Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение...................................................................................................................3
Глава 1 Теоретические основы банковской деятельности..................................5
1.1 Понятие и сущность банковских операций....................................................5
1.2 Банки как субъекты налоговых правоотношений..........................................7
Глава 2 Анализ учета банковский операций.......................................................10
2.1 Особенности бухгалтерского учета в банках...............................................10
2.2 Порядок ведения налогового учета по налогу на прибыль в банковском секторе..........................................................................................................................14
2.3 Практические аспекты бухгалтерского и налогового учета на примере ПАО «Сбербанк» ............................................................................................................18
Заключение.............................................................................................................28
Список использованной литературы...................................................................30
Введение
Под банками понимаются кредитные финансовые организации, которые создаются для того, чтобы привлекать денежные средства физических лиц и компаний, а также размещать их и осуществлять с ними расчеты от своего имени с условиями возврата. Банки являются главным элементом в системе кредитования и финансирования.
В настоящее время в рыночных условиях банки «оживляют» экономическое состояние реального сектора и дают ему возможность развиваться.
Что касается бухгалтерского учета в коммерческих банках, то здесь стоит отметить, что он показывает реальное состояние активов и обязательств банка, движение его доходов и расходов, а также конечный финансовый результат банковской деятельности за определенный период. Информация касаемо рентабельности и эффективности деятельности банка имеет немаловажное значение для всех заинтересованных лиц, к числу которых можно отнести банковских работников, налоговые органы, инвесторов и т.д.
Банк России «утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, план счетов и порядок его применения, а также определяет требования, необходимые к представлению бухгалтерской отчетности, ее формированию и дальнейшему представлению отчетности коммерческими банками согласно закону Российской Федерации и в соответствии с международными банковскими практиками».
В современных условиях банковской системы РФ, ужесточения конкуренции на рынке банковских услуг, а также увеличения банкротств банков, возникает потребность у работников системы и клиентов иметь достоверную информацию о финансовом состоянии банков, тенденциях изменения ликвидности и платежеспособности, а также причин и факторов, оказывающих влияние на их изменение.
Актуальность темы исследования подтверждается тем, что от достоверности системы учета и отчетности, что подтверждает ежегодный аудит, зависит не только эффективность деятельности отдельной кредитной организации, но и в целом финансовая система государства.
В каждом отдельном банке (кредитной организации) ведение бухгалтерского учета имеет свою особую специфику, которая имеет непосредственное отношение к процессу организации учета, к порядку составления и отражения бухгалтерских операций в банковском учете, к формированию плана счетов и форм бухгалтерской отчетности, их структуре и содержанию.
Предметом исследования являются теория и методика бухгалтерского учета в деятельности кредитных организациях.
Объектом исследования является ПАО «Сбербанк России».
Основной целью работы является изучение теоретических положений и методических особенностей учета в кредитных организациях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
– рассмотреть понятие и сущность банковских операций;
– изучить банки как субъекты налоговых правоотношений;
– выделить особенности бухгалтерского учета в банках;
– описать порядок ведения налогового учета по налогу на прибыль в банковском сектор;
– рассмотреть практические аспекты бухгалтерского и налогового учета на примере ПАО «Сбербанк».
Методы исследования – анализ, синтез, группировка, сравнение, диалектический и комплексный подходы.
Глава 1 Теоретические основы банковской деятельности
1.1 Понятие и сущность банковских операций
Банки выполняют множество операций, начиная от основных или основных функций, таких как повседневные операции в отделении, и заканчивая другими, которые могут быть агентскими или коммунальными услугами. Операции, связанные с выручкой/продажами или поддержанием бизнеса, являются важным элементом цепочки создания стоимости в банковской отрасли. В этой статье мы рассмотрим ключевые операции, совершаемые в ходе банковского дела.
