивными веществами (ПАВ) приняло характер эпидемии.
По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн.человек.
Дифференцированный анализ отечественной и мировой наркотической ситуации позволяет выделить ряд основных факторов, определяющих негативную динамику проблемы. Условно выделяются социально-экономические, социально-идеологические и биомедицинские факторы. А по масштабу их действия - глобальные, геополитические, региональные, присущие отдельным слоям общества, микро-группам населения, семьям, личностям.
Проблема наркомании и алкоголизма в Бурятии не менее актуальна.
Среди основных причин, влияющих на распространенность наркомании, алкоголизма, табакокурения одно из первых мест занимает легкая доступность. Следующей причиной употребления алкоголя и наркотиков является снижение у большинства детей и подростков превентивной психологической защиты, и низкий ценностный барьер. В перечень причин алкоголизма и наркомании следует отнести низкий уровень информированности населения о профилактике наркотической патологии и малая доступность квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи больным наркоманией, и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ.
В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны профессиональных групп лиц, работающих с подрастающим поколением, главной задачей которых является организация профилактической деятельности. Профилактическая деятельность строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями педагогов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. Главной целью профилактической работы с детьми является предупреждение возникновения алкогольной и наркотической зависимости, табакокурения.
Настоящая программа определяет:
- цели и задачи
- участников программы
- модель профилактической деятельности
- алгоритм шагов в реализации системной профилактической деятельности
- план мероприятий
- ожидаемые результаты.
2 Цели и задачи:
Цели программы - изменение ценностного отношения учащихся к наркотикам, алкоголю, табакокурению, формирование личной ответственности за свое поведение, приобщение к ЗОЖ.
Задачи:
Внедрение комплекса мероприятий по профилактике курения, алкоголизма, наркомании, направленных на выявление имеющихся личностных ресурсов учащихся, способствующих формированию здорового образа жизни, позволяющих избежать или отсрочить появление вредных привычек.
1. Повышение уровня информированности учащихся, педагогов и родителей о проблеме курения, алкоголизма и наркомании.
2. Формирование знаний и представлений учащихся о вреде данных привычек, различных нарушениях и формах заболеваний, связанных с ними;
3. Изменение отношения участников образовательного процесса к заявленной проблематике.
4. Выработка и развитие навыков сохранения собственного здоровья.
5. Формирование мотивации к сохранению здоровья.
6. Подготовка лидеров в области профилактики, организующих и проводящих непосредственную профилактическую работу.
7. Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы в профилактической работе.
Основные принципы, на которых основывается программа
1. Принцип ориентированности на целевую и возрастную группу: материал и формы работы ориентированы на то, какой целевой (родители, педагоги, дети) или возрастной (учащиеся начальной, средней или старшей школы) группе он предназначается.
2. Принцип добровольности: все виды профилактической деятельности ориентированы на право выбора личности (кроме профилактических разделов в курсе предметов школьного цикла).
3. Принцип открытости информации.
4. Принцип доступности.
5. Принцип непрерывности: мероприятия профилактического цикла проводятся ежегодно.
6. Принцип конфиденциальности: информация об участниках программы, полученная в ходе реализации программы без разрешения не используется (тоже касается и продуктов деятельности участников).
7. Принцип компетентности: активные формы работы реализуются не только специально подготовленными специалистами школы, но и педагогами за подготовку к данному виду работы отвечают кураторы программы.
3.Участники
Участниками программы по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения являются школьники, педагоги, врачи, сотрудники правоохранительных структур.
4.Основные модели профилактики
Образовательная модель направлена на обеспечение школьников полной информацией о проблеме табакокурения, алкоголизма, наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности. Обеспечение учащихся возможными видами досуга – спортивной и творческой деятельности.
Медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и алкоголизма, и предусматривает в основном информирование детей о негативных последствиях приема наркотических и иных психотропных средств на физическое и психическое здоровье.
Психосоциальная модель направлена на развитие определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в принятии решения в конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения употребления ПАВ.
5.Алгоритм шагов в реализации профилактической деятельности
1шаг - социально - психологический мониторинг.
- отношение учащихся к ПАВ
- вредные привычки в молодежной среде
- отношение семьи к табакокурению и алкоголю.
2 шаг - анкетирование, разработка комплекса мероприятий по профилактике алкоголизма
, наркомании, табакокурения.
3 шаг – организация профилактической деятельности: вовлечение в профилактическую деятельность учащихся, родителей, общественность.
4 шаг – взаимодействие с различными государственными, общественными учреждениями и организациями со СМИ;
5 шаг – анализ работы всех структур.
6.План мероприятий
Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
Теоретическое и организационно-методическое обеспечение программы | ||
Разработка рекомендаций по проведению социально-психологического мониторинга «Отношение студентов к ПАВ», «Мои вредные привычки», «Отношение семьи к табакокурению и алкоголю» | сентябрь | Администрация, классные руководители |
Внедрение элементов профилактики курения, алкоголизма, наркомании через преподавание общепрофессиональных (история, право) и специальных дисциплин (валеология, ОБЖ) | По плану | Учителя |
Разработка системы показателей мониторинга | сентябрь | Администрация |
Разработка и внедрение занятий по истории возникновения курения, алкоголизма и наркомании в России. | Один раз в четверть | Зам. директора по ВР |
Обеспечение эффективного выполнения требований нормативных правовых документов и методических рекомендаций Министерства образования по недопущению курения среди учащихся и работников учреждения. | В течение года | Администрация |
Локальные акты | | Администрация |
Выпуск информационных бюллетеней «Молодежь против наркотиков» | | Пресс-центр |
Выпуск специализированных буклетов, брошюр, плакатов. | | Пресс-центр |
Организация и проведение курса занятий «Научись говорить нет!» | В течение года | Зам. директора по ВР |
Культурно-просветительная работа | ||
Организация и проведение круглого стола «Ученику курить - здоровью вредить» | Два раза в в год | Центр «Спорт и здоровье» |
Просмотр фильмов о вреде алкоголя, сигарет | Два раза в год | Пресс-центр |
Конкурс сочинений «Здоровая семья – крепкая семья» | По плану | Учителя русского языка |
Организация и проведения акции «Пачка сигарет – на пачку леденцов» | 1 раз в полугодие | Центр «Досуг» |
Акция «За учреждение образования, свободное от табачного дыма» | В течение года | Классные руководители |
Конкурс рекламных роликов «Здоровье нации и в твоих руках» | май | Зам. директора по ВР |
День рекламы. Перед лекционным занятием демонстрируется рекламный ролик о вреде пива и сигарет. | май | Кл. руководители |
Проведение профилактической недели «Антитабачная тусовка»- демонстрация видеофильмов, встреча со специалистами, врачами, дискуссии, ролевые игры. | Одна неделя в четверть | Администрация, кл. рук-ли |
| | |
Тематические просветительские родительские собрания: «Проблемы профилактики табакокурения»; «Проблема зависимостей. Причины возникновения различных зависимостей»; «Курение и статистика»; «Семья — здоровый стиль»; «Подросток в мире вредных привычек» | В течение года | Родители учащихся |
7 Ожидаемые результаты
-улучшение качества образования за счет повышения уровня здоровья и изменения ценностной ориентации студентов;
- снижение числа курильщиков среди учащихся;
-активное участие учащихся в мероприятиях по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения;
- организация волонтерских групп для проведения профилактической работы;
- сотрудничество с организациями и медицинскими учреждениями, занимающимися профилактикой употребления наркотических, алкогольных и иных веществ, табакокурения.