Файл: Занятие по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста и заполните таблицу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 493

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


   «Волшебное дерево». Цель – формирование умения отражать пространственные отношения между предметами в речи. Дети называют местоположение яблок, гусениц, облака по отношению к дереву.

  «Новоселье». Каждый из детей по очереди должен «заселить» дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т.д.

   5. Игры для развития и уточнения временных представлений.

  «Закончи предложение»  

Если сегодня понедельник, то завтра будет...                                                                                                                        Если сегодня суббота, то завтра будет…                                                                      

Если сегодня пятница, то вчера была…                                                                        

Если сегодня вторник, то вчера был…                                                                        

Если сегодня воскресенье, то вчера была…
«Догадайся, какое время года?»

  Сегодня плохая погода. На улице холодно. Дует сильный ветер, почти весь день идет дождь.

   «Когда это бывает?»

Снег на полях,

Лед на реках,

Ветер гуляет

Когда это бывает? (Зимой.)

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает

Когда это бывает? (Летом.)

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает —

Когда это бывает? (Весной.)

Пусты поля,

Мокнет земля,

Лист опадает —

Когда это бывает? (Осенью.)

«Назови соседей»

-  Назови соседей утра.

-  У части суток - утра соседи - ночь и день, потому что до утра - ночь, а после утра наступает день.

-  Назови соседей ночи.

            Формирование у детей элементарных представлений и понятий о времени и пространстве позволяет детям лучше ориентироваться в окружающей действительности, планировать свою деятельность, регулировать её во времени, а это в свою очередь благоприятно сказывается на воспитании таких необходимых в учении качеств, как самостоятельность, организованность, собранность, целеустремленность. Развитие пространственных и временных представлений в дошкольный период - необходимое условие успешного обучения в школе.


 

 Задания по теме 3.3. Развитие временных представлений дошкольников

 

Цель: закрепление знанийо развитиивременных представлений дошкольников, формирование умения применять их для решения практических задач.

 

Задание 7. Выделите временные категории, которые усваивают дети в разных возрастных группах (заполните таблицу).

Возрастная группа

Временная категория

 Во второй младшей группе

 детей учат ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер. Начиная с четвертого года жизни формирование временных представлений, осуществляется на занятиях по математике. Основными методами и приемами при этом выступают: наблюдения, беседы (вопросы), объяснения, показ, художественное слово, упражнения, приучение, дидактические игры и др. Применение этих методов во многом зависит от возраста детей и особенностей конкретных дидактических задач, решаемых на данном занятии. У детей младшей группы формируются знания о частях суток и умение различать их в процессе конкретного наблюдения, затем дети 100 раз закрепляют свои знания о том, что делают взрослые и дети в беседах по картинкам, в сюжетно-дидактических играх и др. Малыши рассказывают, что они делают утром дома и в детском саду, что делают днем в детском саду, а что делают вечером дома. Воспитатель следит за тем, чтобы дети употребляли слова: «утро», «день», «вечер».

 В средней группе

 у детей расширяют представления о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро-день-вечер-ночь). Объясняют значение слов: вчера, сегодня, завтра. Следует научить детей различать и правильно употреблять слова: «сегодня», «завтра», «вчера». Можно использовать такие упражнения с конкретным понятным содержанием: «Сегодня у нас занятие по математике. Какое занятие было у нас вчера? Завтра у нас будет занятие по рисованию (дети повторяют). Какую песню вы пели вчера на музыкальном занятии?» и т. д. Внимание детей обращается на текучесть времени. Детям объясняется, что то, что было сегодня постепенно отступает, а будущее постепенно приближается. Именно это и превращает «сегодня» во «вчера», а «завтра» в «сегодня». После этого детям предлагается загадка: «Что было вчера, а будет завтра?» (Сегодняшний день.) Чтобы предоставить детям возможность упражняться в локализации действий и явлений во времени, устанавливать их логическую последовательность, в этой возрастной группе на занятиях можно использовать 2-3 сюжетно связанных картинки. Воспитатель предлагает рассмотреть их, разложить в последовательности. Важно, чтобы все дети правильно выполнили эту работу. Понятия «быстро», «медленно» формируются у детей в процессе непосредственных наблюдений за своими действиями и действиями взрослых, животных, птиц и др. Например, ворона ходила медленно, гусеница ползла медленно, воробей прыгал быстро, одни рыбки, плавая в аквариуме, быстро двигались, а другие — медленно. Для закрепления и уточнения этих знаний можно также использовать картинки, игры: «Вчера, сегодня, завтра», «Придумай предложение со словом, которое я назову»

