Файл: Протокол 5 от 30 мая 20 22 г. Согласовано заместитель директора по увр углёва А. В.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Северного района Новосибирской области Северная средняя школа

ПРИНЯТА

на заседании ШМО учителей-предметников истории, обществознания, географии

Протокол № 5

от « 30 » мая 2022 г.




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Углёва А.В.

__________________________

от« 30» августа 2022 г.

Рабочая программа


курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»


Составитель: Шишханова Е.М.,

учитель истории и обществознания


Северное 2022

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее- ФГОС ООО) и является частью основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Северной СШ.

«Финансовая грамотность» в 5 классе реализуется за счёт внеурочной деятельности по выбору обучающихся в форме творческой лаборатории. Данный курс рассчитан на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю.

Учебный курс «Финансовая грамотность» в основном общем образовании изучается с целью:

формирования у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

- формирование активной жизненной позиции, экономического образа мышления,

- воспитание ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье и обществе,

- приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:

Класс

Планируемые результаты

У обучающегося будут сформированы:


Обучающийся получит возможность для формирования:

5класс

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

  • начальные навыки адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

  • навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.




выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивациии интереса к учению;

готовностик самообразованиюи самовоспитанию;

компетентности в реализации основ финансовой грамотности в поступках идеятельности.




Метапредметные:




Требования ФГОС ООО к планируемым результатам

Класс

Планируемые результаты




Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:




Регулятивные




Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

5

Выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки.
Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.

Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты.

Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты.

Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.





Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

5

Приемам контроля и самоконтроля усвоения изученного материала и умения создавать простейшие графики, таблицы, схемы.

Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха

Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха

Систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности.




Познавательные




Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

5



Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства.

Выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов.

Определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме.

Определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме.

Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.




Коммуникативные




Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.


5


Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

-высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога.

Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

-высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога.

Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).




Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий


5

Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.

Использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др..


Предметные




Класс

Планируемые результаты




Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:







7

понимать основные принципы экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

понимать и правильно использовать экономические термины;

приёмам работы с экономической информацией, её осмысливать; проводить простые финансовые расчёты;

приобретать знания и опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики; знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;

направлениям инвестирования и способам сравнения результатов на простых примерах;

делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономическим ситуациям; определять элементарные проблемы в области семейных финансов и находить пути их решения;

развивать кругозор в области экономической жизни общества и формировать познавательный интерес к изучению общественных дисциплин.







3.Содержание курса
5 класс

Содержание курса

Формы организации деятельности

Виды деятельности

Что такое деньги и какими они бывают. Что такое деньги. Как появились деньги. Из истории российских денег. История монет. Бумажные деньги. Безналичные деньги. Как работает электронная карточка. Валюты. Защита денег от подделок.

Доходы и расходы семьи. Откуда в семье берутся деньги. Куда уходят деньги. Что такое семейный бюджет и как его правильно планировать.

Риски потери денег и имущества

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. История зарождения страхования. Как делать сбережения.

Семья и государство: как они взаимодействуют

История зарождения налоговой политики. Налоги, которые есть в нашей жизни. Почему мы должны платить налоги. Социальные пособия.



Лекция-исследование, лабораторное и практическое занятия, игра-сказка, творческий проект, диспут, эксперимент, составление кроссвордов, работа с текстовыми и другими источниками социальной информации, индивидуальная работа над творческим заданием по выбранной теме.

Знакомство с интернет-сайтами, практическая работа, участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах, составление задач, написание сочинения-рассуждения (эссе), проектная работа.


Тематическое планирование

5 класс



Тема

Кол-во часов

1.

Вводное занятие

1




Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают




2.

Как появились деньги

1

3.

Из истории российских денег

1

4.

История монет

1

5.

Бумажные деньги

1

6.

Безналичные деньги

1

7.

Как работает электронная карточка

1

8.

Валюты

1

9.

Защита денег от подделок

1

10.

Решение заданий по разделу «Что такое деньги и какими они бывают»

1

11.

Представление результатов исследований

1




Раздел 2. Доходы и расходы семьи




12.

Откуда в семье берутся деньги

1

13.

Куда уходят деньги

1

14.

Что такое семейный бюджет и как его правильно планировать

1

15.

Составление группового проекта «День рождения моего одноклассника»

1

16.

Представление проектов

1

17.

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля

1

 

Раздел 1. Риски потери денег и имущества

 

18-19.

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

2

20.

История зарождения страхования

1

21.

Как делать сбережения

1

22.

Решение заданий по разделу «Риски потери денег и имущества»

1

23.

Представление результатов исследования

1

 

Раздел 2. Семья и государство: как они взаимодействуют

 

24.

История зарождения налоговой политики

1

25.

Налоги, которые есть в нашей жизни

1

26.

Почему мы должны платить налоги

1

27.

Мини-исследование

1

28.

Социальные пособия

1

29.

Мини-исследование

1

30.

Составление группового проекта «Государство – это мы»

1

31-32.

Представление проектов

2

33.

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля

1

34.

Итоговое занятие.

1