Файл: 1 Сравнительно правовой анализ пенсионной системы России и зарубежных стран.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 12657

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральный закон от 06.03.2001 № 21-ФЗ устанавливает порядок пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и выезжающих за пределы Российской Федерации.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ устанавливает порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и предусматривает три разновидности трудовой пенсии:

  • трудовая пенсия по старости;

  • трудовая пенсия по инвалидности;

  • трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на выплату трудовой пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. У некоторых категорий граждан право на страховую пенсию по старости возникает и раньше.

По новой пенсионной формуле те граждане, которые приобрели право на страховую пенсию и не обратились за ее назначением либо отказались от ее получения, получат пенсию в повышенном размере (см. Приложение № 1).

Условиями для назначения трудовой пенсии по инвалидности являются:

  • наступление инвалидности;

  • определенное медицинскими показаниями ограничение способности к трудовой деятельности III, II или I степени.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ дополняет пенсионное законодательство в части обеспечения трудоспособных граждан Российской Федерации в период их временной нетрудоспособности.

К страховым случаям относятся:

  • необходимость получения медицинской помощи;

  • временная нетрудоспособность;

  • трудовое увечье и профессиональное заболевание;

  • материнство;

  • инвалидность;

  • наступление старости;

  • потеря кормильца;

  • признание безработным;

  • смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ регламентирует создание негосударственных пенсионных фондов и регулирует их деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию. 12


Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ регулирует отношения по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ устанавливает основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Статья 213.1 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами.

В главе 24 Налогового кодекса Российской Федерации содержатся положения, регламентирующие налогообложение в сфере обязательного пенсионного страхования.

Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает порядок исчисления стажа работы, необходимого для определения страхового стажа, который дает право на трудовую пенсию.

Поддержание эффективного функционирования системы пенсионного обеспечения граждан является одной из приоритетных задач государства, о чем прямо говорится в ч. 6 ст. 75 Конституции Российской Федерации. А эффективной может быть только та система, которая отвечает современным реалиям. В связи с этим законодатель ежегодно проводит ревизию федеральных актов, касающихся назначения и выплаты пенсий, совершенствуя их нормы, в том числе с учетом активного внедрения механизма цифровизации всех сфер жизни общества.

Центральным нормативным правовым актом, скорректировавшим порядок назначения и выплаты пенсий в текущем году, является Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 153-ФЗ). Предусмотренные им изменения начали действовать с 1 января 2022 года. Они преимущественно касаются страховых, социальных и накопительных пенсий.

Пенсионное обеспечение является неотъемлемой частью социальной защиты населения каждого современного государства, основной и одной из важнейших гарантий развития стабильного общества.

Эти факторы, включены в пенсионную систему, которая направлена на оказание материальной поддержки гражданам при достижении ими пенсионного возраста или наступлении иных событий в их жизни.13

В Российской пенсионной, хотя и проводится реформирование, однако она не так эффективна по сравнению с европейскими странами. Поэтому для эффективности реформирования необходимо рассмотреть примеры преуспевающих в данном вопросе стран.



Наиболее эффективной системой пенсионного страхования считается немецкая пенсионная система, основанная на принципе межпоколенческой солидарности, согласно которому работающее население способствует внесению взносов в Пенсионный фонд, содержанию существующих пенсионеров [4, с. 142].

Пенсионная система Германии состоит из трех основных уровней: обязательного пенсионного страхования, корпоративного пенсионного страхования и частного пенсионного страхования. Обязательному пенсионному страхованию подлежат такие группы населения, как рабочие, служащие, государственные служащие, домашние работники и фермеры. Пенсионная защита на этом уровне распространяется не только на трудоспособных и занятых, но и на группы лиц, которые по определенным причинам не имеют полноценных трудовых отношений в обществе (инвалиды, вдовы, студенты, безработные и др.).

Они не могут платить взносы, но тем не менее являются участниками системы пенсионного страхования, поскольку принцип солидарного перераспределения действует в Германии в рамках пенсионной системы.

Однако люди свободных профессий, такие как врачи, ветеринары, юристы, нотариусы, архитекторы и др., платят повышенные взносы. Вторым уровнем немецкой пенсионной системы является корпоративное пенсионное страхование. Эта форма социальной защиты не является обязательной, так как фирма самостоятельно решает будет ли она уплачивать страховые взносы Третьим уровнем пенсионного обеспечения является частное пенсионное страхование.

Данный вид страхования предназначен для лиц, которые не подлежат обязательному пенсионному страхованию, а также для тех, кто желает в дальнейшем получать повышенную пенсию. Данные взносы гораздо выше обязательных, однако и пенсии выходят выше.14

Пенсионная система Германии является успешной еще и потому, что граждане доверяют государству и пенсионной системе. При этом и государство не обманывает своих граждан.

Так в России в 2019 году произошло реформирование пенсионной системы, особенно принципиальными вопросами которого стали повышение пансионного возраста, взамен которого власти обещали повышение пенсий.

Проведенная агитация делала упор как раз на германскую пенсионную систему, так как уход на пенсию как женщин, так и мужчин составляет 67 лет, остальное время дожития немецкие пенсионеры проводят в путешествиях.