 В старшей группе

 детям дают представление о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки. Учат на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. Одной из задач в старшей группе является формирование у детей знаний о неделе. Ознакомление дошкольников с днями недели следует соотносить как меру рабочего и выходного времени. В неделе семь суток. Для лучшего запоминания дней недели можно использовать картинки, короткие стихи, модели и т. д. Чтобы дети лучше запомнили последовательность дней недели, можно рекомендовать родителям закреплять эти знания дома. В обучении детей этого возраста используются дидактические игры, различные упражнения: «Назови следующий день», «Назови соседей названного дня» и т. д. Дошкольникам можно показать, что если неделя начинается с понедельника, то заканчивается она в воскресенье, а если с четверга, то заканчивается в среду

В подготовительной группе

детям дают элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, о последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учат пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом до, после, раньше, позже, в одно и то же время. Развивают «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час) Учат определять время по часам с точностью до 1 часа. На примере конкретных ситуаций показывается возможность точного определения времени. Специфика времени не позволяет организовывать непосредственные действия с единицами его измерения. Поэтому формирование знаний о неделе, годе и др. следует проводить на основе оперирования с эквивалентами — символами. В этой возрастной группе углубляются представления детей о временах года и самой единице — годе. Используются четырехцветные круги, фишки, что позволяет будущим школьникам лучше усвоить последовательность времен года, осознать, что длительность года не изменяется, если начать счет с любого времени года (от лета до лета или от зимы до зимы). Дети усваивают последовательность месяцев, соотносят месяцы и сезоны. Практикуются такие упражнения: «Выложи на круге месяцы, соответствующие весне, лету, осени» и т. д


Задание 8. Проведите анализ самостоятельно составленного конспекта занятия по теме «Ориентировка во времени» по заданным критериям. Ответ представьте в виде таблицы

Конспект занятия «Ориентировка во времени» в подготовительной группе

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.

Задачи:

   Образовательные:

  1. Развивать познавательную деятельность, формируя элементарные математические представления и связанные с ними логические операции.

  2. Уточнить представления о последовательности частей суток, дней недели, о названии месяцев, о временах года. Учить правильно употреблять эти слова в речи.

  3. Закреплять умения отвечать на вопросы и задавать их, воспитывать культуру речевого общения, умение внимательно слушать воспитателя.

  4. Учить использовать полученные знания в играх.

Развивающие:

Развивать память, внимание, воображение, логическое мышление.

Воспитательные:

Продолжать воспитывать целеустремленность, умение взаимодействовать со сверстниками.

Материалы и оборудование:

Письмо в конверте; 4 прямоугольника – белого, зеленого, красного, желтого цветов (на каждого ребенка); карточки с цифрами от 1 до 7; ноутбук; мультфильм «Лунтик».

Логика НОД

Воспитатель: Ребята, сегодня утром на нашей почте я получила письмо. Я не стала его читать, хотела дождаться вас всех, чтобы мы вместе его прочитали. Вам интересно, кто написал нам это письмо?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда давайте его прочитаем (Воспитатель читает детям письмо).

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Лунтик. Я живу на другой планете и давно за вами наблюдаю. Мне нравится, как вы играете, занимаетесь, читаете книги. Вы очень дружные, и я хотел бы прилететь к вам в гости. Но, я не знаю, холодно у вас или тепло? Может быть, у вас сейчас ночь, и вы спите? Может быть, выходной день, и вас нет в детском саду? Сообщите, что происходит на вашей планете, и я обязательно прилечу к вам в гости. До свидания!».


Воспитатель: Ну что, ребята, хотите, чтобы к нам в гости прилетел Лунтик?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда давайте ему все расскажем, а он посмотрит на нас со своей планеты, послушает и обо всем узнает. Начнем с времени года. Назовите все времена года.

