Файл: Анализ поступков ученика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ поступков ученика
Робский В.В.
(по мотивам Э.Ш. Натанзон)

Три звена одной цепи
Учебная деятельность
Воспитательная деятельность
Организация правильных взаимоотношений между учителем и учеником

Организация взаимоотношений
• Осуществляется на основе психологического анализа поступков ученика.
• В этой области учителя испытывают наибольшее напряжение и совершают наиболее грубые ошибки.

Анализ поступка по элементам
Мотив
Цель
Средства, ведущие к достижению цели

Алгоритм оценки поступка
Оцени поступок
Проанализируй душевное состояние школьника
Проанализируй внешние обстоятельства поступка
Проанализируй мотив, цели и средства поступка

Учет природы действия (поступка)
• Сознательное
• Умышленное
• Волевое
• Неумышленное
• Импульсивное
• Аффективное
• Негативистское
• Непроизвольное
• Внушаемое
• Нечаянное
• Бесполезное

Сознательное действие
Человек предвидит результаты своих действий, контролирует их ход на всем протяжении деятельности, регулирует их таким образом, чтобы достигнуть намеченной цели.
Оценка сознательного действия зависит от общественной ценности мотива
(позитив/негатив).

Умышленное действие
Сознательное действие, в котором мотив, цель или средства для достижения цели носят отрицательный характер.
Человек вполне ясно предвидел отрицательный итог своего действия, он входил по каким-то личным соображениям в его замысел.
Умышленное действие требует разъяснения, заслуживает осуждения или наказания.

Неумышленное действие
Сознательное действие с непредвиденным результатом.
Отличай умышленное действие от неумышленного, чтобы правильно на него реагировать.
Для правильной оценки поступка нужно обязательно раскрыть мотив, побудивший совершить этот поступок.

Волевое действие
Сознательное действие, связанное со значительными волевыми усилиями по преодолению препятствий.
Внешние препятствия обусловлены неблагоприятным стечением различных жизненных обстоятельств.
Внутренние препятствия – желания человека, идущие вразрез с поставленной им же целью.


Импульсивное действие
Действие, совершенное по первому побуждению, под влиянием сильного впечатления.
Четко выражен мотив действия, а цель часто не ясна.
Сознание не концентрируется на достигаемом результате, на последствиях.

Аффективное действие
Совершается под влиянием сильного, бурно протекающего, кратковременного эмоционального переживания.
В психотравмирующей ситуации человек полностью или частично лишается способности контролировать себя.
Контроль сознания практически отсутствует.

Негативистское действие
Человек находится во власти сильной обиды и делает что-то назло другому.
Мотив – потребность в разрядке своего чувства, желание отомстить.
Цель – определенное действие, которое может причинить неприятности обидчику.

Непроизвольное действие
Характеризуется отсутствием мотива и цели.
Возникает на основе безусловных рефлексов (инстинктов) при определенных условиях.
Чтобы приостановить такое действие (если это необходимо!), от человека требуются определенные волевые усилия.

Внушаемое действие
Совершенно под влиянием внушения со стороны, извне.
Характеризуется некритическим
восприятием источника внушения.
Необдуманное, непроверенное действие.

Нечаянное действие
Совершается без соответствующего мотива и без соответствующей цели.
Совершается помимо воли человека, в силу каких-то неблагоприятных обстоятельств.
Виновный сам сожалеет о случившемся и готов исправить свою ошибку.

Резюме
Нельзя воспитывать по готовым рецептам.
Узнавай класс, каждого ребенка.
Анализируй мотивы и обстоятельства поступков.
Воспитательное средство нужно искать в самих детях.

Спасибо за внимание!
• Сайт «Педагогический навигатор»: https://pednavigator.ru/
• YouTube-канал «Проект 2ВВ»: https://www.youtube.com/c/Проект2ВВ
• Telegram-канал «Педагогический навигатор»: t.me/pednavigator