Файл: Курсовая работа Содержание Введение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, обращаться к человеческому сердцу».

По таблице 1 можно проследить какие реплики и высказывания оказывают оптимизирующее влияние на процесс общения.

Очень важно на занятии какие реплики и высказывания использует педагог.

Иногда наблюдения за речью некоторых воспитателей наглядно демонстрирует наличие в ней проявлений (вербальной) агрессии. Данный феномен рассматривался рядом ученых (Щербинина Ю., Филиппова О. и др.), которые выделяют ряд уровней в общении учителя с классом. Наши наблюдения и практика взаимодействия позволили нам выделить три уровня взаимодействия 1 – высокий; 2 – средний и 3 – низкий и соотнести их с предложенными уровнями.

Очевидно, что речевая агрессия воспитателя может иметь фундаментальные и весьма опасные последствия. Здесь необходимо различать чисто поведенческие реакции педагога на раздражающую ситуацию, например, нарушение дисциплины на уроке и агрессию как продуманную речевую деятельность, например, желание нового воспитателя продемонстрировать властную, доминирующую позицию над детьми.

В первом случае вербальная агрессия учителя является своего рода защитной реакцией на предшествующее проявление агрессии со стороны школьников. Такое речевое поведение, не будучи четко осознанным и продуманным, обусловлено скорее сиюминутным раздражителем: неподчинением требованию или раздражающей репликой ученика, общим фоновым шумом в классе и т.п. Основное значение подобного поведения педагога, с одной стороны, - выплеск негативных эмоций, эмоциональная разрядка; с другой – защита от предшествующего проявления агрессии.

Поэтому мы можем услышать высказывания типа: «Вы распустились до крайности!» или «Так, орать мне здесь не надо! Вас что не учили, как вести себя?!» После этого агрессия учителя тут же передается учащимся: после кратковременного периода тишины следует выкрик «Заткнись!» одного из учеников, который грубо обрывает мешающего ему товарища.

Такая ситуация объясняется прежде всего склонностью детей перенимать и копировать агрессивные речевые действия. В первую очередь это касается младших и отчасти средних школьников, чье поведение, как известно, характеризуется повышенной склонностью к подражанию. Поэтому, добиваясь сиюминутных целей послушания, поддерживания дисциплины на уроке, учитель невольно вырабатывает у учащихся – жертв своей агрессии – ответную агрессивную реакцию.

Враждебные замечания в адрес отдельного ребенка: «Ты меня бесишь!» или целого коллектива представляют большую опасность, поскольку в этом случае враждебное замечание, адресованное, по сути, одному ребенку, нарушающих дисциплину, несправедливо распространяется на всю присутствующую на уроке аудиторию.


Подобное поведение, как правило, связано с так называемым уровнем общения, в нашей работе он обозначен как низкий уровень общения.

Речевая агрессия воспитателя воплощается на примитивном уровне, как уже отмечалось в приведенных примерах, чаще всего в открытых, явных формах: угрозах, враждебных замечаниях, оскорблениях, категорических требованиях. Все эти реплики и высказывания, создающие барьеры в разговоре записаны в таблицу 2. Мы считаем, что именно неумение справиться со своими эмоциями во время конфликтного поведения ребенка – одна из главных причин профессионального выгорания педагога.

Речевая агрессия воспиатетля как продуманная тактика имеет место чаще всего на манипулятивном уровне общения или на границе между ним и примитивным уровнем. Такой уровень нами определен как средний уровень.

В таблице 3 наряду с оптимизирующими репликами и высказываниями занесены и те, которые оказывают тормозящее и нейтральное влияние на процесс общения.

Образом, своеобразным эталоном для осуществления коммуникации вообще и, в частности, в детском коллективе следует считать конвенциональный уровень общения, (высокий) поскольку речевая деятельность на данном уровне характеризуется:

  • равноправием, взаимоуважением и этической состоятельностью партнеров, обязательным употреблением в речи необходимых формул этикета;

  • адекватным тоном (спокойным, нейтральным) и темпом речи (ровным);

  • избежанием резких оценочных слов, иронических замечаний, язвительных намеков и прочих негативных вербальных проявлений в адрес маленького собеседника.

