Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- использование активных методов обучения будет способствовать эффективному взаимодействию;
Методологическую основу исследования составили:
теория личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании (Н. А. Алексеев, Д. А. Белухин, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская); психолого-педагогические подходы в осмыслении роли общения и взаимодействия субъектов образовательного процесса (А. С. Белкин, А. Б. Добрович, И. А. Зимняя, Я. Л. Коломинский, Е. В.Коротаева, И. С. Кон, А. В. Меренков, Л. А. Петровская, И. И. Рыданова и др.)
Методы исследования. Для решения поставленных задач в курсовой работе использовалась совокупность взаимодополняющих методов: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение объективной информации по опыту взаимодействия субъектов образовательного процесса в общеобразовательном учреждении; наблюдение, анкетный опрос, интервью, тестовые процедуры,
Базой исследования стала среднее общеобразовательная школа г.Старый Оскол МОУ СОШ № 12.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап. Теоретико – поисковый. Изучение современного состояния проблемы на основе анализа философской, социологической, педагогической, психологической и специальной литературы по исследуемой теме. Анализ характера взаимодействия субъектов образовательного процесса в практике школ. Определение цели, задач исследования, формулирование гипотезы, планирование экспериментальной работы, а также осуществление сбора материала.
Второй этап. Опытно-экспериментальный Осуществление организации и проведения эмпирической работы по реализации психолого - педагогических условий эффективного взаимодействия учителя и ученика. В ходе эксперимента проверялись основные положения гипотезы, уточнялись содержание, структура, критерии и показатели сформированности ценностных ориентаций у подростков. Осмысление результатов опытно-поисковой работы, подготовка к написанию материалов исследования.
Третий этап. Теоретико-обобщающий. Обобщение, систематизация полученных результатов исследования, проверка эффективности реализуемых педагогических условий взаимодействия в образовательном процессе. Рефлексия полученных результатов, формулирование выводов.Оформление исследования в виде курсовой работы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты направлены на совершенствование педагогической деятельности, на развитие ученика, его становление как индивида, личности и субъекта деятельности и может быть успешно использованы педагогами, психологами, в целях совершенствования педагогического процесса в школе.
Структура курсовой работы. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы … источников. Курсовая работа включает в себя …страниц.
Во введении обоснована актуальность, практическая значимость проблемы, выбранной в качестве темы исследования; определены его цель, задачи, объект, предмет; сформулирована гипотеза, освещающая методологические основы и методы исследования.
В первой главе «Теоретико – методологические условия взаимодействия субъектов образовательного процесса» проведен анализ состояния изучаемой проблемы в научной литературе и практике, уточнена сущность понятия «ценностные представления», раскрыто содержание процесса формирования ценностных ориентаций у подростков.
Во второй главе. «Опытно-экспериментальная работа по организации эффективного взаимодействия учителя и ученика в образовательном процессе» раскрываются содержание, методика, ход опытно-экспериментальной работы по реализации гипотезы исследования, осуществляется качественный и количественный анализ ее результатов.
В заключении обобщены результаты исследования, подтвердившие его гипотезу и положения, выносимые на защиту.
В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы: таблицы
1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.1. Общая характеристика взаимодействия
Понятие “взаимодействие” в самом общем значении отражает универсальную, общую форму движения, влияние объектов друг на друга. Для человека это характерно в стремлении к взаимодействию с различными объектами окружающего мира. Через взаимодействие человек постигает природные и общественные явления, закономерности, процессы, ориентируется в окружающей реальности, определяет способы своего мышления и поведения. С этим понятием связана и потребность человека к общению, обучению, образованию, собственному развитию (К.А. Абульханова-Славская, Л.П. Буева, М.С.Качан, В.А. Ленторский).
Взаимодействие - одна из философских категорий, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения. Свойства объекта могут быть познаны только во взаимодействии с другими объектами.
Взаимодействие – согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Один из психологических законов подчеркивает связь развития личности и деятельности. Эта связь лежит в основе понимания педагогической значимости взаимодействия, в котором и через которое раскрывается вся сложная система способностей- предметно- практических и душевных. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации подростка. Его дополнительный эффект - межиндивидуальное влияние, базирующееся на взаимопонимании и самооценке. (19)
Педагогическая наука оперирует понятием педагогическое взаимодействие, которое рассматривается как одна из основных категорий педагогики. Это понятие встречается в различных исследованиях, посвящённых рассмотрению особенностей педагогического процесса, особенностей педагогического общения и другими вопросами педагогической деятельности.
