Файл: Личное финансовое планирование по дисциплине Основы финансовой грамотности. Хабаровск, хиик Сибгути, 2023 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(слайд 8)

4. Дополнительные источники дохода. Финансовая грамотность населения продолжает оставаться на низком уровне еще и потому, что подавляющее большинство людей, воспринимают работу по найму как единственно возможный способ пополнения личного или семейного бюджета, предприниматели вкладывают все деньги только в своё предприятие.

Иметь всего один источник дохода в наши дни очень опасно, особенно если от этого источника зависите не только Вы, но и Ваши близкие. В этом случае Вы подвергаете себя и свою семью слишком большому риску. Когда у человека есть несколько различных источников дохода, ему живётся гораздо комфортнее.

И обязательно некоторую часть дохода нужно выделять на повышение собственной квалификации, на саморазвитие. Изучение иностранных языков, курсы графического дизайна, обучение управлению маркетплейсами итд. (слайд 9)

5. Инвестиции. Каждому человеку необходимо знать, вне зависимости от того занимается он предпринимательской деятельностью или нет, что деньги способны создавать другие деньги, и их можно не проедать, а заставлять работать и приносить пассивный доход. При этом следует понимать, что инвестиции всегда связаны с рисками, этими рисками необходимо управлять и диверсифицировать их, вкладывая капитал в разные финансовые инструменты.

П: Какими навыками финансовой грамотности должен обладать каждый человек? Уметь сохранять баланс между потреблением и инвестициями. Жить хорошо сегодня и при этом откладывать и инвестировать достаточно денег, для обеспечения комфортного уровня жизни в будущем – не простая задача. Если не откладывать на будущее ничего – то Вас ожидает убогая нищенская пенсия от государства. Если откладывать и инвестировать по максимуму, а сейчас жить впроголодь «на сухарях и воде» – возникает риск не дожить до того самого «светлого будущего» или заплатить за него слишком большую цену – в виде ненавистного прошлого и испорченной молодости. Поэтому очень важно придерживаться «золотой середины», которая позволит и сейчас жить комфортно, и в будущем – не хуже. Уметь эффективно управлять личными финансами, планировать доходы и расходы заранее.

П: В наши дни существуют различные сервисы для учёта доходов и расходов. Все они позволяют буквально за пару минут в день с экрана телефона вносить информацию о расходах и доходах.

П: Если Вы не хотите доверять такого рода информацию различным сторонним сервисам, Вы можете воспользоваться обычным Excel. Важно при этом осуществлять планирование расходов на следующий месяц, а так же проводить анализ, сравнивать планируемые показатели с фактическими. 30 минут в месяц, уделённых планированию и анализу личного бюджета позволяют найти дыры в бюджете, определить куда именно утекают деньги, и принять правильные решения для увеличения количества денег в Вашем кошельке.


Давайте вспомним основные статьи доходов семьи: (вопрос задается всем студентам)

- аванс

- алименты

- налоговый вычет

- грант

- доход от бизнеса

- зарплата

- пенсия

- стипендия

- подарки

- помощь (родителей, супруга, детей)

- премия

- приз (выигрыш)

- подработка

- проценты по депозиту

- социальное пособие (слайд 10)

П: А теперь расходы в семье: (вопрос задается всем студентам).

  1. Автомобиль (бензин, мойка, ремонт, запчасти, страховка, стоянка, техосмотр, налоги, штрафы, парковка)

  2. Бизнес (налоги, зарплата, реклама, офис и канцелярия, услуги)

  3. Благотворительность, помощь, подарки

  4. Бытовая техника, компьютер, расходные материалы

  5. Дети (одежда, питание, игрушки, книги, няня, мебель, услуги, развлечения)

  6. Домашние животные (питание, товары для животных, услуги ветеринара)

  7. Здоровье и красота (косметика, парфюмерия, салоны красоты, спорт, лекарства, услуги)

  8. Ипотека, долги, кредиты (выплата по кредиту, выплата по ипотеке, досрочное гашение долга, покрытие процентов)

