Файл: Проанализируйте случай из консультативной практики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 371
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практические задания
Задание 1. Проанализируйте случай из консультативной практики.
В психологическую консультацию за помощью обратилась мама Алеши. Причиной обращения к психологу послужили жалобы матери на плохое поведение мальчика с окружающими и проявления агрессии с его стороны.
В процессе беседы с матерью было установлено, что мальчик является единственным ребенком в материально-обеспеченной семье, воспитывается матерью и бабушкой. Отец с мальчиком не проживает, так как ведет асоциальный образ жизни.
На основе данных анамнеза и психологического обследования выяснилась следующая картина развития ребенка. Мальчик родился в срок, хотя на ранних этапах его развития имели место факторы риска (токсикоз и угроза выкидыша во время беременности матери), повышенное внутричерепное давление на первом году жизни, ввиду чего ребенок проходил лечение.
С раннего детства отношения мальчика с окружающими носят напряженный характер: он редко бывает спокойным, доброжелательным, уравновешенным; чаще непослушен, импульсивен, дерзок. Ему не хватает чувства дистанции в отношении с другими людьми: он может грубо ответить взрослому, обозвать, оскорбить. Отличается своеволием, конфликтностью, агрессивностью, хотя, по словам матери, мальчик не злой и иногда даже ведет себя как «просто идеальный ребенок». С двух лет было замечено, что при отказе в получении желаемого он стал закатывать истерики.
В детский сад Алеша пошел в два года. К детскому саду привык легко и посещал его охотно. Однако с трех лет и по настоящее время в группе регулярно дерется и упорно добивается лидерства. Благодаря активности и общительности имеет много друзей в группе. Из-за частых конфликтов с воспитателями пришлось сменить несколько детских садов. Конфликты часто возникают и дома, чаще всего из-за нарушений и несоблюдения требований (не убирает игрушки, отказывается мыть руки перед едой и т. п.). Бабушка для мальчика не является авторитетом, он часто ее дразнит, наговаривает на нее, часто лжет. С трудом подчиняется и матери, ей в свою очередь приходится использовать материальные поощрения либо угрозы и запреты на развлечения, что оказывается наиболее действенным средством (способом) управления поведением ребенка.
Алеша много фантазирует (чаще всего вслух) представляя себя героем. Любит развлечения (поездки на машине, посещение гостей, театров), новую одежду, считает себя очень красивым. С гостями мальчик общителен, любит демонстрировать себя и требует к себе внимания. Может себя вести хорошо только в том случае, если расположен к кому-то из. Нарушая запреты и требования взрослых, обижая детей, демонстрируя плохое поведение, мальчик не испытывает чувства вины, стыда, раскаяния,
хотя и понимает, что поступает плохо.
Ребенок очень настойчив и требователен к исполнению своих желаний (игрушки, сладости, просмотр любимых передач). В то же время мало занимается типично детскими видами деятельности (сюжетно-ролевая игра, рисование, конструирование). Больше предпочитает смотреть телепередачи и гулять. На занятиях в детском саду не проявляет настойчивости и старания, свой отказ мотивирует трудностью задания либо отсутствием желания выполнять требуемое.
Рекомендации по выполнению задания
Проанализируйте конкретный случай из практики по следующим моментам:
-
В чем состоит проблема в представленном примере? -
Что способствовало возникновению трудностей? -
Охарактеризуйте особенности детско-родительских отношений в указанном случае. -
Разработайте конкретные рекомендации.
В заключении работы сделайте вывод. Объем выполненного задания должен составлять 3 страницы. Размер шрифта – 12.
Проблема в представленном примере состоит в неподконтрольном поведении ребенка и трудностях у родителя в попытках совладать с ним. Мальчик проявляет агрессию, не имеет авторитетов, не испытывает чувства вины, нарушает чужие границы, подчиняется только при материальных поощрениях или наказаниях, договориться иными способами с ним не представляется возможным.
Возникновению трудностей могла способствовать общая атмосфера в семье, отсутствие авторитетной фигуры в роли отца или лица, его замещающего. Из описанного не известны реакции мамы и бабушки на агрессивные проявления, а это могло бы помочь при анализе ситуации. Остается только догадываться, возможно для ребенка это единственный способ привлечь внимание и быть замеченным, или же имело место излишнее балование и потакание импульсам ребенка, что стало его собственной нормой.
