Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 974

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12
На железных дорогах Российской Федерации разработан и осуще- ствлен ряд эффективных транспортно-технологических систем на осно- ве транспортной логистики:
– отправительская маршрутизация (связывает в единую логистичес- кую систему грузоотправителя и грузополучателя, то есть поставщика и потребителя товаров);
– организация технологических маршрутов (взаимосогласованная система «производитель — транспорт — потребитель»);
– укрупнение групп вагонов в адрес одного грузополучателя (связы- вает в единую систему производителей, потребителей и др.).
Создание эффективных железнодорожных логистических систем яв- ляется актуальной задачей реструктуризации железнодорожного транспор- та. В перспективе сеть железных дорог России будет представлять собой и сеть логистических центров, которые будут способствовать повышению конкурентоспособности железнодорожного транспорта и производителей товаров.
1.3. Грузовые и коммерческие операции
В процессе организации перевозок грузов выполняются грузовые и коммерческие операции.
Грузовая операция — погрузка грузов из складов в транспортные средства (вагоны, автомобили и др.) и выгрузка из них в склады, пере- грузка грузов из вагонов в вагоны при перевозке по железным дорогам с разной шириной колеи, перегрузка грузов с одного вида транспорта на другой (прямая операция); перемещение грузов внутри складов для про- верки его наличия или массы (перевески) и др.
Коммерческая операция — включает составление, обработку пере- возочных и передаточных документов, оформление учетно-отчетной до- кументации, взыскание всех видов платежей и сборов за перевозку гру- зов по железным дорогам и с участием других видов транспорта. Кроме того, к коммерческим операциям относится подготовка вагонов к пере- возке различных грузов и их осмотр в коммерческом отношении; транс- портно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей и грузополу- чателей, ведение актово-претензионного, договорного делопроизводства;
дополнение и исправление тарифных руководств и книг конвенционных запрещений. Коммерческими операциями являются также взвешивание грузов, пломбирование вагонов и контейнеров, составление и обеспече- ние сохранности документации, связанной с погрузкой грузов в откры- тый подвижной состав и т.п.


13
1.4. Содержание грузовой и коммерческой работы
Грузовая и коммерческая работа включает комплекс вопросов, свя- занных с перевозочным процессом, главным образом с его начальными и конечными операциями, с приемом груза к отправлению и погрузкой,
с выгрузкой и выдачей груза получателю.
К грузовой и коммерческой работе относятся также вопросы разра- ботки и соблюдения условий и правил перевозок грузов, обеспечения их сохранности; организации прогрессивных видов перевозок (пакет- ных, контейнерных, комбинированных и маршрутных); механизации по- грузочно-разгрузочных работ; переадресовки грузов, работы пунктов коммерческого осмотра, сортировочных платформ; взаимодействия с другими видами транспорта и многое другое.
Правовой основой грузовой и коммерческой работы является Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом, издаваемые в его раз- витие и содержащие обязательные для перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей условия перевозок грузов (нормативные правовые акты).
В международных сообщениях правовой основой являются договора и соглашения, заключаемые в установленном порядке. Если они отсутству- ют, то правовой основой является Гражданский кодекс Российской Феде- рации, Устав железнодорожного транспорта, другие федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации. Основным содержанием грузовой и коммерческой работы являются:
– прием заявок на перевозку грузов и их обработка;
– прием к перевозке грузов и выдача их грузополучателям;
– оформление перевозочных документов;
– механизация погрузочно-разгрузочных работ;
– расчет и взыскание платы за перевозку на основе действующих тарифов;
– обеспечение сохранности перевозимых грузов;
– организация перевозок скоропортящихся грузов;
– транспортно-экспедиционное обслуживание, арендное и договор- ное дело;
– обслуживание железнодорожных путей необщего пользования, раз- работка единой технологии работы станций примыкания и железнодорож- ных путей необщего пользования;

