Файл: Особенности выразительных средств и композиционных приемов в современной хореографии кирьянкова А. П.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

The scientific heritage No 46 (2020)
3
ART STUDIES
ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ И КОМПОЗИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ В
СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ
Кирьянкова А.П.
Сибирский государственный институт искусств им. Д. Хворостовского, ст. преподаватель
Комович С.Э.
Сибирский государственный институт искусств им. Д. Хворостовского, преподаватель
CHARACTERISTICS OF EXPRESSIVE MEANS AND COMPOSITION TECHNIQUES OF MODERN
CHOREOGRAPHY
Kiryankova A.,
Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts, Senior Lecturer
Komovich S.
Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts, Lecturer
Аннотация
Постоянное развитие современного танца дает свободу хореографам для своих собственных исследо- ваний. Композиция в современном танце – это процесс принятия решения, что поставить рядом, с чем смешать, в каких пропорциях, а также выбор момента, когда это совершать. Наряду с хореографическим текстом, композиция подвергается непрерывному исследованию в процессе создания, как со стороны ба- летмейстера, так и со стороны самих исполнителей. Эта особенность современной хореографии открывает более широкое поле творческих возможностей для хореографа-постановщика. Авторы статьи выделяют особенности средств и приемов выражения в современной хореографии, рассматривают составляющие хореографической композиции.
Abstract
Constant development of modern dance gives choreographers freedom to carry out their own research. Com- position in modern dance is a decision-making process: what and where to be used, what to be mixed with, in what proportions, as well as the choice of the moment when it should be done. Along with the choreographic text, the composition undergoes a continuous research within the creative process, both by the choreographer and the per- formers. This characteristic of modern choreography suggests a wider field of creative opportunities for a chore- ographer and director. The authors of the article highlight characteristics of expressive means and composition techniques of modern choreography, and consider components of choreographic composition.
Ключевые слова: хореография, композиция, композиционные приемы, выразительные средства в хореографии, хореографический образ, искусство.
Keywords: choreography, composition, composition techniques, expressive means in choreography, chore- ographic image, art.
На сегодняшний день понимание современ- ного искусства можно рассматривать как мастер- ство. Многие виды искусства: архитектура, живо- пись, литература, музыка, хореография выража- ются посредством человека с древнейших времен, являются продуктом, доставляющим эстетическое удовольствие. Хореография буквально означает ис- кусство сочинения и постановки танца (от грече- ского слова χορεία – круговой танец и γραφή – пи- сать). В 1936 году во время дебюта Джорджа Балан- чина на Бродвее в качестве хореографа было впервые использовано слово хореография. Ранее использовались такие фразы, как танцы или ансам- бли в постановке.
Опорой для создания композиции в современ- ной хореографии является система средств и прие- мов выражения, художественный язык, лексиче- ский материал, связь с музыкой, хореографический образ. Особенность образа заключается в том, что он несет в себе не обязательно явные черты харак- тера, а условно обобщенные, иногда предметные, которые определяют внешний и внутренний мир танцовщика.
Танцевальная композиция, как отмечает Ю.А.
Мочалов [10], создается через поиски хореографи- ческой лексики, процесс проживания пантомимы и актерской игры. Немаловажным фактором является разработка и создание танцевального костюма и оформление сценического пространства.
Рисунок танца играет важную роль примени- тельно к созданию композиции. Её формирование происходит посредством соединения рисунка с хо- реографической лексикой, музыкой и простран- ством. Этот синтез служит средством выражения мыслей балетмейстера. Хореография является од- ним из самых актуальных видов искусства в совре- менном обществе. Выражение сущности, проявле- ние своей личности, раскрытие внутреннего мира характерно каждому балетмейстеру при постановке нового спектакля.
Появление новых современных танцевальных течений предполагает новый момент развития в хо- реографии. Новая форма, новый уровень, новый


