Файл: Занятие по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста и заполните таблицу.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 598
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина:
Практическое занятие 1
Выполнил:
Обучающийся Мамуркова Анастасия Максимовна
Преподаватель:
Харланова Юлия Викторовна
Практическое занятие 1
Цель занятия: закрепление знаний об обучении дошкольников счетной и вычислительной деятельности, формирование умения применять их для решения практических задач.
Задания по теме 2.2. Обучение дошкольников счетной и вычислительной деятельности
Задание 1. Проанализируйте самостоятельно разработанное занятие по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста и заполните таблицу:
Задание 2. Составьте конспект фрагмента занятия по обучению счетной вычислительной деятельности.
Конспект занятия по формированию математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
на тему: «Квадратные забавы»
Цель: Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе разрешения специально организованных проблемных ситуаций с использованием логико-математических игр В.В. Воскобовича.
1.Интеграция образовательных областей по задачам
Образовательные области | Задачи |
Социально – коммуникативное | -воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; - воспитывать любознательность, наблюдательность; - воспитывать самостоятельность детей, умение находить свои способы решения поставленных задач; - стимулировать эмпатийные переживания, желание прийти на помощь. |
Познавательное развитие | - развивать познавательные процессы (мышление, внимание, память, речь, воображение) на материале логико-математических игр В.В.Воскобовича; - развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы. - упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости. |
Речевое развитие | - расширять словарный запас детей; - развивать устную речь; - учить вести элементарный диалог, отвечать на вопросы; - закреплять понимание и умение называть пространственные направления (влево, вправо, вверх, вниз). |
Художественно – эстетическое развитие | - формировать навыки аккуратного приклеивания деталей. |
Физическое развитие | - развивать умение детей координировать речь с движением. |
2. Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, изобразительная.
3. Материалы и оборудование: магнитофон, проектор, презентация, игровые квадраты по количеству детей, прозрачные квадраты Воскобовича, наборы геометрических фигур по количеству детей для конструирования рыбки.
4.Логика НОД
Форма работы | Ожидаемый результат |
Организационный момент: К тебе я обращаюсь, друг! Вставай скорее с нами в круг. Почувствуй радость и тепло, И как с друзьями хорошо! Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ) Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу) Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи) Делиться счастьем и добром! | Ребёнок обладает установкой положительного отношения к другим детям. |
Введение игрового момента: На экране появляется мальчик Гео из сказочной страны и сообщает детям о том, что у жителей их страны случилась беда. | Проявляет умение слушать, не перебивая взрослого. |
Создание проблемной ситуации: Злой волшебник заколдовал страну и теперь в ней полный беспорядок. Гео просит помочь ребят навести порядок. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие и помочь жителям сказочной страны. | Эмоционально отзывается на чужие проблемы; С лёгкостью соглашается оказать помощь другим в трудной ситуации. |
Сюрпризный момент: Палочкой волшебной В воздухе взмахнем Волшебство появится В сказку попадем! Звучит музыка и дети оказываются в сказке (На слайде появляется изображение сказочного леса) | Внимательно слушает взрослого; |
Логическая игра с использованием ИКТ: «Заколдованные фигуры» Воспитатель сообщает, что злой волшебник превратил жителей леса в геометрические фигуры и предлагает детям помочь их расколдовать. На экране появляется геометрическая фигура, а дети отгадывают кого в ней спрятал волшебник. Слайд №1 Серый овал – зайчик; Слайд №2 Оранжевый треугольник – лисичка; Слайд №3 Серый прямоугольник – волк; Слайд №4 Большой коричневый квадрат – медведь; Слайд №5 Маленький зелёный круг – лягушка. Если у детей не получается отгадать, то воспитатель загадывает детям загадку, подводя их к правильному ответу. | Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым. Умеет слушать загадки внимательно и до конца. |
Дидактическая игра «Домики» Дети отправляются путешествовать по сказочной стране дальше и оказываются на лесной полянке, где видят разрушенные ветром домики жителей и разбросанные номера домов. Воспитатель предлагает детям собрать домики из четырёхцветного квадрата Воскобовича. После того как домики сделаны дети берут цифры от домиков и раскладывают их по-порядку. | Владеет конструктивными навыками; Умеет ориентироваться на плоскости; Знает и называет геометрические фигуры; Способен определять место цифры в числовом ряду. |
Зрительная гимнастика: Всю неделю по порядку, глазки делают зарядку. В понедельник как проснутся, глазки солнцу улыбнутся, Вниз посмотрят на траву и обратно в высоту Снова вниз и снова вверх. Во вторник часики глаза водят взгляд туда-сюда, Ходят влево, ходят вправо не устанут никогда. В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать Жмуримся и открываем, так игру мы продолжаем. По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль, Что вблизи, а что вдали глазки рассмотреть должны. (Смотрим прямо перед собой, поставить палец на расстоянии 25-35 от глаз. Перенести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку) В пятницу мы не зевали глаза по кругу побежали. Остановка и опять, в другую сторону бежать. Хоть в субботу выходной мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки. В воскресенье будем спать, а потом пойдем гулять, Чтобы глазки закалялись нужно воздухом дышать. Без гимнастики друзья нашим глазкам жить нельзя! | Снято глазное напряжение Укрепляются мышцы глаз |