Однако реформа в России повысила пенсионный возраст и пенсии на сумму, не превышающую 1000 рублей, а бюджет ПФР в 2019 году снова оказался дефицитным. Естественно ни о каких европейских размерах пенсий в России еще долго не придется говорить. При такой расстановке дел, доверие граждан к пенсионной системе снижается.


Итальянская пенсионная система тоже представляет трёхуровневую систему.

Первый уровень итальянской пенсионной системы состоит из обязательного государственного страхования, основанного на принципе распределения. Работник в течение трудовой деятельности уплачивает часть средств, чтобы обеспечить себя после выхода на пенсию.

Каждый работник, независимо от вида деятельности, которой он занимается, обязан уплачивать страховые взносы со своего дохода. Размер пенсии зависит от суммы и размера выплат, произведенных работником.

Существует несколько видов пенсий:

– пенсия по старости, которая выплачивается по достижении пенсионного возраста при условии, что работник уплатил минимальную сумму взносов;

– пенсия по выслуге лет, которая определяется без учета достижения им определенного возраста.

— пенсия по инвалидности выплачивается лицам, потерявшим трудоспособность по состоянию здоровья;

– семейная пенсия выплачивается членам семьи в случае смерти кормильца.

Основной причиной введения второго и третьего уровней пенсионной системы является снижение коэффициента возмещения заработка при получении пенсионных выплат из государственной системы пенсионного страхования, которая формирует первый уровень.

Второй уровень итальянской пенсионной системы представлен дополнительной пенсией только за счет негосударственных пенсионных фондов.

Дополнительная пенсия — это инструмент, позволяющий включать обязательные и дополнительные пенсии. В Италии для каждого работника создается индивидуальный счет, на который поступают платежи, а затем они инвестируются на финансовом рынке в финансовые инструменты, такие как: акции, облигации, долговые сертификаты, акции взаимных фондов.

Доходность этих инструментов определяется развитием финансовых рынков и выбором метода управления.

Третий уровень пенсионной системы Италии представлен различными формами сохранения активов, достигаемыми с помощью страхования жизни, почтовых депозитных сертификатов и облигаций.

В настоящее время гражданин Италии может стать полноправным пенсионером в возрасте 66 лет. Это пенсионный возраст как для мужчин, так и для женщин.

Пару лет назад лимиты по возрасту выхода на пенсию были на несколько месяцев ниже. Повышение пенсионного возраста связано с быстро ускоряющимся процессом старения населения.

В Итальянской пенсионной системе положительным можно отметить то, что граждане, по средствам пенсионных фондов действительно могут управлять своими накоплениями вкладывая их в финансовые инструменты.


Применение данной практики в России пока не является возможным, на мой взгляд, пока Российская Федерация стоит в первых рядах самых коррупционных стран мира.

Выводы:

Таким образом, реформированная пенсионная система России отличается от европейской, однако есть и сходные черты.

1.3. Перспективы использования опыта зарубежных стран в совершенствовании пенсионной системы России

При разработке новой пенсионной системы Россия, должна ориентироваться на примеры зарубежных пенсионных систем и в то же время необходимо помнить о ее особенностях, которые определяются такими факторами, как уровнем доходов пенсионеров, уровнем развития внутренних финансовых рынков и инфляции. Также необходимо бороться с такими отрицательными явлениями, как коррупции в органах власти, снижения уровня доверия населения.

Выбор подходящей системы для каждого государства обусловлен рядом некоторых факторов, влияющих на ее действие. Поэтому каждой из них присущи индивидуальные особенности, но, естественно, есть и общие черты. Рассмотрев опыт развитых зарубежных стран, можно сделать вывод, что основным определяющим принципом является обязательное пенсионное страхование (далее – ОПС), которое свойственно и российской пенсионной системе. ОПС подразумевает гарантированность материального обеспечения старости всем гражданам.

Германская пенсионная система по факту является наиболее развитой и эффективной. Существуют некоторые особенности, которые в какой-то степени помогли бы усовершенствованию нашей системы пенсионного страхования:

 уплата повышенных страховых взносов для отдельных категорий работников, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью (данный факт влечет за собой не только пополнение фонда социального страхования, но и достойные выплаты в старости, то есть – «чем больше взнос, тем больше пенсия»;

 в рамках пенсионного обеспечения на предприятии, существует возможность выбора той организации, которая могла бы предоставить дополнительную надбавку к основной пенсии (объем выплат определяется индивидуально, но, главное, что такие выплаты вообще существуют).

Следует отметить, что такие предприятия были бы всегда обеспечены полным штатом сотрудников, а сам факт присутствия таких надбавок обеспечил бы значимое преимущество организации при выборе работником лучших условий своей трудовой деятельности;

 альтернатива выбора социального страхования, например, частное страхование, подразумевающее уход от отчислений взносов в страховые фонды и направление их в специализированное учреждение на личный вклад или счет (условия и порядок сотрудничества определяет организация, но, стоит отметить, что взносы там гораздо выше, а, следовательно, выше и сама пенсия).