Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 1 Вопросы Социальная динамика или концепция общественного прогресса О. Конта. Ответ Социальная динамика это теория прогресса, который О. Конт понимает как развитие порядка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная


ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Социология



Группа Ал22Л111

Студент
А. Н. Рахымбаева


МОСКВА 2023

Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию №1

Вопросы:
1. Социальная динамика или концепция общественного прогресса О.Конта.

Ответ: Социальная динамика – это теория прогресса, который О. Конт понимает как «развитие порядка». С точки зрения динамики необходимо выявлять факторы развития общества, последовательную смену его фаз, изменение его социальных институтов. Главный закон социального прогресса у О. Конта – это закон трех стадий. Согласно этому закону индивид, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. На теологической стадии люди познают мир, одушевляя все явления и процессы, предполагая за ними действие сверхъестественных сил, божеств. Люди верят сначала в фетиши (фетишистский период); затем в богов (период политеизма); наконец – в единого Бога (период монотеизма). Основным мирским занятием являются завоевательные войны. Соответственно, духовная власть принадлежит священникам, мирская – военным. На метафизической стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предначертание, главный способ их образования посредством сущностей или абстракций. Люди обладают правом свободной дискуссии и основываются только на индивидуальных оценках. Духовная власть, принадлежащая метафизикам и литераторам, поглощена мирской властью, принадлежащей законодателям и адвокатам. Значение военной деятельности сохраняется, но она становится преимущественно оборонительной. На третьей, позитивной стадии, реальной, или научной стадии достигается высшее, подлинно научное знание как результат исследования и описания действительности. Духовное управление здесь осуществляется учеными, мирское – индустриалами. Основным видом деятельности становится индустрия, которая носит мирный характер. Чтобы эволюция человечества пришла к позитивному состоянию, необходимо осуществить два ряда реформ. Первые должны быть теоретическими; их цель – создать твердые и общепринятые мнения; их начало положено «Курсом позитивной философии». Другие реформы практические, политические. Они восстановят
прекрасную социальную организацию средневековья; отделят духовную власть от мирской, доверив первую ученым, а вторую – индустриалам, заменят равенство иерархией, а национальный суверенитет – всеобщим централизованным управлением компетентных людей. Позитивный, высший этап у О. Конта констатируется и предсказывается как неизбежный, но дальнейшая его судьба характеризуется туманно. О. Конт исходит из представления о единстве и иерархической структуре всего бытия, включая человеческое. На основе такого представления он строит свою классификацию наук. Эта классификация включает шесть основных наук: математику, астрономию, физику, химию, биологию и социологию. Каждая из перечисленных наук представляет собой своего рода ступень по отношению к последующей. Каждая из них заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним еще свои собственные, обусловленные спецификой изучаемого объекта. Все науки проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии; только на последней они становятся науками в собственном смысле. На вершине иерархии находится социология.

2. Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера.

Ответ:

Позитивистский дух социологии получил дальнейшее развитие в трудах Герберта Спенсера (1820–1903), английского ученого, как и О. Конт, положившего в основу своего мировоззрения принцип эволюции общества и природы. В 1850 г. вышел в свет первый научный труд Спенсера – «Социальная статика», представляющий собой систематическое изложение нравственных проблем современного Спенсеру общества в их взаимосвязи. Главное социологическое произведение Г. Спенсера – «Основания социологии» в трех томах (1876–1896). В отличие от О. Конта, утверждавшего, что позитивная наука может влиять на политику, Г. Спенсер отстаивал идею естественной социально-экономической эволюции, не допуская вмешательства государства в общественные процессы. Суть органической теории Г. Спенсера заключается в том, что он проводит аналогию между социальными и биологическими организмами, а отдельные части общества (семью, государство, торговлю и т.д.) сопоставляет с частями организма (сердцем, кровообращением, мозгом, нервной системой), каждая из которых влияет на функционирование организма в целом. Эволюцию Спенсер рассматривает как высший закон всего сущего. Общество у него, подобно биологическим организмам, развивается от низших форм к высшим по естественным законам, которые носят объективный характер. Любое высокоорганизованное общество состоит из трех главных подсистем: поддерживающей (производство), распределительной (пути сообщения, транспорт, торговля) и регулятивной (управление). Г. Спенсер первым стал разрабатывать системный подход к анализу общества, определяя последнее как особую реальность, возникшую в результате взаимодействия индивидов. В исследованиях он сочетал структурно-функциональный и эволюционный методы. Он ввел в социологию ряд категорий: «социальная структура», «социальная функция», «социальный институт», «социальная дифференциация и интеграция». Эти категории до сих пор сохраняют свое значение. Двумя полюсами эволюции общества английский социолог признавал военный и промышленный тип устройства общества. Отличительные особенности первого – военные конфликты и истребление или порабощение побежденного. Во втором преобладает промышленная конкуренция, где побеждает «сильнейший» – наиболее усердный, способный, интеллектуальный, высокоморальный. Такая борьба благо для всего общества, так как в результате возрастает его интеллектуальный и моральный уровень. Эволюция общества идет по направлению от первого ко второму типу устройства общества. В той мере, в какой закон выживания «сильнейшего» реализует себя в общественной динамике, общество приближается к промышленному типу. При этом социальные революции рассматривались Спенсером как болезнь общества, а социалистическое переустройство – как противное органическому единству социальной системы эволюционному процессу, основанному на выживаемости наиболее приспособленных и одаренных.