Аппликация: Коллективная работа «Рыбки». Дети отправляются дальше и оказываются возле большой реки. Воспитатель обращает внимание детей, что в реке совсем нет рыбок и предполагает, что это тоже проделки злого волшебника. Дети находят на берегу реки геометрические фигуры, из которых они собирают по схеме разноцветных рыбок и отпускают их в реку (приклеивают). | Проявляет интерес к продуктивной деятельности. Доводит начато дело до конца. |
Сюрпризный момент: На экране появляется мальчик Гео, который благодарит детей за помощь и в знак благодарности дарит детям волшебные квадраты, которые могут помочь детям в различных ситуациях и исчезает. | Эмоционально откликается на слова сказочного персонажа |
Конструктивная игра: «Лодочка» Воспитатель хвалит детей за то, что они помогли жителям сказочного леса и обращает внимание детей, что детский сад находится за этой рекой и им надо через неё как-то переплыть, но у них нет лодки. Наводящими вопросами воспитатель подводит детей к решению сделать лодку из волшебного квадрата, подаренного мальчиком Гео. Показывает, как это сделать и дети конструируют лодки. Ну прощай чудесный лес, Полный сказок и чудес! Подружились мы с тобой, но пора нам всем домой. Худ. слово: Отважный кораблик плывет по волнам. Дети – матросы, а я – капитан. Матросы, забыв про усталость и скуку, В пути изучают непростую науку. Солнышко весеннее Нас зовет гулять, По воде кораблики Будем мы пускать. | Эмоционально откликается на игру, правильно понимает игровую задачу. Умеет конструировать из квадрата несложные фигуры. Внимательно слушает текст стихотворения, не перебивает взрослого |
Физминутка: «Мы по мостику пойдем» Мы по мостику пойдем, На тот берег попадем. Дальше, дальше мы шагаем Выше ноги поднимаем. Мы преграды все прошли, В детский сад уже пришли. | Осваивает различные виды движений. |
Рефлексия Обсуждения с детьми занятия: какое задание понравилось больше всего, какое было самым сложным, что помогло выполнить все задания успешно. | Открыт новому, проявляет стремления к положительной мотивации к дальнейшему обучению. |
Анализ разработанного занятия по формированию математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
на тему: «Квадратные забавы»
Вопросы | Возрастная группа | |
Комментарий | ||
Соответствие занятия перспективному плану | Занятие соответствует плану т теме недели. | |
Соответствие поставленных на занятии задач | возрастным психологическим особенностям детей группы | Занятие соответствует возрасту детей 4 -5 лет |
требованиям учебной программы дошкольного образования | Построено с учётом требований программы ДО | |
Наличие триединой дидактической задачи (воспитание, обучение, развитие) | Задачи занятия направлены на воспитание, обучение и развитие детей по всем образовательным областям | |
Подготовка к занятию | Санитарно-гигиенические требования (уборка, проветривание, освещение, расстановка мебели и др.) | Занятие построено с учётом всех санитарно-гигиенических требований |
Эстетичное оформление наглядных материалов | Все наглядные материалы красочные и эстетически оформлены | |
Педагогическая целесообразность предлагаемых материалов | Каждый из предлагаемых на занятии материалов необходим для достижения определённой цели | |
Рациональность, доступность размещения наглядности и оборудования | Всё используемое на занятии оборудование и средства наглядности находятся в свободном доступе | |
Форма организации занятия и их оправданность: коллективная, подгрупповая, работа в паре, сочетание разных форм | На занятии логично сочетаются коллективная и индивидуальная формы работы. | |
Эффективность используемых методов (поисковый метод, исследовательский, игровой, проблемная ситуация, метод упражнений и другие) и приёмов (объяснение, уточнение, напоминание, указание, показ, художественное слово и т.д.) | На занятии используются такие эффективные методы работы как: введение игрового персонажа, сюрпризный момент, создание проблемной ситуации. Они позволяют заинтересовать детей и настроить на выполнение задания. Игровая форма позволяет проводить обучение ненавязчиво. На занятии используются такие приёмы как: объяснение, уточнение, напоминание, указание, показ, художественное слово и т.д. | |
Реализация здоровьесберегающего подхода | Индивидуально-дифференцированный подход к детям | Осуществляется путём оказания помощи в виде наводящих вопросов и предложения более сильным детям выполнить дополнительное задание |
Оптимальная длительность занятия | Длительность занятия оптимальна для детей среднего дошкольного возраста | |
Интеграция разных видов детской деятельности | На занятии предусмотрена интеграция таких образовательных областей как: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое и физическое развитие | |
Использование физкультминутки, смена поз | На занятии предусмотрена физминутка для снятия мышечного напряжения и предотвращения переутомления | |
Контроль за правильностью осанки | Педагог на занятии следит за правильностью осанки детей | |
Анализ деятельности детей на занятии (если указано в конспекте) | Интерес | - |
Активность | - | |
Проявление инициативы | - | |
Полнота ответов | - | |
Умение адекватно оценивать собственную работу | - | |
Предоставление детям свободы выбора деятельности, способа деятельности, материала, партнёра по деятельности | - | |
Рефлексия. | В заключении занятия проводится его обсуждение, выявление возникших сложностей и определение наиболее понравившихся моментов. |
Задания по теме 2.3. Развитие представлений о величине и способах её измерения
Цель: закрепление знаний о развитии представлений о величине и способах её измерения, формирование умения применять их для решения практических задач.
