Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Карагандинский университет им. Академика Е.А.Букетова
Исторический факультет
Кафедра археологии и этнологии и Отечественной истории
РЕФЕРАТ
По дисциплине Вспомогательные исторические дисциплины
Тема: Эпиграфические памятники Атырауской области
Выполнила: студент группы ИО 22-3-р
Мараткызы Малика
Преподаватель: Макен Адиль Болатович
Караганда
2022 г.
Среди памятников традиционной культуры Атырауской области наиболее примечателен обширный комплекс оригинальных сооружений погребально-культового зодчества - кулпытасы и койтасы. В регионе они сосредоточены в основном на старинных кладбищах.
Это эпиграфические памятники прошлых столетий. По надписям на койтасах и кулпытасах можно узнать имя ушедшего человека, к какому роду он принадлежал, сколько прожил. И даже найти имя отца, брата или мужа человека, который поставил памятный знак.
Атырауский областной центр исследования историко-культурного наследия занимается изучением памятников истории и культуры и объектов историко-культурного наследия в регионе. В настоящее время в этой области насчитывается 4 памятника республиканского, 313 - местного значения. А также 1075 объектов историко-культурного наследия, которые определены в предварительном отчетном списке.
Кроме памятников и объектов историко-культурного наследия на территории области находятся сотни эпиграфических памятников прошлых столетий - кулпытасов и койтасов. На сегодняшний день было выявлено около 1500 кулпытасов. Хотя в реальности их намного больше. Просто находятся они в отдаленных местах. Их общее число оценивается от двух до трех тысяч. Одним из захоронений с наибольшей концентрацией кулпытасов являются некрополь «Алтын» в Махамбетском районе и некрополь «Алпан» в Кызылкогинском районе, а также некрополи «Карашунгуль» в Жылойском районе, некрополи «Акмешит» и «Ушкан», где имеются крупные надгробные комплексы.
В регионе в последние годы идет активное изучение эпиграфических памятников прошлых веков.
После изучения кулпытасов и койтасов публикуется информация в различных журналах и книгах. Например, изданные 3 тома под названием «Эпиграфические памятники атырауских казахов». В них - все обнаруженные кулпытасы.
В степях этой местности в основном встречаются кулпытасы с арабскими надписями, поэтому ученные обнародовали казахский и русский перевод, чтобы представить их публике.
Возникает вопрос, кто делал надписи на кулпытасах и койтасах? Историки пришли к мнению, что надписи сделаны татарскими муллами, так как в некоторых используются татарские слова.
И, конечно, кулпытасы и койтасы демонстрируют нам мастерство камнерезов прошлого, многообразие, гармонию архитектурных линий. Последнее достигнуто благодаря мастерству и использованию определенных пород известняка и песчаника. На надгробных памятниках синтезировались и другие виды народного искусства, к примеру, орнаменты. Высота кулпытасов достигает трех с половиной метров, вес 100-150 килограммов.
Исследователи полагают что они прибыли из Мангыстау или Актобе.
В этом крае самые старые мемориальные надгробия - койтасы, датируются 1810-1815 годами. В этот период надгробия вырезались на очень высоком художественном уровне, с различными рисунками, резьбой, изображались животные, оружие и женские украшения.
Самый древний надгробный памятник был обнаружен Центром изучения историко-культурного наследия Атырауской области.
Это балбалтас. Пока единственный, найденный на территории области.
Особенность этого надгробного памятника в том, что на нем изображено человеческое лицо, а не письмена и рисунки. Он похож на статую. Такие надгробия часто встречаются в Южном, Центральном Казахстане, а вот в Атырау надгробный памятник с изображением женщины был обнаружен впервые.
История находки балбалтаса достаточно интересна. В 2022 году были проведены археологические раскопки в одном из районов. В ходе раскопок около кургана Таскара было обнаружено ограждение 3 на 4 метра. Установилось, что внутри ограды не было захоронений. Ученые, археологи пришли к выводу, что место у кургана Таскара, где нашли балбалтас, служило храмом, представляет собой культово-бытовой комплекс, относящийся к кыпчакской культуре. Ученные полагают что он принадлежал огузским племенам, проживавшим в этом регионе в IX–XI веках
Наряду с кулпытасами встречаются на древних кладбищах койтасы. Их особенностью является другой стиль резьбы. Они не такие, как в Мангыстау, Уральске и Актобе. При этом выточены койтасы из тех же материалов, что и кулпытасы. На койтасах также встречаются орнаменты, изображения растений и животных, выполненные резьбой. В некоторых случаях на койтасах встречаются имена покойных. В основном койтасы относятся к 1800-1900 годам.
Ареал камнерезных памятников, в первую очередь кулпытасов, позволяет ученым определить границы распространения западноказахстанского мемориально-культового зодчества. Иными словами, где когда-то кочевали предки тех, кто живет сегодня в Прикаспии.
Койтасы разных размеров, от небольших до гигантских. Но все они однотипны и архаичны, нередко сверху покрыты рельефным и контурным декором простого мотива (треугольники, розетки), рисунками бытовых предметов, изображениями лошадей и других животных.
Надгробия и стелы разнотипны стилистически и композиционно, что свидетельствует о существовании камнерезов различных школ. Это еще раз подтверждает, насколько же искусны были люди, кочевавшие когда-то по степным просторам Прикаспия.