Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1152
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Устав железнодорожного транспорта
Российской Федерации – правовая основа грузовой
и коммерческой работы
2.1. Значение Устава железнодорожного транспорта
Российской Федерации
Выполняя перевозки грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа,
железнодорожный транспорт вступает в определенные правовые взаи- моотношения с грузоотправителями, грузополучателями, пассажира- ми, физическими и юридическими лицами, другими видами транспорта и собственниками транспортных средств.
Общие правовые нормы, определяющие отношения, возникающие в связи с деятельностью железных дорог, регулируются нормами граж- данского права, но они не достаточны для регулирования отношений,
возникающих при выполнении перевозок, поскольку не отражают спе- цифику перевозочного процесса. Поэтому в статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что общие условия пере- возок определяются транспортными уставами и кодексами, иными зако- нами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Важнейшими правовыми актами, регулирующими отношения, возни- кающие между железными дорогами и грузоотправителями, грузополу- чателями и пассажирами, являются Федеральные законы «О железнодо- рожном транспорте в Российской Федерации» и «Устав железнодорож- ного транспорта Российской Федерации». Устав железнодорожного
20
транспорта Российской Федерации (далее Устав) от 10 января 2003 г., всту- пивший в силу с 18 мая 2003 г., регулирует отношения, возникшие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями,
владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользо- вания, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, дру- гими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Имея статус федерального закона, Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров,
грузов, багажа, грузобагажа, оказание услуг по использованию инфра- структуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных,
связанных с перевозками услуг.
Действие Устава распространяется также на перевозки грузов, гру- зобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляется в местах об- щего и необщего пользования, а также на строящихся железнодо- рожных линиях, примыкающим к железнодорожным путям общего пользования.
Закрепленные в Уставе нормы транспортного права основываются на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о есте- ственных монополиях, Закона о защите прав потребителей и других феде- ральных законах и международных договорах, действующих в области железнодорожного транспорта. Устав определяет порядок иусловия вза- имодействия перевозчиков и владельцев инфраструктур при осуществ- лении перевозок железнодорожным транспортом, предусматривает до- ступ к инфраструктуре на недискриминационной основе, создает рав- ные условия оказания услуг по ее использованию перевозчиками неза- висимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Устав устанавливает обязательные показатели качества перевозок гру- зов, багажа и грузобагажа (сроки доставки, сохранность грузов, бага- жа и грузобагажа) и обслуживания пользователей услугами железнодо- рожного транспорта для всех владельцев инфраструктур, перевозчиков и организаций, индивидуальных предпринимателей, выполняемых вспо- могательные работы (услуги) при перевозках.
С принятием Федеральных законов «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устава железнодорожного транспорта Рос-
21
сийской Федерации» созданы основы законодательного регулирования деятельности железнодорожного транспорта и обеспечения его нормаль- ной работы в условиях рынка.
2.2. Основные положения Устава железнодорожного транспорта
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации содер- жит 130 статей, объединенных в девять глав.
В главе I «Общие положения» (ст. 1—8) определены главные задачи Устава и сфера его действия, дано четкое определение ос- новных понятий, применяемых в тексте, установлен порядок разра- ботки и утверждения Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобога- жа, Правил оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также гру- зов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской дея- тельности. Здесь же изложен порядок перевозки почтовых отправ- лений, определены условия организации и осуществления специ- альных и воинских железнодорожных перевозок, а также централи- зованное управление ими. В этой же главе установлено, что пере- возки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа осуществляются по железнодорожным путям общего пользования и между железно- дорожными станциями, открытыми для выполнения соответствую- щих операций, в вагонах и контейнерах перевозчиков, иных юриди- ческих и физических лиц.
В главе II «Перевозки грузов, контейнеров и повагонными отправ-
ками грузобагажа» (ст. 9—49) регламентирован порядок заключения долгосрочных договоров об организации перевозок, предоставления зая- вок на перевозки грузов и их выполнения, заключения договора перевоз- ки груза, определены условия подготовки груза к перевозке грузоотпра- вителями, подготовки вагонов, контейнеров под погрузку железной доро- гой и грузоотправителями, установлен порядок выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке грузов и контейнеров, при оформлении приема и выдачи груза.
