Файл: Реферат По дисциплине Горное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»




Реферат

По дисциплине «Горное право»

Тема:Трансграничные месторождения

Выполнил: студент гр. ТПР-18 /Убиссе В.Г.Р./

(подпись) (Ф. И. О.)
Проверил Доц. /Дмитриев П.Н./ (должность) (подпись) (Ф. И. О.)

Санкт-Петербург

2023 год

Трансграничные месторождения

Трансграничными называются участки недр или месторождения, которые пересекаются различными границами: государственной, внут­ренними административными (между субъектами РФ, муниципальны­ми образованиями, субъектами РФ и территориальным морем РФ), лицензионными, в случае выдачи двух или нескольких лицензий на разведку и разработку одного месторождения, и другими, устанавли­вающими различный организационно-правовой режим недропользо­вания на разграничиваемых территориях.

Российское законодательство регламентирует деятельность в транс­граничных зонах, обусловленных внутренними административными границами. В то же время известны трансграничные месторождения в зонах государственных границ России с другими государствами. Например, Марковское месторождение природного газа, расположен­ное на территории Ростовской области и частично на Украине, мор­ское месторождение Паллас в Черном море. Освоение таких место­рождений должно регулироваться межгосударственными соглашения­ми, разрабатываемыми на основе норм международного права, в частности Конвенцией ООН по Морскому праву [22].

Разграничение участков недр в трансграничных зонах осуществля­ется по вертикальным проекциям тех или иных границ.

Понятие и особенности правового регулирования использования природных трансграничных объектов предусмотрено в российском природоресурсном праве пока только в отношении водных объектов.

Законодательство о недрах многих государств регулирует отноше­ния при разработке трансграничных месторождений, в частности месторождений нефти и газа. Оно обязывает пользователей недр со­трудничать при эксплуатации трансграничных месторождений угле­водородов с целью рационального использования и охраны недр. Один из методов такого сотрудничества — юнитизация (объединение при пользовании недрами) — стал наиболее распространенным базисом национальных и международных соглашений по разработке трансгра­ничных ресурсов углеводородов. В российском горном праве пробле­мы юнитизации разрабатывали по заданию Минэнерго Е.А. Дьячкова и B.C. Ульянов.


Особое значение регламентация разработки трансграничных мес­торождений имеет для жидких и газообразных полезных ископаемых, которые могут в процессе добычи перемещаться из одной части зале­жи в другую.

В российском горном праве юнитизация как форма сотрудничества нескольких недропользователей, получивших право на разработку единой гидродинамически связанной залежи, обуславливающая на основе специального соглашения наиболее рациональную форму эк­сплуатации этой залежи как единого объекта разработки, предусмот­рена Положением о порядке лицензирования пользования недрами. Установлено, что освоение такого месторождения должно осуществ­ляться по единому (общему) проекту разработки.

Координация деятельности пользователей недр возлагается по их решению на одного из них, которому другие предприятия доверяют исполнение функций координатора. Это положение в соответствии с законодательством о недрах должно фиксироваться в лицензиях на пользование недрами. Кроме того, в соответствии с мировой практи­кой это требование целесообразно оформлять в виде юнитизационно-го соглашения, регламентирующего геолого-технические вопросы разработки месторождения, а также положения экономического (це­нообразование, коммерциализация и др.), организационно-правового (статус участников, права и обязательства координатора и т.п.), эколо­гического и социального характера.

ФЗ «О государственной границе РФ» устанавливает, что хозяй­ственная, промысловая и иная деятельность в пограничной зоне, свя­занная с пользованием, в частности, недрами, наряду с пользованием землей и водами, предусматривает необходимость получения специ­ального разрешения, а в остальном регламентируется соответствую­щим законодательством.

Виды трансграничных месторождений

Для целей настоящей диссертации используется широкое понятие ТГМ как месторождения углеводородов, которое пересекается границами или иными узаконенными разделительными линиями -межгосударственными, внутригосударственными или индивидуально-пользовательскими (границами лицензионных участков недр). Конечно, такое понятие ТГМ очень условно, потому что под трансграничными в зарубежной литературе обычно понимают те месторождения, которые пересекаются только государственными границами, т.е. границами, которые устанавливают территориальные пределы государства. Сам термин «трансграничность» - иностранного происхождения, и им обозначаются именно «межгосударственные» ТГМ. В российскую научную литературу он проник недавно, и при этом используется также для обозначения месторождений, разделенных не только межгосударственными границами, но и границами между субъектами РФ и лицензионных участков.6



Трактовка трансграничности в широком смысле, по убеждению автора диссертации, не только оправдана, но и необходима. Ведь не только граница в ее собственном, узком смысле, а любая законно проведенная разделительная линия создает феномен трансграничности, если она отграничивает часть месторождения, на которой государство устанавливает правила при пользовании недрами, которые могут отличаться от правил, действующих на других участках месторождения. Поэтому критерием трансграничности месторождения является не столько вид границы (государственная или иная), сколько различия в правовом режиме разделенных ею участков недр.

В этом смысле могут существенно различаться правовые режимы использования участков недр не только на территории сопредельных государств, но и на территории сопредельных субъектов федерации в одном государстве, разделенных административно-территориальной границей, а также правовые режимы отдельных участков недр, на которые может быть разделено конкретное месторождение. Конечно, характер таких различий существенно разнится в зависимости от вида границы, пересекающей ТГМ, но в любом случае имеет место именно феномен трансграничности. Если отказаться от понятия трансграничности, то невозможно идентифицировать эти различия и, как следствие, сформулировать основные положения законодательства о регулировании использования ТГМ.