Сегодня банки предлагают стандартизированные продукты, жестко закодированные с конкретными преимуществами, параметрами и правилами, — ипотечные кредиты на 30 лет, кредитные карты с премиальными поездками, сберегательные счета с минимальным остатком. Различные рабочие роли отвечают за поддержку этих продуктов и управление правилами, регулирующими их использование. В будущем эти действия будут автоматизированы, а роли сотрудников сместятся в сторону разработки продукта. Вместо того чтобы оценивать кредитные риски и принимать решения об утверждении ипотечных кредитов, операционный персонал будет работать с автоматизированными системами, которые позволят банку предлагать своим клиентам гибкие и индивидуальные ипотечные кредиты.
Автоматизация и искусственный интеллект, которые уже являются важной частью потребительского банкинга, в ближайшие годы будут проникать в операции гораздо глубже, обеспечивая преимущества не только для структуры затрат банка, но и для его клиентов. Например, оцифровка процесса закрытия и исполнения кредита ускорит процесс и предоставит клиентам гибкость и свободу просмотра и подписания документов онлайн или с помощью мобильного приложения. Как правило, американским потребителям приходится ждать не менее месяца, чтобы получить одобрение на ипотеку — оцифровка этого процесса и автоматизация одобрений, и обработки сократят время ожидания с нескольких дней до минут.
То же самое для колл-центров. Вместо того, чтобы ждать в очереди или переключаться между разными представителями, клиенты могут получить мгновенное и эффективное автоматизированное обслуживание клиентов на основе передового искусственного интеллекта.
Искуственный интелект и расширенная аналитика также могут улучшить разрешение споров. Клиенты могут связаться со своим банком в любое время через Интернет, мобильную связь или электронную почту и получать быстрые решения в режиме реального времени. С другой стороны, системы будут выполнять почти мгновенную оценку данных о споре, анализируя историю отношений клиента с банком и используя исторические шаблоны споров для решения проблемы.
Сегодня многие операционные сотрудники выполняют десятки или даже сотни подобных задач каждый день – рассматривают споры клиентов по кредитным или дебетовым картам, обрабатывают или утверждают кредиты, следят за тем, чтобы платежи обрабатывались должным образом, и так далее. Неудивительно, что ошибки случаются. В некоторых банках США мы видели от пяти до десяти процентов всех споров по дебетовым картам, обработанных с ошибками.
Автоматизация этих и других процессов снизит предвзятость человека при принятии решений и снизит количество ошибок практически до нуля. Это даст операционным сотрудникам время, чтобы помочь клиентам со сложными, крупными или деликатными проблемами, которые не могут быть решены с помощью автоматизации. И эти сотрудники будут обладать полномочиями по принятию решений и навыками быстрого решения вопросов клиентов.
Комплексные наборы данных также позволят менеджерам устанавливать больше KPI. Например, вместо того, чтобы отслеживать только среднее время обработки и удовлетворенность клиентов в колл-центре, банки могут детализировать, чтобы увидеть, сколько времени миллениалы или жители определенного штата тратят на телефонные звонки с представителями. Если они тратят больше, чем в среднем, банки могут определить причину и, при необходимости, изменить способ общения с этими клиентами или скорректировать продукты или услуги, чтобы лучше их обслуживать.
Наконец, применение аналитики к большим объемам клиентских данных может трансформировать решение проблем, сделав его более детальным и проактивным, а не реактивным. Вместо того, чтобы банк устранял ошибку или проблему клиента только тогда, когда она достигает определенного масштаба или частоты, программное обеспечение может обнаруживать ошибки, которые случаются даже с одним клиентом, например неправильно рассчитанная комиссия или двойной платеж по кредитной карте. Затем клиент может быть предупрежден об ошибке и проинформирован о том, что она уже исправлена; такой упреждающий охват может значительно повысить удовлетворенность клиентов. Банки также могли бы активно связываться с клиентами, которые, согласно прогнозному моделированию, могут позвонить с вопросами или проблемами. Например, если банк замечает, что его пожилые клиенты имеют тенденцию звонить в течение первой недели после открытия счета или получения новой кредитной карты, представитель службы поддержки AI может связаться с ним, чтобы зарегистрироваться.