В этой же главе определены обязанности перевозчика по доставке гру- за по назначению и в установленные сроки по определению размера недо- стачи, повреждения (порчи) груза и выдаче грузополучателю коммерчес-
22
кого акта, проверке состояния, массы и количества мест при выдаче гру- за; изложена имущественная ответственность грузоотправителя за досто- верность сведений, внесенных в накладную; определен порядок внесения платы за перевозку грузов, грузобагажа и иных причитающихся перевоз- чику платежей, порядок проведения переадресовки грузов и порядок ре- шения других вопросов, связанных с перевозкой грузов.
В главе III «Взаимодействия владельца инфраструктуры и пе-
ревозчиков при подготовке и осуществлении перевозок пассажи-
ров, грузов, багажа, грузобагажа» (ст. 50—54) определен порядок заключения договоров между перевозчиками и владельцами инфра- структуры об оказании услуг для осуществления перевозок пассажи- ров, грузов, багажа, грузобагажа, а также порядок доступа перевоз- чиков к инфраструктуре.
Глава IV «Железнодорожные пути необщего пользования» (ст. 55—64)
посвящена основным условиям эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования и регулированию взаимоотношений перевозчи- ков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, вла- дельцев инфраструктур, грузоотправителей и грузополучателей.
Глава V «Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении»
(ст. 65—79) определяет порядок организации перевозки грузов в пря- мом смешанном сообщении, условия передачи и перегрузки их в пун- ктах перевалки, устанавливает порядок взимания платы за перевозку грузов, определения срока доставки и взаимную имущественную от- ветственность за невыполнение нормы перевалки, несохранность и просрочку доставки грузов.
В главе VI «Перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа»
(ст. 80—93) определены условия перевозок пассажиров, багажа, грузо- багажа, регламентированы права и обязанности перевозчиков, владель- цев инфраструктур и пассажиров, изложены основные требования к пас- сажирским вагонам, железнодорожным вокзалам и другим сооруже- ниям, предназначенным для обслуживания пассажиров.
Глава VII «Ответственность перевозчиков, владельцев инф-
раструктур, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров»
(ст. 94—118) определяет ответственность сторон за невыполнение при- нятой заявки на перевозки грузов, несохранность груза и грузобагажа,
просрочку доставки грузов и не принадлежащих перевозчику порож- них вагонов и контейнеров, задержку вагонов по вине грузоотправителя
23
и грузополучателя, задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку или на железнодорожные выставочные пути, а так- же за задержку уборки вагонов, превышение грузоподъемности вагона и контейнера грузоотправителем, использование вагонов, контейнеров для перевозок грузов без согласия их владельцев, искажение в транс- портной железнодорожной накладной наименований грузов, особых от- меток, сведений о грузах, об их свойствах, за неочистку вагонов, кон- тейнеров грузополучателем после выгрузки и др.
В этой же главе установлена ответственность перевозчика за несох- ранность багажа, просрочку его доставки, задержку отправления поез- да или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения,
за вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров и др.
В главе VIII «Акты, претензии, иски» (ст. 119—126) установлен порядок составления коммерческих актов и предъявления к перевозчи- ку претензий и исков.
В главе IX «Заключительные и переходные положения» (ст. 127—130)
определен срок вступления в силу Устава, уточнены нормативные правовые акты, которые действуют впредь до принятия новых, пре- дусмотрена отмена главы V и связанных с ней норм Устава после принятия закона о прямых смешанных (комбинированных перевоз- ках и др.).
2.3. Нормативные правовые акты и руководства,
издаваемые в соответствии с Уставом
Устав содержит только основные условия перевозок грузов, пасса- жиров и грузобагажа, а также основные положения взаимодействия инфраструктуры и перевозчиков при подготовке и осуществлении пере- возок. Предусмотреть все многообразие конкретных условий и особен- ностей перевозок он не может. Поэтому в его развитие принимаются важные правительственные и ведомственные акты, детально регламен- тирующие все стороны перевозки грузов и пассажиров.
