Файл: Вопросы к зачету по курсу социологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ СОЦИОЛОГИИ


  1. Объект, предмет, категории социологии. Значение социологии в общественной жизни.

Объект социологии – это общество, а точнее – совокупность социальных отношений, свойств, связей людей, объединенных в различные формы социальной организации.

Предмет науки – стороны, свойства и связи объекта, которые непосредственно включены в процесс познания. Таким образом, и объект и предмет любой науки – это часть реального мира, отличающиеся по объему. Предмет науки устанавливает границы познания объекта и, следовательно, не может быть величиной постоянной. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.

Предмет социологии – социальные действия и взаимодействия людей, создаваемые ими социокультурные общности и большие сообщества, как динамичные системы. Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.

Категории науки – это понятия, отражающие стороны, черты и свойства объекта науки. Социология широко использует в познании и изложении своего содержания важнейшие понятия многих общественных наук (истории, философии и др.), однако имеет и свои собственные, специфические категории.

Основу понятийного аппарата социологии образуют три группы категорий:

1 – социологически интерпретируемые общенаучные категории («социальная система», «социальная структура», «социальное развитие» и др.);

2 – собственно социологические категории («социальный статус», «социальный институт», «социальная стратификация» и т. д.);

3 – категории близких к социологии дисциплин («культура», «личность», «государство», «власть» и др.).

Категория «социальное» является основополагающей категорией науки социологии. Различают два значения этого термина – широкое и узкое. В широком смысле социальное тождественно понятию общественное. В узком, специально социологическом смысле социальное – это взаимоотношения между субъектами, возникающие в процессах их действий и взаимодействий по поводу их статусов в социальной среде. То есть социальное возникает тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или группы. Отдельную группу образуют процедурные категории, раскрывающие методику социологического исследования («анкетирование», «социологический опрос», «интервьюирование», «выборка», «репрезентативность», «включенное наблюдение», «контент-анализ» и т.д.).


Выполняя свои функции, социология отвечает на самые важные вопросы об обществе:

1. Дескриптивная функция. Социология стремится описать реальное состояние общества. Социологи хотят знать, что и как делается в обществе.

2. Познавательная функция. Для социологии важно изучать ныне существующие общества, а также сравнивать настоящее и прошлое. Социологи ищут ответ на вопрос «Почему те или иные события случаются?»

3. Мировоззренческая функция. Чем больше люди знают об условиях собственной деятельности, о том, как функционирует общество, тем больше вероятность, что они смогут повлиять на обстоятельства своей собственной жизни. Социология обеспечивает более ясное и более верное понимание социальной ситуации, отвечая на вопрос «Во имя чего, для каких целей осуществляются социальные действия?»

4. Оценочная функция. Социология позволяет оценить, соответствует или нет то или иное общество, существующие в нем социальные организации и институты, права и нормы ожиданиям индивидов и социальных групп, их нуждам, потребностям и целям. Она отвечает на вопрос: «Справедливо или несправедливо наше общество, демократично оно или нет?»

5. Прогностическая функция. На основе познания тенденций и закономерностей социального развития социология позволяет построить наиболее вероятные сценарии тех или иных событий в будущем. Она отвечает на вопрос: «Что может произойти в обществе в будущем?»

6. Управленческая функция. Она дает возможность ответить на вопрос: «Как лучше, эффективнее управлять социальными процессами?»


  1. Структура социологического знания. Функции и методы социологии. Основные парадигмы социологического знания.

Социология является дифференцированной и структурированной системой знания. Система – упорядоченная совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность. Именно в четкой структурированности и целостности системы социологии и проявляется внутренняя институционализация науки, характеризующая ее как самостоятельную. Горизонтальная структура социологии как системы включает в себя следующие элементы:

1) социальные факты – научно обоснованные знания, полученные в ходе исследования какого-либо фрагмента реальности;

2) общие и специальные социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на решение вопроса о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах и развивающиеся в рамках определенных теоретико-методологических направлений;



3) отраслевые социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на описание отдельных сфер жизни общества, обоснование программы конкретных социологических исследований, обеспечение истолкования эмпирических данных;

4) методы сбора и анализа данных – технологии получения эмпирического материала и его первичного обобщения. Однако помимо горизонтальной структуры, системы социологического знания четко дифференцированы по трем независимым уровням (рис. 1).

В каждом из этих уровней познания конкретизируется предмет исследования. Это позволяет рассматривать социологию как систему научного знания. Функционирование данной системы направлено на получение научного знания, как обо всем социальном организме, так и об отдельных его элементах, которые выполняют различную роль в процессе его существования. Таким образом, социология является многомерной и многоуровневой системой научного знания, которая состоит из элементов, которые конкретизируют общее знание о предмете науки, методах исследования и способах его оформления.

Рис. 1. Трехуровневая структура социологии (по Р. Мертону)

Выполняя свои функции, социология отвечает на самые важные вопросы об обществе:

1. Дескриптивная функция. Социология стремится описать реальное состояние общества. Социологи хотят знать, что и как делается в обществе.

