Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 294
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Важным фактором динамики культуры является обращение к культурному наследию. Культурное наследие - сумма всех культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в общественной памяти. Последовательная смена циклов развития культуры в рамках одной страны должна происходить так, чтобы от поколения к поколению передавались базисные элементы культуры.
Процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через научение называется культурной трансмиссией. В современном мире важным источником преобразования социокультурной системы становится синтез.
Синтез - взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новая модель социокультурного устройства, отличающаяся от составляющих компонентов и имеющее собственное содержание или форму.
Любая культура стремится не только перенимать черты других культур, но и защититься от нежелательного проникновения. Избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую называется селективностью.
Причины селективности: новые элементы могут разрушить сложившуюся культуру; культура еще не готова для заимствований данных изобретений: заимствование новых элементов запрещает идеологи. В социологии культуры сложилась классификация культурных изменений разного уровня.
Выделяются следующие типы культурных изменений 4:
-
историческая смена фаз и этапов, связанная со сменой основных типов социальности (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный); -
смена духовных стилей, художественных жанров и направлений, ориентации; -
территориальные перемены центров культурной деятельности (романский, готический, ренессансный, барокко, рококо, неоклассицизм, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм); -
обогащение и дифференциация культуры, формирование новых жанров и видов искусства в результате творческого процесса или внешних влияний. -
состояние длительной неизменности, повторяемости норм, ценностей, знаний, ограничение нововведений, приверженность неизменным традициям - культурный застой. -
ослабление дифференциации или устранение элементов культуры, упадок и деградация.
Кризис культуры как проявление несоответствия разных частей социокультурной системы. Пути преодоления кризиса: изоляция от внешнего мира: реформация; регуляция разнообразия; преобразование культуры.
Циклические, или волнообразные, изменения - движение общества по сходным циклам бытия, повторяющее себя на протяжении многих поколений.
Инверсия - вариант цикличности, охватывающий и духовные, и политические изменения, которые идут не по кругу, а совершают маятниковые качания от одного крайнего состояния к другому. Инверсия может привести к разрушению накопленного ранее, а затем - к возрождению или реставрации, возрождению необходимых компонентов духовной структуры. Преобразование как радикальное изменение культуры при сохранении прежнего достояния.
2. Социокультурная концепция П. Сорокина
2.1 Особенности социокультурных систем
П. Сорокин, разработавший систему социологии (рисунок 1), по сути, выступил против предшествующей социологии, изучавшей «ментальные реалии». Он считал, что социология должна строиться по типу естественных наук, но с точки зрения объективности методов, а не идентичности субъектов исследования. О противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи.
Социология может освободиться от психологизма и субъективизма, если будет изучать только наблюдаемые и измеряемые формы поведения. В то же время социология должна полагаться на объективные методы, на измерение и качественные процедуры для получения фактического материала. Техники самоанализа и «понимания» должны быть признаны как случайные, полезные методы.
В этом контексте он выступал против нормативно-ценностного подхода в социологии, который «должен быть изгнан», поскольку при таком подходе исследователь сам становится объективным стандартом, заменяя изучаемые явления своими собственными представлениями.
Пренебрегая индивидуальными интрапсихическими процессами, П. Сорокин призывает к описанию внешних фактов, но не всей социальной жизни. При этом он выделяет три общие формы действия.
Однако в более поздние годы он отказывается от этой наивной схемы и формулирует оригинальный тезис о том, что социальное поведение основано на психофизических механизмах, что субъективные аспекты поведения являются «переменными».
Таким образом, он придает «коллективному рефлексу» значение интегрирующего вектора всей социальной жизни.
Рисунок 1 – Система социологии П. Сорокина
Центральной в его работе является тема социокультурной динамики, в основе развития которой лежит понятие «ценность». Он пишет, что именно ценность служит основой и фундаментом всей культуры. В своих работах Сорокин определяет и описывает такие понятия, как «культурная интеграция», система культур: идеалистическая (умозрительная), чувственная, идеалистическая и смешанная, социальные процессы: их формы, социокультурные флуктуации 8,9,10.
Он рассматривает колебания в системе культуры: в области искусства, науки, этики и права, взаимосвязь между типами культур и типами личности, почему и как происходят социокультурные изменения.
В более широком смысле он называет весь мир, созданный человеком, социокультурным. Ее компоненты можно обобщенно назвать духовной, материальной и социальной культурой. В то же время он использует понятие «смыслы», которое их объединяет.
Духовная культура представлена как социологическая система смыслов, материальная культура — как их воплощение. Социокультура в более узком смысле определяется как одна из цивилизаций, трактуемая как культурная суперсистема.
Она имеет свой менталитет, систему знаний, философию и мировоззрение, религию, искусство, обычаи, законы, социальную организацию, общественные отношения, свой тип личности со своим менталитетом и поведением. Он рассматривает культуру как более широкое, более инклюзивное понятие, включающее в себя общество.
Наиболее важными культурными качествами в его социокультурной системе или суперсистеме являются такие понятия, как смысл, норма и ценность. Изучение искусства, науки, религии, права и т.д. привело П. Сорокина к выводу о существовании трех суперсистем, различающихся по присущим им ценностям.
