Файл: Имеется ряд факторов, объективно осложняющих адаптацию этих граждан. Эти факторы внутренне противоречивы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальная адаптация есть приспособление личности к социальной среде, усвоение ею правил, норм, социальных позиций, установок, характерных для данной среды, приобретение навыков, позволяющих бывшему осужденному нормально жить в обществе свободных людей.

Имеется ряд факторов, объективно осложняющих адаптацию этих граждан. Эти факторы внутренне противоречивы. С одной стороны, они должны оказывать положительное воздействие на осужденного, поскольку весь карательно-воспитательный процесс способствует созданию контрмотива преступной деятельности, показывая, что преступление влечет целый ряд неблагоприятных последствий. С другой стороны, лишение свободы неизбежно связано с рядом отрицательных социальных последствий как для осужденного, так и для общества в целом.

Одно из таких последствий — разрыв многих социально полезных связей — с семьей, родственниками, знакомыми, трудовым коллективом по месту работы и т.д. Для того чтобы ослабить отрицательные последствия такого разрыва, закон предусматривает меры компенсационного характера — не ограничена переписка осужденных, они получают посылки, передачи, свидания. Однако эти меры полностью заменить постоянное общение, конечно, не могут.

Вторым последствием является помещение осужденного в отрицательную среду таких же лиц, как он сам, т.е. преступников. Естественно, что такая среда не может не оказать отрицательного влияния на осужденного, особенно, если он впервые осужден и характеризуется небольшой степенью социально-нравственной запущенности.

Компенсационные меры выражаются в раздельном содержании впервые осужденных и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы. Однако такая классификация не учитывает индивидуальных особенностей разных осужденных. Известно, что иногда одну судимость может иметь опасный преступник, имеющий за плечами десятки преступлений, и две — человек, совершивший преступления под влиянием ситуации и т.п. Первый может оказывать куда более отрицательное влияние на других отбывающих наказание, чем второй.

Следующая трудность, осложняющая адаптацию, связана с тем, что осужденные отучаются принимать самостоятельные решения. Весь порядок их жизни определяет администрация учреждения: они не планируют свой бюджет, у них нет наличных денег, они не пользуются городским транспортом, не обеспечивают себя жильем, одеждой, продуктами питания. Они становятся пассивными, им трудно решать бытовые проблемы, с которыми они столкнутся после освобождения.


В 1963 г. были созданы колонии-поселения, в которых установлен режим полусвободы, направленный на постепенное приобщение осужденного к условиям, максимально приближенным к свободе.


Однако этот этап проходят лишь положительно характеризующиеся осужденные, хотя ступенчатое освобождение с точки зрения облегчения адаптации особенно важно как раз для отрицательно характеризующихся, ибо рецидив среди них значительно выше. Подавляющее большинство осужденных освобождается непосредственно из колоний закрытого типа (общего, строгого и особого режима), а также из тюрем.

Немаловажное значение с точки зрения осложнения адаптации имеет и тот отрицательный прием, с которым сталкиваются многие освобожденные с первых шагов на свободе. Особенно сильное влияние этот фактор оказывает на тех, кто не был подготовлен к нему в колонии.

Для облегчения социальной адаптации предусмотрена специальная система норм, призванных, с одной стороны, помочь освобожденному в решении наиболее важных проблем, которые он в целом ряде случаев сам решить не может (трудовое, бытовое, жилищное устройство), а с другой — установить социальный контроль за теми освобожденными, от которых можно ждать каких-либо антиобщественных проявлений, в том числе совершения новых преступлений.

Наблюдение за лицами, условно-досрочно освобожденными от наказания

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания имеет свои особенности. С одной стороны, оно касается лиц, представляющих меньшую опасность, так как данный институт применяется лишь к тем, кто, по мнению суда, не нуждается для своего исправления в полном отбывании назначенного судом наказания, т.е. к положительно характеризующимся осужденным. Вероятность рецидива с их стороны значительно меньшая. С другой стороны, эти лица освобождены досрочно, вследствие чего подготовка их освобождения могла не проводиться. Это значит, что все вопросы трудового и бытового устройства они должны решать после освобождения самостоятельно.

С другой стороны, суд, применяя условно-досрочное освобождение, может возложить на осужденного исполнение определенных обязанностей (о них говорилось ранее).

Наблюдение за условно-досрочно освобожденными организуют органы внутренних дел (подразделения по делам несовершеннолетних и участковые уполномоченные милиции), они же проводят с ними воспитательную работу, направленную на закрепление результатов их исправления. В зависимости от поведения лица, условно-досрочно освобожденного от наказания, органы внутренних дел могут ставить перед судом вопрос о полной или частичной отмене таких обязанностей или о дополнении ранее установленных обязанностей. К сожалению, на практике загрузка сотрудников милиции не позволяет им целенаправленно заниматься контролем за лицами, условно-досрочно освобожденными от наказания.

Внимание обращается главным образом на лиц, характеризующихся отрицательным поведением. Остальные остаются вне поля зрения.
Поэтому необходимо создание специализированного государственного органа по контролю за поведением условно-досрочно освобожденных.

Главная цель наблюдения и проведения воспитательной работы — помочь освобожденному адаптироваться в новых для него условиях, оказывать содействие в решении возникающих вопросов, предотвратить рецидив, который чаще всего наблюдается в первое время после освобождения.

Если на данное лицо распространяется законодательство об административном надзоре, то при безуспешности мер общественного воздействия перед органами внутренних дел может быть поставлен вопрос об установлении такого надзора.