4
The scientific heritage No 46 (2020) смысл, новая организация движения в пространстве и времени – все это является актуальным художе- ственным высказыванием в современном мире.
Выявление особенностей композиционных приемов создает альтернативу традиционным под- ходам к постановочной работе. Они представляют собой четкую процедуру и отношения, которые не иерархичны, практичны и совместимы по своей природе. Эти отношения между человеком и про- странством позволяют сделать свежий выбор в ге- нерации действия на сцене на основе понимания этого пространства и времени, в котором происхо- дит событие.
Хореографическая композиция представляет собой практику выбора и размещения отдельных компонентов танцевального языка в связное произ- ведение искусства на сцене. Это та же техника, ис- пользуемая любым художником, писателем, ком- позитором или режиссером в своих соответствую- щих дисциплинах. Композиция в хореографии представляет собой способ генерации, определения и развития танцевальной лексики, которая будет использоваться для любой данной части постано- вочного процесса посредством идей, моментов, изображений, предметов, включенных в постано- вочный процесс.
Современная хореография предполагает ис- пользование человеческого тела как инструмента для организации движения во времени и простран- стве, развития тела танцовщика и формирования его индивидуальности через синтез, актуализацию и развитие танцевальной техники. Исследователь- ская направленность, обусловленная взаимодей- ствием танца с постоянно развивающейся филосо- фией движения и комплексом знаний о возможно- стях человеческого тела и взаимодействия тела- разума, тела-пространства, тела-тела, характерны для приемов композиции в современной хореогра- фии.
Занятия современной хореографией предпола- гает практику вынужденных изменений тела внутри и снаружи. Происходит накопление знаний о движении внутри своего тела, взаимодействии и окружающего пространства, внутри которого со- вершается движение. Изучение вариантов партнер- ства и взаимодействия в одной действительности осуществляется посредством танца. Изменения, приходящие в тело и действие посредством психо- физических процессов, соответственно влияют и на другие сферы нашей жизнедеятельности. В этом, на наш взгляд, огромная, если не наибольшая, цен- ность танца.
Основополагающими принципами работы с композицией, на наш взгляд, являются спонтан- ность, концентрация, дисциплина, работа с ритмом, креативность и исследовательская направленность.
Взаимодействие танца и пантомимы, их грамотное сочетание в постановочном процессе, представ- ляют собой основополагающую часть хореографи- ческой композиции [2].
При постановочной работе создание компози- ции обычно происходит в сжатый период времени.
Состав и структуру работы обеспечивают внутрен- ние импульсы балетмейстера-режиссера. Компози- ция представляет собой способ выявления скрытых мыслей и чувств на заданную тему. Балетмейстер формулирует свой взгляд, суждение, мировоззре- ние посредством создания конкретного или обоб- щенного образа в хореографии [15, 49]. Из этого следует, что создание хореографического образа и композиции в целом – это процесс индивидуальный для каждого и осуществляется посредством таких качеств, как интуиция, креативность, наблюдатель- ность, эмоциональность.
Мы используем композиционные приемы во время репетиций, занимаясь сотворчеством со сво- ими танцовщиками в процессе создания собствен- ной работы. Содержание композиции, как правило, включает в себя общее намерение или структуру, а также значительный перечень приемов и техник, которые должны быть включены в работу. Этот список – «рабочий материал», исходя из которого можно выявить принципы, которые являются по- лезными для постановки и создания композиции современной хореографии (симметрия против асимметрии, использование масштаба и перспек- тивы, сопоставление и т.д.) или составляющие, ко- торые конкретно принадлежат к работе (объекты, текстуры, цвета, звуки, действия и т.д.). Эти состав- ляющие композиции представляют собой «одиноч- ные слова к абзацу или статье». Балетмейстер со- здает смысл через их расположение и связь в еди- ную структуру [5; 6; 14].
Любая хореографическая постановка предпо- лагает использование ряда составляющих компо- нентов композиционного построения. Посредством их внедрения в рабочий процесс, хореографическая лексика получает больше развития, следовательно, появляется возможность разрушить стереотипы со- знания человека, дать возможность для размышле- ний своему зрителю при просмотре определенной постановки.
В настоящее время можно выделить следую- щие составляющие хореографической композиции:
1. Драматургия (содержание) хореографиче- ского произведения. В современной хореографии драматургия не является основополагающим эле- ментом, чаще всего она «скрыта» от зрителя.
2. Музыка и ритмический рисунок. Соотно- шение темпа движений, продолжительность пауз и моментов полной остановки, для того, чтобы зри- тель успел что-то понять и осознать момент присут- ствия «здесь и сейчас».
3. Хореографический текст или лексика. Дви- жения тела, движения в разных частях тела, позы, жесты, используемые танцовщиками для передачи своего внутреннего состояния и выражения глав- ной идеи хореографического произведения.
4. Перемещение в пространстве или рисунок танца (пространственные отношения между тан- цовщиками и объектами на сцене, ракурсы, органи- зация пространства, архитектура) [1, 83].