Задание 3. Разработайте 2-3 упражнения (игры) на развитие представлений о величине и способах ее измерения для применения на занятии по формированию математических представлений.
Игра «Разложи шарики в корзинки»
Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб).
Оборудование: две большие и две маленькие корзинки – одного цвета; два больших и маленьких шарика.
Ход игры. Взрослый расставляет перед ребенком корзинки и предлагает разложить в них шарики. Если ребенок затрудняется, взрослый показывает и комментирует: «Большой шарик кладем в большую корзинку, а маленький шарик – в маленькую корзинку». Взрослый предоставляет возможность ребенку самому разложить шарики в соответствующие корзинки. После того, как ребенок выполнит практическое занятие, взрослый обобщает: «Правильно ты разложил: в маленькую корзинку – маленький шарик, а в большую корзинку – большой шарик».
Игра «Протолкни шары (кубы, бруски)»
Цель: учить соотносить по величине плоскостные и объемные формы, пробуя, отбрасывая неверные варианты и фиксируя верные.
Оборудование: Коробки, в каждой из которых по 4-5 отверстий одинаковой формы (круглые, квадратные, прямоугольные), но разной величины; геометрические формы разной величины, соответствующие величине отверстий.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку, геометрические формы и предлагает опустить все фигурки в коробку – каждою в свое отверстие. Взрослый смотрит, помогает, показывает, как сделать правильно, учитывая величину. В дальнейшем взрослый предлагает ребенку другую коробку и формы.
Игра «Матрешка»
Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом проб.
Оборудование: двухместная матрешка.
Ход игры: взрослый показывает ребенку, как «идет» к нему матрешка: «Смотри, вот идет к тебе Ляля. Открой ее, посмотри, что там внутри у нее». Взрослый помогает ребенку открыть матрешку и говорит: «Вот там есть еще маленькая , возьми ее. Покажи, как она ходит. Спрячь маленькую матрешку в большую». Если ребенок не выполняет это действие, взрослый сам медленно складывает матрешку. Затем ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно. В конце игры взрослый обобщает: «Маленькую матрешку можно спрятать в большую матрешку».
Игра «Длинное -короткое»
Цель: формирование восприятия различных качеств величины, в данном случае длины, совершенствование навыков сравнения путем наложения.
Оборудование: разные по длине капроновые и атласные ленты разных цветов, картонные полоски, игрушки.
Ход игры. В гости пришли игрушки – мишка (толстый) и кукла (худая). Взрослый предлагает ребенку подарить кукле и мишке ленты, дает ему ленты, свернутые в трубочки: одну коротку (поясок для куклы) другую длинную (поясок для мишки). Взрослый помогает ребенку завязать пояски на игрушках. Игрушки рады подаркам, танцуют. Затем взрослый разыгрывает сценку с игрушками – кукла и мишка хотят поменяться поясками. Предлагает ребенку снять пояски и поменять их. При попытки обменять ленты ребенок обнаруживает, что поменять нельзя - на мишке пояс куклы не завязывается. Взрослый предлагает снять пояски, положить на стол и рассмотреть. Кладет сначала рядом, а затем накладывает друг на друга, объясняет: «Эта лента длинная. Эта короткая». Важно указать, что измерение начинается от одной точки, например, края стола. После этого взрослый дает ребенку две картонные полоски (их длинна такая же, как у ленточек) – длинную и короткую, просит их сравнить.