  9. Квартира и связь (электричество, вода, тепло, газ, радио, телефон, интернет, аренда, вывоз мусора, кабельное телевидение, охрана, консьерж)

  10. Налоги и страхование

  11. Образование (учебники, канцтовары, плата за обучение, репетитор)

  12. Одежда и аксессуары (одежда, обувь, аксессуары, украшения, химчистка, ателье, ремонт обуви)

  13. Отдых и развлечение (игры, фильмы, книги, диски, журналы, кафе и рестораны, кино, фото, театр, выставки, боулинг)

  14. Питание (основные продукты, деликатесы, алкоголь, еда на работе, школьные завтраки)

  15. Разное (служебные расходы, карманные расходы, чаевые, взносы, банковские комиссии, нотариус, утеря денег, доставка товара)

  16. Ремонт и мебель

  17. Товары для дома (белье, мелкая техника, инструменты, посуда, кухонная утварь, товары для ванной, предметы интерьера)

  18. Транспорт (автобус, проездные, авиа, метро, такси, электричка) (слайд 11)


П: Какие из них постоянные, а какие переменные?

Какие расходы мы учитываем в первую очередь?

Какие расходы мы можем отложить?

5. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

П: Теперь давайте научимся планировать наш бюджет и расход на практике.

Кейс – это заданная ситуация, приближенная к реальности, в которой вам необходимо предложить план решения. Правильного ответа нет, но есть критерии, по которым можно оценить, насколько выбранный вами вариант является оптимальным.



П: Решение кейса представляет собой, во-первых, работу с раздаточными материалами – в них содержится информация, которая вам поможет. А во-вторых, вы будете основываться на собственном мировоззрении и жизненном опыте.

П: Предлагаю Вам разделится на три команды. Каждая команда получит вводные об одном домохозяйстве. Вы будете планировать расходы своего домохозяйства, а затем анализировать структуру расходов и распределять их по типам. Когда вы спланируете расходы, вам нужно будет предположить, какие источники дохода могут быть у вашего домохозяйства, чтобы покрыть все расходы.

П: Давайте посмотрим, какая у нас есть информация.

(Знакомство с раздаточными материалами и пояснения по решению кейса)

Давайте рассмотрим комплект раздаточных материалов:


П: Легенда домохозяйства - содержит информацию о составе семьи, основных жизненных приоритетах, роде занятий, месте проживания. Всего у нас 3 разные легенды – у каждой команды своя. Остальные характеристики домохозяйства вы можете формулировать самостоятельно, но они не должны противоречить заданной легенде и здравому смыслу.

П: Уровень цен на некоторые товары и услуги

В качестве ориентиров, вы можете использовать их или опираться на собственный жизненный опыт. Учтите, что это неисчерпывающий список. Если вам не хватает каких-то данных, вы можете найти их в интернете или прикинуть, посоветовавшись друг с другом и объединив опыт всех членов команды.

П: Памятка по решению кейса

Здесь вы найдете описание примерного алгоритма решения. Если в процессе решения у вас будут затруднения, заглядывайте в памятку, чтобы понять следующий шаг.

П: Для визуального представления своего решения вам следует использовать ватман, на который вам необходимо вынести основные черты вашего домохозяйства и основные цифры, а также визуализировать Ваши планы, выкладки, предложения.

П: Информация может быть преподнесена в любом формате (таблицы, блок-схемы, шарж, комиксы и.т.п.). На решение кейса Вам выделяется 30 минут.

П: После Вам нужно подготовить краткую презентацию о своем домохозяйстве и о Ваших предложениях, по улучшению их благосостояния. Примерное время презентации 7 минут.


П: Во время презентации вам могут быть заданы уточняющие вопросы, а по ее итогам Вам будет выставлена оценка каждой команде.

Оценка команд проводится по трем критериям:

  • соответствие решения кейса легенде персонажа (5 баллов);

  • обоснование суждений команды (5 баллов);

  • качество презентации (включая визуализацию на ватмане) и выступления. Оценивается креативность, наглядность и информативность (5 баллов).

