Файл: Министерство науки и высшего образования рф федеральное государственное образовательное бюджетное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Помимо контроля над наркотическими средствами и психотропными веществами, а те и другие являются веществами, вызывающими наркотическую зависимость, под международный контроль над наркотиками в соответствии с Конвенцией 1988 г. были поставлены 22 химических вещества, часто используемые для незаконного изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

Контроль над наркотическими средствами. Созданная в соответствии с Конвенцией 1961 г. международная система контроля над законным перемещением наркотических средств функционирует в целом удовлетворительно, и законно производимые или изготавливаемые наркотики в незаконный оборот обычно не попадают. Тот факт, что система, как правило, работает удовлетворительно, объясняется главным образом применением системы исчислений, распространяющейся на все страны, независимо от того, являются ли они участниками этой Конвенции. Страны обязаны не превышать исчисления, подтвержденные или установленные для них Комитетом.

Комитет в сотрудничестве с ВОЗ публикует доклады, касающиеся положения в области спроса и предложения на опиаты в медицинских и научных целях. В докладах анализируются вопросы производства опиатного сырья и потребления опиатов. Кроме того, в них содержатся рекомендации правительствам, профессиональным ассоциациям и медикам о путях преодоления или сведения к минимуму трудностей, возникающих в связи с обеспечением наличия в достаточном объеме опиатов, используемых в лечебных целях и для снятия острой боли у пациентов.

Контроль над психотропными веществами. Конвенция 1971 г. вступила в силу в 1976 г. В отличие от наркотических средств, поступающих в незаконный оборот в результате незаконного производства и изготовления, психотропные вещества часто поступают в результате их утечки из законного производства. Такие утечки объясняются главным образом недостаточно развитым законодательством в ряде стран-изготовителей и экспортеров и отсутствием предварительной информации о фактическом количестве психотропных веществ, необходимых для медицинских и научных целей. Миллионы единиц доз таких веществ были таким образом «экспортированы» в страны, не нуждающиеся в них, и в конечном итоге эти вещества становятся предметом злоупотребления в международном масштабе.

Во исполнение рекомендаций Комитета, подготовленных им в 1980, 1981 и 1991 гг., ЭКОСОС просил правительства всех стран представить Комитету данные оценки их фактических потребностей в находящихся под международным контролем психотропных веществах, которые необходимы им для медицинских и научных целей. В настоящее время около 170 стран направляют Комитету подобную информацию по крайней мере о наиболее опасных психотропных веществах, которую Комитет регулярно публикует. В результате утечка законно изготавливаемых веществ значительно сократилась, так как компетентные органы экспортирующих стран могут легко проверить, соответствуют ли получаемые этими странами заказы реальным потребностям стран-импортеров. В сомнительных случаях страны-экспортеры обращаются в МККН за консультацией.


Контроль над прекурсорами и основными химическими веществами, используемыми для незаконного изготовления наркотиков. В ст. 12 Конвенции 1988 г. предусматривается ряд мер по осуществлению контроля в отношении различных веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ. На основании этой статьи Комитету поручено следить за выполнением правительствами мер контроля над такими веществами и определять химические вещества, на которые, возможно, следует распространить международный контроль. Комитет ежегодно информирует Комиссию о выполнении правительствами положений этой статьи.

Создан банк данных, позволяющий МККН в полной мере обрабатывать информацию, предоставляемую правительствами или получаемую из других источников. Банк данных помогает Комитету, с одной стороны, определять подлежащие контролю вещества, а с другой – содержащаяся в нем информация помогает правительствам пресекать попытки утечки прекурсоров и основных химических веществ в сферу незаконного изготовления наркотиков.

Оценка и поддержка национальных усилий. Изучая и анализируя информацию, получаемую примерно от 209 стран и территорий, МККН следит за эффективным соблюдением соответствующих конвенций во всем мире. На основе постоянного анализа деятельности различных стран МККН имеет возможность готовить рекомендации и предлагать корректирующие меры, призванные улучшить функционирование как международных, так и национальных систем контроля. В соответствующих случаях Комитет может вносить на рассмотрение компетентных органов ООН, специализированных учреждений и правительств рекомендации об оказании технической и / или финансовой помощи в поддержку усилии правительств по выполнению их договорных обязательств.

В рамках работы по разъяснению целей конвенций Комитет поддерживает с правительствами постоянные контакты. С ними регулярно проводятся консультации или туда направляются миссии соответствующих стран. Все эти меры позволяют расширять круг участников конвенций, укреплять национальное законодательство, особенно в том, что касается психотропных веществ, или улучшать координацию национальных усилий в области контроля над наркотиками.

Комитет неоднократно подчеркивал, что реальный успех в борьбе со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом зависит от решимости правительств, от установления приоритетов и от предоставления в достаточном объеме средств национальным компетентным органам, поскольку у себя в стране они и только они могут осуществить все необходимые меры. Для получения максимальной отдачи требуется координация всех национальных усилий на региональном и международном уровнях.



Для оказания содействия национальным системам контроля над наркотиками, с тем чтобы их деятельность стала более эффективной, секретариат МККН организует подготовку кадров для сотрудников национальных органов по контролю над наркотиками. Такие сотрудники проходят подготовку по вопросам, связанным с осуществлением договорных обязательств, в области сотрудничества между МККН и сторонами – участниками конвенций. Региональные учебные семинары не только помогают совершенствовать формы сотрудничества со странами-участниками, но и содействуют укреплению сотрудничества между странами регионов. Семинары организуются в тесном контакте с Программой ООН по международному контролю над наркотиками (ЮНДКП) и другими компетентными международными организациями, в частности с ВОЗ и Международной организацией уголовной полиции. Секретариат МККН обеспечивает также подготовку сотрудников национальных органов.

