Файл: Рабочая программа учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности Специальность 21. 02. 15 Открытые горные работы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЧАТСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: Безопасность жизнедеятельности

Специальность 21.02.15 Открытые горные работы (базовая подготовка)

2015

ОДОБРЕНА Разработана на основе Федерального

Цикловой комиссией государственного образовательного

профессионального цикла стандарта среднего профессионального

образования по специальности

21.02.15 Открытые горные работы (базовая подготовка)

Протокол № _____

от «_____» _________________ 2015 г.

Председатель Заместитель директора по цикловой комиссии учебно-методической работе __________ / / ______________/ /

Составитель (автор): Учебно-консультативная служба "Идеал"

СОДЕРЖАНИЕ





стр.
  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


7
  1. условия реализации учебной дисциплины


12
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


15


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Безопасность жизнедеятельности


    1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.15 Открытые горные работы.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при проведении курсов повышения квалификации (переподготовки) специалистов и рабочих, осуществляющих ведение технологических процессов при добыче полезных ископаемых открытым способом на производственном участке при наличии среднего общего и (или) основного общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в профессиональный цикл, ОП 10.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цель дисциплины - вооружить выпускников теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для: разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций; принятия решение по защите населения и территорий от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их воздействий; выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации; своевременного оказания доврачебной помощи.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

- применять первичные средства пожаротушения;

- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанности военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

- оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;



- основные виды потенциальных опасностей и их последствия профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

- основы военной службы и обороны государства;

- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

- способы защиты населения от оружия массового поражения;

- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;

- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности родственные специальностям СПО;

- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей и овладению профессиональными компетенциями:

ПК 1.1. Планировать ведение горных работ и оформлять техническую документацию.

ПК 1.2. Организовывать и контролировать ведение горных работ на участке.

ПК 1.3. Организовывать и контролировать ведение взрывных работ на участке.


ПК 1.4. Обеспечивать выполнение плановых показателей.

ПК 2.1. Контролировать выполнение требований отраслевых норм, инструкций и правил безопасности при ведении горных и взрывных работ.

ПК 2.2. Контролировать выполнение требований пожарной безопасности.

ПК 2.3. Контролировать состояние рабочих мест и оборудования на участке в соответствии с требованиями охраны труда.

ПК 2.4. Организовывать и осуществлять производственный контроль соблюдения требований промышленной безопасности и охраны труда на участке.

ПК 3.1. Организовывать работу по управлению персоналом на производственном участке.

ПК 3.2. Обеспечивать материальное и моральное стимулирование трудовой деятельности персонала.

ПК 3.3. Анализировать процесс и результаты деятельности персонала участка.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 98 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;

самостоятельной работы обучающегося 30 часа.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

98

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:




практические занятия

40

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

в том числе:

изучение темы

составление презентации

решение ситуационных задач и заданий


8

4

18


Итоговая аттестация в форме зачёта/ дифференцированного зачета






2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»


наименование

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, практическая и самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 1.

Основы военной службы




47




Тема 1.1.

Вооружённые Силы России на современном этапе

Содержание учебного материала

2




Состав и организационная структура Вооружённых Сил. Виды Вооружённых Сил и рода войск. Система руководства и управления Вооружёнными Силами. Воинская обязанность и комплектование Вооружённых Сил личным составом. Порядок прохождения военной службы.

2

2

Тема 1.2.

Уставы вооружённых Сил России

Содержание учебного материала

6




Военная присяга и боевое знамя воинской части. Военнослужащие, внутренний порядок, размещение и быт военнослужащих. Суточный наряд роты. Воинская дисциплина. Караульная служба. Обязанности и действия часового.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Изучение Общевоинских уставов ВС РФ

4




Тема 1.3.

Строевая подготовка

Содержание учебного материала


13




Строй и управление им. Сущность строевой подготовки.