В истории они периодически чередуются: идеалистический (умозрительный), идеалистический и чувственный. Каждый из культурных типов характеризуется:
-
определенным пониманием действительности; -
характером потребностей; -
степенью удовлетворения потребностей; -
способом их удовлетворения.
Каждая суперсистема имеет свои собственные определяющие культурные характеристики. В западной культуре Средневековья, которую он называет «идеалистической», главной ценностью был Бог и ориентация на трансцендентное (сверхъестественное, внеземное).
Появление в конце XII века новых ценностей — чувственности, наглядности, слышимости, осязаемости объективной реальности. Век привел к распаду этой системы. В сочетании с ценностями первого типа они создали новый тип культуры — идеалистический. Он просуществовал до четырнадцатого века и находился в переходном состоянии. Третий тип культуры — чувственный. Она
основана на эмпирических ценностях, на признании чувства объективной реальности, преобладают ценности материального мира.
Существует и другой, «смешанный» тип культуры. Органично интегрированная, она эклектично сочетает в себе характеристики всех предыдущих, сосуществующих в определенные периоды истории. Этот тип культуры ассоциируется с эпохой упадка.
Сорокин видит культурную динамику в циклической смене социокультурных типов. Он относит современную культуру к «чувственному» типу, но отмечает ее кризис, вызванный переходом от одного типа к другому. Он предлагает моральное и религиозное возрождение, переход к новой, более творческой «спекулятивной» культуре, разрабатывает целую программу по изменению системы ценностей, смыслов и норм.
Каждая социокультурная система является отголоском творчества и представляет собой целостное существо, продукт социокультуры, усвоившей определенные ценности. Каждый человек встроен в социокультурную систему. Люди входят в систему социальных отношений под влиянием бессознательных (рефлекторных), биосознательных (голод, жажда) и социосознательных (смыслы, нормы, ценности) регуляторов. В этом процессе бессознательное и биосознание контролируются и регулируются социосознанием.
Общество способно производить смыслы, нормы, ценности, которые существуют, так сказать, внутри социосознательных «отголосков», то есть членов, составляющих общество. Поэтому любое общество может быть понято и описано только через призму присущей ему системы ценностей, смыслов, норм, которые составляют единое культурное качество. Она проявляется во всех сферах человеческой деятельности и порождает образцы культурной жизни.
С помощью социально-эмпирических исследований культурных качеств (ценностей, смыслов, норм), скрытых в общественном сознании индивидов и проявляющихся в их деятельности, можно найти друг от друга разные периоды человеческой истории, то есть разные цивилизации. Каждый из них уникален и неповторим, переживает периоды рождения, расцвета и упадка, происходит смена одного набора ценностей другим.
Таким образом, он разработал цивилизационную теорию, в которой социокультура и цивилизация являются синонимами 9. В современной социологической теории существует тенденция к четкому разграничению этих двух понятий, во многом благодаря новым качествам, характеризующим исторический прогресс.
П. Сорокин, разработав свою систему, выступил против прежней социологии, субъективизма и психологизма. Его основной тезис о том, что в основе социального поведения лежат психофизические механизмы, подразумевает изучение как поведения, так и его мотивов.
В то же время он считает необходимым изучение деятельности индивидов, что позволяет увидеть их субъективное значение, смыслы, ценности, нормы. Последние определяют сущность и характеристики выделенных им суперсистем или типов цивилизаций.
2.2 Типология социокультурных систем
Социальную действительность П. Сорокин рассматривал в духе социального реализма, постулировавшею существование сверхиндивидуальной социокультурной реальности, несводимой к материальной реальности и наделенной системой значений. Характеризующаяся бесконечным многообразием, превосходящим любое отдельное ее проявление, социокультурная реальность охватывает истцы чувств, рационального интеллекта и сверхрациональной интуиции.
П. Сорокин различал системы социокультурных феноменов многих уровней. Самый высокий из них образуют социокультурные системы, сфера действия которых распространяется на многие общества (суперсистемы). Они организуются вокруг фундаментальных предпосылок реальности и основных методов ее познания.
Из них выделяются следующие суперсистемы 9:
-
чувственная (реальность воспринимается непосредственно чувствами); -
умозрительная (реальность познается с помощью интуиции); -
идеалистическая (реальность рассматриваемся как комбинация двух первых). Им соответствуют три формы истины — чувственная, духовная (интуитивная) и рациональная.
Предложенная теория социокультурной динамики рассматривает действительность как процесс закономерного изменения, который внутри социокультурных систем носит диалектический характер. Доминирующее мировоззрение и обусловленные им основные принципы восприятия действительности постепенно исчерпывают свои возможности и заменяются одним из двух других альтернативных мировоззрений.
Соответственно сменяются тотальные шипы культурных суперсистем. С помощью диалектики П. Сорокин стремился объяснить ритмическую периодичность социокультурных изменений, искал их источники.
Процесс перехода суперсистемы от одного доминирующего мировоззрения к другому (подобно изменениям в движении маятника) сопровождается радикальной трансформацией социальных институтов и нормативных образцов. Разрушение интегративной базы и возникновение альтернативного доминирующего мировоззрения сопровождаются длительными периодами социальных и культурных кризисов, войнами и другими бедствиями.