Файл: Общая характеристика и особенности Российского рцб.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формирование функциональной среды рынка ценных бумаг осуществляется с целью создания условий для организации единого биржевого пространства, которое может объединять как отдельные страны, так и области государства. В основном инфраструктура данного рынка состоит из специализированных институтов, выполняющих на нём профессиональную деятельность, направленную, например, на обеспечение торгового процесса (клиринговые центры, депозитарии). К другим видам профессиональной деятельности, определённой федеральным законом относится брокерская и дилерская. Именно участники, осуществляющие их, выступают, так называемыми, фондовыми посредниками (консультантами), которые обеспечивают взаимоотношения между эмитентами и инвесторами, являющиеся первоосновой РЦБ.
-
Эмитенты – хозяйствующие субъекты, заинтересованные в привлечении инвестиционных средств посредством выпуска ценных бумаг. Они поставляют на рынок ценные бумаги (формируют предложение) и от своего имени несут обязательства перед их предполагаемыми владельцами по осуществлению закреплённых бумагами прав. Выпуск ценных бумаг позволяет им сделать более мобильными или ликвидными имеющиеся активы. Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг» устанавливает, что эмитентами могут выступать:
- государство (например, министерство финансов) и органы местного самоуправления;
- сфера бизнеса (предприятия любых организационно-правовых форм (например, акционерные общества);
- частные лица.
Эмитенты ценных бумаг могут сами разместить свои обязательства в виде ценных бумаг или прибегнуть к услугам выше упомянутых профессиональных посредников.
-
Инвесторы – физические и юридические лица, способные предоставить свои временно свободные средства для инвестиций в инструменты фондового рынка. Закон выделяет следующие виды инвесторов:
- стратегические, которые ставят своей целью получение не прибыли от владения акциями, а гарантированных ими определённых прав воздействия на функционирование акционерных обществ (степень влияния зависит от количества имеющихся акций);
- институциональные, формирующие портфель ценных бумаг и управляющие им для получения прибыли от роста курсовой стоимости ценных бумаг (акционерные общества, специализированные фонды);
- спекулянты, обеспечивающие ликвидность РЦБ и принимающие на себя основные риски (заинтересованы в том, чтобы приумножить свой доход в кратчайшие сроки)
Естественно инвесторы (особенно институциональные) делятся также на коллективных и индивидуальных (физические лица).
Как правило, частным инвесторам трудно самостоятельно осуществлять торговлю как на бирже в целом, так и на рынке ценных бумаг в отдельности. Здесь та им и нужна помощь брокеров и дилеров, о которых я уже говорил раньше. Они, сначала, выступают эмитентами, привлекая свободные капиталы через выпуск собственных обязательств, а затем направляют финансовые потоки конечным потребителям (инвестируют), покупая ценные бумаги. Принципиальных отличий в брокерской и дилерской деятельностях нет, однако, следует отметить, что брокеры всегда заключают сделки за счёт клиента, действуя на основе договора, а дилеры осуществляют финансовые операции от своего имени и за свой счёт
Взаимодействие инвесторов и эмитентов является составной частью процесса ценообразования, на который на ряду с этим оказывают влияние конкуренция, риск и ещё многое другое. Цена представляет собой количественное выражение тех затрат (на эмиссию), которые несет эмитент для получения прибыли и отражает реальное соотношение спроса, выраженного в совокупности инвестируемых в ценные бумаги капиталов (иными словами, спрос на инвестиции), и предложения - количества ценных бумаг, предлагаемых к продаже. Как и на любом рынке, равновесная цена, которая здесь выражена процентом (по акциям, облигациям и прочему), образуется при пересечении спроса и предложения. Следует отметить, что особенности установления начальной цены определяются эмитентом ещё на стадии принятия решения о выпуске бумаг. А вот промежуточные цены им не контролируются. Они устанавливаются рынком
При поиске равновесия на конкурентном РЦБ важно помнить о факторе риска. Вкладчик, который инвестирует средства в компанию, должен рассчитывать на компенсацию рисков. Он диверсифицирует собственные инвестиции — в результате потери с одних акций компенсируются доходом с других. Следовательно, реальный уровень риска для инвестора существенно снижается. Однако при этом все инвесторы должны обладать одной и той же информацией, одинаково оценивать доходность и риск отдельных акций. Исходя из этого инвесторы придерживаются стратегии пассивного инвестирования и ориентируются в основном на изменения рыночной конъюнктуры, формируя свой инвестиционный портфель. Если же, по какой-либо причине, совокупный спрос инвесторов, предъявленный рынку не будет совпадать с предложением ценных бумаг, тогда вступит в действие рыночный закон спроса и предложения.