О своей деятельности МККН информирует ЭКОСОС в ежегодном докладе, который он представляет через Комиссию. В докладе дается всеобъемлющий обзор положения в области контроля над наркотиками в различных частях мира. В качестве беспристрастного органа МККН стремится выявлять и прогнозировать опасные тенденции и предлагать меры, которые необходимо принять в этой связи. Ежегодный доклад дополняется техническими докладами о наркотических средствах и психотропных веществах, в которых подробно излагаются исчисленные ежегодные законные потребности каждой страны в наркотических средствах, а также данные о законном производстве, изготовлении, торговле и потреблении этих наркотических средств во всем мире.

Система Организации Объединенных Наций, в параметрах взаимодействия с органами контроля над наркотиками и их секретариатом включает в себя Генеральную Ассамблею, ЭКОСОС, МККН, КНС, Секретариат ЮНДКП/МККН.

Создание целостной картины преступлений международного характера ставит в порядке востребованности задачу всестороннего исследования всего комплекса обозначенных нами преступных деянии.

Преступлением международного характера является подделка денежных знаков и их распространение. Для устранения этого преступления необходимы усилия многих государств. В 1929 г. была подписана Конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков, в соответствии с которой государства взяли на себя обязательство преследовать в уголовном порядке тех, кто подделывает или фальсифицирует денежные знаки, распространяет поддельные знаки, участвует в изготовлении приборов или других предметов, предназначенных для подделки. К ответственности привлекаются лица независимо от того, денежные знаки какой страны они изготовляют или подделывают. Конвенция содержит положение о выдаче преступников заинтересованному государству.


Тяжким преступлением международного характера является торговля людьми. Этим преступлением охватываются работорговля, торговля женщинами (склонение к проституции) и детьми. Наиболее важными международно-правовыми актами, запрещающими торговлю рабами, являются Конвенция относительно рабства 1956 г., Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли, институтов и обычаев, сходных с рабством (принудительный труд).

Как преступления квалифицируются не только сами рабство и работорговля, но и деяния лиц, способствующих обращению других в рабство, перевозка рабов, калечение, клеймение других людей, склонение других лиц к отдаче себя в рабство, обмен невольников и т.п. Конвенция 1926 г. дополнена перечнем институтов и обычаев, сходных с рабством, квалификация которых уточняется в других международных соглашениях и национальных законах. В частности, преступлениями признаются:

Похищение и продажа детей с целью использования их в качестве бесплатной рабочей силы, лишение собственного имени и основных прав человека. Преступлением считается передача за вознаграждение родителями или опекунами своих детей в услужение состоятельным лицам.

Обращение в домашнее рабство женщин путем выдачи их замуж за вознаграждение без права ее отказа, передача на таких же условиях замужней женщины другим лицам или по наследству.

Долговая кабала в виде труда должника, не засчитываемого в погашение долга и не ограниченного продолжительностью работы и характером самого труда.

Крепостное состояние землепользователя, при котором пользователь обязан по закону, обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, и выполнять определенную работу для такого лица или за вознаграждение, или без такового и не может изменить свое состояние (ст. 1). Крепостное состояние крестьянина не может быть оправдано национальным законом.

Принудительный и обязательный труд, регулируемый рамками национального законодательства. Такой труд допускается только по приговору суда, в общественных целях при ликвидации стихийных бедствий, аварий, катастроф, а равно на военной службе. Об этом же говорится в ст. 8 Международного пахта о гражданских и политических правах 1966 г. Однако в Конвенции МОТ №29 о принудительном или обязательном труде запрещены даже каторжные работы по приговору суда.


В 1970 г. государства подписали Конвенцию о пресечении торговли женщинами, которая содержала обязательство государств наказывать за такие действия, как склонение к проституции путем обмана, насилия, угрозы; предусматривалось наказание виновных и выдача их по требованию заинтересованного государства.

Начатая в марте 1999 г. совместно с Институтом ООН по вопросам преступности и правосудия Глобальная программа по борьбе против торговли людьми предусматривает комплекс мероприятий в области научных исследовании и технического сотрудничества и разработку международной стратегии борьбы против торговли людьми. Цель ее заключается в том, чтобы содействовать странам вывоза, транзита и назначения в разработке совместных стратегий и эффективных и действенных мер в сфере уголовного правосудия для борьбы с торговлей людьми. Нормативную основу этой Глобальной программы составляет Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, и он же выступает в качестве практического руководства для ее осуществления. Эта Программа включает компонент сбора и анализа данных, предполагающий создание базы данных о тенденциях и потоках торговли людьми, а также передовой практике борьбы с торговлей людьми.

В последние годы в России отмечается рост фактов рабства и торговли людьми в открытой или завуалированной формах, в том числе купли-продажи женщин и детей. Однако в новом Уголовном кодексе Российской Федерации нет норм об ответственности за рабство, работорговлю и сходные с ними институты и обычаи, а конвенции, которые предусматривают подобные преступления и участниками которых является Российская Федерация, не применяются непосредственно, хотя об этом говорится в п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации.

К преступлениям, носящим международный характер, относятся также пиратство, широко распространенное в древние и средние века. Однако пиратские нападения совершаются и в наши дни. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. под пиратством понимается:

а) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами частновладельческого судна (летального аппарата);

б) любой акт добровольного участия в использовании судна (летательного аппарата) в целях осуществления вышеуказанных действий;

в) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению вышеуказанных действий.