14
– организация контрольно-ревизионной работы;
– обеспечение безопасности движения, охраны труда и окружающей среды при выполнении грузовых и коммерческих операций и перевозке грузов;
– автоматизация управления грузовой и коммерческой работой, вне- дрение новых информационных технологий.
Созданная система фирменного транспортного обслуживания на же- лезнодорожном транспорте (см. главу 50) позволяет значительно улуч- шить грузовую и коммерческую работу железных дорог, повысить каче- ство предоставленных транспортных услуг грузоотправителям, грузо- получателям, пользователям и владельцам железнодорожных подъезд- ных путей и собственного железнодорожного подвижного состава.
1.5. Организационная структура управления
грузовой и коммерческой работой
Грузовой и коммерческой работой на сети дорог руководит Департа- мент грузовой и коммерческой работы Министерства путей сообщения
Российской Федерации (ЦМ), на железной дороге и отделении — соот- ветственно служба (М) и отдел грузовой и коммерческой работы (НОДМ).
На некоторых отделениях созданы дирекции перевозок, дирекции грузо- вой и коммерческой работы. Служба грузовой и коммерческой работы управления железной дороги состоит из отделов или секторов (в зависимо- сти от объема работы): организации коммерческой работы и условий пере- возок, перевозок скоропортящихся грузов, капитального строительства и механизации погрузочно-разгрузочных работ, актово-претензионный и др.
Кроме того, в штат службы входит аппарат дорожных коммерческих ре- визоров. Руководит службой начальник службы (М), его заместители и глав- ный инженер.
В структуре отделений железных дорог имеются отделы грузовой и коммерческой работы. В зависимости от объема работы в штате отде- ла, кроме начальника (НОДМ), имеются заместитель начальника отде- ла, старший и участковый коммерческие ревизоры, ревизоры хла- дотранспорта, инженеры и техники, ведающие вопросами организации перевозок грузов и др.
Для осуществления погрузки и выгрузки грузов на местах общего пользования и выполнения коммерческих операций, в частности с контей- нерами, на отделениях железной дороги организованы механизирован-


15
ные дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих опера-
ций (МЧ). На станциях эти дистанции имеют производственные участки.
На некоторых отделениях, например на Вологодском отделении Се- верной железной дороги, созданы дирекции погрузочно-разгрузочных
работ и коммерческих операций.
Грузовой и коммерческой работой на железнодорожной станции ру- ководит начальник станции (ДС), а на станциях с большими объемами грузовых и коммерческих операций — заместитель начальника стан-
ции по грузовой и коммерческой работе (ДСМ). Для контроля за состо- янием грузовой и коммерческой работы создан ревизорский аппарат: в
Департаменте грузовой и коммерческой работы — главный, а также
старшие коммерческие ревизоры (по дорогам или группе дорог), в со- ответствующей службе управления железной дороги — дорожный ком-
мерческий ревизор, в отделе отделения железной дороги — старший
коммерческий и участковые коммерческие ревизоры.
Охраной грузов ведает Управление ведомственной охраны МПС
(ЦУО), на железной дороге — Отдел ведомственной охраны (НО).
При реализации Программы структурной реформы на железнодо- рожном транспорте будет изменена и система управления грузовой и коммерческой работой. Многие вопросы организации грузовой и ком- мерческой работы будут решаться в подразделениях центрального ап- парата ОАО «РЖД» и его филиалах (железных дорогах). Усовершен- ствуется система управления контейнерными перевозками, перевозка- ми скоропортящихся грузов, транзитными и интермодальными пере- возками. Система управления грузовыми перевозками будет осуще- ствляться с учетом работы с парком вагонов ОАО «РЖД» и вагонов операторских компаний.
1.6. Виды сообщений и классификация грузовых перевозок
Перевозки грузов железнодорожным транспортом в зависимости от видов транспорта подразделяются на перевозки в прямом железнодо- рожном сообщении, перевозки в прямом смешанном и непрямом сме- шанном сообщении (с участием двух и более видов транспорта).
С образованием ОАО «РЖД» как единого хозяйствующего субъекта перевозки осуществляются в прямом железнодорожном сообщении между железнодорожными станциями с участием одной и более инф- раструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования.

16
Перевозки в прямом смешанном сообщении осуществляются нескольки- ми видами транспорта по единому транспортному документу, составляемому на весь маршрут следования груза. Перевозки в непрямом смешанном сооб- щении — перевозки, осуществляемые несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.
Кроме того, грузы могут перевозиться в международном сообще-
нии с участием железнодорожного транспорта между двумя и более странами, в том числе транзитом по территории Российской Федерации.
Такое сообщение может быть прямым, то есть осуществляемым по од- ному транспортному документу на весь путь следования, и непрямым,
когда перевозка на территории каждой страны осуществляется на основе самостоятельного договора перевозки и, соответственно, нескольких транс- портных документов. Осуществляются также специальные и воинские железнодорожные перевозки.
Специальные железнодорожные перевозки предназначены для удов- летворения особо важных государственных и оборонных нужд, а также перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Воинские железнодорожные перевозки — перевозки воинских ча- стей и подразделений, воинских грузов, воинских команд и отдельных лиц, проходящих воинскую службу, службу в органах внутренних дел,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, сотрудни- ков органов федеральной государственной службы безопасности.
В последние годы начали интенсивно развиваться комбинированные
(контрейлерные) перевозки грузов с транспортированием груженых боль- шегрузных автомобилей и полуприцепов на специальных платформах.
В соответствии с Уставом железнодорожного транспорта перевозки грузов осуществляются грузовой или большой скоростью. Скорость пе- ревозки грузов выбирает и указывает в транспортной железнодорожной накладной грузоотправитель. В зависимости от количества груза, предъяв- ляемого по одной транспортной железнодорожной накладной, перевозки осуществляются повагонными, контейнерными, мелкими, групповыми и маршрутными отправками.
Повагонной отправкойсчитается предъявляемый по одной транс- портной железнодорожной накладной (далее накладная) груз, для пере- возки которого требуется предоставление отдельного вагона.
Контейнерной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для транспортировки которого требуется пре- доставление одного контейнера.