Если осужденный совершит нарушение общественного порядка, за которое на него будет наложено административное взыскание, или злостно уклонится от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения, суд может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся неотбытой части наказания. При совершении осужденным преступления по неосторожности вопрос об отмене либо о сохранении условно-досрочного освобождения решается судом. Если новое преступление является умышленным, суд назначает ему наказание по правилам о совокупности приговоров, предусмотренным ст. 70 УК РФ. По этим же правилам назначается наказание в случае совершения преступления по неосторожности, если суд отменяет условно-досрочное освобождение.

Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Административный надзор представляет собой профилактическую меру, применяемую к тем освобожденным, поведение которых дает основание опасаться рецидива преступлений с их стороны. Цель надзора — предупреждение новых преступлений со стороны освобожденных и оказание на них воспитательного воздействия. Он не имеет целью унижение человеческого достоинства и компрометацию поднадзорного по месту его работы или жительства.

Институт административного надзора регламентирован Положением об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утв. указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1966 № 5364-VI. В соответствии с названным Положением административный надзор может быть установлен за некоторыми категориями освобожденных.



В ст. 2 Положения, регламентирующей эти категории, первой названы особо опасные рецидивисты. УК РФ не знает такой категории. Однако ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» содержит норму об отбывании лицами, признанных особо опасными рецидивистами в соответствии со ст. 241 УК РСФСР 1960 г., в исправительных колониях особого режима. В этих же колониях в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 58 УК РФ отбывают наказание лица, совершившие преступления при особо опасном рецидиве. Это дает основание сделать вывод, что законодатель приравнивает эти категории. Отсюда следует, что административный надзор может устанавливаться за лицами, совершившими преступления при особо опасном рецидиве.

За лицами, судимыми за тяжкие преступления или судимыми два или более раза за любые умышленные преступления либо ранее освобождавшимися из мест лишения свободы до полного отбытия назначенного судом срока наказания условно-досрочно и вновь совершившими умышленное преступление в течение неотбытой части наказания, административный надзор устанавливается в том случае, если их поведение в период отбывания наказания свидетельствует об упорном нежелании встать на путь исправления и приобщения к честной трудовой жизни. Основанием для установления надзора за этой категорией лиц является приговор суда.

Пленум Верховного Суда СССР, обобщивший в постановлении от 05.07.1974 практику применения судами законодательства об ответственности за нарушение правил административного надзора, указал, что под упорным нежеланием встать на путь исправления и приобщиться к честной трудовой жизни следует понимать, в частности, систематические нарушения требований режима отбывания наказания, за которые лицо подвергалось взысканиям, если эти взыскания не сняты и не погашены к моменту освобождения. Систематическими должны признаваться нарушения, совершенные три раза и более при условии, что за каждое из них лицо было подвергнуто взысканию.

В соответствии с указанным Положением административный надзор устанавливается мотивированным постановлением начальника исправительного учреждения. В этом документе определяются основания установления надзора и его срок. В постановлении определяется, когда осужденный должен прибыть к избранному им месту жительства.

При освобождении постановление об установлении надзора объявляется осужденному под расписку, ему разъясняются правила надзора, его обязанность прибыть в установленный срок к избранному месту жительства и явиться в орган внутренних дел, а также соблюдать те ограничения, которые будут установлены в соответствии с постановлением об административном надзоре.



Помимо обычных для всех граждан обязанностей вести честный образ жизни, не нарушать общественный порядок, лица, находящиеся под административным надзором, должны являться в орган милиции по вызову и давать объяснения по вопросам, связанным с соблюдением правил надзора; уведомлять работников милиции о перемене места работы и жительства, о выездах в командировки; при выезде в другой населенный пункт по личным делам с разрешения органов милиции и нахождении там более суток — зарегистрироваться в местном органе внутренних дел.

К лицам, в отношении которых установлен административный надзор, могут применяться ограничения в виде запрещения ухода из дома (квартиры) в определенное время; запрещения пребывания в определенных пунктах района, города (например, на вокзалах); запрещения или ограничения времени выезда по личным делам за пределы района, города. Эти лица могут быть обязаны являться в милицию для регистрации от одного до четырех раз в месяц.

Конкретные ограничения применительно к каждому лицу устанавливаются начальником органа внутренних дел в полном объеме либо частично в зависимости от поведения поднадзорного, его семейного положения, места и графика работы и других обстоятельств. Ограничения могут изменяться органом внутренних дел (в сторону смягчения или усиления) в зависимости от поведения поднадзорного, с учетом его личности, изменения характера или графика работы и т.д.

Постановление об установлении ограничений или их изменении объявляются поднадзорному под расписку.

В том случае, если административный надзор за осужденным не был установлен при освобождении из мест лишения свободы, это может быть сделано органом внутренних дел по месту его жительства, если он систематически нарушает общественный порядок несмотря на предупреждение органов внутренних дел.

Такое предупреждение должно быть составлено в письменном виде. О нем сообщается лицу под расписку. В предупреждении должно быть указано, какие правонарушения допускает лицо (например, мелкое хулиганство, появление в общественном месте в пьяном виде, прогулы по месту работы и т.п.). Лицу объявляется, что если оно будет продолжать вести себя подобным образом, то за ним может быть установлен административный надзор. Лишь после такого официального предупреждения, если оно не возымело действия, начальником органа внутренних дел может быть вынесено постановление об установлении административного надзора. Это постановление должно быть санкционировано прокурором.