Файл: Технологическая карта урока образовательное учреждение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Образовательное учреждение: Филиал МАОУ Сорокинской СОШ №3 Ворсихинская СОШ
Учитель: Среднева Надежда Алексеевна
Предмет | Литературное чтение. |
Класс | 2 |
Тип урока | Урок открытия нового знания. |
Технология построения урока | Технология продуктивного чтения. |
Тема | Л.Н. Толстой «Филипок». |
Цель деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с произведением Л. Н. Толстого «Филипок» и новыми фактами биографии писателя, обучения составлению плана произведения по сюжетным рисункам. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, собственных впечатлений о герое; получат возможность научиться: пересказывать текст по сюжетным рисункам, выборочно; составлять устно текст-описание героя. Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения – развивать умение воспринимать на слух и осознано читать произведение, строить речевые высказывания в устной форме, выделяют существенные признаки; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками, планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий. коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, проявлять интерес к чтению, учению, чувства любви и уважения к школе и учителю. |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре, работа в группе. Методы: словесный, наглядный, практический. |
Оборудование | Экран, компьютер, проектор, толковый словарь. Раздаточный материал – карточки с сюжетными рисункам; презентация. |
Сценарный план учебного занятия
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Навыки Soft skill | ||||||||||||||
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1 мин) Цель: Проверить готовность учащихся к уроку, настроить их на работу. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на учебную деятельность Прозвенел звонок весёлый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на работу. | Проверяют рабочее место, настраиваются на работу. | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: приобретают положительную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | Самоорганизация, мотивация | ||||||||||||||
II. Актуализация знаний (1 мин) Цель: учить формулировать тему урока и определять цель. | Введение в тему. | - Прочитайте пословицу. Испокон века книга растит человека - Как вы её понимаете? - Вы сегодня на уроке откроете новые знания. | Читают пословицу. Книги учат человека выражать свои мысли, заставляет думать размышлять. Книги учат, как надо правильно поступать в тех или иных ситуациях. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные:осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие; | Коммуникативные навыки | ||||||||||||||
III. Постановка учебной задачи (4 мин) Цель: - постановка обучающимися цели урока, выхода из затруднения; - уточнение и согласование темы урока; - определение средства (алгоритм); - формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели | Работа по репродукции картины Н.Богданова-Бельского «Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского» Л.Н.Толстой | - Предлагаю перенестись на 100 лет назад, в школу конца 19 начала 20 века. Тихонько заглянем на урок. А поможет нам картина художника Н.П.Богданова-Бельского «На пороге школы». Рассмотрите внимательно картину. - Скажите, что изображено на картине? - Как вы думаете, ребята, всегда ли дети могли, так как и вы приходить в школу и получать знания? - Почему они не могли учиться? Дети очень любили учиться, и им было не важно, что нечего одеть, главное – знания. - Предположите, о чём мы сегодня будем читать? - На прошлом уроке мы говорили о творчестве Л.Н.Толстого. Что вы знаете о великом русском писателе? - Сегодня мы будем читать рассказ и его название составим из букв древнерусского алфавита, который был в то время.
| Рассматривают репродукцию картины, отвечают на вопросы. На картине изображены дети, учитель, который ведёт урок. Учатся в сельской школе крестьянские дети. Некоторые дети не могли учиться в школах, потому что не было денег на обучение. Формулируют тему урока О детях и школе Рассказывают о творчестве писателя Он написал много книг для взрослых, а для детей «Азбуку», чтобы учились читать. Составляют название рассказа; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор Рассказ называется «Филипок» | Фронтальная, индивидуальная Устные ответы, наблюдения учителя | Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме Познавательные: извлекать информацию, представленную в формате репродукций картин; Осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков Регулят-ые: Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу | Коммуникативные навыки: учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения Эмоциональный интеллект: умение передать эмоциональное содержание картины, самостоятельно сделать вывод Креативность Критическое мышление - научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. | ||||||||||||||
4. Работа с новым материалом. Первичное восприятие. Цель: Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом | Чтение по частям и анализ текста. Работа по репродукции картины Н.Богданова-Бельского «На пороге школы» | - Давайте посмотрим на предполагаемого Филипка на репродукции картины Н.Богданова-Бельского «На пороге школы». - Что вы можете сказать о нём? Сейчас мы начнем читать произведение. Во время чтения рассказа будьте внимательны. Чтение 1 части – прослушивание аудиозаписи Звучит аудиозапись mp3 первой части)
