Файл: Личное финансовое планирование по дисциплине Основы финансовой грамотности. Хабаровск, хиик Сибгути, 2023 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАТИКИ» (СибГУТИ)
ХАБАРОВСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОКОММУНИКАЦИЙ (ФИЛИАЛ)


СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого учебного занятия

«Личное финансовое планирование»


По дисциплине «Основы финансовой грамотности»


Хабаровск
2023 г

Васильева А.Ю.. Методическая разработка открытого учебного занятия по теме «Личное финансовое планирование по дисциплине «Основы финансовой грамотности». Хабаровск, ХИИК «СибГУТИ», 2023 г.

Методическая разработка содержит подробный ход занятия по дисциплине ОП.13 «Основы финансовой грамотности», с использованием современных образовательных технологий, нетрадиционных форм и методов обучения, а также раздаточный материал, используемый при проведении занятия. Методическая разработка будет интересна преподавателям профессионального цикла.


Рецензент:

Райлян М.Н.- преподаватель высшей категории, методист.

Рассмотрено на заседании ПЦК общегуманитарных и социально-экономических дисциплин протокол №__________ от ___________2023 года.

Подпись председателя_____________________________________ Шпак И.М.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

4

1. Организационная часть

5

2. Технологическая карта проведения учебного занятия

6

3. Порядок проведения занятия

7

4. Ход занятия

5. Практическая часть

9

13

Заключение

18

Приложение 1

20

Приложение 2

21

Приложение 3

22

Приложение 4

23

Приложение 5

24

Приложение 6

25


ВВЕДЕНИЕ
Знания в области «Финансовой грамотности» для современного человека, являются неотъемлемой частью его жизни, профессионального развития и качества жизни.


В современном мире финансовая независимость и благополучие человека остаются основными показателями его успешности и профессионализма.

Данное учебное занятие учит студентов не быть зависимыми от кредитов и других финансовых обязательств, а правильно рассчитывать расходы согласно полученному доходу. В ходе учебного занятия, студенты закрепляют и применяют полученные знания на практике.

В данном занятии использовался системно-деятельностный подход, главная цель которого, это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности, в том числе и поисковой. Студенты самостоятельно определяют возможные доходы семьи, учатся рационально распределять приоритеты в расходах и планируют семейный бюджет исходя из нужд каждого члена семьи.

В процессе изучения данной темы использован комбинированный тип занятия, на котором выделяются следующие этапы:

- обобщение материала;

- контроль полученных знаний (опрос);

- практическое применение полученных знаний.

Подготовка к занятию включает:

- подбор и определение необходимой литературы;

- подготовка наглядных пособий и кейсов.

Для реализации данного учебного занятия, необходимо:

- компьютер;

- проектор;

- раздаточный материал.

1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ


Дата проведения учебного занятия: 01.04.2023 г.

Время проведения: 09.00-10.30 (1 пара)

Место проведения: аудитория 315, учебный корпус №2

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, проекционный экран.
Программное обеспечение, используемое для проведения занятия: MS Power Point, MS Word.

Тип урока: комбинированный

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Дата проведения: 01 апреля 2023 года

Дисциплина: ОП.13 Основы финансовой грамотности

Специальность: Инфокоммуникационные сети и системы связи

Группа: ИКСиСС-220 Семестр: 4

Раздел: Финансовое планирование

Тема: Личное финансовое планирование

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.

Вид занятия: комбинированное занятие

Цели занятия:

Образовательная:

Обеспечить усвоение понятий: бюджет семьи, статьи расходов, статьи доходов; обобщить знания по теме, сформировать навыки ведения семейного бюджета, составление финансового плана, планирование расходов без привлечения заемных средств.



Воспитательная:

Способствовать воспитанию грамотного применения экономического ресурса на производстве – труд. Воспитывать положительную мотивацию к изучению дисциплины, развивать корпоративную культуру, организованность, аккуратность, самостоятельность, умение слышать мнение оппонента, анализировать.

Развивающая:

Развитие умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнение, делать необходимые выводы, логического мышления. Развивать коммуникативные навыки, уметь аргументировать свою точку зрения, работать в команде.

Распределение бюджета времени:
1. Организационный момент - 5 мин.

2. Актуализация изученного материала – 5 мин.

3. Усвоение новых знаний- 15 мин.
4. Формирование и закрепление полученных навыков – 45 мин.

5. Представление результатов работы - 15
6. Подведение итогов – 5 мин.


3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Этап

Содержание

Вид учебной ситуации

Методы и приемы обучения

Средства обучения

1

Организационный момент:

-приветствие;

-контроль посещаемости;

-изложение темы, целей, плана занятия.


АД

ОИ

ПК, опорный конспект, презентация по теме

2

Актуализация изученного материала:

- что такое бюджет?

- что такое налоги?

- что такое планирование, основные виды планирования?

СД

Р

ПК, задания для актуализации, презентация по теме

3

Усвоение новых знаний:

- определить понятие «финансы»;

- познакомиться с принципами формирования расходов и доходов семейного бюджета;

- выявить требования к расчету бюджета;

- выявить основные виды дополнительных возможностей пополнения семейного бюджета;

- пять основных навыков формирования семейного бюджета;

- четыре полезные привычки финансовой грамотности;

- виды расходов семейного бюджета;

- способы пополнения семейного бюджета.

СД

Р

ПК, опорный конспект, презентация по теме

4

Формирование и закрепление полученных навыков:

Работа в группах:

- на какие группы принято делить статьи расходов в семье?

- какие возможности для дополнительного дохода в семье?