Это отражено в таблице 1.

Конвенциональный уровень можно также считать оптимальным и для разрешения личных и межличностных проблем в коллективе, поскольку в случае конфронтации общения на этом уровне может завершиться либо корректной репликой информирующей, что человек остается при своем мнении, либо предложением при случае продолжить контакт. Очевидно, также, что важным условием формирования идеального риторического образца является овладение учителем (наряду с лингвистическими, культурологическими, эстетическими и др.) и коммуникативными данными. По мнению специалистов, воспитатель должен обладать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения.

Таким образом, таблица, приведенная ниже характеризует результаты наблюдений.



Таблица 4

Характеристика активности учителя

Характер взаимодействия

Характеристика активности учащихся

1 – Высокий уровень.



1 - Высокий уровень (творчески включенный, активно участвующий)

2 – Средний уровень.



2 - Средний уровень (исполнительски-репродуктивный, рецептивно-пассивный)

3 – Низкий уровень.



3 – Низкий уровень (уровень присутствия)

а также:







1 - Высокий уровень (творчески включенный, активно участвующий)



3 – Низкий уровень

1 – Высокий уровень



3 – Низкий уровень (уровень присутствия)


Таблица 4 показывает, что многие конкретные педагогические ситуации решаются только в процессе самостоятельной деятельности ребенка. Именно поэтому важнейшей педагогической задачей является создание условной для самостоятельности, ее стимулирования, формирования у воспитанников готовности и способности действовать. Мы попытались выделить основные задачи воспитателя на каждом этапе взаимодействия с детьми. (см. таб. 5)
2.2. Анализ результатов.

Совместно с руководителем проведено исследование отношения к учебным предметам по методике Казанцевой Г.Н. на базе учеников _________класса ________________________школы №_________.

В исследовании задействованы десять учеников данного класса. Детям были выданы анкеты по методике изучения отношения к школьным предметам по Казанцевой Г.Н. (Приложение к работе – анкеты)

Первый раздел составлен с целью выявления предпочитаемых учебных предметов, второй —
причин предпочтительного отношения к ним, третий – для выяснения того, почему ученик вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные и др.), на основе чего делается соответствующий вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом.

В результате исследования по первому разделу выявлено, что предпочтение отдано следующим предметам: русский язык, история, физика, физическая культура, технология, обществоведение, алгебра.

По второму разделу у 90 % учеников в причинах предпочтительного отношения к предметам преобладают личностные мотивы ( нравится как преподает учитель, данный предмет интересе), у 10 % учеников - практически значимые мотивы (предмет нужен для будущей работы).

По третьему разделу (почему ученик вообще учится) выявлены следующие результаты. (Таблица А).

По горизонтали расположено количество опрошенных учеников, по вертикали – ответы по анкете. Составляем таблицу.





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1







*






















2

*

*




*

*




*




*

*

3































4

*




*






















5




*










*




*







6




*






















*

7







*

*













*




8































9







*






















10






















*







11































12































13




*

*

*



















14































15


































Выводы:

  1. Наиболее из частых причин, почему ребенок вообще учится, 70 % указали - Хочу стать грамотным.

  2. 30 % учеников указали - Хочу быть умным и эрудированным.

  3. 30 % указали - Хочу научиться самостоятельно работать.

  4. 30 % учеников указали - Для расширения умственного кругозора.

Таким образом, в основе положительного отношения к предметам преобладают общественные, личные и практически значимые мотивы.

К наиболее нелюбимым предметам в результате опроса отнесены:

1. Музыка – 90%, причина – предмет неинтересен, не нравится как преподает учитель.

2. русский язык – 60 %, причина – предмет трудно усваивается, предмет не занимательный, учитель редко хвалит.

Таким образом, в основе отрицательного отношения к предметам преобладают личностные и мировоззренческие мотивы.

ВЫВОДЫ
Результате исследования направлены на совершенствование педагогической деятельности, на развитие ученика, его становление как индивида, личности и субъекта деятельности и может быть успешно использованы педагогами, психологами, в целях совершенствования педагогического процесса в школе.