Файл: Протокол 5 от 30 мая 20 22 г. Согласовано заместитель директора по увр углёва А. В.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Северного района Новосибирской области Северная средняя школа
ПРИНЯТА на заседании ШМО учителей-предметников истории, обществознания, географии Протокол № 5 от « 30 » мая 2022 г. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Углёва А.В. __________________________ от« 30» августа 2022 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Составитель: Шишханова Е.М.,
учитель истории и обществознания
Северное 2022
-
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее- ФГОС ООО) и является частью основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Северной СШ.
«Финансовая грамотность» в 5 классе реализуется за счёт внеурочной деятельности по выбору обучающихся в форме творческой лаборатории. Данный курс рассчитан на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю.
Учебный курс «Финансовая грамотность» в основном общем образовании изучается с целью:
формирования у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование активной жизненной позиции, экономического образа мышления,
- воспитание ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье и обществе,
- приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
Класс | Планируемые результаты | |
У обучающегося будут сформированы: | Обучающийся получит возможность для формирования: | |
5класс |
| выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивациии интереса к учению; готовностик самообразованиюи самовоспитанию; компетентности в реализации основ финансовой грамотности в поступках идеятельности. |
Метапредметные:
| Требования ФГОС ООО к планируемым результатам | Класс | Планируемые результаты | ||||||||
| Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: | |||||||||
| Регулятивные | ||||||||||
| Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. | 5 | Выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки. Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность. Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты. | Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты. Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности. | |||||||
| Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | 5 | Приемам контроля и самоконтроля усвоения изученного материала и умения создавать простейшие графики, таблицы, схемы. Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха | Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха Систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности. | |||||||
| Познавательные | ||||||||||
| Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. | 5 | Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства. Выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов. Определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме. | Определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме. Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. | |||||||
| Коммуникативные | ||||||||||
| Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | 5 | Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; -высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога. | Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; -высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога. Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). | |||||||
| Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | 5 | Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. | Использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.. | |||||||
Предметные | | ||||||||||
Класс | Планируемые результаты | | |||||||||
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: | | |||||||||
| 7 | понимать основные принципы экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; понимать и правильно использовать экономические термины; приёмам работы с экономической информацией, её осмысливать; проводить простые финансовые расчёты; приобретать знания и опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики; знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; | направлениям инвестирования и способам сравнения результатов на простых примерах; делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономическим ситуациям; определять элементарные проблемы в области семейных финансов и находить пути их решения; развивать кругозор в области экономической жизни общества и формировать познавательный интерес к изучению общественных дисциплин. | |
3.Содержание курса
5 класс
Содержание курса | Формы организации деятельности | Виды деятельности |
Что такое деньги и какими они бывают. Что такое деньги. Как появились деньги. Из истории российских денег. История монет. Бумажные деньги. Безналичные деньги. Как работает электронная карточка. Валюты. Защита денег от подделок. Доходы и расходы семьи. Откуда в семье берутся деньги. Куда уходят деньги. Что такое семейный бюджет и как его правильно планировать. Риски потери денег и имущества Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. История зарождения страхования. Как делать сбережения. Семья и государство: как они взаимодействуют История зарождения налоговой политики. Налоги, которые есть в нашей жизни. Почему мы должны платить налоги. Социальные пособия. | Лекция-исследование, лабораторное и практическое занятия, игра-сказка, творческий проект, диспут, эксперимент, составление кроссвордов, работа с текстовыми и другими источниками социальной информации, индивидуальная работа над творческим заданием по выбранной теме. | Знакомство с интернет-сайтами, практическая работа, участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах, составление задач, написание сочинения-рассуждения (эссе), проектная работа. |
Тематическое планирование
5 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие | 1 |
| Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают | |
2. | Как появились деньги | 1 |
3. | Из истории российских денег | 1 |
4. | История монет | 1 |
5. | Бумажные деньги | 1 |
6. | Безналичные деньги | 1 |
7. | Как работает электронная карточка | 1 |
8. | Валюты | 1 |
9. | Защита денег от подделок | 1 |
10. | Решение заданий по разделу «Что такое деньги и какими они бывают» | 1 |
11. | Представление результатов исследований | 1 |
| Раздел 2. Доходы и расходы семьи | |
12. | Откуда в семье берутся деньги | 1 |
13. | Куда уходят деньги | 1 |
14. | Что такое семейный бюджет и как его правильно планировать | 1 |
15. | Составление группового проекта «День рождения моего одноклассника» | 1 |
16. | Представление проектов | 1 |
17. | Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля | 1 |
| Раздел 1. Риски потери денег и имущества | |
18-19. | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | 2 |
20. | История зарождения страхования | 1 |
21. | Как делать сбережения | 1 |
22. | Решение заданий по разделу «Риски потери денег и имущества» | 1 |
23. | Представление результатов исследования | 1 |
| Раздел 2. Семья и государство: как они взаимодействуют | |
24. | История зарождения налоговой политики | 1 |
25. | Налоги, которые есть в нашей жизни | 1 |
26. | Почему мы должны платить налоги | 1 |
27. | Мини-исследование | 1 |
28. | Социальные пособия | 1 |
29. | Мини-исследование | 1 |
30. | Составление группового проекта «Государство – это мы» | 1 |
31-32. | Представление проектов | 2 |
33. | Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля | 1 |
34. | Итоговое занятие. | 1 |