Но мать сказала ему: «Куда ты, Филипок, собрался?» - «В школу». - «Ты ещё мал, не ходи», - и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец ещё с утра уехал в лес, а мать ушла на подённую работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке. Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашёл, «Взял старую отцовскую и пошёл в школу. -Что вы узнали о Филипке из этой части? - Где были родители? - Как вы понимаете словосочетание «Подённая работа»? Чтение 2 части – чтение текста с остановками. Читает учитель 2. Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шёл по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой - большая собака Волчок. - Что сделал Филипок? Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал: «Куда ты, пострелёнок, один бежишь?» Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух. - Куда побежал Филипок? Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе, слышно, гудят голоса ребят. На Филипка нашёл страх: «Что как учитель меня прогонит?» И стал он думать, что ему делать. Назад идти - опять собака заест, в школу идти - учителя боится. - Что же было дальше? Шла мимо школы баба с ведром и говорит: «Все учатся, а ты что тут стоишь?» Филипок пошёл в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. - Что увидел Филлипок? - Как вы понимаете словосочетание «шёл по своей слободе»? - Как мужик назвал Филипка? - Что значит выражение: подобрал полы и пустился во весь дух? Чтение 3 части – чтение текста по ролям Читают хорошо читающие учащиеся Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, и учитель в красном шарфе ходил посередине. - Ты что? - закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил. - Да кто ты? - Филипок молчал. - Или ты немой? - Филипок так напугался, что говорить не мог. - Ну, так иди домой, коли говорить не хочешь. - А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по головке и спросил у ребят, кто этот мальчик. — Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу. — Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу. - И вот Филипок в школе - Попробуйте объяснить значение выделенного слова. - Почему же он заплакал? - Кто поддержал Филипка? - Что они рассказали о Филипке? Прочитайте. - Как это, украдкой, пришёл в школу? - Что сделает учитель для него? Чтение 4 части – чтение по «цепочке»
- Хве-и - хви, ле-и - ли, пе-ок - пок. Все засмеялись. - Молодец,- сказал учитель. - Кто же тебя учил читать? Филипок осмелился и сказал: - Костюшка. Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий! Учитель засмеялся и сказал: Ты погоди хвалиться, а поучись. С тех пор Филиппок стал ходить с ребятами в школу. Прием «Ромашка Блума» - За что учитель похвалил Филипка? - Как о себе говорит Филипок? - Что значит «бедовый»? Прочитайте. - Что изменилось в жизни Филипка в конце? - Пофантазируйте и придумайте, что произошло с Филипком дальше. Каким он стал учеником? | Рассматривают репродукцию картины, отвечают на вопросы. Филиппок – это крестьянский мальчик. Он ещё маленький, потому что автор его назвал не Филипп, а Филиппок. Слушают аудиозапись, отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная Эмоционально переживать. Развитие мышления, внимания, памяти. Учащиеся учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. При анализе текста учащиеся должны формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста. Когда работают с новыми словами и словосочетаниями обогащают свой словарный запас; расширяют кругозор. Отрабатываются литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом. Основные качества полноценного чтения (правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность). | Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулят-ые: Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу | Коммуникативные навыки: прогнозируют содержание произведения, аргументируют своё мнение Эмоциональный интеллект: умение передать эмоциональное содержание услышанного, самостоятельно сделать вывод | ||||||||||||||
4. Работа над новым материалом. Вторичное чтение. Цель: - фиксация нового содержания, изученного на уроке; | Работа по группам на платформе LearningApps.org Работа в парах | Давайте поработаем в группах на платформе LearningApps.org. Вам нужно расставить карточки в соответствии с последовательностью в рассказе. Продолжим работу в парах. Теперь вам нужно расставить карточки с сюжетными рисунками в соответствии с последовательностью в рассказе. А теперь проверим, как выполнили задание. | Распределяются на группы, работают за компьютерами. Выполняют задание на платформе. Проводят самостоятельно проверку. Рассаживаются по парам. Выполняют задание. Проводят самостоятельно проверку. | | Регулят-ные: Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме Познавательные: Осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой Коммуникативные:Учатся оформлять свои мысли в устной форме Познавт-ые: Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | Коммуникативные навыки: прогнозируют содержание произведения, аргументируют своё мнение | ||||||||||||||
5. Рефлексия, итог учебной деятельности. Цель: - оценивание обучающимися собственной деятельности на уроке - Обобщить полученные школьниками знания | Индивидуальная работа Приём «Кластер» | Сейчас мы с вами составим характеристику Филипка. На партах у вас лежат карточки сос словами. Вам нужно выбрать те, которые характеризуют нашего героя Филипка. Подумайте, какие бы черты характера Филипка вы хотели бы воспитать в себе. Затем карточку прикрепляем на доске и объясняем, почему вы выбрали именно эти слова. - Вот и подошел к концу наш урок. Давайте обобщим то, что мы сегодня узнали. - Достигли ли мы поставленных целей? - Чтобы сделать вывод по прочитанному рассказу, я предлагаю вам закончить фразу: Я – познакомилась… Я – научилась … Я – оценила себя … В заключение сегодняшнего урока, я предлагаю вам послушать высказывание Л.Н. Толстого: Тяга к учению должна быть у каждого человека, и даже самый маленький ребенок должен хотеть научиться чему-то новому. Спасибо за внимание. | Читают слова на карточках. Составляют словесный портрет героя, аргументируют свою точку зрения | | |