Файл: Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Формирование читательской грамотности через разные типы заданий
“Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться”.
Э.Тоффлер
Цель: поделиться опытом работы по формированию читательской грамотности через разные типы заданий при работе с текстом.
Задачи:
-раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными приёмами и типами заданий;
-отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах, индивидуальная работа).
Социальная значимость заключается в том, что данные приёмы при работе с текстом при формировании читательской грамотности могут быть использованы учителями, работающими с детьми среднего школьного возраста в образовательном процессе.
Ожидаемые результаты:
-участники мастер-класса получат знания о разных типах заданий по формированию читательской грамотности и смогут использовать приобретенные знания в своей практике.
Оборудование: компьютер, проектор, выделители, файлы с заданиями для работы.
Ход мастер-класса
I. Организационный момент.
-Перед тем, как приступить к работе с текстом, я предлагаю вам сгруппироваться. На каждом столе лежат кусочки изображения. Возьмите их, поднимитесь и найдите участников вашей команды, собрав изображение.
1 команда-изображение «Белый медведь на льдине».
2 команда- изображение «Белый медведь с медвежатами».
3 команда - изображение «Белый медведь ест рыбу».
Начнём мы с Приёма «Ассоциативный куст».
-Посмотрите еще раз на собранную картинку. Возьмите рабочий лист №1, который лежит посередине стола один на группу. Обсудите и запишите ассоциации, которые у вас возникают, глядя на изображение. 1 минута
-Давайте послушаем , какие ассоциации возникли у каждой группы. (выступление групп).
-Молодцы! 1минута
-Как вы считаете, какая будет тема текста? Конечно, мы сегодня будем читать текст про белого медведя Приём «Антиципация» (предугадывание) один из важных приёмов до чтения текста.
- У вас у каждого на краю стола лежит лист с текстом. Сейчас вы будете работать индивидуально. Вам необходимо будет ознакомиться с текстом. Обратите внимание, кроме текста вам предложен глоссарий, в котором есть значения трудных для понимания слов. Для ознакомления текста даю 2 минуты.
- С текстом вы ознакомились.
-Возьмите рабочий лист №2. Сейчас вам необходимо записать по одному тонкому или толстому вопросу по содержанию текста. Приём «Тонкий и Толстый вопрос». Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Тонкие вопросы могут начинаться со слов Кто? Что? Как? Когда? Где?
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. Толстые вопросы могут начинаться со слов: Объясните почему ? Почему вы считаете? В чем различие? И тд.
Записываем вопросы, и ответ на свой вопрос. 1мин
Сейчас я попрошу вас встать и под музыку передвигаться в любом направлении, когда остановится музыка, находим себе пару и задаем друг другу свои вопросы, обращая внимание на ответ. Когда ваша пара справится с заданием, покажите сигнал ,что вы готовы, чтобы можно было продолжить дальше. Опять начинаем двигаться под музыку.(звучит композиция «Песня про белых медведей» из к/ф Кавказская пленница). 5 мин.
-Спасибо! Присаживайтесь на свои места.
- Коллеги я сейчас предлагаю вам активизировать свою память. Возьмите, пожалуйста, лист с текстом. Пробегитесь глазами по тексту ещё раз. Даю 30 секунд. Переверните текст. Задание «Интерпретация текста».
- Возьмите рабочий лист №3 и выделитель. Выделите те сочетания слов, которые точно встречались в тексте. 1мин
-Коллеги теперь порошу поменяться с вашим соседом выделителем и свериться с правильным ответом, если вы, что-то не выделили, то выделяем. Если вы ошиблись, то вы проведите линию поверх того цвета, которым вы выделили в начале. Слайд№8. Молодцы!
-Возьмите рабочий лист №4. Работаем в парах. Необходимо выполнить задания на «Соответствие», нужно соединить понятия и события.
-Предлагаю поменяться парами листочками и проверить. Эталон выведен на доску.Слайд№10. Молодцы, коллеги!
-Предлагаю выполнить последнее задание. Возьмите рабочий лист №5.Приём «Реставрация текста». Впишите пропущенные слова в тексте. Сверьтесь с эталоном. Слайд№11. Молодцы.
-Коллеги , наш мастер класс подходит к концу, я вам представила, некоторые типы заданий, которые я использую на своих уроках при формировании читательской грамотности.
Вы отлично работали. Молодцы!
III. Рефлексия Прием «Всё в твоих руках» .
- А теперь возьмите лист№6, обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Раскрасьте, пожалуйста, те пальцы позиций, которые соответствуют вашему внутреннему ощущению после нашего мастер класса.
БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приёмы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.
СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации.
БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.
МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю.