Дети: Зима, весна, лето, осень.

Воспитатель: Молодцы! Давайте поиграем в игру «Времена года». Перед вами лежат геометрические фигуры. Как они называются?

Дети: 4 прямоугольника – белый, зеленый, красный, желтый.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, прямоугольник белого цвета, к какому времени года подходит? Прямоугольник зеленого цвета? Прямоугольник красного цвета? Прямоугольник желтого цвета?

Дети: Белый цвет – зиме, зеленый цвет – весне, красный цвет – лету, желтый цвет – осени.

Воспитатель: Правильно! Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы, отгадав загадки, будете показывать прямоугольник, соответствующий времени года. Готовы?



Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной)

(Дети показывают прямоугольник зеленого цвета)

Зеленеют луга,

В небе – радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето.

Всех зовет купаться … (Лето)

(Дети показывают прямоугольник красного цвета)

Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Осень)

(Дети показывают прямоугольник желтого цвета)


Дел у меня не мало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю.

Белю поля, дома,

Зовут меня … (Зима)

(Дети показывают прямоугольник белого цвета)

Упражнение «Собери время года»

Воспитатель предлагает детям разделиться на 4 команды по желанию и собрать вместе пазл, после чего определить и назвать время года, изображённое на картинке, объяснив своё решение.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием!

Скажите мне, пожалуйста, из чего состоит каждое время года?

Дети: Каждое время года состоит из трех месяцев.

Воспитатель: Сейчас мы узнаем, хорошо ли вы знаете названия месяцев. Ребенок, до которого я дотронусь рукой, должен будет продолжить за мной фразу.

Воспитатель: Я начну, ты продолжай, зимние месяцы называй: Декабрь …


Ребенок: Январь, февраль.

Воспитатель: Я начну, ты продолжай, весенние месяцы называй: Март

Ребенок: Апрель, май.

Воспитатель: Я начну, ты продолжай, летние месяцы называй: Июнь

Ребенок: Июль, август.

Воспитатель: Я начну, ты продолжай, осенние месяцы называй: Сентябрь…

Ребенок: Октябрь, ноябрь.

Воспитатель: А знаете ли вы, сколько месяцев в году?

Дети: В году - 12 месяцев.

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Сейчас – весна.

Воспитатель: А какой сейчас весенний месяц?

Дети: Март.

Воспитатель: Очень хорошо, ребята! Теперь Лунтик знает, что у нас сейчас весна. Подскажите, что ему сейчас нужно надеть из одежды?

Дети: Весеннюю курточку, резиновые сапоги.

Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что в году – 4 времени года, каждое из которых состоит из трех месяцев. А из чего состоит месяц?

Дети: Месяц состоит из недель. В каждой неделе 7 дней.

Воспитатель: Я сейчас попрошу вас вспомнить дни недели по порядку. За правильный ответ вы будете получать карточку с цифрой от 1 до 7.

Дети: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Воспитатель: Молодцы! Мы устали, засиделись, давайте разомнемся.

Физкультминутка «Дни недели»

(Дети выполняют движения, соответствующие тексту)

   В понедельник я купался,

   А во вторник рисовал.

   В среду долго умывался,

   А в четверг в футбол играл.

   В пятницу я бегал, прыгал,

   Очень долго танцевал.

   А в субботу, воскресенье –

   Целый день я отдыхал!

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на свои места. Дети, которые получили карточки с цифрами, выходите и выстраивайтесь в той последовательности, как по порядку идут дни недели (1 – понедельник; 2 – вторник; 3 – среда; 4 – четверг; 5 – пятница; 6 – суббота; 7 – воскресенье).

Воспитатель: Сейчас вы по порядку нам представитесь. А мы с ребятами будем задавать вам вопросы.

(Выходит первый ребенок)

Ребенок: Я – понедельник.

(Начинает задавать вопрос воспитатель, далее предлагает детям самим сформулировать и задать вопросы ко «дням недели)

- Если сегодня понедельник, какой день был вчера? (Вчера было воскресенье).