1

3

Практическое занятие

8




Строевая стойка и повороты на месте. Движение строевым и походным шагом, бегом, шагом на месте. Повороты в движении. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Выход из строя и постановка в строй, подход к начальнику и отход от него. Построение и перестроение, выравнивание, размыкание и смыкание строя на месте. Построение отработка движения походным строем. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.

8




Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка презентации по теме «Виды Вооруженных Сил, рода войск и их предназначение».

4




Тема 1.4.

Огневая подготовка


Содержание учебного материала

5





Автомат Калашникова подготовка автомата к стрельбе. Ведения огня из автомата.

1

3

Практическое занятие

4




Неполная разработка и сборка автомата. Отработка нормативов по неполной разработке и сборке автомата. Принятие положение для стрельбы, подготовка автомата к стрельбе, прицеливание.


4










Тема 1.5.

Медико-санитарная подготовка

Содержание учебного материала

21




Общие сведения о ранах, осложнения ран, способах остановки кровотечения и обработки ран. Порядок наложения повязки при ранениях головы, туловища, верхних и нижних конечностей.

1

3

Первая (доврачебная) помощь при: ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания; при ожогах; при поражении электрическом током; при утоплении.

2

3

Первая (доврачебная) помощь при перегревании, переохлаждении организма, при обморожении и общем замерзании; при отравлениях. Доврачебная помощь при клинической смерти.

2

3

Практическое занятие

10




Наложение кровоостанавливающего жгута (закрутки), пальцевое прижатие артерий.

2




Наложение повязок на голову, туловище, верхние и нижние конечности.

2




Наложение шины на место перелома, транспортировка поражённого.

2




Отработка действий по оказании первой помощи пострадавшим с использованием тренажёров: непрямой массаж сердца, искусственное дыхание.

4




Самостоятельная работа обучающихся:

Решение ситуационных задач и составление алгоритма действий при оказании первой медицинской помощи по теме «Правила оказания первой помощи при ранениях и травмах»

6




РАЗДЕЛ 2

Гражданская оборона




47







Тема 2.1

Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Содержание учебного материала


1




Защита населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций. Государственная система обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий, предупреждения, ликвидации и оценки последствий чрезвычайных ситуаций.

1




Тема 2.2.

Организация гражданской обороны

Содержание учебного материала

8




Задачи и основные мероприятия гражданской обороны. Основные виды потенциальных опасностей: ядерное оружие, химическое и биологическое оружие. Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Приборы радиационной и химической разведки и контроля. Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге биологического поражения.

2




Самостоятельная работа обучающихся:

Составить прогноз числа чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного, природного и биолого-социального характера на территории Дальневосточного федерального округа РФ к 2020 году с учетом их масштаба. Разработать меры предупреждения ЧС.

6




Зачетное занятие

2




Тема 2.3.

Мероприятия по гражданской обороне

Практическое занятие

10




Тренинг по способам бесконфликтного общения и саморегуляции в экстремальных случаях и случаях чрезвычайных ситуаций.

2




Применение средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения. Работа с противогазом и ОЗК.

4




Применение средств коллективной защиты от оружия массового поражения. Знакомство с приборами радиационной и химической разведки и контроля.

4




Тема 2.4.

Защита населения и территорий при стихийных бедствиях

Содержание учебного материала

2




Организация мероприятий по защите населения при: землетрясениях, извержениях вулканов, ураганах, бурях, смерчах, грозах; снежных заносах, сходе лавин, метели, вьюге, селях, оползнях; наводнениях, лесных, степных и торфяных пожарах.

2




Тема 2.5.

Защита населения и территорий при авариях (катастрофах) на транспорте

Содержание учебного материала


2




Организация мероприятий по защите населения при автомобильных и железнодорожных авариях (катастрофах); при авариях (катастрофах) на воздушном и водном транспорте.

2




Тема 2.6.

Защита населения и территорий при авариях (катастрофах) на производственных объектах

Содержание учебного материала

10




Мероприятия по защите населения при: авариях (катастрофах) на пожароопасных объектах; авариях (катастрофах) на взрывоопасных объектах; авариях (катастрофах) на гидродинамически опасных объектах; авариях (катастрофах) на химически опасных объектах; авариях (катастрофах) на радиационно-опасных объектах.

