Файл: Занятие по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста и заполните таблицу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 598

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"



Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина:

Практическое занятие 1


Выполнил:

Обучающийся Мамуркова Анастасия Максимовна

Преподаватель:

Харланова Юлия Викторовна

Практическое занятие 1

Цель занятия: закрепление знаний об обучении дошкольников счетной и вычислительной деятельности, формирование умения применять их для решения практических задач.

Задания по теме 2.2. Обучение дошкольников счетной и вычислительной деятельности

Задание 1. Проанализируйте самостоятельно разработанное занятие по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста и заполните таблицу:

Задание 2. Составьте конспект фрагмента занятия по обучению счетной вычислительной деятельности.

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей среднего дошкольного возраста

на тему: «Квадратные забавы»
Цель: Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе разрешения специально организованных проблемных ситуаций с использованием логико-математических игр В.В. Воскобовича.

1.Интеграция образовательных областей по задачам

Образовательные области

Задачи

Социально – коммуникативное

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; - воспитывать любознательность, наблюдательность;

- воспитывать самостоятельность детей, умение находить свои способы решения поставленных задач;

- стимулировать эмпатийные переживания, желание прийти на помощь.

Познавательное развитие

- развивать познавательные процессы (мышление, внимание, память, речь, воображение) на материале логико-математических игр В.В.Воскобовича;

- развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы.

- упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости.


Речевое развитие

- расширять словарный запас детей; - развивать устную речь; - учить вести элементарный диалог, отвечать на вопросы;

- закреплять понимание и умение называть пространственные направления (влево, вправо, вверх, вниз).

Художественно – эстетическое развитие

- формировать навыки аккуратного приклеивания деталей.

Физическое развитие

- развивать умение детей координировать речь с движением.


2. Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, изобразительная.

3. Материалы и оборудование: магнитофон, проектор, презентация, игровые квадраты по количеству детей, прозрачные квадраты Воскобовича, наборы геометрических фигур по количеству детей для конструирования рыбки.

4.Логика НОД

Форма работы

Ожидаемый результат

Организационный момент:

К тебе я обращаюсь, друг!

Вставай скорее с нами в круг.

Почувствуй радость и тепло,

И как с друзьями хорошо!

Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)

Делиться счастьем и добром!


Ребёнок обладает установкой положительного отношения к другим детям.



Введение игрового момента:

На экране появляется мальчик Гео из сказочной страны и сообщает детям о том, что у жителей их страны случилась беда.

Проявляет умение слушать, не перебивая взрослого.


Создание проблемной ситуации:

Злой волшебник заколдовал страну и теперь в ней полный беспорядок. Гео просит помочь ребят навести порядок.

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие и помочь жителям сказочной страны.

Эмоционально отзывается на чужие проблемы;

С лёгкостью соглашается оказать помощь другим в трудной ситуации.

Сюрпризный момент:

Палочкой волшебной

В воздухе взмахнем

Волшебство появится

В сказку попадем!

Звучит музыка и дети оказываются в сказке

(На слайде появляется изображение сказочного леса)

Внимательно слушает взрослого;


Логическая игра с использованием ИКТ: «Заколдованные фигуры»

Воспитатель сообщает, что злой волшебник превратил жителей леса в геометрические фигуры и предлагает детям помочь их расколдовать. На экране появляется геометрическая фигура, а дети отгадывают кого в ней спрятал волшебник.

Слайд №1 Серый овал – зайчик;

Слайд №2 Оранжевый треугольник – лисичка;

Слайд №3 Серый прямоугольник – волк;

Слайд №4 Большой коричневый квадрат – медведь;

Слайд №5 Маленький зелёный круг – лягушка.

Если у детей не получается отгадать, то воспитатель загадывает детям загадку, подводя их к правильному ответу.



Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым.

Умеет слушать загадки внимательно и до конца.

Дидактическая игра «Домики»

Дети отправляются путешествовать по сказочной стране дальше и оказываются на лесной полянке, где видят разрушенные ветром домики жителей и разбросанные номера домов.

Воспитатель предлагает детям собрать домики из четырёхцветного квадрата Воскобовича. После того как домики сделаны дети берут цифры от домиков и раскладывают их по-порядку.

Владеет конструктивными навыками; Умеет ориентироваться на плоскости;

Знает и называет геометрические фигуры;

Способен определять место цифры в числовом ряду.


Зрительная гимнастика:                                           

Всю неделю по порядку, глазки делают зарядку.

В понедельник как проснутся, глазки солнцу улыбнутся,

 Вниз посмотрят на траву и обратно в высоту

Снова вниз и снова вверх.

 Во вторник часики глаза водят взгляд туда-сюда,

 Ходят влево, ходят вправо не устанут никогда.

В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем

 Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать

 Жмуримся и открываем, так игру мы продолжаем.  