Министерство путей сообщения на основании Устава (ст. 3) с участи- ем федерального органа исполнительной власти по регулированию есте- ственных монополий на транспорте (Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства), заинтересованных федераль- ных органов исполнительной власти и заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает Правила перевозок грузов
24
железнодорожным транспортом, утверждает данные правила и регистри- рует их в федеральном органе исполнительной власти в области юстиции
(Министерстве юстиции).
Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом — нор- мативный правовой акт, издаваемый в соответствии с Уставом и содер- жащий условия перевозки грузов с учетом их особенностей в целях обеспечения безопасности движения, сохранности грузов и подвижно- го состава, а также экологической безопасности. К Правилам перевозок грузов относятся, в частности, Правила приема заявок на перевозки гру-
зов железнодорожным транспортом, Правила приема грузов к пере-
возке железнодорожным транспортом, Правила исчисления сроков
доставки грузов железнодорожным транспортом, Правила перево-
зок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном
составе, Правила перевозок железнодорожным транспортом скоро-
портящихся грузов и др. Утвержденные Правила перевозок грузов яв- ляются обязательными для исполнения всеми физическими и юридичес- кими лицами (независимо от формы собственности), пользующимися услугами железнодорожного транспорта общего пользования. В целях систематизации и удобства пользователей услуг железнодорожного транспорта все Правила перевозок сведены в единый документ — Сбор-
ник правил перевозок грузов железнодорожным транспортом. Имен- но поэтому все Правила прошли государственную регистрацию в Мини- стерстве юстиции Российской Федерации.
Правила оказания услуг по перевозкам, а также грузов, багажа и
грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связан-
ных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержда- ет Правительство Российской Федерации. Столь высокий уровень утвер- ждения Правил предусматривается законом о защите прав потребителей.
Особенности организации, обеспечения и выполнения воинских пе- ревозок регулируются Уставом воинских железнодорожных перево-
зок, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Кроме Правил перевозок, на железнодорожном транспорте действу- ют Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и
контейнерах, утвержденные Министерством путей сообщения, Тариф-
ные руководства, служебные и должностные инструкции и инст-
руктивные указания.
25
Правила перевозок, Технические условия, а также вносимые в них изменения и дополнения публикуются в издаваемых МПС Сборниках правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта и вводятся в действие с момента опубликования. Сборник правил перевозок и тари- фов железнодорожного транспорта — периодическое издание, в кото- ром публикуются нормативные акты, утвержденные Министерством пу- тей сообщения в пределах его компетенции. В этих же сборниках публи- куются изменения и дополнения в Тарифные руководства.
Все опубликованные в Сборниках правил перевозок и тарифов изме- нения и дополнения обязательно должны быть внесены во все экземпля- ры Правил, Технических условий и Тарифных руководств путем соот- ветствующих вклеек или исправлений текста с указанием номера сбор- ника. Руководствоваться неисправленными экземплярами нельзя, так как это может привести к серьезным ошибкам.
К служебным и должностным инструкциям и инструктивным
указаниям, утвержденным МПС, относятся: Инструкция по ведению
станционной коммерческой отчетности, Инструкция по перевозке
негабаритных и тяжеловесных грузов, Инструкция по актово-пре-
тензионной работе, Инструкция о порядке и технологии взвешива-
ния грузов, содержании и техническом обслуживании весовых прибо-
ров, Инструкция по розыску грузов на железных дорогах, Должност-
ная инструкция приемосдатчика груза, Инструкция коммерческому
ревизору железной дороги и др.
Глава 3. Погрузочно-разгрузочные работы
3.1. Характеристика погрузочно-разгрузочных работ
и складских операций
К погрузочно-разгрузочным работам относятся: погрузка грузов в подвижной состав, выгрузка из него, перегрузка из одного подвижного состава на другой, сортировка, перемещение и отвалка грузов внутри крытых и открытых складов, других погрузочно-разгрузочных местах.
Погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте подразделяются на следующие виды:
– погрузка грузов и контейнеров в вагоны из крытого или открытого склада;
26
– выгрузка грузов и контейнеров из вагонов в крытый или открытый склад;
– перегрузка грузов и контейнеров из вагонов в вагоны;
– сортировка грузов и контейнеров в вагонах;
– погрузка грузов и контейнеров в автомобиль, автополуприцеп из крытого или открытого склада;
– выгрузка грузов и контейнеров из автомобилей, автополуприцепов в крытый или открытый склад;
– внутрискладские работы (сортировка, отвалка, штабелирование, внут- рискладские перемещения грузов и контейнеров).
На всем пути следования с одним и тем же грузом выполняются мно- гочисленные грузовые операции. Число их увеличивается, если перевоз- ка происходит с учетом нескольких видов транспорта. Иногда с одним и тем же грузом выполняется 10 операций и более. Наибольший эффект достигается при перевозке грузов по схеме «подъездной путь — магист- ральный железнодорожный транспорт — подъездной путь», когда выпол- няются две грузовые операции (погрузка в вагон и выгрузка из него), а промежуточные погрузочные операции отсутствуют, так как автомобиль- ный транспорт в завозе груза на станцию отправления и вывозе груза со станции назначения не участвует. Число операций уменьшается и в случае непосредственной перегрузки (перевалки) грузов из вагонов в суда или автомобили, из судов в вагоны или автомобили, из автомобилей в вагоны или суда, из вагона в вагоны. Такая технология переработки грузов назы- вается прямым вариантом.
3.2. Положения Устава о порядке выполнения операций
по погрузке, выгрузке и сортировке грузов
В соответствии со статьей 9 Устава, операции по погрузке, выг- рузке, сортировке, хранению грузов, грузобагажа и контейнеров выполняются в местах общего пользования. В местах необщего пользования выполняются операции по погрузке, выгрузке грузов и контейнеров.
Местами общего пользования называются крытые и открытые скла- ды, а также участки, специально выделенные на территории железнодо- рожной станции, принадлежащие владельцу инфраструктуры и исполь- зуемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке,
хранению грузов, в том числе контейнеров, багажа, грузобагажа пользо- вателей услугами железнодорожного транспорта.
27
Места необщего пользования — железнодорожные пути необ- щего пользования, крытые и открытые склады, а также участки, рас- положенные на территории железнодорожной станции, не принадле- жащие владельцу инфраструктуры или сданные им в аренду и ис- пользуемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке, в том числе контейнеров, определенных пользователей услугами железно- дорожного транспорта.
Места общего пользования и места необщего пользования долж- ны иметь надлежащим образом оборудованные сооружения и уст- ройства для бесперебойной, сохранной обработки вагонов, контейне- ров, обеспечения сохранности грузов, а также отвечать природоох- ранным требованиям (т.е. соблюдению требований к очистным, в том числе воздухоочистительным, водопроводным, канализационным со- оружениям, к хранению грузов на открытых складах с учетом по- следствий взаимодействия грузов с атмосферными осадками, высо- кими либо низкими температурами).
Соответствие мест общего и необщего пользования этим требованиям обеспечивается за счет средств их владельца, а специально выделенных участков — за счет средств грузоотправителя или грузополучателя, кото- рым предоставлены такие участки. Выделение участков возможно как в местах необщего пользования, так и в местах общего пользования.
В соответствии с Уставом (ст. 21) погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, а также выгрузка из них в местах общего и необщего пользова- ния обеспечивается грузоотправителями, грузополучателями. Погрузка порожних или груженых контейнеров в вагоны, а также выгрузка из них таких контейнеров в местах общего пользования обеспечивается пере- возчиками за счет грузополучателей с ее оплатой по соглашению сто- рон, если иное не установлено законодательством Российской Федера- ции. Перевозчики, владельцы инфраструктур, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели при наличии соответствующих погру- зочно-разгрузочных машин и приспособлений могут принимать на себя по договору с грузоотправителями, грузополучателями выполнение по- грузочно-разгрузочных работ.
Погрузка грузов в контейнеры и выгрузка грузов из контейнеров в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузоотправи- телями, грузополучателями.