2




Практическое занятие

Применение средств пожаротушения в соответствии с порядком и правилами действий при возникновении пожара, пользовании средствами пожаротушения.

Тренировка действий при возникновении аварии с выбросом сильно действующих ядовитых веществ и при возникновении радиационной аварии.

4







Самостоятельная работа обучающихся:

Изучение вопросов по пожаро-и взрывоопасности и системе пожарной защиты. Классификация взрыво-, пожароопасных зон помещения по ПУЭ. Составление схемы эвакуации людей при пожаре.

4




Тема 2.7.

Защита населения при неблагоприятной экологической обстановке

Содержание учебного материала

1




Организация мероприятий по обеспечению безопасности населения при неблагоприятной экологической обстановке.

1




Тема 2.8.

Обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной обстановке


Содержание учебного материала

13




Организация мероприятий по обеспечению безопасности населения при эпидемии.

1




Организация мероприятий по обеспечению безопасности населения при нахождении на территории ведения боевых действий и во время общественных беспорядков.

Организация мероприятий по обеспечению безопасности работающих и населения при обнаружении подозрительных предметов, угрозе совершения и совершённом теракте.

2




Практическое занятие

Тренировка действий по защите работающих и населения при общественных беспорядков и террористических актах.

4




Самостоятельная работа студентов:

Составление перечня возможных производственных аварий при открытых горных работах. Разработка действий по ликвидации последствий ЧС.

6







Дифференцированный зачет

2







Всего:

98









3 условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности»



3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется в кабинете основ безопасности жизнедеятельности, безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
Оборудование учебного кабинета:

- Общевойсковой защитный комплект, общевойсковой противогаз или противогаз, изолирующий противогаз в комплекте с регенеративным патроном, респиратор Р-2, индивидуальный противохимический пакет (ИПП- 8, 9, 10, 11), ватно-марлевая повязка, противопыльная тканевая маска, медицинская сумка в комплекте, носилки санитарные, аптечка индивидуальная (АИ-2), бинты марлевые, бинты эластичные, жгуты кровоостанавливающие резиновые, индивидуальные перевязочные пакеты, косынки перевязочные, ножницы для перевязочного материала прямые, шприц-тюбик одноразового пользования (без наполнителя), шинный материал (металлические, Дитерихса), огнетушители порошковые (учебные), огнетушители пенные (учебные), огнетушители углекислотные (учебные), устройство обработки прицеливания, учебные автоматы АК-74, винтовки пневматические, винтовки малокалиберные;

- Комплект плакатов по Гражданской обороне, комплект плакатов по Основам военной службы.
Технические средства обучения:
Телевизор, DVD плеер, войсковой прибор химической разведки (ВПХР), рентгенметр ДП-5В, индивидуальный дозиметр ИД-1, дозиметр ДП-22, радиометр ДП-12, командирский ящик (КЯ), роботы-тренажёры.

3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Нормативно-правовые акты:

  1. Российская Федерация. Законы. О воинской обязанности и военной службе [Текст]: федер. закон: [в ред., действующей с 1 апреля 2010 г.] - М.: КНОРУС, 2011.- 64с.

  2. Российская Федерация. Законы. О статусе военнослужащих [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. Думой 6 марта 1998 г. №76-ФЗ; одобрен Сов. Федерации 12 марта 1998 г. (ред. от 21.042011г., с изм. 17.05.2011г.]// Информационно-правовая система КонсультантПлюс.

  3. Российская Федерация. Законы. Об обороне [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. Думой 31 апреля 1996 г.; одобрен Сов. Федерации 15 мая 1996 г. (ред. от 05.04.2011г.)]//Информационно-правовая система КонсультантПлюс.

  4. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации [Текст]. - М.: Юрайт, 2011. - 48с. - (Правовая библиотека).