2. Познавательная функция. Для социологии важно изучать ныне существующие общества, а также сравнивать настоящее и прошлое. Социологи ищут ответ на вопрос «Почему те или иные события случаются?»

3. Мировоззренческая функция. Чем больше люди знают об условиях собственной деятельности, о том, как функционирует общество, тем больше вероятность, что они смогут повлиять на обстоятельства своей собственной жизни. Социология обеспечивает более ясное и более верное понимание социальной ситуации, отвечая на вопрос «Во имя чего, для каких целей осуществляются социальные действия?»

4. Оценочная функция. Социология позволяет оценить, соответствует или нет то или иное общество, существующие в нем социальные организации и институты, права и нормы ожиданиям индивидов и социальных групп, их нуждам, потребностям и целям. Она отвечает на вопрос: «Справедливо или несправедливо наше общество, демократично оно или нет?»


5. Прогностическая функция. На основе познания тенденций и закономерностей социального развития социология позволяет построить наиболее вероятные сценарии тех или иных событий в будущем. Она отвечает на вопрос: «Что может произойти в обществе в будущем?»

6. Управленческая функция. Она дает возможность ответить на вопрос: «Как лучше, эффективнее управлять социальными процессами?»

Методология – это система принципов, методов и стратегий добывания социального знания. Если предмет социологии отвечает на вопрос «Что изучает социология?», то методология отвечает на вопрос «Как она это делает?» Социологическая методология включает в себя:

1. Совокупность общефилософских методов исследования (анализ и синтез, индукция и дедукция и др.).

2. Общенаучные методы (системный, комплексный, сравнительный и др.).

3. Метод структурно-функционального анализа.

4. Эмпирические методы исследования (наблюдение, опрос, анализ документов)




  1. Общество как социальная система. Системные характеристики общества. Научные типологии обществ.

Социальная система – это упорядоченное целое, представляющее собой совокупность отдельных элементов – индивидов, групп, организаций, институтов, соединенных между собой устойчивыми связями, в целом образующими социальную структуру.

Общество – сложноорганизованная система высшего органического типа, суперсистема, включающая в себя все виды социальных систем, и характеризующаяся структурно-функциональной целостностью.

Общество как система имеет как статические, так и динамические характеристики.

 Статические характеристики общества как социальной системы учитывают как внутреннее строение системы, так и ее отношения с окружающей средой. С точки зрения функциональных взаимоотношений элементов, общество обладает целостностью и стабильностью, то есть определенной упорядоченностью элементов системы как по горизонтали (координация), так и по вертикали (субординация). Итак, внутри системы все работает на ее сохранение. И с этой точки зрения проблематичным становится вопрос о свободе индивида. Свободы как таковой нет, ведь индивид – это деталь системы, причем сформированная ею самой и для себя (социоцентристские парадигмы). С точки зрения взаимодействия с окружающей средой общество характеризуется способностью к адаптации (самопроизвольному восстановлению равновесия между собой и окружающей средой) и интеграцией (способностью включать в себя новые социальные образования, заставлять их работать по своим правилам).


 Динамические характеристики общества свидетельствуют о том, что это нелинейная динамическая система (т.е. происходящие в обществе процессы в разное время и под воздействием разных причин определяются и описываются разными законами). Общество – это открытая система, т.к. реагирует на малейшие влияния извне, что проявляется в виде флуктуаций (непредсказуемых отклонений от стационарного состояния) и бифуркаций (разветвлений траекторий движения в кризисные моменты излома, когда нарушаются причинно-следственные связи). Именно в эти моменты возникают инновации, революционные изменения



  1. Научные теории происхождения общества.

На всем протяжении истории развития человечества, наверное, не было более важной и трудной проблемы, чем проблема познания человеческого общества. История поисков ответа на этот вопрос изобилует различными теориями. Рассмотрим некоторые из них.

 С точки зрения «сетевой» теории (Дж. Дэвис, Р. Барт), общество представляет собой совокупность связей (сетей), возникающих в процессе социального взаимодействия и коммуникации людей. При этом поведение личности или группы объясняется как производное от социальных сетей, элементами которых оно выступает.

 В теориях «социальных групп» (Ф. Знанецкий) общество интерпретируется как совокупность различных пересекающихся групп, выступающих в качестве разновидностей одной доминирующей группы. В этом смысле некоторые социологи говорят о «народном обществе», включающем все группы и общности, существующие в пределах одного определенного народа.

 Согласно институциональному подходу (Т. Боттомар), общество – это система социальных институтов и организаций, в рамках которой осуществляется жизнедеятельность людей. Выделяя наличие 51 институтов и организаций как главного признака общества, сторонники этой концепции подчеркивают, что именно они формируют структуру всевозможных форм коллективной жизни, гарантируют воспроизводство социальных отношений и устойчивость общественного развития.

В современной отечественной социологии общество часто определяется как исторически сложившаяся относительно устойчивая система социальных связей и отношений больших и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т. д. (гражданское общество), основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Однако общество обладает двойственной природой.