The scientific heritage No 46 (2020)
5
Все эти составляющие композиции выража- ются посредством действенной задачи – отображе- ние главной мысли хореографической постановки и эмоционального состояния танцовщиками.
В современном искусстве понятие драматур- гии стало использоваться применительно не только к драматическому искусству, но и в хореографиче- ском. Исходя из этого, балетмейстер должен уметь размышлять хореографическими образами, пред- ставляя образы исполнителей и их взаимодействие
[11]. Для балетмейстера стало важным создание та- кой постановки, восприятие которой сможет выве- сти аудиторию в эмоциональное напряжение, дать почву для размышлений каждому зрителю, заста- вить человека испытывать эмоции, чувства, задать направление мысли.
В век технического прогресса люди все реже обращаются к собственным мыслям, своему вооб- ражению. Мы цитируем, поглощаем и редко со- здаем какие-то свои уникальные мысли. Поэтому очень часто хореограф пытается завуалировать свою идею. Это и дает ощущение непонятности и отталкивает некоторых зрителей. Здесь очень важна грань между искусством и абсурдом. Нару- шение баланса происходит из-за того, что некото- рые хореографы думают, что они могут не соблю- дать законы драматургии в своих работах, прене- брегать эстетикой и выразительными средствами.
Но до нас дошли рамки, правила из опыта предше- ственников, и, пренебрегая ими, мы рискуем потра- тить очень много времени в поиске уже всем из- вестных истин. Как отмечают А.В. Лопухов, А.В.
Ширяев, А.И. Бочаров, всё чаще драматургия при- нимает значения не только жанра, но и действия в целом [9, 156].
Для основного закона построения хореографи- ческого произведения характерно выражение со- стояние человека. Соответствие этому закону пред- полагает совмещение в танце всех пяти его частей:
1. Экспозиция – начальная точка, введение.
Она настраивает на восприятие будущего спек- такля или перформанса. В отличие от классической хореографии здесь представляется не обязательно яркое и доходчивое объяснение зрителю главных героев и их характеров. Как правило, в современ- ном танце это может быть точка, пауза, с которой начнется «старт» всего действия. Также это может быть решение в пространстве, содержащее в себе постоянные и непостоянные признаки. Основные вопросы, используемые при работе с экспозицией – кто я, где я, когда я.
2. Завязка – начало действия, движения. Осо- знание каждым танцовщиком своего внутреннего состояния – зачем я здесь. Эта часть хореографии должна быть проработана не только лексически, но и композиционно. Пространственные отношения решаются не только расстоянием между объектами на сцене, но и отношением к архитектуре, топогра- фии, дизайну сценической площадки.
3. Развитие действия – характерно развитию содержания хореографической постановки. Чаще всего включает в себя нескольких этапов, ведущих к кульминации, но нарастающая структура, в кото- рой каждая последующая комбинация «перекры- вает» по лексике, ритму, динамике предыдущую, не всегда должна соблюдаться. Таким образом, созда- ется возможность поиска моментов спада «напря- жения», как бы возвращающих зрителя назад с це- лью накопления средств для последующего пере- хода на новый этап. Исходя из этого, балетмейстер устанавливает продолжительность и количество ступеней для выхода на кульминацию произведе- ния. Вопросы, определяющие развитие действия – что я делаю, зачем и как я это делаю.
4. Кульминация – вершина, наивысшая точка развития хореографического действия. Может быть выражена «точкой» (паузой) как в хореографиче- ской лексике, так и в музыке. Все составляющие композиции танца приводят к кульминации в своем пластическом сочетании и логическом построении, затрагивая темпо-ритмическую организацию дви- жения.
5. Развязка – логическое завершение дей- ствия, подготовленное всем развитием от экспози- ции до кульминации. Она должна завершить мысль постановщика. Разрешение всего действия в совре- менном танце – оставить вопрос для зрителей, раз- мышления на какую-то тему по итогам просмотрен- ного спектакля.
Мастерство балетмейстера заключается в гра- мотном применении законов построения танца, композиционных приемов, чтобы различные соот- ношения частей, их продолжительность, способ- ность воспринимать логические системы, психоло- гическое повествование осуществлялись в контек- сте с движением.
Современная хореография – это постоянно развивающийся вид искусства, для которого харак- терна пространственно-временная организация движения. Занятия хореографией становятся прак- тикой по накоплению знаний о движении, констру- ировании последовательностей этих движений и восприятии окружающего нас пространства, в ко- тором эти движения совершаются. На сегодняшний день посредством хореографии решаются и выра- жаются многие смыслы в различных областях и ви- дах искусства, включая фигурное катание, кинема- тографию, театр, гимнастику и другие.
Немаловажную роль применительно к сочине- нию танца занимает хореографический текст (лек- сика). Лексика – это танцевальный язык, состоящий из движений, мимики, жестов, относящихся к опре- деленной танцевальной системе [13, 139]. Посред- ством хореографической лексики выражаются мысли, чувства, идея, характеры, взаимоотношения и образы. Хореографический текст несет главную художественно-эстетическую функцию в компози- ции. Любой художественный текст должен обла- дать следующими признаками:

выраженностью (текст должен быть зафик- сирован языком данного искусства);

ограниченностью (иметь начало, середину и конец);

высоким уровнем структурности (компози- ционная выстроенность).


6
The scientific heritage No 46 (2020)
Профессия балетмейстера предполагает спо- собность передавать жизненные впечатления по- средством движений и жестов, выстроенных в определенной последовательности. Умение балет- мейстера создавать художественно-осмысленный последовательный ряд хореографических движе- ний свидетельствует о его высоком техническом мастерстве, о владении приемами лексического комбинирования.
Комбинирование – важнейший способ дея- тельности балетмейстера. Последовательность дви- жений дискретна и небезгранична: ее строение осу- ществляется в форме комбинаций – конструктив- ной единице хореографического текста. Величина комбинации зависит от степени развития заключен- ной в ней хореографической мысли.
На первом этапе вхождения в материал балет- мейстеру необходимо из великого множества суще- ствующих движений отобрать основные, главные движения, которые по своим характеристикам (ри- сунок движения, его темпоритм, эмоционально-вы- разительные возможности) составляли бы «зерно» будущего образа, его начальное пластическое ре- шение. Выстраивая последовательность движений, можно воспользоваться следующими способами комбинирования:

сочетать традиционные движения;

искать новое, необычное сочетание тради- ционных движений;

сочинять свои собственные, несуществую- щие движения;

использовать все перечисленные способы комбинирования (как традиционные, так и новатор- ские), при этом балетмейстер сумеет достигнуть оптимального контакта со зрителем.
Опираясь на что-то привычное для понимания, легче понять и принять новую художественную ин- формацию. В балетмейстерской практике уже сло- жились некоторые приемы развития, разработки начального материала, такие как вычленение, дроб- ление, варьирование, обновление, усложнение.
Движения, используемые людьми в повседневной жизни (бытовые) также могут стать материалом для развития хореографического текста. Пройдя все эти этапы, хореографическая тема позволяет создать структурно-завершенный хореографический текст, содержанием которого и является художественный образ в его динамическом существовании.
Для развития композиционных приемов также существуют виды организации хореографического текста на сцене:
1. Гомофоническое развитие. Для данного вида многоголосья характерно главенство одной партии движений над остальными. Исходя из гомо- фонического приема многоголосья, возникает орга- низации движения солиста и остальных танцовщи- ков, которые аккомпанируют соло. Способы разви- тия этого приема:

унисон (действие совершается на единую тему, солист отдельно или в центре основной массы танцовщиков);

контраст (солист танцует свою партию, а остальные двигаются на контрасте с ним, возможна полная остановка движения, для усиления соло);

аккомпанемент (движения солиста повто- ряются в интерпретации для усиления его образа);

перекличка (поочередное воспроизведение движений солистом и остальными танцовщиками);

остинатный бас (танцовщики создают
«фон» для исполнителя основной партии посред- ством повторов одного и того же движения).
2. Cуществует вид многоголосья, который предполагает одновременное сочетание и развитие самостоятельных движений. Полифония занимает ведущее место при работе над способами организа- ции хореографической лексики или рисунка танца.
Зачастую полифония используется как необходи- мые включения в композицию для более полного раскрытия темы. В современной хореографии часто используются следующие полифонические при- емы:

имитация (хореографическая комбинация движений исполняется одним танцовщиком, затем другим или группой, в то время как первый танцов- щик продолжает свои действия);

контрапункт (согласный – темы действия не противопоставлены друг другу, контрастный – темы отличаются друг от друга по содержанию);

перекличка (поочередное исполнение дви- жения разными танцовщиками, в разных местах сцены);

перехват (хореографическую комбинацию движений исполняет первый танцовщик, затем ее подхватывают остальные, заканчивают все одно- временно);

множественность (постепенное нарастание количества танцовщиков при исполнении комбина- ции движений);

волна (использование повторов движений в определенной последовательности и темпе).
Полифония предполагает наличие широких возможностей для реализации авторского замысла, воплощения новых взглядов и форм, по сравнению с гомофонией. Однако наглядность восприятия хо- реографии требует от зрителя концентрации внима- ния, посредством переключения то на технические возможности танцоров, то на рисунок танца или хо- реографическую лексику. Таким образом, восприя- тие композиции усложняется в связи с появлением нескольких партий на сцене, усложняется и главная задача зрителя – определение смысла всего проис- ходящего. Исходя из этого, для более яркого рас- крытия ключевых моментов в хореографической композиции, необходимо проявить максимум уме- ния и не навредить восприятию продукта своего со- чинения. Сознательное выделение балетмейстером значимых частей в постановке осуществляется по- средством удобного сценического расположения танцовщиков. Оно предполагает периодическое усиление или ослабление исполнительских тем, в зависимости от содержания.