- как можно избежать потери от инфляции при сбережении средств на отпуск?

СД

ОИ

Методические указания по выполнению практической работы, памятки кейса с заданиями


5

Представление результатов работы:

- демонстрация плакатов с визуализированными решениями;

- защита презентаций.

АД

ОИ

Презентация

6

Подведение итогов занятия:

- обращение к целям занятия, определение уровня достижения;

- сообщение преподавателя о впечатлении от занятия, атмосфере, активности студентов;

- выдача домашнего задания.

АД




Журнал занятий



4. ХОД ЗАНЯТИЯ

Преподаватель (П): Здравствуйте! Садитесь.

Преподаватель осуществляет контроль посещаемости, в журнале отмечаются отсутствующие.

П: Наше занятие я хотела бы начать с эпиграфа Роберта Кийосаки: (слайд 2)

«Если у Вас нет плана, как стать богатым,

то, скорее всего, Вы планируете быть бедным.

Просто Вы не догадываетесь об этом».

П: Мы на каждом нашем занятии говорим про деньги, финансы, заработок. Не важно, какую тему мы рассматриваем, пусть это будет рынок ценных бумаг, валютный рынок, инвестиции, банковская система – всегда мы упоминаем такое понятие, как финансы.

П: Возникновение финансов связывают с наличием такого условия, как регулярный товарно-денежный обмен и потребность государства в привлечении дополнительных ресурсов. Не существует одного верного определения финансов, закрепленного в нормативных документах, однако, есть несколько определений понятия «финансы», единых в одном: финансы связаны с образованием, распределением и использованием денежных фондов и целью их существования является выполнение функций и задач государства.

П: Однако, узнать, что такое финансы, можно из таких публичных нормативных источников, как: Гражданский, Трудовой, Налоговый, Бюджетный, Семейный кодексы.

П: Так что же такое финансы? (вопрос задается всем студентам).

П: Предлагаю Вам взять за основу понятие финансы, которое предлагается Московской экономической школой. (слайд 3)

Финансы – это совокупность объективных, в основном регламентированных государством экономических отношений по созданию, формированию использованию децентрализованных денежных фондом для обслуживания воспроизводственного процесса и государства в целом.

П:Если же рассматривать термин финансы с бытовой точки зрения, то в первую очередь этим понятием называются деньги – как наличные, так и безналичные (денежные средства на банковских счетах и в виде ценных бумаг).

И хотя определения финансов в основном сформированы вокруг денег, сами финансы могут включать в себя и другие активы, в том числе: драгоценные камни, металлы, предприятия, недвижимость, автомобильный транспорт.

П: Что такое финансовая грамотность? (вопрос задается всем студентам)

П: Если подытожить все Ваши высказывания, то Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь. Финансово грамотные люди не живут от зарплаты до зарплаты, и берут кредиты только в тех случаях, когда уверены, что взятый кредит в перспективе принесёт прибыль. Они не поддаются панике даже в условиях экономического кризиса, поскольку имеют «резервный фонд» на случай различных форс-мажоров, они умеют планировать и предвидеть.


П: В современном мире просто необходимо учиться правильному обращению с деньгами. Есть такое выражение – деньги любят счёт. Это означает, что надо не только считать зарплату или подсчитывать сдачу. Это учёт всех своих затрат и их планирование, даже можно сказать – планирование своей жизни, ведь в ней всё продаётся и всё покупается.

П: Как начать применять финансовую грамотность в жизни? (вопрос задается всем студентам)

П: Выработайте у себя правильные финансовые привычки. Для многих людей выработка у себя всего трех полезных финансовых привычек может оказаться достаточной, для того, чтобы их финансовое положение изменилось к лучшему. Вот эти 3 полезные привычки (слайд 4)

  1. Начните вести учёт доходов и расходов. Планируйте свои расходы на месяц вперёд.

  2. Избегайте долгов и кредитов – живите по своим средствам.

  3. Всегда сразу после получения дохода откладывайте и инвестируйте не менее 10% полученной суммы. А уже из оставшихся денег оплачивайте свои обычные расходы, начиная с самых важных.

П: Так же Вашему вниманию хочу предоставить список из пяти основных навыков, которые должен освоить каждый человек, который хочет научиться уметь считать деньги. (слайд 5)

П: 1. Правильный подход к деньгам. Свое отношение к деньгам нужно изменить с потребительского («что заработал, то и потратил») на управленческое. Вы должны осознать, что у Вас нет личных денег, а есть личные финансы. (слайд 6)

2. Планирование и учет финансов. Необходимо начать вести учет доходов и расходов каждый день (благо современные технологии значительно упростили эту задачу), освоить планирование и учет личных финансов, Вы должны научиться составлять и планировать бюджет предприятия, личный и семейный бюджеты, вести учёт всех финансов. Это нужно для того, чтобы всегда быть в курсе своих финансовых результатов, рационально использовать имеющиеся финансовые ресурсы, создавать сбережения и капитал для инвестирования. И обязательно, в целях безопасности, на случай форс-мажора нужно скопить фонд, размера которого должно хватить на 6-12 месяцев Вашего привычного уровня жизни в случае потери бизнеса или работы! (слайд 7)

3. Сотрудничество с финансовыми учреждениями. Обязательное условие финансовой грамотности, как простого обывателя, так и предпринимателя – это освоение взаимоотношений с финансовыми учреждениями. Сегодня, чтобы стать успешным и богатым, необходимо уметь налаживать взаимоотношения с банками, страховыми компаниями, брокерами и другими участниками финансового рынка, использовать инструменты для эффективного управления финансами, сбережения и приумножения денег.