(студенты приступают к решению кейсов и подготовке презентаций, преподаватель оценивает выступления, выставляет баллы, определяет победителей, выдает почетные грамоты)

П: Вот так в процессе проведения учебного занятия мы повторили большой объем изученного материала. Я очень надеюсь, что Вы на практике закрепили свои знания и в будущем будите более грамотно относится к своим сбережениям, доходам и расходам.

П: Ребята, какой момент в решении кейсов, Вам показался наиболее сложным? Возникла ли у Вас желание провести анализ собственных доходов и расходов? Кто планирует взять на вооружение полученные навыки и использовать их в жизни? (ответы ребят).

П: Надеюсь, что в будущем, Вы, будете более осознано включается, в процесс расчёта доходов и расходов, осуществлять поиск путей дополнительного заработка и создания накоплений, что является необходимым условием  для успешной и обеспеченной жизни. Учитывая специфику Вашего образования, желаю Вам всем создать свои IT корпорации и быть не только первыми на рынке технологий, но так же успешными хозяйственниками.

П: Домашним заданием для Вас будет, проанализировать собственные расходы и найти три статьи расходов, которые Вы можете сократить или убрать совсем.

П: На этом я с Вами прощаюсь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе проведения учебного занятия повторяется большой объем изученного материала, идет глубокое закрепление знаний. У студентов развивается большой интерес к дисциплине, нарабатываются навыки общения, права добровольного участия. Работают все студенты, даже  неуверенные в своих знаниях.

Работа позволяет:

- обосновать использование практических и теоретических знаний;

- использовать технологию проведения ролевой игры в решении сложных конфликтных ситуациях;

- сформировать у студента  навыки и умения выходить из различных конфликтных ситуаций, повысить мотивацию к обучению.


Подготовка к такому занятию развивает ответственность у студентов за результаты своего труда, нацеливает и подготавливает к будущему ведению домохозяйства.

Проведение контроля знаний при помощи активных форм работы позволяет развить и углубить творческие возможности студентов.

Новизна данной работы в том, что студент сам в процессе обучения включается в процесс расчёта доходов и расходов, осуществляет поиск путей дополнительного заработка и создания накоплений, что является необходимым условием  для успешной и обеспеченной жизни.

Список литературы:

Нормативно-правовая литература

  1. Конституция РФ

  2. Гражданский Кодекс

  3. Налоговый Кодекс

Основные источники

  1. Основы экономики: учеб. Для учащихся учреждений нач. проф. Образования / О.Н. Терещенко. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 176 с.

  2. Основы экономики: учеб. Пособие для студ. Сред. Проф. Учеб. Заведений/ Н.Н. Кожевников, Т.Ф. Басова, В.В. Болгова и др.; под ред. Н.Н. Кожевникова. – М.:Издательский центр «Академия», 2021. – 288с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Памятка для выполнения кейса

Для решения кейса вам необходимо:

  1. Проанализировать легенду домохозяйства.

  2. На основе легенды определить все расходы домохозяйства.

  3. Обсудить и принять решение командой о всей совокупности расходов, которые должны быть у домохозяйства, но возможно не указаны в легенде.

  4. На основании имеющейся информации и выработанных суждений относительно структуры расходов - составить план приоритетных расходов, текущих (базовых) расходов, а также определить излишние расходы. Возможно, Вы предложите замену излишним расходам, исходя из собственного опыта.

  5. На основе легенды определить все доходы домохозяйства.

  6. Обсудить и принять решение командой о всей совокупности доходов, которые могут быть у данного домохозяйства, но возможно не указаны в легенде.

  7. Сопоставить уровень и источники доходов домохозяйства, с уровнем запланированных и текущих (базовых) расходов.

  8. Обсудить и принять решение командой о дополнительных источниках доходов, на которые способно домохозяйство, согласно легенде.

  9. Подготовиться к презентации: визуализировать Ваши планы, выкладки, предложения на ватмане. Информация может быть преподнесена в любом формате (таблицы, блок-схемы, шарж, комиксы и.т.п.), подготовить устное выступление.

Примечание: Оценивается креативность, наглядность и информативность.