The scientific heritage No 46 (2020)
7
Характерное использование приема полифо- нии в современной хореографии предполагает по- стоянное развитие хореографической композиции с использованием новых методов и приемов. Практи- чески все балетмейстеры, работающие в направле- нии современного танца, используют полифониче- ские приемы в основе композиционной работы с будущей постановкой.
Шведский танцовщик, хореограф и режиссер
Матс Эк (Mats Ek), поставивший в советские годы свой балет «Лебединое озеро», заставил зрителей воспринимать его по-новому. Он воспользовался множеством приемов полифонии, такие как: волна
(в исполнении лебедей), повтор-перекличка, кон- трапункт и др.
Американский хореограф и балетмейстер
Джордж Баланчин (George Balanchine) в балете
«Щелкунчик» использовал следующие полифони- ческие приемы: имитационная полифония, волна
(вальс цветов).
Немецкая танцовщица и хореограф Пина Бауш
(Pina Bausch) в спектакле «Весна священная», укра- инский хореограф-новатор Раду Поклитару в спек- такле «Дождь» и другие известные балетмейстеры также использовали полифонические приемы при создании новых тем хореографических компози- ций.
Любая тема в современной хореографии опре- деленно должна нести в себе смысл. Балетмейстер должен ощущать находящуюся вокруг него реаль- ность [7, 326]. Важным элементом, на наш взгляд, здесь является понятие «необходимости». Необхо- димость балетмейстеру создать что-то, что имеет отношение к его времени и его культуре. Нет ника- ких правил, нет ничего, что не может быть сделано или использовано. Нужно чтобы хореографическая тема развивалась, усложнялась или даже изменя- лась в зависимости от ситуации. По мнению рус- ского балетмейстера Федора Лопухова, значимость и смысл имеет каждое движение [9, 156].
Нужно отметить, что рисунок танца и хорео- графическая лексика неразрывно связаны между собой и дополняют друг друга. Для рисунка танца характерно усиление значимости хореографиче- ской лексики. Он организует движение танцовщи- ков, систематизирует их перемещение по сцениче- ской площадке [3]. Вместе с хореографической лек- сикой рисунок танца является составным элементом синтеза в композиции танца.
Развитие рисунка осуществляется от простого к сложному и предусматривает связь с предыду- щим рисунком и последующим. Не должно нару- шаться художественное качество. Тесная связь с хореографической лексикой, выражение мысли и характера, заложенных в номере, раскрывается при подробной проработке рисунка танца.
Смена рисунка, как отмечает в своей работе
А.П. Глушковский, осуществляется посредством организованного продвижения или перестроения танцовщиков. Композиционный переход приводит к возникновению нового рисунка и соединяет их между собой [4, 234].
Важным аспектом в работе с рисунком явля- ется выразительность, способствующая понима- нию основной идеи хореографической композиции.
Таким образом, опираясь на замысел и задачу дей- ствия, балетмейстер продумывает необходимый рисунок и композиционный переход. Рисунок не должен отвлекать зрителя своей оригинальностью.
Логика развития через поставленную балетмейсте- ром задачу должна способствовать пониманию за- мысла балетмейстера.
Применительно к выстраиванию рисунка на сценической площадке, балетмейстеру нужно научиться выделять главное, оказывать влияние на внимание зрителей с помощью таких приемов раз- вития пространственной композиции, как: обобще- ние (от единичного к общему), дробление (от об- щего к единичному), контраст, повторение, нара- щивание и другие.
По мнению французского балетмейстера Жана
Жоржа Новерра (Jean George Noverre), знакомство с геометрией также может принести немалую пользу в танцевальном искусстве посредством упо- рядочения комбинаций, внесения ясности в фигу- рах, четкости форм [12, 86].
Также важным ресурсом в создании компози- ции является музыка. Применительно к сочинению и развитию лексики музыка является важным эле- ментом. Однако на сегодняшний день нельзя утвер- ждать о неразрывной связи танца и музыки. Совре- менный танец может исполняться и в тишине, спо- собствующей созданию танца именно из желания и потребностей двигаться, а не «иллюстрировать» уже готовые объекты искусства в других жанрах.
Иногда использование музыки как фона практику- ется на уроках по современному танцу и в некото- рых танцевальных постановках. Поиск музыкаль- ного сопровождения предполагает возможность со- творчества с современными композиторами, которые могут создать уникальную мелодию для передачи эмоционального и психологического со- держания будущей композиции.
Темп, ритм, динамика логически связаны и представляют собой способ организации и выраже- ния не только в музыке, но и в танце, посредством диапазона движения и амплитуды. Каждое произ- ведение имеет свой ритм [8].
В XXI веке появление новых технических воз- можностей усилило воздействие на зрителей. Ис- пользование технологий, позволяющих автомати- зировано проектировать и управлять новой сцено- графией (динамическая проекция, коллажирование, световая и цветовая партитура, воспроизведение звуков, видео и проекционная информация), осу- ществляется посредством технологии визуального воздействия на сознание зрителей. Виртуальное ис- кусство внесло в современное искусство уникаль- ные возможности имитации реальности через отра- жение жизни в трехмерном отображении простран- ства, трансформацию места действия и времени.
Яркое восприятие образов, необычное взаимодей- ствие между объектами осуществляется посред- ством использования новых технологий, совершен-