Подобное поведение могло быть вызвано разными факторами. Как описано выше, первые проявления «нежелательного» поведения начались в возрасте двух лет, когда ребенок уже очень много знает и много чего хочет и желает получить, но еще не имеет достаточного словарного запаса, чтобы объяснить свои действия и желания. Основная причина агрессии в таком возрасте - это то, что ребенок не понимает, что с ним происходит, не может выразить эмоции, не может распознать их и не
может объяснить другому человеку, что он хочет и как он хочет поступать.
На самом деле агрессия ребенка - это абсолютно нормальное естественное явление и задача родителей не в том, чтобы прекратить агрессивное действие ребенка, а в том, чтобы поддержать его и научить его правильно общаться с людьми, правильно выражать свои эмоции. За агрессией моет стоять и обида, и радость, и злость сама по себе. Задача родителя распознать причины агрессии и помочь ребенку справиться с ними.
В районе четырех лет агрессия начинает перерастать из физической в вербальную, словесную, появляются попытки дразнить и обзываться, ребенок начинает использовать нехорошие слова. У мальчиков как правило этот период продолжается до шести лет. Серьезно обеспокоиться агрессивным поведением ребенка стоит по истечению этого возраста, для более раннего же это может быть в норме.
Что же делать родителю, когда ребенок дерется, кусает других людей, кидается игрушками? В первую очередь успокоиться самому. Если родитель транслирует тревогу, злость, стресс, то навряд ли ему удастся чему-то научить ребенка своим примером. И навряд ли в таком состоянии удастся поддержать его чувства, спокойно объяснить ребенку, что с ним происходит. Размеренное глубокое дыхание, постараться посмотреть на своего ребенка в спокойном состоянии, что с ним происходит, что было до того момента как он замахнулся игрушкой или начал кричать. Вполне возможно, что он спокойно играл и кто-то подошел и забрал у него эту игрушку или он захотел взять кубики, а ему не дали. Тогда за агрессией будут стоять такие чувства как обида, нежелание делиться, злость на человека, который не дал что-то. И в этот момент нужно поддержать своего словами, назвать те эмоции, которые он испытывает, например, сказать «да, ты злишься, да, ты расстроен». Мозг ребенка воспринимает «да» как положительную информацию – да, я хороший, да, мама со мной согласна. И он уже совсем по-другому будет реагировать на родителя и на его слова.
Следующий момент – объяснить ребенку, что с ним происходит, например, «ты злишься, потому что мальчик не захотел с тобой играть», «ты обижаешься, потому что, Маша не дала тебе эту машинку», «ты злишься, потому что мы уходим с площадки, а тебе еще хочется поиграться. После того как ребенку было описано, что с ним происходит, необъяснимо объяснить ему, что делать дальше, допустим, по каким причинам Маша не отдала ту машинку, что это ее игрушка и ей очень нравится ей играть, а также стоит рассказать ребенку, что стоит сделать, чтобы Маша дала эту машинку – попросить, сказать «пожалуйста», предложить ей вместо машинки другую игрушку. В этот момент ответственность родителя – настроить диалог между детьми.
Что делать если ребенок уже ударил другого ребенка? Важно не превращаться в судью и тирана, не делать из малыша жертву или агрессора. Первое – конечно же подойти к ребенку, которого обидели, спокойным тоном спросить: «Тебя ударили? Тебе больно? Тебя пожалеть?». В этом случае очень важно соблюдать спокойствие и в то же время оказать поддержку, эмоциональную и физическую. С одной стороны, родитель должен поддержать ребенка, а с другой стороны должен сделать так, чтобы ребенок, который ударил не обиделся и не рассердился еще больше. Если с тем, кого ударили, поцарапали, укусили всё в порядке, то можно обратиться к тому ребенку, который проявил агрессию. С ним задача не наказывать, не судить, не проявлять агрессии к ребенку, а поддержать. «Да, ты ударил Машу за то, что она тебе не дала машинку, давай попросим у Маши прощения, давай пожалеем Машу, давай спросим, чем мы можем помочь, подуть на ранку, погладить.» Нужно объяснить ребенку, что не надо было забирать машинку, а можно было попросить, предложить взамен мячик, договориться. Если дети в спокойном состоянии, то можно сразу же разрешить ситуацию, предложить диалог между детьми. Если ребенок расстроен, то нужно утешить ребенка, успокоить и увести его с площадки, выведя тем самым из ситуации, когда его что-то злит или расстраивает.