Взаимодействие является одной из базисных философских, онтологических категорий. Это феномен связи, воздействия, перехода, развития разных объектов под влиянием взаимного действия друг на друга, на другие объекты. Взаимодействие — начальная, исходная, родовая категория.
«Взаимодействие — вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю... взаимодействие является истинной causa finalis (конечной причиной) вещей. Мы не можем пойти дальше познания этого взаимодействия именно потому, что позади его нечего больше познавать» (Ф. Энгельс). Любое явление, объект, состояние может быть понято (познано) только в связи и отношении с другими, ибо все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено. Взаимодействие, предполагая действие друг на друга как минимум двух объектов, в то же время означает, что каждый из них также находится во взаимном действии с другими.
А.Н. Леонтьев, рассматривая в диалектико-материалистическом плане категорию взаимодействия, подчеркивает его специфику в органическом мире, в мире живой материи. «Жизнь есть процесс особого взаимодействия особым образом организованных тел». Чем выше организация «тел», тем сложнее это взаимодействие. Во всех формах взаимодействия в неживой природе (классические примеры ветра и скалы, капли воды и камня) или объектов живой и неживой природы (человек — камень, металл) воздействие одного объекта приводит к разрушению другого. Объект, испытывающий воздействие, оказывается в пассивной, страдательной позиции. Он может участвовать во взаимодействии только силой своего природного сопротивления (отсюда и специальная наука «сопротивление материалов» — «сопромат»), неизбежно разрушаясь, исчезая.
В условиях взаимодействия «тел» живой природы, особенно взаимодействия людей, всегда есть активность обеих сторон, хотя мера ее проявления различна. Эта активность может быть инициальной или реактивной в плане агента действия или, точнее, его субъекта, если осуществляется деятельность. Особенно существенна субъектность для социального взаимодействия людей. С инициальной позиции активность может быть преобразующей или сохраняющей; она может быть созидающей, развивающей или разрушающей. С реактивной позиции, с позиции того, на кого оказывается воздействие, может быть выделена активность принятия или неприятия его, организации ответного воздействия, противостояния нежелательному воздействию или участия в совместном действии.
Здесь важно уточнить понятие направленности, вектора реактивности. Реактивность означает ответную
, вызванную активность, т.е. по отношению к самому действию реактивности его субъект всегда активен. В то же время по инициативе взаимодействия один из агентов действия начинает, инициирует его, другой — отвечает на эту инициативу своими действиями. Такая ситуация служит основанием неправомерности отождествления только инициирующего агента с субъектом, а реагирующего — с объектом. Они оба активны в тех действиях, деятельности, которую осуществляют, они оба — субъекты взаимодействия.
Активность есть основная характеристика взаимодействующих сторон в процессе любого взаимодействия живой материи. Чем сложнее ее организация, тем разнообразнее формы этой активности. У человека, представляющего собой высшую форму развития живой материи в условиях Земли, активность проявляется на всех уровнях его организации. Это, во-первых, интеллектуальная активность (выдвижение гипотез, формирование стратегий, прием, обработка и оценка поступающей информации по каналам прямой и обратной связи и т.д., что особенно явно представлено в общении). Во-вторых, это моторно-эффекторная активность человека, проявляющаяся в процессе восприятия при построении модели воздействующего на него объекта (процесса, явления). Согласно теории уподобления (А.Н. Леонтьев), было показано (О.В. Овчинникова, Ю.Б. Гиппенрейтер), что даже на уровне отдельного органа (и в частности, наименее праксичного органа — слуха) осуществляется встречная активность в виде построения образа, уподобляющего воздействующий эффект. Построение уподобляющей модели (В.П. Зинченко) при восприятии объекта есть форма активности взаимодействующей стороны, находящейся в реактивной позиции. В-третьих, это общеповеденческая активность, проявляющаяся во всем многообразии ее (вербальных, невербальных) поведенческих и деятельностных форм. В силу того, что активность характеризует обе стороны взаимодействия, они обе имеют качество субъектности.
Взаимодействие есть основа и условие установления самых разнообразных связей между объектами, включая причинно-следственные, каузальные. Оно является основой любой системы, которая, как известно, всегда предполагает связь (в форме взаимодействия) ее элементов, компонентов. Соответственно системность как представленность взаимодействия объектов во всех их связях и отношениях есть также его характеристика.
Во взаимодействии людей выявляются такие существенные его характеристики, как осознанность и целеположенность. Они