По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль,

Что вблизи, а что вдали глазки рассмотреть должны.

(Смотрим прямо перед собой, поставить палец на расстоянии 25-35 от глаз.        

 Перенести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку)  

 В пятницу мы не зевали глаза по кругу побежали.

 Остановка и опять, в другую сторону бежать.

Хоть в субботу выходной мы не ленимся с тобой.

 Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки.

 В воскресенье будем спать, а потом пойдем гулять,

 Чтобы глазки закалялись нужно воздухом дышать.

 Без гимнастики друзья нашим глазкам жить нельзя!


Снято глазное напряжение


Укрепляются мышцы глаз

Аппликация: Коллективная работа «Рыбки».

Дети отправляются дальше и оказываются возле большой реки. Воспитатель обращает внимание детей, что в реке совсем нет рыбок и предполагает, что это тоже проделки злого волшебника. Дети находят на берегу реки геометрические фигуры, из которых они собирают по схеме разноцветных рыбок и отпускают их в реку (приклеивают).

Проявляет интерес к продуктивной деятельности.

Доводит начато дело до конца.


Сюрпризный момент:

На экране появляется мальчик Гео, который благодарит детей за помощь и в знак благодарности дарит детям волшебные квадраты, которые могут помочь детям в различных ситуациях и исчезает.

Эмоционально откликается на слова сказочного персонажа

Конструктивная игра: «Лодочка»

Воспитатель хвалит детей за то, что они помогли жителям сказочного леса и обращает внимание детей, что детский сад находится за этой рекой и им надо через неё как-то переплыть, но у них нет лодки.

Наводящими вопросами воспитатель подводит детей к решению сделать лодку из волшебного квадрата, подаренного мальчиком Гео. Показывает, как это сделать и дети конструируют лодки.

Ну прощай чудесный лес,

Полный сказок и чудес!

Подружились мы с тобой, но пора нам всем домой.

Худ. слово:

Отважный кораблик плывет по волнам.

Дети – матросы, а я – капитан.

Матросы, забыв про усталость и скуку,

В пути изучают непростую науку.

Солнышко весеннее

Нас зовет гулять,

По воде кораблики

Будем мы пускать.

Эмоционально откликается на игру, правильно понимает игровую задачу.

Умеет конструировать из квадрата несложные фигуры.

Внимательно слушает текст стихотворения, не перебивает взрослого

Физминутка: «Мы по мостику пойдем»

Мы по мостику пойдем,

На тот берег попадем.

Дальше, дальше мы шагаем

Выше ноги поднимаем.

Мы преграды все прошли,

В детский сад уже пришли.



Осваивает различные виды движений.


Рефлексия

Обсуждения с детьми занятия: какое задание понравилось больше всего, какое было самым сложным, что помогло выполнить все задания успешно.

Открыт новому, проявляет стремления к положительной мотивации к дальнейшему обучению.




Анализ разработанного занятия по формированию математических представлений у детей среднего дошкольного возраста

на тему: «Квадратные забавы»

Вопросы

Возрастная группа

Комментарий

Соответствие занятия перспективному плану

Занятие соответствует плану т теме недели.

Соответствие поставленных на занятии задач

возрастным психологическим особенностям детей группы

Занятие соответствует возрасту детей 4 -5 лет

требованиям учебной программы дошкольного образования

Построено с учётом требований программы ДО

Наличие триединой дидактической задачи (воспитание, обучение, развитие)

Задачи занятия направлены на воспитание, обучение и развитие детей по всем образовательным областям

Подготовка

к занятию

Санитарно-гигиенические требования (уборка, проветривание, освещение, расстановка мебели и др.)

Занятие построено с учётом всех санитарно-гигиенических требований

Эстетичное оформление наглядных материалов

Все наглядные материалы красочные и эстетически оформлены

Педагогическая целесообразность предлагаемых материалов

Каждый из предлагаемых на занятии материалов необходим для достижения определённой цели

Рациональность, доступность размещения наглядности и оборудования

Всё используемое на занятии оборудование и средства наглядности находятся в свободном доступе

Форма организации занятия и их оправданность: коллективная, подгрупповая, работа в паре, сочетание разных форм

На занятии логично сочетаются коллективная и индивидуальная формы работы.

Эффективность используемых методов (поисковый метод, исследовательский, игровой, проблемная ситуация, метод упражнений и другие) и приёмов (объяснение, уточнение, напоминание, указание, показ, художественное слово и т.д.)

На занятии используются такие эффективные методы работы как: введение игрового персонажа, сюрпризный момент, создание проблемной ситуации. Они позволяют заинтересовать детей и настроить на выполнение задания. Игровая форма позволяет проводить обучение ненавязчиво.

На занятии используются такие приёмы как: объяснение, уточнение, напоминание, указание, показ, художественное слово и т.д.

