Файл: Конспект организации и проведения дидактических игр в старшей группе детского сада.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 Материал:  игрушки кошка и собака;  2 картины «Две козы» - в чёрно-белом варианте и разрезанная на 4 части в цветном варианте;  схемы-модели к сказке;  2 ободка на голову с рогами; игрушки для драматизации: 2 козы, 2 кубика, узкая дощечка, модель реки;  2 цветные корзинки и мячики с написанными на них словами-определениями – по количеству детей. трубочки для коктейля; таз с водой; ноутбук.

 Форма проведения: занятие по подгруппам.

 Ход занятия:

1 часть:

В: Ребята, я сегодня встретила щенка и котёнка, они ссорились. Вот послушайте.  (За ширмой показываю щенка и котёнка).

К: Ну-ка, пропусти меня скорее!

Щ: Нет, уж не буду я из-за тебя назад возвращаться!

К: А я говорю: пропусти меня!

Щ: Нет, ты меня пропусти!

В: Вот какие упрямые! Ссорятся, как в сказке «Упрямые козы». С вами может произойти такая же беда, что и с ними. А хотите узнать, что случилось с козами?

Дети: - Да!

-Тогда слушайте

Воспитатель рассказывает сказку «Упрямые козы».

 2 часть:

 Беседа по тексту:

-Скажите, сколько было коз?

-Где они встретились?

-Какой был мостик узенький или широкий?

-Через что был перекинут мостик?

-А река была мелкая или глубокая, бурная или спокойная?

-А что такое бурная река?

В: Давайте мы с вами попробуем сделать бурную реку. Вот вам трубочки, опускайте в таз с водой, дуйте в них.

Дети самостоятельно под контролем воспитателя выполняют дыхательное упражнение.

 В: Видите, как бурлит вода? Такая же была и вода в бурной реке.

Беседа по тексту:

-Смогли козы вдвоём разойтись?

-Что первая коза сказала?

-Что ответила вторая?

-Что стали делать козы?

- Что с ними случилось?

-Что было бы, если одна коза уступила другой?

В: Вот, видите, котёнок и щенок, если будете упрямиться, то с вами тоже произойдёт беда. Надо уступать друг другу.

 3 часть:

В: А чтобы вы всегда помнили о сказке, у меня есть картина с этими козами. Вот, смотрите!

Воспитатель показывает детям иллюстрацию из сказки в черно-белом варианте.

 В: Ой! А почему она чёрно-белая, ведь была цветная! Наверно части цветной картинки разлетелись по всей группе. Надо их собрать и сложить картинку, иначе котёнок и щенок не запомнят сказку и будут упрямиться.

Воспитатель переходит вместе с детьми к столу с ноутбуком.

 В: Посмотрим, может часть картинки здесь? (подходим к столу).

В: Нет, нет кусочка картины. Может он появится, когда я ещё раз прочитаю сказку? А вы запоминайте, может и вам придётся сказку рассказывать, чтобы все кусочки появились.


 Воспитатель рассказывает сказку, используя предметно-схематическую модель, постепенно открывая их на ноутбуке.

 В: Смотрите, ребята, появились мои помощники, на которых вся сказка нарисована, а кусочка картины нет. Я знаю, надо теперь вам рассказать сказку и тогда все кусочки картины появится. А в этом вам помогут мои волшебные помощники.

В: Котёнок хочет, чтобы эту сказку рассказал Семён.

Ребенок при помощи воспитателя самостоятельно пересказывает сказку, опираясь на модели на экране ноутбука.

 В: Молодец, Семён! А вот и кусочек картинки нашёлся! Значит, я правильно сказала, что вам надо сказку рассказать, чтобы кусочки появились. Давайте положим этот кусочек на черно-белое изображение и пойдём дальше картинку искать.

 Меняется расположение в группе.

 В: Посмотрите-ка, что за рожки здесь лежат? Наверно щенок и котёнок их оставили для нас. На ком рожки окажутся, те и станут у нас рассказывать сказку.

Воспитатель считалкой выбирает детей.

 В: Раз, два, три девочек в козочек преврати. Вика – первая коза, а Ксюша – вторая. И говорить они будут только свои слова – Вика за первую козу, а Ксюша – за вторую. Остальные слова скажу я. Но не забывайте, вам ещё и показать коз надо, как они повстречались, как столкнулись лбами и упали в воду.

Дети проигрывают заданную ситуацию

В: Отлично справились девочки! Раз, два, три козочек в девочек преврати. Вот и второй кусочек картинки мы нашли! Давайте положим этот кусочек на черно-белое изображение и пойдём дальше картинку искать.

