Файл: Социокультурные системы П. Сорокина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

по дисциплине: «Культурология»

на тему: «Социокультурные системы П.Сорокина»

Выполнил:

студент 1 курса, гр. НО- 1(д)

Абдурагимова Аида Саидовна

Проверил:

к.и.н.

Филатова Инга Владимировна

г. Комсомольск-на-Амуре, 2023 г.


Содержание




Введение 3

1.Понятие культуры и функциональный анализ 4

1.1 Термин «культура» 4

1.2 Социокультурная динамика 8

2. Социокультурная концепция П. Сорокина 13

2.1 Особенности социокультурных систем 13

2.2 Типология социокультурных систем 17

Заключение 21

Список используемой литературы 22


Введение



Культура — это разнообразное и многослойное явление. Термин «культура» имеет сложную лингвистическую историю и используется в различных научных дисциплинах и в различных системах мышления.

В своем первоначальном значении термин «культура» означал возделывание земли. Оно и сегодня используется в этом смысле в биологических и сельскохозяйственных науках, например, когда речь идет о выращивании, культивировании определенных растений.

В другом смысле слово «культура», перенесенное из сельского хозяйства, означает совершенствование, утончение человеческих обычаев и поведения. Это значение встречается в повседневном языке, но оно не является научным. Питирим Сорокин внес большой вклад в изучение культуры. Питирим Сорокин (1889-1968) — самый значительный российский, а затем американский социолог 13.

Американцы, безусловно, причисляют его к основателям американской социологии. На его исторической родине до недавнего времени даже запрещалось произносить имя ученого. Два его периода несхожи, но его работы объединяют их, поскольку все его мировоззрение было пропитано «философией интегрального синтеза».

Цель работы: изучить социокультурные системы П. Сорокина.

Задачи работы:

  • изучить понятие культуры;

  • исследовать функциональный анализ культуры;

  • изучить особенности социокультурных систем П. Сорокина;

  • исследовать типологию социокультурных систем П. Сорокина.



  1. Понятие культуры и функциональный анализ




1.1 Термин «культура»



Современная история слова «культура» началась на рубеже XVIII-XIX веков. В то же время сформировалось устойчивое значение термина «цивилизация». Слово «цивилизация» происходит от латинского — гражданин; в конце XVIII века.

В конце XVIII века в английском и французском языках оно обозначало процесс развития человечества, движение от варварства к порядку, гражданственности. Культура и цивилизованность долгое время использовались как синонимы.

Немецкий философ И. Кант первым провел различие между этими двумя понятиями, а другой немецкий философ, О. Шпенглер, в начале XX века полностью противопоставил их. Согласно О. Шпенглеру, цивилизация — это высшая ступень культуры, на которой происходит окончательный упадок культуры.

Огюст Комт, основатель социологии, рассматривает процесс общественного развития как «профессию духа» или «прогресс человеческого духа» и говорит о трех стадиях: теологической, метафизической и научной 2. Система Конта содержит одновременно две тенденции: объективистскую, которая связана с идеей профанности социального знания и поэтому отделяет общество от культуры, и культурно-аналитическую.

Эти две тенденции присутствуют в дальнейшем развитии социологической мысли. Объективизм проявился на практике как признание объективных социальных фактов, которые существуют вне и независимо от идей, взглядов, убеждений, представлений и мировоззрений отдельных людей.

В нашей стране это привело к недооценке личности, подчинению индивидуальности обществу, жесткому навязыванию общественных норм и ценностей.

Социокультурный аспект в объективизме представлен Эмилем Дюркгеймом. Культурно-аналитическая тенденция наиболее ярко проявилась в работах Макса Вебера и Георга Зиммеля. Их теория основана на учении о ценностях, которое направлено на изучение высших смыслообразующих принципов.

Термин «ценности» используется в повседневной жизни, политической экономии и философии. Наша задача — не представить их целостную социологическую концепцию, а показать, как, с их точки зрения, люди взаимодействуют с объективными социальными процессами .

В современных европейских языках выделяют следующие основные значения слова «культура» 12:

  • состояние общества, основанное на законе, порядке и т.д., синоним слова «цивилизация»;

  • абстрактное обозначение процесса интеллектуального, духовного развития;

  • абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и художественной деятельности: литература, живопись, театр, музыка и т.д;

  • указание на особенности образа жизни или способа существования, свойственные обществу, группе людей, историческому периоду.


Культура как особая область научных исследований выделяется со второй половины XIX в. В 1871 г. профессор Оксфордского университета Э. Тайлор в своей работе «Первобытная культура» дал определение культуры, ставшее классическим на многие десятилетия. Согласно определению Э. Тайлора, культуру или цивилизацию можно рассматривать как состоящую из верований, обычаев, законов, форм знания, искусства, морали, права и т.д., присущих человеку как члену того или иного общества, которые могут быть изучены посредством научного анализа 2.

В работах Э. Тайлора культурные характеристики различных обществ рассматривались как этапы эволюции, каждый из которых вытекает из предыдущего и является основой для формирования последующих этапов общественного развития. Поэтому помимо анализа и классификации элементов культуры, наука должна показать те ступени в культурном развитии человечества, которые вели от «дикости» к «цивилизации».

Несколько иной подход к анализу культуры был предложен Б. Малиновским. Согласно Малиновскому, культуры следует анализировать с точки зрения удовлетворения с их помощью основных человеческих потребностей. Изучение функций культурных явлений, того, как они удовлетворяют человеческие потребности, должно стоять на первом месте по сравнению с изучением этапов развития культуры и ее эволюции.