Российской Федерации – правовая основа грузовой
и коммерческой работы
2.1. Значение Устава железнодорожного транспорта
Российской Федерации
Выполняя перевозки грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа,
железнодорожный транспорт вступает в определенные правовые взаи- моотношения с грузоотправителями, грузополучателями, пассажира- ми, физическими и юридическими лицами, другими видами транспорта и собственниками транспортных средств.
Общие правовые нормы, определяющие отношения, возникающие в связи с деятельностью железных дорог, регулируются нормами граж- данского права, но они не достаточны для регулирования отношений,
возникающих при выполнении перевозок, поскольку не отражают спе- цифику перевозочного процесса. Поэтому в статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что общие условия пере- возок определяются транспортными уставами и кодексами, иными зако- нами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Важнейшими правовыми актами, регулирующими отношения, возни- кающие между железными дорогами и грузоотправителями, грузополу- чателями и пассажирами, являются Федеральные законы «О железнодо- рожном транспорте в Российской Федерации» и «Устав железнодорож- ного транспорта Российской Федерации». Устав железнодорожного
20
транспорта Российской Федерации (далее Устав) от 10 января 2003 г., всту- пивший в силу с 18 мая 2003 г., регулирует отношения, возникшие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями,
владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользо- вания, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, дру- гими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Имея статус федерального закона, Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров,
грузов, багажа, грузобагажа, оказание услуг по использованию инфра- структуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных,
связанных с перевозками услуг.
Действие Устава распространяется также на перевозки грузов, гру- зобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляется в местах об- щего и необщего пользования, а также на строящихся железнодо- рожных линиях, примыкающим к железнодорожным путям общего пользования.
Закрепленные в Уставе нормы транспортного права основываются на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о есте- ственных монополиях, Закона о защите прав потребителей и других феде- ральных законах и международных договорах, действующих в области железнодорожного транспорта. Устав определяет порядок иусловия вза- имодействия перевозчиков и владельцев инфраструктур при осуществ- лении перевозок железнодорожным транспортом, предусматривает до- ступ к инфраструктуре на недискриминационной основе, создает рав- ные условия оказания услуг по ее использованию перевозчиками неза- висимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Устав устанавливает обязательные показатели качества перевозок гру- зов, багажа и грузобагажа (сроки доставки, сохранность грузов, бага- жа и грузобагажа) и обслуживания пользователей услугами железнодо- рожного транспорта для всех владельцев инфраструктур, перевозчиков и организаций, индивидуальных предпринимателей, выполняемых вспо- могательные работы (услуги) при перевозках.
С принятием Федеральных законов «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устава железнодорожного транспорта Рос-
21
сийской Федерации» созданы основы законодательного регулирования деятельности железнодорожного транспорта и обеспечения его нормаль- ной работы в условиях рынка.
2.2. Основные положения Устава железнодорожного транспорта
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации содер- жит 130 статей, объединенных в девять глав.
В главе I «Общие положения» (ст. 1—8) определены главные задачи Устава и сфера его действия, дано четкое определение ос- новных понятий, применяемых в тексте, установлен порядок разра- ботки и утверждения Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобога- жа, Правил оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также гру- зов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской дея- тельности. Здесь же изложен порядок перевозки почтовых отправ- лений, определены условия организации и осуществления специ- альных и воинских железнодорожных перевозок, а также централи- зованное управление ими. В этой же главе установлено, что пере- возки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа осуществляются по железнодорожным путям общего пользования и между железно- дорожными станциями, открытыми для выполнения соответствую- щих операций, в вагонах и контейнерах перевозчиков, иных юриди- ческих и физических лиц.
В главе II «Перевозки грузов, контейнеров и повагонными отправ-
ками грузобагажа» (ст. 9—49) регламентирован порядок заключения долгосрочных договоров об организации перевозок, предоставления зая- вок на перевозки грузов и их выполнения, заключения договора перевоз- ки груза, определены условия подготовки груза к перевозке грузоотпра- вителями, подготовки вагонов, контейнеров под погрузку железной доро- гой и грузоотправителями, установлен порядок выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке грузов и контейнеров, при оформлении приема и выдачи груза.