Банки осуществляют различные виды транзакций и операций для поддержки своего банковского бизнеса. Эти транзакции могут включать осуществление или прием платежей, торговлю, клиринг и расчеты по счетам, а также хранение. Знание операционных аспектов банковского дела очень важно для понимания цепочки создания стоимости в банковской отрасли. Теперь мы обсудим наиболее важные вспомогательные виды деятельности, осуществляемые банковскими учреждениями. Основные операционные мероприятия перечислены ниже:
1. Прием депозитов
2. Кредитование средств
3. Очистка чеков
4. Перевод средств
5. Шкафчики и сейфы
6. Услуги по оплате счетов
7. Онлайн-банкинг
8. Кредитные и дебетовые карты
9. Банковские услуги за рубежом
10. Управление капиталом
11. Инвестиционный банкинг
12. Социальные цели
Прием депозитов
Депозиты являются основой кредитных операций, поскольку банки являются одновременно и заемщиками, и кредиторами денег. Как заемщики они платят проценты, а как кредиторы выдают кредиты и получают проценты. Эти депозиты обычно принимаются через текущий счет, сберегательный счет и срочные депозиты. Депозиты на текущем счете могут быть сняты в пределах остатка в любое время без предварительного уведомления. Сберегательные счета предназначены для поощрения сбережений физических лиц. Банки выплачивают проценты по депозитам в соответствии с решением центральных банков. Вывод средств с этих счетов имеет некоторые ограничения в отношении суммы, а также количества раз за определенный период. Фиксированные счета – это срочные депозиты с более высокой процентной ставкой по сравнению со сберегательными счетами. Допускается досрочное снятие средств с потерей процента процентов.
Кредитование фондов:
Второй основной деятельностью банков является предоставление кредитов и авансов за счет денег, полученных через депозиты. Эти авансы могут быть сделаны в форме овердрафтов, кредитов наличными, учетных торговых векселей, срочных кредитов, потребительских кредитов и других различных авансов. Средства, выдаваемые банками, вносят большой вклад в торговлю, промышленность, транспорт и другие виды предпринимательской деятельности.
Чековые книжки
Чековые книжки выдаются владельцам счетов в банках. Чек является оборотным инструментом и наиболее удобным и широко используемым кредитным инструментом. Чеки используются для облегчения торговли и бизнеса путем индоссаментов и снятия депозитов. Банки оказывают очень важную услугу своим клиентам, собирая их чеки, выписанные в других банках. Это наиболее удобное и недорогое средство обмена, не требующее фактического движения наличных денег от одной стороны сделки к другой. В основном часто используются два типа чеков на предъявителя и кросс. Чеки на предъявителя могут быть немедленно обналичены в банковских кассах, тогда как перекрестные чеки могут быть депонированы только на счет получателя.
Перевод средств
Банки также упрощают перевод средств из одного места в другое, используя обширную сеть филиалов, которые взаимосвязаны друг с другом. Многие банковские инструменты используются для перевода средств с одного счета на другой, такие как банковские тратты, платежные поручения, телеграфные или почтовые переводы. Банк получает номинальную комиссию в виде банковских комиссий за некоторые переводы. Банк выписывает тратту на сумму в своем собственном отделении, которая может быть зачислена на другой счет, который может быть в другом отделении или другом банке. Банки собирают сумму от имени вкладчика, что известно как процесс клиринга.
Шкафчики и сейфы
Банковские сейфовые шкафчики – хороший вариант для сохранности ценностей и важных документов. Каждый шкафчик управляется комбинацией двух наборов ключей, один для клиента, а другой для банка. Запирающимся шкафчиком можно управлять, только если используются оба ключа. Банки взимают номинальную плату за предоставление камеры хранения.
Услуги по оплате счетов
Банки также предоставляют услуги, связанные с оплатой счетов, уплатой страховых взносов, получением дивидендов и т. д. Регулярные платежи могут быть автоматизированы для оплаты с использованием возможностей, предоставляемых современными банками. Владельцы счетов могут напрямую платить со своего счета или с помощью кредитных/дебетовых карт за электроэнергию, газ, стационарные и мобильные телефоны и многое другое.