- Спасибо большое, коллеги, за Вашу активную работу! Слайд № 12 .
Приложение
«Белый медведь»
В полярном море, среди торосов и плавучих льдин, живет самый большой медведь на земле – белый. Это самый крупный зверь среди хищников. Длина тела достигает до 280 см, а вес - до 800кг. От холода медведя защищает густой мех, который в воде не намокает, а также толстый жировой слой под шерстью.
Белый медведь – настоящий хозяин Арктики, самый сильный зверь. Он неутомимый ходок и неутомимый пловец. Он очень хитрый охотник. Часами он караулит тюленей у лунок, прикрыв черный нос белой лапой. Или ловко ползет к тюленям на брюхе, высмотрев их на снегу.
Весь год плавают по океану огромные льдины, и весь год бродят по ним медведи-самцы. А медведицы на зиму выходят на землю и прячутся в глубокие снежные норы – берлоги.
Там, в берлогах, и появляются крохотные медвежатки. До весны они спят да сосут молоко. А весной медвежья семейка вылезает из-под снега и отправляется бродить по ледяным неоглядным полям.
«Белый медведь»
В полярном море, среди торосов и плавучих льдин, живет самый большой медведь на земле – белый. Это самый крупный зверь среди хищников. Длина тела достигает до 280 см, а вес - до 800 кг. От холода медведя защищает густой мех, который в воде не намокает, а также толстый жировой слой под шерстью.
Белый медведь – настоящий хозяин Арктики, самый сильный зверь. Он неутомимый ходок и неутомимый пловец. Он очень хитрый охотник. Часами он караулит тюленей у лунок, прикрыв черный нос белой лапой. Или ловко ползет к тюленям на брюхе, высмотрев их на снегу.
Весь год плавают по океану огромные льдины, и весь год бродят по ним медведи-самцы. А медведицы на зиму выходят на землю и прячутся в глубокие снежные норы – берлоги.
Там, в берлогах, и появляются крохотные медвежатки. До весны они спят да сосут молоко. А весной медвежья семейка вылезает из-под снега и отправляется бродить по ледяным неоглядным полям.
«Белый медведь»
В полярном море, среди торосов и плавучих льдин, живет самый большой медведь на земле – белый. Это самый крупный зверь среди хищников. Длина тела достигает до 280 см, а вес - до 800 кг. От холода медведя защищает густой мех, который в воде не намокает, а также толстый жировой слой под шерстью.
Белый медведь – настоящий хозяин Арктики, самый сильный зверь. Он неутомимый ходок и неутомимый пловец. Он очень хитрый охотник. Часами он караулит тюленей у лунок, прикрыв черный нос белой лапой. Или ловко ползет к тюленям на брюхе, высмотрев их на снегу.
Весь год плавают по океану огромные льдины, и весь год бродят по ним медведи-самцы. А медведицы на зиму выходят на землю и прячутся в глубокие снежные норы – берлоги.
Там, в берлогах, и появляются крохотные медвежатки. До весны они спят да сосут молоко. А весной медвежья семейка вылезает из-под снега и отправляется бродить по ледяным неоглядным полям.
Глоссарий
Торосы- нагромождение обломков льда, до 10 — 20 метров в высоту, которые образуются в результате сжатия ледяного покрова.
Неутомимый - не знающий усталости, очень выносливый.
Ходок - тот, кто легко, неутомимо ходит пешком.
Лунка - небольшое углубление во льду.
Неоглядный
- такой, который невозможно окинуть взглядом; необозримый.
Глоссарий
Торосы- нагромождение обломков льда, до 10 — 20 метров в высоту, которые образуются в результате сжатия ледяного покрова.
Неутомимый - не знающий усталости, очень выносливый.
Ходок - тот, кто легко, неутомимо ходит пешком.
Лунка - небольшое углубление во льду.
Неоглядный - такой, который невозможно окинуть взглядом; необозримый.
Глоссарий
Торосы- нагромождение обломков льда, до 10 — 20 метров в высоту, которые образуются в результате сжатия ледяного покрова.
Неутомимый - не знающий усталости, очень выносливый.
Ходок - тот, кто легко, неутомимо ходит пешком.
Лунка - небольшое углубление во льду.
Неоглядный - такой, который невозможно окинуть взглядом; необозримый.
Рабочий лист №1
Рабочий лист №2
Тонкий Вопрос: Кто? Что? Когда? _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Белый медведь – самый крупный зверь среди хищников. Длина тела достигает
до 280 см, а высота в холке – до 150 см, вес- до 800 кг. Шерсть белого медведя белая,
а кожа черная – это способствует наименьшей теплоотдаче. Желудок белого медведя
больше, чем у других представителей семейства. Это позволяет съесть тюленя