Различия правового регулирования использования «межгосударственных» ТГМ могут иметь системный характер, потому что, теоретически рассуждая, можно допустить, что сопредельные страны могут принадлежать к разным правовым системам (как, например, Великобритания и Норвегия на шельфе Северного моря). Системный характер приобретают различия в регулировании участков «межгосударственного» ТГМ, если в одной из сопредельных стран недропользование целиком монополизировано государством (как это, например, имело место в СССР), тогда как в другой сопредельной стране оно имеет частный характер. Третий пример: в одной стране недропользование основывается на административной, лицензионной системе, а в сопредельной стране - на договорной. Еще один пример: в одной стране недра целиком принадлежат федерации, тогда как в другой -собственность на них разделена между федерацией и ее субъектами. Подобные примеры можно продолжить.

Во всех таких случаях «межгосударственное» ТГМ, если его правовой режим урегулирован соответствующим договором, становится как бы общим «правовым полем» двух суверенных соседних государств и их национальных правовых систем, представленных в данном случае теми отраслями права, которые связаны с регулированием недропользования. К особенностям межгосударственной трансграничное относится и то, что сопредельные государства - это всегда собственники недр, в отличие от других субъектов трансграничных отношений, которые правами собственника на них не обладают. Как собственник государство предоставляет право пользования недрами, а как орган публичной власти регулирует их использование.
Государство - не простой собственник, а суверенный. Никакие другие субъекты трансграничных отношений такими свойствами не обладают.

В практике недропользования, однако, преобладает «внутригосударственная» трансграничность, хотя, как говорилось, ее порождают уже не государственные, а иные границы. В России - это границы субъектов федерации, которые согласно Конституции РФ совместно с федерацией ведают вопросами владения, пользования и распоряжения недрами, в т.ч. и вопросами ТГМ. В Российской Федерации эта конституционная норма, как известно, воплощается в так называемом принципе «двух ключей». Иными словами, в принципе совместного ведения сферой недропользования со стороны федерации и ее субъектов. В настоящее время, судя по разрабатываемым законопроектам, этот принцип уходит в прошлое. Регулирование всех основных вопросов недропользования становится прерогативой (исключительной компетенцией) Российской Федерации. С учетом этого обстоятельства должно быть сформулировано и будущее законодательство о ТГМ. Вместе с тем это не означает, что субъекты РФ полностью отстранятся от регулирования недропользовательской деятельности на своих территориях.

В отдельных странах существует трансграничность месторождений, пересекаемых границами субъектов, которые также, как государство, являются собственниками недр, расположенных на их земле. Это субъекты федерации США (штаты) и Канады (провинции). Общим «правовым полем» в таких случаях является ТГМ между сопредельными субъектами федерации, а правовой режим его использования определяется законодательством обоих субъектов, а также нормами федерального законодательства о ТГМ.

Трансграничность месторождений, разделяемых границами публично-правовых образований (федерации и ее субъектов), принципиально отличается от еще одной разновидности «внутренней» трансграничности -трансграничное индивидуальных участков пользователей недр. Во-первых, разделительная линия между ними не имеет публичной и общеобязательной природы. Ею связаны только недропользователи. Во-вторых, недропользователи - частные лица, а не публично-правовые образования. В-третьих, и это главное, они непосредственно используют недра, т.е. являются конечным адресатом регулирования со стороны публично-правовых субъектов отношений трансграничности.


Методы правового регулирования и формы организации использования трансграничных месторождений

Остановить подземную миграцию углеводородного сырья, чтобы справедливо обеспечить интересы каждого пользователя, практически невозможно. Есть другой выход. Длительный и успешный опыт регулирования использования ТГМ за рубежом показывает, что обеспечить такие интересы можно только в одном случае: если ТГМ будет осваиваться, говоря языком специалистов, как единая гидродинамически связанная залежь, как единый, целый объект.10 Это возможно при условии применения единых для всего ТГМ приемов правового регулирования, обеспечивающих единообразный правовой режим использования всего ТГМ, и особых форм организации совместных действий пользователей ТГМ. В зарубежном законодательстве преобладающий способ использования ТГМ именуется юнитизацией (англ. - unitization). Юнитизация - это объединение в разных формах пользователей всего ТГМ с целью обеспечить их согласованную деятельность по единому плану использования ТГМ. Российскому законодателю термин «юнитизация» неизвестен. Его не обязательно навязывать законодателю. Важно подобрать такой термин (или словообразование) из русского языка, который означает объединение пользователей ТГМ с целью согласования их действий, сотрудничества (например, совместная разработка, консолидация и т.п.).

Юнитизация подразумевает заключение между всеми пользователями ТГМ особого юнитизационного соглашения, по которому стороны принимают на себя обязательства по совместной разработке месторождения на основе единого, общего плана.

Понятие юнитизации

Понятие юнитизации, как организационной формы объединения, а также понятие юнитизационного соглашения по-разному преломляется в зависимости от вида трансграничного месторождения. Таких видов, как отмечалось, несколько, и каждый из них определяется, в конечном счете, спецификой 1) субъектов прав на ТГМ и 2) норм, регулирующих использование трансграничного месторождения.

Так, субъектами прав на межгосударственное ТГМ являются суверенные государства, границы которых пересекаются месторождением. Источником правовых норм по использованию ТГМ для государств -участников служит условно именуемое международное юнитизационное соглашение, в котором они согласовывают общий порядок и основные направления использования трансграничного месторождения. Следовательно, юнитизация в данном случае понимается по-иному, чем при объединении непосредственных недропользователей. Это - договор государств-собственников недр, по которому они обязуются предпринимать согласованные и скоординированные