Реализация здоровьесберегающего подхода

Индивидуально-дифференцированный подход к детям

Осуществляется путём оказания помощи в виде наводящих вопросов и предложения более сильным детям выполнить дополнительное задание

Оптимальная длительность занятия

Длительность занятия оптимальна для детей среднего дошкольного возраста

Интеграция разных видов детской деятельности

На занятии предусмотрена интеграция таких образовательных областей как: социально – коммуникативное,

познавательное,

речевое,

художественно – эстетическое и

физическое развитие

Использование физкультминутки, смена поз

На занятии предусмотрена физминутка для снятия мышечного напряжения и предотвращения переутомления

Контроль за правильностью осанки

Педагог на занятии следит за правильностью осанки детей

Анализ деятельности детей на занятии (если указано в конспекте)

Интерес

-

Активность

-

Проявление инициативы

-

Полнота   ответов

-

Умение адекватно оценивать собственную работу

-

Предоставление детям свободы выбора деятельности, способа деятельности, материала, партнёра по деятельности

-

Рефлексия.

В заключении занятия проводится его обсуждение, выявление возникших сложностей и определение наиболее понравившихся моментов.




 

 Задания по теме 2.3. Развитие представлений о величине и способах её измерения

Цель: закрепление знаний о развитии представлений о величине и способах её измерения, формирование умения применять их для решения практических задач.

Задание 3. Разработайте 2-3 упражнения (игры) на развитие представлений о величине и способах ее измерения для применения на занятии по формированию математических представлений.


Игра «Разложи шарики в корзинки»

Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб).

Оборудование: две большие и две маленькие корзинки – одного цвета; два больших и маленьких шарика.

Ход игры. Взрослый расставляет перед ребенком корзинки и предлагает разложить в них шарики. Если ребенок затрудняется, взрослый показывает и комментирует: «Большой шарик кладем в большую корзинку, а маленький шарик – в маленькую корзинку». Взрослый предоставляет возможность ребенку самому разложить шарики в соответствующие корзинки. После того, как ребенок выполнит практическое занятие, взрослый обобщает: «Правильно ты разложил: в маленькую корзинку – маленький шарик, а в большую корзинку – большой шарик».

 


Игра «Протолкни шары (кубы, бруски)»

Цель: учить соотносить по величине плоскостные и объемные формы, пробуя, отбрасывая неверные варианты и фиксируя верные.

Оборудование: Коробки, в каждой из которых по 4-5 отверстий одинаковой формы (круглые, квадратные, прямоугольные), но разной величины; геометрические формы разной величины, соответствующие величине отверстий.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку, геометрические формы и предлагает опустить все фигурки в коробку – каждою в свое отверстие. Взрослый смотрит, помогает, показывает, как сделать правильно, учитывая величину. В дальнейшем взрослый предлагает ребенку другую коробку и формы.

 

Игра «Матрешка»

Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом проб.

Оборудование: двухместная матрешка.

Ход игры: взрослый показывает ребенку, как «идет» к нему матрешка: «Смотри, вот идет к тебе Ляля. Открой ее, посмотри, что там внутри у нее». Взрослый помогает ребенку открыть матрешку и говорит: «Вот там есть еще маленькая , возьми ее. Покажи, как она ходит. Спрячь маленькую матрешку в большую». Если ребенок не выполняет это действие, взрослый сам медленно складывает матрешку. Затем ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно. В конце игры взрослый обобщает: «Маленькую матрешку можно спрятать в большую матрешку».

 

Игра «Длинное -короткое»

Цель: формирование восприятия различных качеств величины, в данном случае длины, совершенствование навыков сравнения путем наложения.

Оборудование: разные по длине капроновые и атласные ленты разных цветов, картонные полоски, игрушки.

Ход игры. В гости пришли игрушки – мишка (толстый) и кукла (худая). Взрослый предлагает ребенку подарить кукле и мишке ленты, дает ему ленты, свернутые в трубочки: одну коротку (поясок для куклы) другую длинную (поясок для мишки). Взрослый помогает ребенку завязать пояски на игрушках. Игрушки рады подаркам, танцуют. Затем взрослый разыгрывает сценку  с игрушками – кукла и мишка хотят поменяться поясками. Предлагает ребенку снять пояски и поменять их. При попытки обменять ленты ребенок обнаруживает, что поменять нельзя -  на мишке пояс куклы не завязывается. Взрослый предлагает снять пояски, положить на стол и рассмотреть. Кладет сначала рядом, а затем накладывает друг на друга, объясняет: «Эта лента длинная. Эта короткая». Важно указать, что измерение начинается от одной точки, например, края стола. После этого взрослый дает ребенку две картонные полоски (их длинна такая же, как у ленточек) – длинную и короткую, просит их сравнить.