Файл: Какие из инструментов зарубежной северной политики были бы полезны для развития традиционной экономики в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эссе на тему: «Какие из инструментов зарубежной северной политики были бы полезны для развития традиционной экономики в России?»
Стратегической экономической и территориальной политики России является освоение северных территорий. Так, малочисленные жители Севера стремятся к сохранению своих уникальных традиций, культуры и поддерживают должный уровень безопасности, в частности, окружающей среды.

В послании Главы Ассамблеи народов РФ в 2018 году были выдвинуты приоритетные задачи для реализации данной политики:

- налаживание благосостояния жизни людей, проживающих на территории Северной Америки и Гренландии;

- выявление схожих традиций жителей Севера и граждан России.

Следовательно, ключевой целью данного эссе является идентификация инструментов зарубежной северной политики, которые были бы полезны для развития традиционной экономики России.

В целом, развитие арктических территорий для экономики России является стратегической задачей, особенно, в области национальной и государственной политики.

А также, данная региональная политики отражается в экономической и политической деятельности таких стран, как Исландия, Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия и так далее.

В Канаде и Финляндии развитие арктических территорий преобладают исторически программно-целевые инструменты, а так же используют широкий спектр финансовых инструментов развития.

Канада является второй страной после России по площади арктических территорий.

Северные территории Канады практически не уступают по уровню обеспеченности запасами полезных ископаемых российским территориям, здесь сосредоточены значительные запасы природного газа, нефти, угля, чёрных и цветных руд металлов, что делает эти территории важнейшим стратегическим объектом региональной политики для страны.

При условии отсутствия эргономичных и безопасных технологий в области добычи ресурсов Канада, в основном, занимается разработкой континентальных месторождений, и особое внимание уделяет вопросам экологии. Причиной этому служат частные изменения в климате данного северного региона, географические факторы и социально-экономические аспекты
, отвечающие Целям устойчивого развития ООН [1].

Так, около 50% арктических территорий занимает Финляндия или провинции Оулу и Лапладия.

Финляндия с точки зрения экономического развития всегда считалась отстающей по причинам:

- тяжелых климатических условий, которые способствовали оттоку населения;

- удаленность от европейских экономических и финансовых центров, что затрудняет налаживание хозяйственных связей.

В середине 90-х годов в связи с вступлением Финляндии в Европейский Союз произошли важные трансформации в системе региональной политики. А именно, страна получила доступ к дополнительным финансовым ресурсам европейских структурных фондов. Следовательно, местные власти вынуждены формировать политику развития в соответствии с ними.

На текущие расходы и на развитие Дании, в частности, Гренландии, были выделены различные финансовые инструменты, так как это государство является членом ЕС, а Дания – независимый член Северного совета. Обладая данным статусом, Гренландия вправе принимать участие в деятельности арктического совета, что является хорошей предпосылкой к налаживанию внешнеэкономических связей не только с Европой, но и с Россией.

За привлечение инвестиций активно выступает Гренландия, которые необходимы, в первую очередь, для развития отраслей народного хозяйствования и для развития сферы природопользования.

Правительство Гренландии добычу отдельных видов природных ископаемых ограничило, особенно, для иностранных инвесторов, которые не имеют лицензий.

В рамках общегосударственной региональной политики Швеция применяет различные финансовые рычаги и механизмы регионального выравнивания, что является полезным опытом для России. Однако, Швеция не располагает достаточными мерами по финансовому развитию северных территорий, а использует лишь с этой целью налоговые инструменты и различные формы межбюджетных трансфертов. Безусловно, Правительство России должно обратить внимание на данные недостатки и принять соответствующие меры по совершенствованию традиционной экономики.

В заключении отметим опыт Норвегии в решении вопроса развития северной политики. Для этого государства особенно важно налаживание внешней и внутренней политики, где отмечается недостаточное внимание к своим территориям. А именно, ранее не придавалось никакого экономического значения северным территориям Норвегии. Но в 2017 году вышел в свет документ «Арктическая стратегия Норвегии», который проводит грань между социальной и геополитической политикой. За счет применения различных финансовых инструментов на севере страны были созданы следующие объекты, отражающие картину проводимой северной политики:



- создана огромная производственная база, что послужило толчком к созданию новых рабочих мест;

- реализуются программы по поддержке малого и среднего бизнеса в рамках государственно-частного партнерства;

- развиваются привлекательные отрасли народного хозяйства: морские перевозки, туризм по северным территориям.

В итоге отметим, что зарубежный опыт проведения северной политики должен иметь определенное значение для российской экономики. Например, необходимо анализировать и проводить мониторинг результатов применения отдельных финансовых инструментов, направленных на развитие экономики северных территорий и государств.

Для России также важно особое внимание уделять инвестированию и активному применению механизмов государственно-частного партнерства с целью поддержки малого и среднего бизнеса. Все это, безусловно, отражается на экономике страны, а полученный зарубежный опыт лишь ускорит данные процессы.
Список литературы


  1. Сахаров А.Г., Андронова И.В. (2020) Устойчивое развитие арктических территорий Канады: цели и результаты // Вестник международных организаций. Т. 15. № 4. С. 140–162

  2. Вербиненко Е.А., Бадылевич Р.В., Острецов А.С. Инструменты, формы и методы финансового регулирования развития арктических территорий: зарубежный опыт // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2017. № 2 (53). С. 104-115.

  3. Дворецкий В.М. Правовой статус «Постоянного фонда Аляски»: общая характеристика // Финансы и управление. 2019. № 1. С. 10-18.

  4. Бадылевич Р.В. Оценка государственного финансового обеспечения развития арктической зоны РФ // Фундаментальные исследования. 2020. № 9. С. 11-19.

  5. Onifade T.T. Regulating natural resource funds: Alaska heritage trust fund, Alberta permanent fund, and government pension fund of Norway // Global Journal of Comparative Law. 2017. No. 6 (2). Pp. 138-173.