Файл: Технологическая карта урока образовательное учреждение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Образовательное учреждение: Филиал МАОУ Сорокинской СОШ №3 Ворсихинская СОШ

Учитель: Среднева Надежда Алексеевна


Предмет

Литературное чтение.

Класс

2

Тип урока

Урок открытия нового знания.


Технология построения урока

Технология продуктивного чтения.

Тема

Л.Н. Толстой «Филипок».


Цель деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с произведением Л. Н. Толстого «Филипок» и новыми фактами биографии писателя, обучения составлению плана произведения по сюжетным рисункам.

Планируемые образовательные
результаты

Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, собственных впечатлений о герое; получат возможность научиться: пересказывать текст по сюжетным рисункам, выборочно; составлять устно текст-описание героя.

Метапредметные:

познавательные: овладевают навыками смыслового чтения – развивать умение воспринимать на слух и осознано читать произведение, строить речевые высказывания в устной форме, выделяют существенные признаки;

регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками, планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.

коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, проявлять интерес к чтению, учению, чувства любви и уважения к школе и учителю.

методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре, работа в группе.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование

Экран, компьютер, проектор, толковый словарь. Раздаточный материал – карточки с сюжетными рисункам; презентация.


Сценарный план учебного занятия


Этапы урока

Обучающие
и развивающие компоненты,

задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы

организации взаимодействия

на уроке

Формируемые умения

(универсальные учебные

действия)

Навыки

Soft skill

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1 мин)

Цель:

Проверить готовность учащихся к уроку, настроить их на работу.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на учебную деятельность

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на работу.

Проверяют рабочее место, настраиваются на работу.

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: приобретают положительную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Самоорганизация, мотивация

II. Актуализация знаний (1 мин)

Цель:

учить формулировать тему урока и определять цель.


Введение в тему.


- Прочитайте пословицу.

Испокон века книга растит человека

- Как вы её понимаете?

- Вы сегодня на уроке откроете новые знания.



Читают пословицу.

Книги учат человека выражать свои мысли, заставляет думать размышлять. Книги учат, как надо правильно поступать в тех или иных ситуациях.



Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие;

Коммуникативные навыки

III. Постановка учебной задачи

(4 мин)

Цель:

- постановка обучающимися цели урока, выхода из затруднения;

- уточнение и согласование темы урока;

- определение средства (алгоритм);

- формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели


Работа по репродукции картины Н.Богданова-Бельского «Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского»



Л.Н.Толстой



- Предлагаю перенестись на 100 лет назад, в школу конца 19 начала 20 века. Тихонько заглянем на урок. А поможет нам картина художника Н.П.Богданова-Бельского «На пороге школы».
Рассмотрите внимательно картину.
- Скажите, что изображено на картине?
- Как вы думаете, ребята, всегда ли дети могли, так как и вы приходить в школу и получать знания?
- Почему они не могли учиться?

Дети очень любили учиться, и им было не важно, что нечего одеть, главное – знания.
- Предположите, о чём мы сегодня будем читать?
- На прошлом уроке мы говорили о творчестве Л.Н.Толстого. Что вы знаете о великом русском писателе?


- Сегодня мы будем читать рассказ и его название составим из букв древнерусского алфавита, который был в то время.


ферт

ижэ

люди

ижэ

покой

он

како

ф

и

л

и

п

о

к




Рассматривают репродукцию картины, отвечают на вопросы.

На картине изображены дети, учитель, который ведёт урок.

Учатся в сельской школе крестьянские дети.

Некоторые дети не могли учиться в школах, потому что не было денег на обучение.

Формулируют тему урока

О детях и школе

Рассказывают о творчестве писателя

Он написал много книг для взрослых, а для детей «Азбуку», чтобы учились читать.
Составляют название рассказа; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор
Рассказ называется «Филипок»

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы, наблюдения учителя

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные:

извлекать информацию, представленную в формате репродукций картин;

Осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков

Регулят-ые:

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу



Коммуникативные навыки: учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения

Эмоциональный интеллект: умение передать эмоциональное содержание картины, самостоятельно сделать вывод

Креативность

Критическое мышление - научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

4. Работа с новым материалом.

Первичное восприятие.

Цель: Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом

Чтение по частям и анализ текста.

Работа по репродукции картины Н.Богданова-Бельского «На пороге школы»




- Давайте посмотрим на предполагаемого Филипка на репродукции картины Н.Богданова-Бельского «На пороге школы».

- Что вы можете сказать о нём?
Сейчас мы начнем читать произведение. Во время чтения рассказа будьте внимательны.

Чтение 1 части – прослушивание аудиозаписи

Звучит аудиозапись mp3 первой части)


  1. Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти.

Но мать сказала ему: «Куда ты, Филипок, собрался?»

- «В школу».

- «Ты ещё мал, не ходи», - и мать оставила его дома.

Ребята ушли в школу. Отец ещё с утра уехал в лес, а мать ушла на подённую работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке.

Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашёл, «Взял старую отцовскую и пошёл в школу.

-Что вы узнали о Филипке из этой части?

- Где были родители?

- Как вы понимаете словосочетание «Подённая работа»?

Чтение 2 части – чтение текста с остановками.

Читает учитель

2. Школа была за селом у церкви. Когда  Филипп шёл по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой - большая собака Волчок.

- Что сделал Филипок?

Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал.

Вышел мужик, отогнал собак и сказал: «Куда ты, пострелёнок, один бежишь?»

Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух.

- Куда побежал Филипок?

Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе, слышно, гудят голоса ребят.

На Филипка нашёл страх: «Что как учитель меня прогонит?» И стал он думать, что ему делать. Назад идти - опять собака заест, в школу идти - учителя боится.

- Что же было дальше?

Шла мимо школы баба с ведром и говорит: «Все учатся, а ты что тут стоишь?» Филипок пошёл в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь.

- Что увидел Филлипок?

- Как вы понимаете словосочетание «шёл по своей слободе»?

- Как мужик назвал Филипка?

- Что значит выражение: подобрал полы и пустился во весь дух?

Чтение 3 части – чтение текста по ролям

Читают хорошо читающие учащиеся

Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, и учитель в красном шарфе ходил посередине.
- Ты что? - закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил.
- Да кто ты? - Филипок молчал. - Или ты немой?  - Филипок так напугался, что говорить не мог.
- Ну, так иди домой, коли говорить не хочешь.
- А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по головке и спросил у ребят, кто этот мальчик.


— Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.

—  Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.

- И вот Филипок в школе

- Попробуйте объяснить значение выделенного слова.

- Почему же он заплакал?

- Кто поддержал Филипка?

- Что они рассказали о Филипке? Прочитайте.
- Как это, украдкой, пришёл в школу?

- Что сделает учитель для него?
Чтение 4 части – чтение по «цепочке»

  1. Учитель стал показывать Филиппку буквы, а Филиппок их уже знал и немножко читать умел.
    — Ну-ка, сложи своё имя.
    Филиппок сказал:


 - Хве-и - хви, ле-и - ли, пе-ок - пок.
Все засмеялись.
- Молодец,- сказал учитель. - Кто же тебя учил читать?
Филипок осмелился и сказал:
- Костюшка. Я
бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий! Учитель засмеялся и сказал: Ты погоди хвалиться, а поучись. С тех пор Филиппок стал ходить с ребятами в школу.

Прием «Ромашка Блума»

- За что учитель похвалил Филипка?

- Как о себе говорит Филипок?

- Что значит «бедовый»? Прочитайте.

- Что изменилось в жизни Филипка в конце?

- Пофантазируйте и придумайте, что произошло с Филипком дальше. Каким он стал учеником?


Рассматривают репродукцию картины, отвечают на вопросы.

Филиппок – это крестьянский мальчик. Он ещё маленький, потому что автор его назвал не Филипп, а Филиппок.

Слушают аудиозапись, отвечают на вопросы


Фронтальная, индивидуальная

Эмоционально переживать. Развитие мышления, внимания, памяти.
Учащиеся учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. При анализе текста учащиеся должны формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

Когда работают с новыми словами и словосочетаниями обогащают свой словарный запас; расширяют кругозор.
Отрабатываются литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом.

Основные качества полноценного чтения (правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность).



Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме
Регулят-ые:

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу


Коммуникативные навыки: прогнозируют содержание произведения, аргументируют своё мнение

Эмоциональный интеллект: умение передать эмоциональное содержание услышанного, самостоятельно сделать вывод


4. Работа над новым материалом.

Вторичное чтение.

Цель:

- фиксация нового содержания, изученного на уроке;


Работа по группам на платформе LearningApps.org


Работа в парах

Давайте поработаем в группах на платформе LearningApps.org.
Вам нужно расставить карточки в соответствии с последовательностью в рассказе.


Продолжим работу в парах.

Теперь вам нужно расставить карточки с сюжетными рисунками в соответствии с последовательностью в рассказе.


А теперь проверим, как выполнили задание.




Распределяются на группы, работают за компьютерами.


Выполняют задание на платформе.
Проводят самостоятельно проверку.


Рассаживаются по парам.

Выполняют задание.

Проводят самостоятельно проверку.




Регулят-ные:

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу

Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные:

Осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков

Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения

Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой

Коммуникативные:Учатся оформлять свои мысли в устной форме

Познавт-ые: Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения

Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Коммуникативные навыки: прогнозируют содержание произведения, аргументируют своё мнение



5. Рефлексия, итог учебной деятельности.

Цель:

- оценивание обучающимися собственной деятельности на уроке

- Обобщить полученные школьниками знания



Индивидуальная работа
Приём «Кластер»

Сейчас мы с вами составим характеристику Филипка.

На партах у вас лежат карточки сос словами.

Вам нужно выбрать те, которые характеризуют нашего героя Филипка.
Подумайте, какие бы черты характера Филипка вы хотели бы воспитать в себе.
Затем карточку прикрепляем на доске и объясняем, почему вы выбрали именно эти слова.
- Вот и подошел к концу наш урок. Давайте обобщим то, что мы сегодня узнали.

- Достигли ли мы поставленных целей?

- Чтобы сделать вывод по прочитанному рассказу, я предлагаю вам закончить фразу:

Я – познакомилась…

Я – научилась …

Я – оценила себя …
В заключение сегодняшнего урока, я предлагаю вам послушать высказывание Л.Н. Толстого:

Тяга к учению должна быть у каждого человека, и даже самый маленький ребенок должен хотеть научиться чему-то новому.

Спасибо за внимание.

Читают слова на карточках.

Составляют словесный портрет героя, аргументируют свою точку зрения