17
Мелкая отправка— предъявляемый по одной накладной груз, для перевозки которого не требуется предоставления отдельного вагона или контейнера.
Групповой отправкой считается предъявляемый по одной наклад- ной груз, для перевозки которого требуется предоставление более одно- го вагона, но менее маршрутной отправки.
Маршрутной отправкой считается предъявляемый по одной наклад- ной груз, для перевозки которого требуется предоставление вагонов в коли- честве, соответствующем нормам, установленным для отправительских маршрутов по массе или длине.
Сборной повагонной отправкой считается предъявленный по одной накладной груз разных наименований в адрес одного грузополучателя.
1.7. Основные направления развития и совершенствования
грузовой и коммерческой работы
В основу развития и совершенствования грузовых перевозок зало- жены новые технологии перевозочного процесса, обеспечивающие ми- нимизацию затрат на перевозки, ресурсосберегаемость, экологическую безопасность и сервисное транспортное обслуживание. Они разработа- ны на основе транспортной логистики и на применении средств электро- ники и вычислительных машин.
Новая единая модель перевозочного процесса (ЕМПП) заменит су- ществующую автоматизированную систему оперативного управления перевозками (АСОУП). Автоматизированная система расчетов за гру- зовые перевозки (АСГРП) обеспечит информационно-технологическое взаимодействие между всеми участниками перевозочного процесса при осуществлении договора на перевозку груза на основе современных финансово-расчетных и информационных технологий. Новая автома- тизированная система управления контейнерными перевозками
(АСУКП) должна обеспечить информационное обслуживание контей- нерных пунктов и грузовых станций, улучшить контроль и продвиже- ние контейнеров. Система централизованной подготовки и оформле- ния перевозочных документов «ЭРТРАН» обеспечит качественно но- вый подход к оформлению грузовых перевозок и ведению другой от- четной документации.

18
Основными направлениями развития и совершенствования грузовой и коммерческой работы являются:
– внедрение технологий перевозочного процесса, ориентированных на высокое качество транспортных услуг, включая технологии по дос- тавке грузов «от двери до двери», «сквозное экспедирование», мульти- модальные, транзитные, интермодальные перевозки и др.;
– создание новых и совершенствование существующих логистичес- ких систем как во внутренних, так и в международных сообщениях;
– переход на систему гарантированного обеспечения перевозок по договорам и долгосрочным контрактам, разработка и внедрение автома- тизированной системы контроля за их исполнением;
– проведение гибкой тарифной политики, совершенствование систе- мы оплаты перевозок грузов, электронный обмен документами между железной дорогой и грузоотправителями, грузополучателями, создание централизованной сетевой базы данных о них;
– формирование и обработка перевозочных документов в реальном режиме времени и их безбумажное перемещение от грузоотправителя до грузополучателя (электронная накладная);
– развитие комбинированных перевозок, организация курсирования прямых ускоренных контейнерных и контрейлерных поездов, строитель- ство современных перегрузочных терминалов для переработки 40 футо- вых контейнеров;
– создание специализированного подвижного состава для перевозки автопоездов, автоприцепов, съемных кузовов; скоростных платформ для перевозки контейнеров в пассажирских, грузобагажных и ускоренных грузовых поездах; усовершенствованных крытых вагонов для удовлетворения требований грузоотправителей в части удобства погруз- ки-выгрузки, крепления и сохранности грузов;
– тесное взаимодействие с другими видами транспорта, создание смешанных железнодорожно-морских (речных) компаний;
– создание новых транспортных коридоров;
– обеспечение сохранности перевозимых грузов, разработка и вне- дрение новых запорно-пломбировочных устройств, в том числе и элек- тронных, внедрение технических средств наблюдения и контроля за пе- ревозимыми и хранящимися грузами;
– внедрение разработанной автоматизированной системы коммерчес- кого осмотра поездов и вагонов (АСКО ПВ);


19
– применение новых высокопроизводительных механизмов при по- грузочно-разгрузочных работах;
– внедрение новых изотермических транспортных средств, обеспечи- вающих сохранность скоропортящихся грузов (регулируемая газовая среда,
новые виды тары и упаковки, способы охлаждения), усовершенствова- ние изотермического подвижного состава (автоматизация работы обору- дования, установка приборов контроля и регистрации температурного ре- жима, микропроцессоров).
Для реализации названных направлений потребуется взаимодействие всех структурных подразделений железнодорожного транспорта, грузо- отправителей и грузополучателей.