В этой же главе определены обязанности перевозчика по доставке гру- за по назначению и в установленные сроки по определению размера недо- стачи, повреждения (порчи) груза и выдаче грузополучателю коммерчес-
22
кого акта, проверке состояния, массы и количества мест при выдаче гру- за; изложена имущественная ответственность грузоотправителя за досто- верность сведений, внесенных в накладную; определен порядок внесения платы за перевозку грузов, грузобагажа и иных причитающихся перевоз- чику платежей, порядок проведения переадресовки грузов и порядок ре- шения других вопросов, связанных с перевозкой грузов.
В главе III «Взаимодействия владельца инфраструктуры и пе-
ревозчиков при подготовке и осуществлении перевозок пассажи-
ров, грузов, багажа, грузобагажа» (ст. 50—54) определен порядок заключения договоров между перевозчиками и владельцами инфра- структуры об оказании услуг для осуществления перевозок пассажи- ров, грузов, багажа, грузобагажа, а также порядок доступа перевоз- чиков к инфраструктуре.
Глава IV «Железнодорожные пути необщего пользования» (ст. 55—64)
посвящена основным условиям эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования и регулированию взаимоотношений перевозчи- ков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, вла- дельцев инфраструктур, грузоотправителей и грузополучателей.
Глава V «Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении»
(ст. 65—79) определяет порядок организации перевозки грузов в пря- мом смешанном сообщении, условия передачи и перегрузки их в пун- ктах перевалки, устанавливает порядок взимания платы за перевозку грузов, определения срока доставки и взаимную имущественную от- ветственность за невыполнение нормы перевалки, несохранность и просрочку доставки грузов.
В главе VI «Перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа»
(ст. 80—93) определены условия перевозок пассажиров, багажа, грузо- багажа, регламентированы права и обязанности перевозчиков, владель- цев инфраструктур и пассажиров, изложены основные требования к пас- сажирским вагонам, железнодорожным вокзалам и другим сооруже- ниям, предназначенным для обслуживания пассажиров.
Глава VII «Ответственность перевозчиков, владельцев инф-
раструктур, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров»
(ст. 94—118) определяет ответственность сторон за невыполнение при- нятой заявки на перевозки грузов, несохранность груза и грузобагажа,
просрочку доставки грузов и не принадлежащих перевозчику порож- них вагонов и контейнеров, задержку вагонов по вине грузоотправителя
23
и грузополучателя, задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку или на железнодорожные выставочные пути, а так- же за задержку уборки вагонов, превышение грузоподъемности вагона и контейнера грузоотправителем, использование вагонов, контейнеров для перевозок грузов без согласия их владельцев, искажение в транс- портной железнодорожной накладной наименований грузов, особых от- меток, сведений о грузах, об их свойствах, за неочистку вагонов, кон- тейнеров грузополучателем после выгрузки и др.
В этой же главе установлена ответственность перевозчика за несох- ранность багажа, просрочку его доставки, задержку отправления поез- да или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения,
за вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров и др.
В главе VIII «Акты, претензии, иски» (ст. 119—126) установлен порядок составления коммерческих актов и предъявления к перевозчи- ку претензий и исков.
В главе IX «Заключительные и переходные положения» (ст. 127—130)
определен срок вступления в силу Устава, уточнены нормативные правовые акты, которые действуют впредь до принятия новых, пре- дусмотрена отмена главы V и связанных с ней норм Устава после принятия закона о прямых смешанных (комбинированных перевоз- ках и др.).
2.3. Нормативные правовые акты и руководства,
издаваемые в соответствии с Уставом
Устав содержит только основные условия перевозок грузов, пасса- жиров и грузобагажа, а также основные положения взаимодействия инфраструктуры и перевозчиков при подготовке и осуществлении пере- возок. Предусмотреть все многообразие конкретных условий и особен- ностей перевозок он не может. Поэтому в его развитие принимаются важные правительственные и ведомственные акты, детально регламен- тирующие все стороны перевозки грузов и пассажиров.