 Меняется расположение в группе.

 В: А на этом столе лежат игрушки.

- Кого-то они мне напоминают, а вам?

Д: Это герои сказки.

В: Посмотрите, вот и мостик. А что обозначает голубая волна?

Д: Это река.

В: Правильно, глубокая бурная река! А того, кто будет рассказывать сказку, я выберу считалкой:

Раз, два, три, четыре!

Жили мышки на квартире.

Эта-маленькая, эта - славненькая,

Эта - беленькая, а эта – смеленькая!

Дети пересказывают и показывают сказку (драматизация)

 В: Прекрасно! Ещё один кусочек картинки нашли. Давайте положим этот кусочек на черно-белое изображение и пойдём дальше картинку искать.

 Меняется расположение в группе.

 В: Ребята, а давайте с вами вспомним, что у нас произошло с котёнком и щенком. Можно про них сказать, что они дружные?

Д: Нет! Они упрямые!



В: Да, котёнок и щенок упрямые. Давайте сейчас расскажем сказку, но вместо коз будем говорить про котёнка и щенка. Тогда они лучше поймут, что надо уступать. Кто хочет попробовать?

Дети пересказывают сказку.

 В: Молодцы, все кусочки нашли и картинку сложили!

 4 часть:

В: А вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? Давайте с вами вспомним и научим дружить щенка и котёнка.

Вот мячики, на них написано, какими бывают друзья. Если вы согласны, то бросаете мячик в белую корзину, а если друзья такими быть не должны, то мячик надо бросить в фиолетовую корзину.

Дети выбирают себе мячик, воспитатель читает определение, совместно делают вывод и ребенок бросает мячик в определенную корзинку.

 В: Молодцы! Вот теперь мы знаем, какими бывают друзья и что случается, если упрямиться.
2.3. Конспект образовательной деятельности  «Путешествие на математическом поезде»

На данном занятии учебная задача не ставится перед ребенком прямым образом, он усваивает материал непреднамеренно. Дети приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.

Программное содержание: закрепить навыки счета в пределах 10; тренировать в различении геометрических фигур, в ориентировке в пространстве (слева, справа, впереди, сзади), в пересчитывании и сравнении разного количества предметов; развивать навыки мышления (почему, что надо сделать?); продолжать экологическое воспитание.

Материалы и оборудование: «билеты» с изображением геометрических фигур; маски для игры- драматизации; аудио – запись пения птиц; костюм для сказочного персонажа; зал оформленный в виде поляны; картинки с изображением предметов, составленных из геометрических фигур.

Подготовка к занятию: изготовление детьми « билетов» с изображением геометрических фигур (аппликация); подготовка картины с изображением поезда; оформление зала в виде лесной поляны; приготовление масок для игры - драматизации «Как козленок учился считать до 10»; расстановка стульчиков в виде паровозика, на спинках которых наклеены геометрические фигуры;

Ход занятия:

В.: Ребята, давайте встанем все в круг и возьмемся за руки. Чувствуете тепло, которое идет от ваших друзей? Представьте себе, как вас греет солнышко. А сейчас улыбнемся друг другу. Как радостно и приятно всем, правда? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на математическом поезде. Но, чтобы сесть на поезд, нам необходимы математические билеты, которые мы с вами изготовили на занятии по аппликации. Итак, дина будет продавцом, а вы все – покупателями.


(дети «покупают» билеты и занимают места, согласно купленным билетам)

В.: А. и В. – контролеры, проверят, все ли правильно заняли места (собирают билеты, отдают В.) Ну, а теперь пора в путь! С., подай сигнал: «Ту – тут!» (остальные дети делают движения – как едет поезд).

В.: Ребята, один художник, узнав, что мы отправляемся в математическое путешествие, приготовил для нас рисунки, давайте их рассмотрим.  Что это?  Из каких геометрических фигур она собрана?  Кто это?  Из каких геометрических фигур она состоит?  А какие геометрические фигуры можно отметить в этой игрушке (любая настоящая игрушка)?

В.: Пока мы с вами занимались, мы доехали до первой остановки. Давайте тихонько встанем со своих мест и пройдем на полянку. Как здесь красиво! (включается запись пения птиц).

- Ребята, а можно в лесу шуметь, кричать? Правильно, чтобы не испугать птиц и животных, надо вести себя в лесу тихо

- Посмотрите, какая крупная ромашка. Мы ее рвать не будем, а если хотим собрать букет, то как надо срывать цветы? (придерживая снизу рукой, не вырывая с корнем). А хотите сосчитать, сколько у этой ромашки лепестков? Но сначала вспомним, как надо считать, чтобы не ошибиться. Надо запомнить, откуда начинаешь считать, не пропускать и не пересчитывать дважды.