3. Понимающая социология М.Вебера.

Ответ:

Вебер (1864–1920) – выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, является основоположником «понимающей» социологии и теории социального действия. Свои научные взгляды Вебер изложил в трудах «протестантская этика и дух капитализма», «Основные социологические понятия», «О некоторых категориях понимающей социологии» и др. В отличие от предшественников, М. Вебер выше всего ставит не «целое» (общество), а отдельного, осмысленно действующего индивида. «Коллектив», «государство», «общество» – собирательные понятия. Но нет предпринимателя или рабочего вообще. Это – абстракция для удобства обозначения целых совокупных фактов, людей, явлений. М. Вебер называет их «идеальными типами». Базовым элементом для социологического анализа должно выступить социальное действие (поведение индивида, или группы индивидов). Социальное поведение по Веберу – это отношение человека, иначе говоря, внутренняя или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов. Оно представляет интерес, поскольку индивид вкладывает в свои действия определенный смысл, понимание и объяснение которого в рамках социальных факторов составляет предмет социологии. Понимание смысла социального действия достигается через изучение системы социальных мотивов, лежащих в его основе. Именно поэтому социологическая концепция Вебера получила название понимающей социологии. Говоря о методах исследования, Вебер подчеркивал, что уповать только на социальную статистику неправильно. Это первый и далеко не последний шаг ученого. Второй и более главный шаг – поиск мотивов, которые могут раскрыть содержательную связь явлений. Но как выяснить мотивы? Ведь мы их не видим. Ученому надо мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему он поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал. Наблюдая цепочку реальных действий, например забастовку, социолог должен сконструировать правдоподобное объяснение на основе внутренних мотивов ее участников. Мотивы других людей мы раскрываем благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство людей поступают одинаково. Так Макс Вебер подошел к теории социального действия, выделив четыре его типа: – целерациональное – действие, предполагающее четкое осознание цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами ее достижения; – ценностно-рациональное – действие, ориентированное на определенные ценности (этические, эстетические, религиозные), принятые индивидом. Иначе – это действие в соответствии с убеждениями; – традиционное – действие, формируемое на основе подражания тем или иным социальным образцам поведения. Значимость этого действия определяется тем, что к нему относится
большая часть повседневного поведения людей, в котором важную роль играют привычки; – аффективное – действие, обусловленное эмоциональным состоянием индивида, стремлением к немедленному удовлетворению страсти, мести и т.д. Такие действие находится на «границе» осмысленного человеческого поведения. По степени распространения того или иного типа социального действия, по мнению М. Вебера можно судить об уровне развития общества. Например, в архаичном обществе распространены два последних типа социального действия. В индустриальных – два первых. Макс Вебер исходил из того, что в историческом процессе растет степень рациональности социальных действий. Особенно это видно в развитии капитализма. Рационализируется способ ведения хозяйства, управление во всех сферах социальной жизни, образ мышления людей и образ жизни в целом. Все это сопровождается усилением социальной роли науки, представляющей наиболее чистое воплощение принципа рациональности. М. Вебер является основоположником социологии религии, изучению феномена которой он посвятил рад работ. Он также внес серьезный вклад в развитие социологии политики, дав исчерпывающий анализ типов легитимной (признанной) власти. Научный авторитет М. Вебера превратил его в общепризнанного классика социологии.