Файл: Министерство науки и высшего образования рф федеральное государственное образовательное бюджетное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Международным преступлением является геноцид (от греч. genos – род, племя и лат. caedo – убивать). В Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г. под геноцидом понимаются действия, совершенные с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.

Геноцид осуществляется в четырех формах:

а) физический геноцид, т.е. физическое истребление целых групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам;

б) социально-экономический геноцид, т.е. умышленное создание для таких групп жизненных условий, рассчитанных на их полное или частичное уничтожение;

в) биологический геноцид, т.е. меры по предотвращению деторождения в среде таких групп;

г) национально-культурный геноцид, т.е. уничтожение культурных и духовных ценностей таких групп.

Геноцид может совершаться как в военное, так и в мирное время. Виновные в совершении геноцида лица подлежат наказанию независимо от того, являются ли они государственными деятелями, должностными или частными лицами. Они должны быть судимы судом того государства, на территории которого совершен геноцид, или таким международным судом, который может быть создан участниками Конвенции. В целях выполнения этого положения государства – участники Конвенции взяли на себя обязательство выдавать лиц, обвиняемых в совершении преступления геноцида, и не считать это преступление политическим. На лиц, обвиненных в геноциде, не распространяется право убежища.

Преступления международного характера по объекту посягательства и степени общественной опасности отличаются от международных преступлений. Это такие преступные деяния индивидов или групп лиц, которые посягают не только на национальный, но и международный правопорядок, представляя общественную опасность для двух или нескольких в масштабе региона государств. Это такие преступления, как, например, распространение и торговля наркотиками; подделка денежных знаков и их распространение; пиратство и так называемое «воздушное пиратство», захват заложников; незаконное радиовещание; посягательство на лиц, пользующихся дипломатической зашитой; неоказание помощи на море; незаконный оборот автотранспортных средств, оружия; преступления на континентальном шельфе.

Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера регламентируется главным образом многосторонними соглашениями (конвенциями), каждое из которых посвящено отдельному преступлению. В конвенциях, как правило, содержится: а) нормативное определение состава преступления; б) обязательство государства-участника закрепить норму конвенции в национальном законодательстве (имплементировать); в) обязательство государств-участников распространить свою юрисдикцию на соответствующие преступления.


Одним из самых серьезных преступлений международного характера является международный терроризм (от лат. terror – страх, ужас), который характеризуется следующими особенностями:

а) подготовка преступления ведется на территории одного государства, а осуществляется, как правило, на территории другого государства;

б) совершив преступление на территории одного государства,террорист чаще всего скрывается на территории другого государства (возникает вопрос о его выдаче).

Международное сотрудничество государств по борьбе с терроризмом началось в период существования Лиги Наций. В 1937 г. была принята Конвенция о предупреждении и пресечении терроризма, в которой терроризм определяется путем перечисления деяний, подлежащих наказанию: покушение на жизнь глав государств, диверсии, подстрекательство к террористическим актам и др. Конвенция в силу не вступила. После Второй мировой войны проблемой борьбы с терроризмом занимается ООН. Так, 14 декабря 1973 г. была принята Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. К лицам, упоминающимся в Конвенции, относятся: главы государств, министры иностранных дел (во время нахождения их в иностранном государстве), представители международных организаций, дипломатические агенты. Преступными являются следующие деяния: преднамеренное убийство, похищение или другое нападение на лицо, пользующееся международной защитой; насильственное нападение на официальное помещение или транспортное средство такого лица; угроза любого такого нападения; соучастие в таком нападении. В национальном законодательстве за такие преступления должно быть установлено наказание как за тяжкие преступления. Преступность террористических актов в отношении этих лиц заключается в том, что такие действия создают серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений, которые необходимы для сотрудничества между государствами.

Конвенция содержит нормы, регламентирующие действия государств по установлению юрисдикции и применению надлежащих мер по обеспечению уголовного преследования. Юрисдикция государства в отношении указанного преступления осуществляется в случаях, когда; преступление совершено на территории этого государства;предполагаемый преступник является гражданином этого государства: преступление совершено против лица, выполняющего официальные функции от имени этого государства.



Государства – участники Конвенции взяли на себя обязательство сотрудничать в предотвращении преступлений и оказывать помощь и содействие в расследовании преступлений и наказании преступников.

Европейский совет принял Конвенцию о борьбе с терроризмом 1976 г., которая регламентирует две категории правонарушений;

а) деяния, которые государства признают преступными в силу своего участия в Конвенции (незаконный захват воздушных судов; покушение на жизнь и свободу лиц, имеющих право на международную защиту; взятие заложников и произвольное лишение свободы и др.);

б) деяния, признание преступными которых отдано на усмотрение государств (акты насилия, являющиеся покушением на жизнь, свободу отдельных лиц; серьезные действия против имущества и создающие общую угрозу для людей).

В рамках принимаемых мировым сообществом мер по пресечению международного терроризма обозначенный в Римском статуте 1998 г. состав военных преступлений и преступлений против человечности покрывает собой преступное деяние международного терроризма. В этом плане можно говорить о том, что международный терроризм как преступление, затрагивающее все мировое сообщество в целом, подпадает под юрисдикцию Международного уголовного суда.