Подход Э. Тайлора и Б. Дескриптивный подход к изучению культуры Э. Тайлора и Б. Малиновского является описательный подход, в котором культура представлена как сумма ее компонентов, каждый из которых может быть изучен независимо от других.

Теория социальной структуры Рэдклиффа-Брауна может рассматриваться как отдельная теория культуры. Радклифф-Браун рассматривал культурную и социальную структуры общества как почти идентичные понятия и использовал аналогию между социальной жизнью и органической жизнью 2.

Социальная жизнь — это функционирование социальной структуры. Каждая структурная социальная система представляет собой гармоничную единицу. Каждый фрагмент культуры изучается как часть, которая является функцией целого. Функциональная взаимозависимость и взаимоотношения являются ключевыми понятиями анализа культуры в рамках структурно-функционализма А. Радклифф-Брауна.

Функционалистский анализ культуры был продолжен в работах американского социолога Т. Парсонса. Парсонс четко определил разницу между социальным и культурным. Под социальным он понимал реальную общественную жизнь: процессы, события, факты 2.


Культурное, по его мнению, — это то, как люди представляют социальную жизнь. По мнению Т. Парсонса, культура имеет следующие основные функции 2:

  • функция передачи опыта;

  • функция обучения;

  • функция объединения членов социального коллектива.

С одной стороны, культура является продуктом социальной системы, с другой стороны, она регулирует саму систему социального взаимодействия. Не может быть никакого взаимодействия вне культурного, символического поля.

Т. Парсонс подчеркивал, что культура как система имеет собственную логику и структуру и не зависит от мотивов субъекта социального действия. Тем не менее, культуру можно рассматривать как стержень, который помогает человеку выбирать между различными возможными ориентациями и установками.

Противоположностью функционалистской теории культуры является теория культурных моделей (Ф. Боас, Р. Бенедикт, Л. Уайт). В модельной теории культуры элементы культуры считались независимыми от социальной структуры. Предполагалось, что культурные формы (модели культуры) более стабильны, чем наполняющее их содержание, поэтому следует изучать модели, структуры, организации культуры, а не разрозненные культурные особенности и культурное содержание.

Основные идеи концепции «культурных моделей» были систематизированы, культурные модели следует понимать как абстракции, которые позволяют исследователям рассматривать все элементы культуры как единое целое:

  • политическая структура;

  • одежда;

  • еда;

  • произведения искусства;

  • политическая организация, одежда, пища, произведения искусства, техника строительства домов и т.д.

Кребер и Клюкхон в своей работе «Понятие культуры. Критический обзор определений» проанализировал 168 определений культуры, сформулированных на протяжении веков, и дал свои собственные определения: культура — это разнообразное и многослойное явление 12. Термин «культура» имеет сложную лингвистическую историю и используется в различных академических дисциплинах и в различных системах мышления.

1.2 Социокультурная динамика



Культура всегда находится в движении: она возникает, развивается, приходит в упадок, передается от поколения к поколению. Модификацию или изменение культуры во времени и пространстве описывает культурная динамика.

Принято выделять несколько источников и факторов культурной динамики: открытие, изобретение, обращение к культурному наследию, диффузию, синтез.


Открытие - получение новых знаний о мире, неизвестных ранее.

Изобретение - новая комбинация известных культурных элементов или комплексов, включающая новый способ изготовления вещей (технологию).

Открытие и изобретение - это разновидности инноваций.

Инновация - выработка новых идей, образов, моделей, принципов действий, политических и социальных программ, направленных на выдвижение новых форм деятельности или организации общества. Носителями новаторства выступают творческие личности или новаторские группы.

Среди них 1:

  • собственно деятели культуры - дизайнеры, художники, ученые, композиторы, писатели - представители тех интеллектуальных профессий, назначение которых - создание новых элементов культуры;

  • первые исполнители, интерпретаторы, демонстраторы, с деятельностью которых связано превращение новой идеи в культурный образец;

  • культурные «стражники» - редакторы, цензоры, диск-жокеи, кинокритики, ведущие популярных программ, владельцы художественных галерей, музейные администраторы, те, кто регулирует проникновение новых элементов культуры в общество и от кого (как и от исполнителей) зависит, что и как будет показано публике, вызовет ли это ее интерес, привлечет ли ее внимание;

  • массовая публика.

На массовом уровне носителями инноваций часто оказывается выходцы из иной социокультурной среды - сектанты, диссиденты, маргиналы. Они не принимают сложившихся нормативных принципов и ищут свои особые пути самоутверждения. Судьба открытий и изобретений определяется соответствующими социальными условиями.

Из истории известно множество примеров того, как инновации отторгались и обрекались на забвение, если они не соответствовали социокультурной среде. Открытия и изобретения распространяются в социальном или географическом пространстве с помощью диффузии.

Диффузия - взаимное проникновение культуры из одного общества в другое при их соприкосновении. В социологии культурно соприкосновение называется культурным контактом. Распространение культуры предполагает и заимствование - освоение элементов культуры из одного общества (источник) в другое (принимающее).

Там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых, происходит культурная аккумуляция: факторы, влияющие на культурную диффузию: степень интесивности контактов; условия контакта, степень навязывания культуры; степень готовности общества к усвоению к усвоению нововведений, степень дифференциации общества.