&3. Регулирование рынка ценных бумаг
Регулирование рынка ценных бумаг — это объединение в одну систему определенных методов и приемов, позволяющих упорядочить совершение фондовых операций, подчинить их определенным требованиям и правилам.
Процесс регулирования:
- охватывает всех его участников (эмитентов, инвесторов, посредников) и все виды деятельности и операций (эмиссионные, инвестиционные и т.д.);
- осуществляется органами и организациями, уполномоченными осуществлять функции регулирования
- направлено на создание нормальных условий работы рынка и защиты его участников от мошенничества со стороны отдельных лиц и организаций.
Рынок ценных бумаг как составная часть финансового рынка играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства и обеспечении его нормального функционирования. В этом и выражается необходимость контроля со стороны правительства за его деятельностью и развитием. Государственное регулирование не тождественно управлению (раздаче указаний к действию); оно лишь устанавливает определённые границы осуществления и развития деятельности участников рынка.
Опираясь на законодательство и нормы налогообложения страны, правительственный контроль осуществляется органами государственной власти путём:
- государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг;
- лицензирования деятельности профессиональных участников данного рынка и пресечение занятий предпринимательской деятельностью на нём без лицензии;
- создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг и контроля за их соблюдением эмитентами и другими участниками.
К субъектам государственного регулирования РЦБ относятся и органы исполнительной власти, и правоохранительные органы, но определяющую роль, при этом, играет Центральный Банк РФ. Он утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, разрабатывает систему раскрытия информации на рынке и правила лицензирования деятельности его участников и т.д.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг может осуществляться в форме прямого (административного) регулирования, которое включает в себя все вышеупомянутые приёмы, а также многие другие, и косвенного (экономического) регулирования, происходящее посредством:
- денежной политики государства
, которая выражается, например, в колебании процентной ставки;
- налоговой политики государства, а именно налоговой ставки или льгот.
В целом структура государственного регулирования зависит от государственного устройства страны, принятой модели рынка и степени централизации управления государством
Кроме государства процесс регулирования РЦБ может осуществляться биржами, общественными и саморегулируемыми организациями. Саморегулирующие организации представляют собой некоммерческие организации (или ассоциации), созданные профессиональными участниками данного рынка, главным образом, на добровольной основе. Их деятельность заключается в:
- разработке обязательных квалификационных и этических правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на данном рынке и контроле за их соблюдением;
- выработке предложений по развитию РЦБ;
- обеспечении защиты клиентов и участников организации в государственных органах управления.
В реальности саморегулирование может осуществляться двумя путями: либо государство передаёт некоторые свои полномочия по надзору, контролю, установлению правил саморегулирующей организации, либо профессиональные участники путём взаимного соглашения сами наделяют её правами регулирования по отношению ко всем учредителям и участникам данного рынка.
Биржевое регулирование основано на правилах ведения торгов на фондовой бирже, осуществляется через установление требований как к ценным бумагам, так и к участникам торгов. Объектами биржевого регулирования являются участники биржевых торгов, и, непосредственно, сами биржевые сделки.
Некоторые регулирующие функции биржи:
- создание механизма для беспрепятственного разрешения споров;
- обеспечение гарантий исполнения сделок;
- обеспечение информационной гласности и технической доступности биржевых торгов
Биржевое регулирование может иметь внутренний (на основе собственного нормативного документа (устава)) или внешний (нормативных актов государства) характер.
Общественное регулирование представляет собой регулирование через общественное мнение с помощью СМИ и осуществляется непосредственно гражданами без участия специальных государственных органов.
Формами общественного регулирования выступают:
- осуществление общественного контроля, организация и проведение финансовых консультаций
;
- выработка предложений по развитию рынка ценных бумаг
Реакция общества на какие-либо действия на рынке ценных бумаг является первопричиной для регулятивных действий со стороны государства и других экономических агентов.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что рынок ценных бумаг - это многогранная и непростая система, со своими законами и правилами. В условиях развитой и иной экономики он служит для мобилизации экономических ресурсов, обеспечения ликвидности инвестиционных вложений и возможности распределять и перераспределять капитал через различные операции между инвесторами, эмитентами и профессиональными участниками с ценными бумагами. РЦБ, в виду сложности, проводимых на нём операций, может эффективно выполнять свои функции благодаря регулирующему воздействию государства, основываясь при этом на принципах саморегулирования.