Распространение и торговля наркотиками являются преступлением, посягающим не только на жизнь и здоровье отдельного человека, но и на подрыв экономики страны, внешнеэкономических связей между государствами, на их мирное сотрудничество. В 1961 г. была подписана Единая конвенция о наркотических средствах, в 1971 г. – Конвенция о психотропных веществах, а в 1988 г. – Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

В соответствии с этими конвенциями уголовно наказуемыми деяниями являются производство, хранение, распространение наркотических и психотропных средств, а также их продажа, покупка, ввоз и вывоз. Борьба с распространением и торговлей наркотиками – это внутреннее дело каждого государства, большинство из которых приняли национальные законы, предусматривающие суровые меры наказания. Каждое государство может установить свою юрисдикцию, когда предполагаемый правонарушитель находится на его территории (ст. 4). Конвенция 1988 г. детально регламентирует вопросы взаимной правовой помощи в расследовании, в уголовном преследовании и судебном разбирательстве соответствующих правонарушений (ст. 7).


В данной сфере действуют и двусторонние документы, и, в частности, Меморандум между СССР и США о взаимопонимании, о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков от 8 января 1989 г.

Основными международными органами, осуществляющими контроль над наркотическими и психотропными веществами, являются:

– Комиссия по наркотическим средствам (КНС), которая определяет перечень наркотических средств, подлежащих контролю; дает рекомендации по научным исследованиям; содействует выполнению международных соглашений и разрабатывает проекты новых соглашений и т.д.;

– Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН) состоит из 13 экспертов, избираемых ЭКОСОС в личном качестве на пятилетний срок, осуществляет контроль за соблюдением странами договоров о наркотиках; запрашивает государства о ежегодном производстве, потреблении, ввозе и вывозе наркотиков; осуществляет наблюдение за торговлей наркотиками и т.д.

В постановочном плане международная система контроля над наркотиками и их злоупотреблением складывалась постепенно в течение последних 80 лет в результате принятия ряда упомянутых выше международных договоров. К их числу относятся такие действующие в настоящее время многосторонние конвенции, как Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. (Конвенция 1961 г.) с поправками, содержащимися в Протоколе 1972 г.; Конвенция о психотропных веществах 1971 г. (Конвенция 1971 г.) и Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, принятая в 1988 г. (Конвенция 1988 г.). Каждый раз с принятием очередной конвенции международное право в области контроля над наркотиками дополнялось новыми положениями, которые способствовали его дальнейшему развитию. Основная цель этих актов изначально состояла в том, чтобы добиться ограничения использования наркотических средств только медицинскими и научными целями.

Созданный в 1968 г. в соответствии с Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г. Международный комитет но контролю над наркотиками (МККН, или Комитет) является независимым квазисудебным органом по контролю за соблюдением Конвенции ООН о контроле над наркотиками и преемником ряда органов, которые были учреждены в соответствии с конвенциями о контроле над наркотиками еще со времен Лиги Наций.

Комитет работает как независимый от правительств, а также от ООН орган; 13 членов Комитета, выступающие в своем личном качестве, избираются Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС) и финансируются ООН. Три члена Комитета избираются из списка кандидатов, предложенных ВОЗ, 10 членов – из списка кандидатов, предложенных правительствами.


Мандат. Обязанность Комитета заключается в том, чтобы обеспечить соблюдение правительствами положений конвенций о контроле над наркотиками и оказать им соответствующую помощь. Функции Комитета определяются в конвенциях. В целом Комитет осуществляет контроль над наркотиками по двум следующим аспектам.

Что касается законного изготовления, сбыта и продажи наркотиков, то Комитет стремится обеспечить предложение наркотических средств для медицинских и научных целей в достаточных количествах и предотвратить их утечку из законных источников в незаконный оборот. С этой целью Комитет применяет систему исчислений наркотических средств, а также систему добровольного представления данных о психотропных веществах и с помощью системы статистических данных осуществляет контроль над международной торговлей наркотиками. Комитет также следит за деятельностью национальных механизмов контроля над химическими веществами, используемыми для незаконного изготовления наркотиков, и оказывает помощь правительствам в предотвращении утечки этих веществ в каналы незаконного оборота.

Что касается незаконного изготовления и оборота наркотиков, то Комитет выявляет упущения и недостатки в национальных и международных системах контроля и содействует их устранению. Кроме того, Комитет определяет, какие химические вещества, используемые для незаконного изготовления наркотиков, можно включить в систему международного контроля.

Секретариат. Секретариат расположен в Венском международном центре (Вена, Австрия).

Сфера международного контроля над наркотиками. На основании международных конвенций контролю подлежат две категории наркотиков – наркотические средства и психотропные вещества.

В настоящее время в соответствии с Конвенцией 1961 т. меры контроля осуществляются в отношении свыше 116 наркотических средств. В основном к ним относятся такие имеющие природное происхождение продукты, как опий и его производные: морфин, кодеин и героин, синтетические наркотические средства, к примеру, метадон и петидин, а также каннабис и кокаин. В соответствии с Конвенцией 1971 г. меры контроля осуществляются в отношении приблизительно 111 психотропных веществ. Большинство из них входит в состав фармацевтических продуктов, применяемых для оказания воздействия на центральную нервную систему. К ним относятся такие группы наркотиков, как галлюциногены, стимуляторы и депрессанты, а также некоторые анальгетики. Предусматриваемые обеими конвенциями меры контроля в отношении различных групп наркотиков отличаются по степени жесткости. В связи с этим наркотики заносятся в различные списки, являющиеся приложениями к конвенциям, с учетом различной степени вызываемой ими наркотической зависимости, их терапевтической ценности и опасности злоупотребления ими. Как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), так и стороны конвенций имеют право предлагать изменения в списках контролируемых наркотиков. Вопросы, связанные с внесением в списки того или иного наркотика, переводом уже внесенного наркотика в другой список или его исключение из списков, решаются Комиссией по наркотическим средствам ООН (КНС, или Комиссия), являющейся функциональной комиссией ЭКОСОС. При этом Комиссия должна учитывать выводы и рекомендации, предлагаемые ВОЗ.