Министерство путей сообщения на основании Устава (ст. 3) с участи- ем федерального органа исполнительной власти по регулированию есте- ственных монополий на транспорте (Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства), заинтересованных федераль- ных органов исполнительной власти и заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает Правила перевозок грузов
24
железнодорожным транспортом, утверждает данные правила и регистри- рует их в федеральном органе исполнительной власти в области юстиции
(Министерстве юстиции).
Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом — нор- мативный правовой акт, издаваемый в соответствии с Уставом и содер- жащий условия перевозки грузов с учетом их особенностей в целях обеспечения безопасности движения, сохранности грузов и подвижно- го состава, а также экологической безопасности. К Правилам перевозок грузов относятся, в частности, Правила приема заявок на перевозки гру-
зов железнодорожным транспортом, Правила приема грузов к пере-
возке железнодорожным транспортом, Правила исчисления сроков
доставки грузов железнодорожным транспортом, Правила перево-
зок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном
составе, Правила перевозок железнодорожным транспортом скоро-
портящихся грузов и др. Утвержденные Правила перевозок грузов яв- ляются обязательными для исполнения всеми физическими и юридичес- кими лицами (независимо от формы собственности), пользующимися услугами железнодорожного транспорта общего пользования. В целях систематизации и удобства пользователей услуг железнодорожного транспорта все Правила перевозок сведены в единый документ — Сбор-
ник правил перевозок грузов железнодорожным транспортом. Имен- но поэтому все Правила прошли государственную регистрацию в Мини- стерстве юстиции Российской Федерации.
Правила оказания услуг по перевозкам, а также грузов, багажа и
грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связан-
ных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержда- ет Правительство Российской Федерации. Столь высокий уровень утвер- ждения Правил предусматривается законом о защите прав потребителей.
Особенности организации, обеспечения и выполнения воинских пе- ревозок регулируются Уставом воинских железнодорожных перево-
зок, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Кроме Правил перевозок, на железнодорожном транспорте действу- ют Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и
контейнерах, утвержденные Министерством путей сообщения, Тариф-
ные руководства, служебные и должностные инструкции и инст-
руктивные указания.
25
Правила перевозок, Технические условия, а также вносимые в них изменения и дополнения публикуются в издаваемых МПС Сборниках правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта и вводятся в действие с момента опубликования. Сборник правил перевозок и тари- фов железнодорожного транспорта — периодическое издание, в кото- ром публикуются нормативные акты, утвержденные Министерством пу- тей сообщения в пределах его компетенции. В этих же сборниках публи- куются изменения и дополнения в Тарифные руководства.
Все опубликованные в Сборниках правил перевозок и тарифов изме- нения и дополнения обязательно должны быть внесены во все экземпля- ры Правил, Технических условий и Тарифных руководств путем соот- ветствующих вклеек или исправлений текста с указанием номера сбор- ника. Руководствоваться неисправленными экземплярами нельзя, так как это может привести к серьезным ошибкам.
К служебным и должностным инструкциям и инструктивным
указаниям, утвержденным МПС, относятся: Инструкция по ведению
станционной коммерческой отчетности, Инструкция по перевозке
негабаритных и тяжеловесных грузов, Инструкция по актово-пре-
тензионной работе, Инструкция о порядке и технологии взвешива-
ния грузов, содержании и техническом обслуживании весовых прибо-
ров, Инструкция по розыску грузов на железных дорогах, Должност-
ная инструкция приемосдатчика груза, Инструкция коммерческому
ревизору железной дороги и др.
Глава 3. Погрузочно-разгрузочные работы
3.1. Характеристика погрузочно-разгрузочных работ
и складских операций
К погрузочно-разгрузочным работам относятся: погрузка грузов в подвижной состав, выгрузка из него, перегрузка из одного подвижного состава на другой, сортировка, перемещение и отвалка грузов внутри крытых и открытых складов, других погрузочно-разгрузочных местах.
Погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте подразделяются на следующие виды:
– погрузка грузов и контейнеров в вагоны из крытого или открытого склада;
26
– выгрузка грузов и контейнеров из вагонов в крытый или открытый склад;
– перегрузка грузов и контейнеров из вагонов в вагоны;
– сортировка грузов и контейнеров в вагонах;
– погрузка грузов и контейнеров в автомобиль, автополуприцеп из крытого или открытого склада;
– выгрузка грузов и контейнеров из автомобилей, автополуприцепов в крытый или открытый склад;
– внутрискладские работы (сортировка, отвалка, штабелирование, внут- рискладские перемещения грузов и контейнеров).
На всем пути следования с одним и тем же грузом выполняются мно- гочисленные грузовые операции. Число их увеличивается, если перевоз- ка происходит с учетом нескольких видов транспорта. Иногда с одним и тем же грузом выполняется 10 операций и более. Наибольший эффект достигается при перевозке грузов по схеме «подъездной путь — магист- ральный железнодорожный транспорт — подъездной путь», когда выпол- няются две грузовые операции (погрузка в вагон и выгрузка из него), а промежуточные погрузочные операции отсутствуют, так как автомобиль- ный транспорт в завозе груза на станцию отправления и вывозе груза со станции назначения не участвует. Число операций уменьшается и в случае непосредственной перегрузки (перевалки) грузов из вагонов в суда или автомобили, из судов в вагоны или автомобили, из автомобилей в вагоны или суда, из вагона в вагоны. Такая технология переработки грузов назы- вается прямым вариантом.
3.2. Положения Устава о порядке выполнения операций
по погрузке, выгрузке и сортировке грузов
В соответствии со статьей 9 Устава, операции по погрузке, выг- рузке, сортировке, хранению грузов, грузобагажа и контейнеров выполняются в местах общего пользования. В местах необщего пользования выполняются операции по погрузке, выгрузке грузов и контейнеров.
Местами общего пользования называются крытые и открытые скла- ды, а также участки, специально выделенные на территории железнодо- рожной станции, принадлежащие владельцу инфраструктуры и исполь- зуемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке,
хранению грузов, в том числе контейнеров, багажа, грузобагажа пользо- вателей услугами железнодорожного транспорта.
27
Места необщего пользования — железнодорожные пути необ- щего пользования, крытые и открытые склады, а также участки, рас- положенные на территории железнодорожной станции, не принадле- жащие владельцу инфраструктуры или сданные им в аренду и ис- пользуемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке, в том числе контейнеров, определенных пользователей услугами железно- дорожного транспорта.
Места общего пользования и места необщего пользования долж- ны иметь надлежащим образом оборудованные сооружения и уст- ройства для бесперебойной, сохранной обработки вагонов, контейне- ров, обеспечения сохранности грузов, а также отвечать природоох- ранным требованиям (т.е. соблюдению требований к очистным, в том числе воздухоочистительным, водопроводным, канализационным со- оружениям, к хранению грузов на открытых складах с учетом по- следствий взаимодействия грузов с атмосферными осадками, высо- кими либо низкими температурами).
Соответствие мест общего и необщего пользования этим требованиям обеспечивается за счет средств их владельца, а специально выделенных участков — за счет средств грузоотправителя или грузополучателя, кото- рым предоставлены такие участки. Выделение участков возможно как в местах необщего пользования, так и в местах общего пользования.
В соответствии с Уставом (ст. 21) погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, а также выгрузка из них в местах общего и необщего пользова- ния обеспечивается грузоотправителями, грузополучателями. Погрузка порожних или груженых контейнеров в вагоны, а также выгрузка из них таких контейнеров в местах общего пользования обеспечивается пере- возчиками за счет грузополучателей с ее оплатой по соглашению сто- рон, если иное не установлено законодательством Российской Федера- ции. Перевозчики, владельцы инфраструктур, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели при наличии соответствующих погру- зочно-разгрузочных машин и приспособлений могут принимать на себя по договору с грузоотправителями, грузополучателями выполнение по- грузочно-разгрузочных работ.
Погрузка грузов в контейнеры и выгрузка грузов из контейнеров в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузоотправи- телями, грузополучателями.