 - А сейчас поиграем в «Рики – тики» (зрительный счет по пальцам воспитателя).

- Но что под деревом? Кто – то оставил для нас игру «Мы учимся считать» (например: Было два зайца, к ним прискакал еще один, стало четыре зайца. Т.е. дети по картинке сами составляют и решают простейшие задачки)

Сюрпризный момент: Слышится стук в дверь и входит Петрушка.

П.: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!

Д.: Здравствуй, Петрушка!

П. : А что это вы тут делаете? Я прошел по всем группам, у всех идут занятия, а вы что – же, играете?

В.: Нет, Петрушка, у нас тоже занятие, но не простое, а путешествие на математическом поезде.

П.: Как интересно, а можно я тоже с вами позанимаюсь?

В.: Пожалуйста, Петрушка. Какой на тебе красивый наряд, а пуговиц как много.

П.: Да, я люблю все яркое и когда много – много пуговиц. А давайте поиграем, с завязанными глазами, на ощупь, сосчитайте, сколько пуговиц на моем костюме.

- А теперь сосчитайте, сколько у меня красных и сколько зеленых пуговиц. (пуговицы пришиты: с одной стороны 5 пуговиц одного цвета, а с другой – 4 пуговицы другого цвета, пятая на рукаве).


В.: Итак, каких пуговиц больше? Почему вы так думаете? (можно проверить счетом и приложением). Что надо сделать, чтобы пуговиц стало поровну?

П.: Ладно, я дома дошью, а загадки разгадывать вы умеете?

1. Под кустами у реки жили майские жуки – дочка, сын, отец и мать, кто их может сосчитать?

2.Ежик по лесу шел, на обед грибы нашел: 2под березкой, 1 у осины. Сколько их будет в плетенной корзине?

3.Я рисую кошкин дом: три окошка, дверь с крыльцом. Наверху еще окно, чтобы не было темно. Сосчитай окошки в домике у кошки.

(дети разгадывают загадки, Петрушка их хвалит)

П.: А что вы еще умеете?

В.: Ребята, давайте научим Петрушку плясать «Буги – вуги» (дети танцуют танец на закрепление понятий: «правый», «левый», Петрушка танцует вместе с ними.)

В.: Ну ладно, нам пора ехать дальше. Петрушка, а ты с нами поедешь?

П.: Нет, извините, но мне тоже пора, я еще не был в одной группе. Спасибо вам большое. До свидания! - До свидания!  (занимаем свои места в поезде и едем дальше)

В.: А., с какой стороны от тебя сидит В.? (справа).  В., с какой стороны от тебя сидит А.? (слева). С., где по отношению к тебе сидит Д.? (впереди).  Д., где по отношению к тебе сидит С.? (сзади).

В.: Молодцы! А вот и новая остановка – «Театральная» Ребята покажут нам сейчас небольшую сказку «Как козленок учился считать до10»

- Бежит однажды козленок, а навстречу ему волк: «Я тебя съем»

-Не ешь меня, я покажу тебе, как я умею считать: я, козленок - это раз, ты, волк - это два.

-Ах, ты меня сосчитал! (гонится за козленком)

(навстречу им собака (медведь, лиса, заяц, мышка, сова, белка, ежик), все удивляются, куда они бегут и присоединяются к обиженным. Последней встречается кошка: «Это же здорово – уметь считать. Ребята, давайте жить дружно!)

В.: Ребята, а ведь наш поезд может отправиться в обратный путь, если мы возьмем с собой только 10 зверей. Давайте их, сосчитаем! (дети хором пересчитывают зверей)

- Вот как здорово! Рассаживаемся по своим местам.

В.: До остановки «Детский сад «Березка» вспомним, где мы побывали, чем занимались. Понравилось ли вам путешествие? Ну, вот и приехали!
2.4. Конспект занятия «Есть у каждого свой дом»

Занятие « Есть у каждого свой дом»

Цели: сформировать у детей понятие «природа» как общего дома, навыков разумного поведения и бережного отношения к ней; привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды; рассказать об уникальности Земли (это дом для всех живых существ). Дать представление о жизни в разных регионах Земли (почему в соответствии с климатом люди строят разные дома, как они называются и из каких материалов строятся); учить понимать и ощущать красоту природы через поэзию, музыку, игру. Совершенствовать речь детей, развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.