Что делать, если ребенок проявляет агрессию по отношению к родителю? При попытке ребенка вести себя агрессивно, например, если он намеревается замахнуться на родителя, стоит уверенным жестом дать ему понять, что это недопустимое поведение, а именно не улыбаться, чтобы ребенок не думал, что это игра, и перехватить его руку, обозначить беспрекословное «нет». Если же ребенок попытался укусить, то необходимо пресечь его попытку, подставив ладонь. Дети имеют особенность – они не делают того, что у них не получается, поэтому попробовав несколько раз и не достигнув желаемого они перестают так делать. В это время нельзя показывать раздражения, кричать или сердиться. Очень важно каждый раз пресекать такие попытки ребенка, в противном случае он будет делать это снова и снова. Ребёнок должен четко понимать, что посягать на пространство других людей в такой форме нельзя. Вместо такого способа выражать свой протест ребенка следует научить получать желаемое прямым путем, чтобы он как можно реже имел возможность прибегать к опосредованным и искаженным способам. Остановив попытку ребенка ударить далее необходимо переключить его на диалог, например, задать ему вопрос «покажи, что ты хочешь?». Задача родителя научить ребенка понимать и выражать свои эмоции, показать способы как это можно делать безопасно для себя и других, например, потопать ногами, покричать, покидать камешки в речку и т.п.
Ни в коем случае не стоит наказывать ребенка и тем более бить, потому что родитель в первую очередь является примером, и уж если он будет драться, то зачем слушать его указ на запрет этого не делать. Важно помнить, что все члены семьи должны реагировать на агрессию ребенка одинаково, чтобы не уменьшать воспитательного эффекта, не путать ребенка и действительно учить тому, как нужно себя вести.
И самое главное – помнить, что ответственность за поведение ребенка лежит на родителе, а не на ребенке.
Задание 2. Проанализируйте случай из консультативной практики.
В консультацию обратилась мать подростка 15 лет с жалобой на то, что он отказывается общаться с ней: прекратил с ней разговаривать, повесил на дверь комнаты замок, питается отдельно (устроился подрабатывать на почту). Семья полная. Отношения сына с родителями всегда были дистанцированными, но в рамках приличий. Сын, по словам матери, уже давно ничем не делиться и ничего не рассказывает о себе. Подросток хорошо учится в школе, самостоятелен, сам записался на подготовительные курсы в институт и посещает их.
Запрос родителей: помочь восстановить с сыном нормальные отношения.
Рекомендации по выполнению задания
Проанализируйте конкретный случай из практики и предположите возможные причины такого поведения подростка. Составьте программу психологического обследования и разработайте рекомендации для родителей.
В заключении работы сделайте вывод. Объем выполненного задания должен составлять 5 страниц. Размер шрифта – 12.
В данном случае можно предположить, что подросток находится в периоде ребячества и стремится к независимости. Он самостоятелен и активно занимается своим развитием, что может говорить о его высокой мотивации и амбициях. Однако, отсутствие коммуникации с родителями может свидетельствовать о возможных проблемах в отношениях семьи. Для начала, консультант может провести индивидуальную беседу с подростком, чтобы понять его мотивы и потребности. Возможно, ему нужна большая свобода и независимость, чем он получает в семье. Консультант может также помочь ему определить свои цели и задачи, и поддержать его в достижении их. С другой стороны, консультант может провести семейную терапию, чтобы помочь всей семье лучше понимать друг друга и наладить коммуникацию. Можно обсудить взаимные ожидания и потребности каждого члена семьи, а также способы улучшения отношений. Кроме того, родители могут попробовать установить более доверительные отношения с сыном, показать ему свою поддержку и интерес к его жизни. Важно не навязываться и не ограничивать его свободу, но также не игнорировать его потребности в общении и поддержке. В целом, решение проблемы требует комплексного подхода и сотрудничества всех членов семьи.